№41 (93) от 29 ноября 2023 г.
Важные подробности, касающиеся рекультивации закрытой городской свалки на улице Итальянской в Орле, куда свозились опасные отходы ванадия, вскрылись на заседании комитета по промышленности и ЖКХ на минувшей неделе. Напомним, остро необходимый областной столице проект буксует уже не первый год. Теперь же выясняется, что рядом со старой свалкой областные власти планируют открыть новый полигон. На этом фоне особенно актуально звучит информация о возможном росте тарифов на вывоз и утилизацию мусора. Между тем ситуация в сфере обращения с отходами в Орловской области такова, что тарифы для граждан необходимо не то что не повышать, а снижать.
А свалка все еще отравляет жизнь орловцев
Одним из важнейших вопросов (хотя и вынесенным в раздел «Разное») на заседании профильного комитета облсовета стала ситуация с рекультивацией огромной городской свалки на улице Итальянской в Орле. Как сообщил депутатам гендиректор АО «ЭкоСити» (которое, собственно, и должно заниматься рекультивацией закрытого полигона) Юрий Парахин, для получения федеральной субсидии для рекультивации городской свалки необходимо пройти процедуру оформления документов с последующей экспертизой. Проектные и предпроектные работы пройдены. Были поданы документы на прохождение экспертизы. Юрий Парахин напомнил депутатам, что у его предприятия только 3,5 года ушло на то, чтобы получить земельные участки в аренду под телом свалки. А это более 25 гектаров, на которых за несколько десятилетий скопилось более 7,5 миллиона тонн отходов. При этом не только бытовых, но и промышленных (ведь Орел когда-то был известен на всю страну своими многочисленными заводами). Здесь же хранятся и небезопасные сельскохозяйственные отходы. В целом «солянка», собранная на бывшей городской свалке, представляет собой отходы от 1 до 5 класса опасности.
Среди наиболее опасных отходов – пентоксид ванадия. Напомним, ванадиевые отходы были завезены на свалку несколько лет назад как инертный материал для пересыпки уже существующего мусора. Спустя какое-то время выяснилось, что пентоксид ванадия (как и любое химическое вещество) вступает в реакцию с другими веществами и способен менять класс опасности, например, если нарушены условия использования. Орловская свалка ТБО на момент поставки отходов ванадия не была оборудована надлежащим образом. В частности, на теле свалки должно быть изолирующее защитное покрытие. Второй момент – полигоны, где разрешено использовать такой изолирующий слой, не должны располагаться в опасной близости от областных центров. А орловская свалка как раз и находится в черте города. Наконец (и это самое важное!), уже после размещения отходов ванадия в качестве изолирующего слоя необходимо было следить, как этот самый защитный слой взаимодействует с другими веществами. Такого контроля налажено не было. В итоге город получил настоящую «бомбу замедленного действия» – ведь никто не знает, что сейчас происходит с этими ванадиевыми отходами. Впрочем, вернемся к рекультивации.
«В июне 2022 года мы получили в аренду последние земельные участки и в этом же месяце фактически сделали проект (потому что шли параллельными путями). И обратились к администрации Орла – так как полигон фактически находится на территории города и имеет адрес улица Итальянская, 33, – сообщил директор «ЭкоСити». – Попросили мэрию в соответствии с законодательством провести общественные слушания, чтобы мы могли с этим документом обратиться в экспертизу. С 5 июня по 5 июля администрацией Орла были проведены общественные слушания в форме опроса. Мы получили документы от администрации, приложили к пакету ПСД и отправили в экспертизу. Чрез полтора месяца мы получили ответ из экологической экспертизы, что есть недочеты. В основном эти недочеты касались самой формы проведения общественных слушаний. Мы октябре сразу же обратились в администрацию Орла и попросили провести общественные слушания еще раз. Вот с того момента (с октября 2022) идут дебаты…», – рассказал Юрий Парахин. Также он добавил, что предприятие было вынуждено обратиться в Арбитражный суд, чтобы побудить чиновников мэрии все же провести необходимые слушания. Но дело все еще рассматривается, и конца-края пока не видно.
Присутствовавший на комитете заместитель мэра Орла по ЖКХ Сергей Филатов пообещал, что до конца года в мэрии все же проведут общественные слушания. Причем в этот раз так, чтобы не пришлось ничего переделывать – то есть с соблюдением всех положенных по закону формальностей.
Поинтересовались депутаты и тем, сколько по времени займет рекультивация, если все же чудо произойдет, и дело сдвинется с мертвой точки. По словам Парахина, предприятие уже предприняло ряд важных шагов. В частности, с мэрией в 2020 году был заключен договор о ликвидации пожаров (напомним, городская свалка горела с завидным постоянством). В итоге на свалке уже началась предварительная пересыпка самых опасных очагов. Предприятие потратило на это 270 тонн почвогрунтовой смеси. И если до апреля 2020 года ежегодно на свалке фиксировалось порядка 70 больших возгораний, то после пересыпки было отмечено всего 5 возгораний. При этом, по информации регионального ГУ МЧС, 4 пожара – это результат намеренных поджогов.
Также руководитель «ЭкоСити» надеется на включение его проекта в федеральную программу, по которой он сможет получить субсидию и компенсировать хотя бы часть затрат. Но и без федералов проект будет реализовываться – предприятие уже вложило в него порядка 150 миллионов рублей. И это не только противопожарные мероприятия. Это и заготовка почвогрунтовой смеси, и ряд других работ. Что касается дальнейшей рекультивации, то, по словам Юрия Парахина, сроки рассчитаны следующим образом: «Сам технический период на рекультивацию у нас в программе мероприятий отмечен занимает 7 лет. Но это сначала технический вопрос: строительство очистных сооружений, рекультивация, устройство дренажных колодцев, сбор биогаза. И потом еще 10 лет мы высаживаем растения по мере оседания свалки. Трава, кустарники, деревья – это уже рекреационная работа».
Замена шила на мыло?
Коснулись (правда, вскользь) на комитете и такого вопроса, как открытие под Орлом нового полигона «ЭкоПолис». Депутаты хотели узнать, какой смысл открывать новый объект впритык к тому, который собираются рекультивировать? Не лучше ли было найти новое место где-нибудь подальше? В итоге вопрос о новом полигоне (а также о рекультивации старого Мценского полигона) решили рассмотреть на одном из следующих комитетов. Но руководитель областного департамента ЖКХ Сергей Латынин в общих чертах обозначил позицию властей по поводу ситуации с открытием нового полигона.
По словам чиновника, в каком бы месте ни открывался новый полигон, он будет воздействовать на окружающую среду. И чем жители небольших населенных пунктов отличаются от жителей Орла, рядом с которым будет новый мусорный комплекс, Латынину совершенно непонятно. При этом, по его версии, размещение нового полигона в непосредственной близости от областного центра даже выгоднее, чем где-то на периферии. Во-первых, земли вокруг старой свалки уже существенно загрязнены, и новый мусор, по этой логике, рациональнее складировать рядом со старым. Во-вторых, размещая новый полигон поблизости от старой свалки, не придется проводить процедуру перевода земли из одной категории в другую, которая была бы необходима, если бы полигон оборудовали где-то в районе. К тому же сейчас отходы из Орла (как и из большинства районов области) везут на мценскую свалку, а в случае открытия полигона «Экополис» они будут оставаться здесь же, в областном центре.
Но и это, по мнению Латынина, не главное. Главное, что свалка и полигон – это не одно и то же. Вообще-то полигон (в отличие от свалки) достаточно сложный объект, – разъяснил депутатам Латынин. Во-первых, на полигонах устраивается специальное изолирующее покрытие. Во-вторых, проложена система труб для сбора фильтрата. В-третьих, сама технология захоронения отходов предполагает, что за пределы территории мусор разлетаться не будет. При этом система контрольных скважин по периметру должна постоянно мониторить, нет ли сбоев. Латынин убежден, что именно так и будет работать новый полигон «Экополис». Добавим, что это убеждение разделяют далеко не все, и на то есть свои причины. О них мы рассказываем в статье «С Новым годом – с новой свалкой?» на стр. 5.
Несите ваши денежки!
Тем временем очень интересную информацию опубликовали журналисты «Агентства Бизнес Информации». https://abireg.ru/newsitem/100258/ Они проанализировали изменения в проект орловской территориальной схемы обращения с ТКО, который региональный департамент ЖКХ выложил в общий доступ для общественного обсуждения.
«В разделе 12 документа обозначены прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с ТКО. Так, на 2024 год определена предельная стоимость одного кубометра мусора для регионального оператора в 655,5 рублей. При этом на текущий год, в соответствии с приказом орловского Управления по тарифам и ценовой политике от 22 ноября 2022 года № 478-т, единый тариф на услугу регионального оператора установлен в размере 506,5 рублей за кубометр. Таким образом, можно сделать выводы о том, что прогнозный рост тарифа в Орловской области на следующий год составит 30%. Поскольку доход регоператора складывается из тарифа, который платит население, можно предположить, что рост платы «Зеленая роща» перенесет в платежки», – пишет издание.
Впрочем, рост тарифа на 30% – далеко не единственная странность. Гораздо интереснее другое. Во-первых, уже прошло несколько месяцев с тех пор, как были пересмотрены нормы накопления отходов для населения. Власти все время обещают, что опубликуют новые данные, и что тогда тариф для населения должен снизиться – ведь выяснилось, что орловцы образуют меньше отходов, чем считалось ранее.
Во-вторых (и на это уже обращают внимание журналисты «Агентства Бизнес Информации»), в соответствии с представленным измененным проектом территориальной схемы, расстояние перевозки отходов до места полигона ТКО уменьшается на 37 км. Если раньше так называемые «хвосты» – оставшиеся после сортировки отходы – везли из Орла под Мценск, то в измененной схеме «хвосты» планируется захоранивать на новом полигоне под Орлом. А если пропадает необходимость возить мусор в таких объемах на такие значительные расстояния – то о каком росте тарифа может идти речь?
Наконец, обращают внимание журналисты и на такую важную деталь, как корректировка общего объема образуемых в регионе отходов. «С 2024 года официально мусора в Орловской области станет в полтора раза меньше: 211 тыс. вместо прежних 347 тыс. тонн. Орловский областной суд еще в 2020 году с подачи АО «ЭкоСити» признал 347 тыс. тонн недостоверными и подлежащими пересмотру данными. Спустя три года областной департамент ЖКХ решил исполнить решение суда» – пишет издание. «Все эти факторы по логике вещей должны снизить тариф, но орловские тарифы не подчиняются законам логики», – резюмируют журналисты «Абирега».
Сергей МИЛЯХИН
Когда верстался номер:
В понедельник департамент ЖКХ Орловской области дал разъяснения насчет возможного увеличения мусорного тарифа в Орловской области. Об этом сообщило издание «Орловские новости».
«Ранее профильный департамент выложил в общий доступ для проведения обсуждения обновленный проект территориальной схемы распределения ТКО. На 2023 год установлен единый предельный тариф на услугу регоператора по обращению с ТКО в 506 рублей 50 копеек.
Как следует из опубликованного проекта, в 2024 году предлагается предельный тариф в 655,5 рублей / куб. м.
Как уточнили в департаменте ЖКХ, предельным тарифом ограничено максимально возможное повышение тарифа на регулируемые виды деятельности.
– Значение предельного тарифа, отраженное в Проекте скорректированной территориальной схемы, носит ограничительный характер и не применяется при расчёте платы граждан, – пояснили чиновники.
В департаменте добавили, что тариф корректируется ежегодно. Облправительство принимает тариф, в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития страны, а также в рамках соблюдения предельных индексов изменения платы населения за коммунальные услуги», – пишут ОН.
Добавим, что при этом департамент не сообщил никакой конкретной информации о размере тарифов на вывоз мусора для населения на 2024 год.