№5 (102) от 14 февраля 2024 г.
Этой зимой погода беспощадно испытывает орловчан на прочность – на прочность костей и нервов. Испытания не выдерживают ни те, ни другие. Утром в понедельник, после ледяного дождя, жители областной столицы привычно вышли из своих домов, чтобы отправиться на работу. Повезло далеко не всем: многие вместо рабочих мест отказались в травмпунктах. С ушибами и переломами. Впечатления от утреннего города оказались настолько сильны, что социальные сети буквально взорвались от гневных комментариев в адрес коммунальных служб и, естественно, мэрии. Последняя, надо сказать, в отличие от граждан, стойко держит удар.
Администраторы официального паблика мэрии Орла ВКонтакте с упорством, достойным лучшего применения, в ответ на все претензии граждан либо просят указать улицы, которые требуют противогололедной обработки (а требуют, надо сказать, все), либо сообщают о планах: дескать такая-то улица будет обработана тогда-то. Например, на следующей неделе. А еще просят – вежливо, между прочим, просят – вести с ними диалог уважительно. Такую просьбу, например, адресовали и редактору «Орловской среды-плюс», отвечая на комментарий, написанный еще 9 февраля, то есть до пресловутого ледяного дождя. Ответили, правда, только 12-го, но дата не так важна, потому что и 12-го, и 9-го февраля, и ранее, да что там – в течение всей зимы, причем не одной уже зимы, город Орел становится непригодным для жизни. По множеству причин. И год от года эти причины не просто не устраняются – они усугубляются. А нынешней зимой они сплелись в такой клубок, что граждане впадают в настоящее отчаяние, ибо каждое утро и каждый вечер жители областной столицы вынуждены на себе испытывать избитую истину: наша жизнь – борьба.
На практике это выглядит банально и жутко. Представим себе вечер обычного рабочего дня – скажем, журналиста «Орловской среды-плюс». Работа окончена, надо ехать домой – из Советского района, допустим, в Северный. Или в Заводской. Первым делом надо добраться до остановки общественного транспорта. Если на улице мороз, главное, не сломать ноги (или руки) на ледяных тротуарах – других в районе улиц Салтыкова-Щедрина, Полесской, Тургенева и Октябрьской этой зимой не было. Правда, когда был снег, на тех же тротуарах приходилось месить снежную кашу, но под ней все равно был лед – покрытие никто не чистил. Если же ни мороза, ни снега нет, то есть лужи, причем самые глубокие – почему-то на пешеходных переходах. В этом случае возникает другая задача: форсировать водную преграду так, чтобы минимально промочить обувь. Это удается плохо. Но когда худо-бедно до остановки вы все же добрались, вас ждет новое испытание. Опять же, если на улице мороз и гололед, важно не скатиться по ледяной корке под колеса маршрутки, пытаясь в нее, не побоюсь этого слова, влезть – поскольку иначе процесс посадки в общественный транспорт в часы пик (хоть утром, хоть вечером) назвать сложно. Но прежде маршрутку, или автобус, или троллейбус надо дождаться. И это тот еще экзамен для психики. Особенно, если вам не повезло добираться из Советского района в Северный. Единственный автобус номер девять, который идет туда с остановки «Дворец спорта», можно ждать 20 минут, можно – 30, а можно и 40 – как повезет. Можно дождаться и не уехать – поскольку он, несмотря на крупные габариты, бывает набит так, что втиснуться невозможно. Если же вы едете, скажем, в Заводской район, то с транспортом тут попроще, маршруток больше, но это не значит, что вы можете на них спокойно уехать: малогабаритные газели, которые по определению должны перевозить только «сидячих» пассажиров, едва не лопаются по швам – столько в них набивается народу. Приходится либо пропускать одну за одной, ожидая более-менее свободную маршрутку, либо, наплевав на чувство собственного достоинства, унизительно тесниться в коробчонке на колесах, опираясь на плечи и прочие части тел товарищей по несчастью. Когда же вы наконец доедете до нужной вам остановки, вам предстоит проделать такой же тернистый путь домой – по гололеду, сугробам или лужам. Да еще в темноте, ибо фонари в городе Орле, если и работают, то светят сами себе, но чаще – не светят вовсе. А еще по дороге вам могут встретиться стаи бродячих собак – и не всегда миролюбиво настроенных. А утром вас ждет тот же процесс в обратном порядке – и это в лучшем случае. Потому что в худшем – вы можете поскользнуться и упасть, получить травму. И не только вы, но и ваши дети, которым вместе с вами в таких же условиях приходится добираться до школ и детских садов. И старики-родители, для которых поход в магазин за хлебом становится буквально подвигом.
Мы уже не заостряем внимание на том, что каждую зиму на головы граждан с нечищеных крыш падают сосульки и снежные глыбы, что во время оттепели массово текут потолки на последних этажах домов, что из-за снегопадов неделями (а кое-где и месяцами) не вывозится мусор. Этой зимой ко всем перечисленным прелестям добавились коммунальные аварии – в Орле замерз целый 909-й квартал.
И на этом фоне администрация Орла бодренько так отчитывается перед горожанами в социальных сетях о своей титанической работе по поддержанию порядка в областной столице.
Вот, например, 8 февраля, когда еще до всякого ледяного дождя, орловчане выворачивали ноги на скользких тротуарах, мэрия публикует в своей официальной группе ВКонтакте пост следующего содержания: «За минувшие сутки Спецавтобаза вывезла с городских дорог 2060 кубометров снежных масс. На обработку дорог ушло 368 тонн пескосоляной смеси. Зимнее содержание Орла продолжается. Сегодня коммунальные службы сделают упор на посыпку пескосолянкой тротуаров. Подробности – в наших карточках».
Карточки, то есть картинки, разумеется, тоже прилагаются: на них развеселые коммунальщики с лопатами, ледорубами и ведрами якобы чистят и посыпают те самые тротуары. Правда, где эти тротуары находятся, горожанам неизвестно. Зато хорошо известно, где находятся другие тротуары – нечищеные и скользкие. А находятся они везде. И горожане администрации, естественно об этом сообщают. Вот комментарии под упомянутым выше постом от 8 февраля:
«Опять мифическая обработка тротуаров? В карточках одно, а на улице абсолютно другое: дорога и тротуар каток!»
«Проехала по городу, прошла по пешеходке… Нигде не посыпано»
«Чтобы вывезти 2060 кубов снега 8 самосвалами, нужно 25 ходок каждому, считай сутки работы без перекуров. Ни одного груженого самосвала за всю зиму не видел. Только если Ленинскую всю зиму откапываете. Кому ваши отчёты нужны? Где горы снега стояли, так и стоят, ждут весну».
«Я так понимаю, тот кто красиво тут пишет посты живет не Орле».
«Я сегодня был в шоке от вашей обработки. Возле пешеходного перехода посыпали 1 метр, а что к переходу ведет сплошной каток и тротуары такие же, то вам все равно».
«Можно хотя бы один раз за нынешнюю зиму посыпать трамвайную остановку Химтекстильмаш? Люди не могут совершить посадку в трамвай, т.к. съезжают по наледи под трамвай».
«Везде ужас»
«Практически ничего не меняется по борьбе с гололедом!.. Добавить нечего… Все печально».
«909 квартал не посыпано, дети по льду ходят в Лицей».
«Напротив Чайки возле балагана на остановке утром каток был. Завтра посмотрю. Напротив вечером тоже не выйти из транспорта было».
На этом пока прервемся, чтобы посмотреть, что же отвечают людям администраторы. А ответы однотипные. «Уточните, пожалуйста, конкретный адрес». Или, если адрес назван: «В течение двух дней подходы обработают». Причем, неважно, когда написан комментарий и когда на него дан ответ: допустим, один житель обращается 10-го февраля, другой – 12-го. И тому, и другому отвечают 12-го: «в течение двух дней». На справедливое возмущение, а как ходить по ледяным тротуарам эти мифические два дня, имеется опять же шаблонный ответ: «Дороги и тротуары обрабатываются ежедневно в круглосуточном режиме. К сожалению, одновременно все дороги города Орла обработать противогололедными средствами невозможно…». И этот ответ, не побоимся сказать, самый возмутительный.
Мы не знаем, кто именно ведет паблик администрации Орла ВКонтакте. Один человек или несколько. Живут ли они (он, она) в Орле или работают дистанционно. Но знаем точно: это непрофессионалы. Как и их работодатели. Потому что, читая подобный ответ, хочется сразу же задать много-много вопросов. Первый: а почему, собственно, нельзя обработать городские тротуары (именно тротуары, а не дороги, по которым ездить все-таки можно), как выражается администрация, одновременно? Что они понимают под словом «одновременно»? За час, за три, за день, за сутки? Думаем, за сутки-двое-трое вполне можно обработать все – была бы техника, люди и желание. Но и этого бы не потребовалось, если бы с начала зимы эти самые тротуары регулярно чистились и обрабатывались. К тому же и сама администрация утверждает, что это делается ежедневно и круглосуточно. Правда, реальность говорит об обратном. И о том, что ответы на комментарии граждан – это, если называть вещи своими именами, банальное вранье. Что и стало ясно утром 12 февраля, когда люди, спешащие на работу, в поликлиники, в школы и детсады, стали массово «биться об лед». И на территориях общего пользования, и во дворах.
Заметим, не везде. Там, где тротуары перед ледяным дождем действительно обрабатывались, где добросовестные УК регулярно чистили и посыпали песком дворовые территории, вполне можно было пройти без опаски оказаться в травмпункте. Только таких, как сейчас принято выражаться, локаций в городе оказалось куда меньше, чем опасных для жизни и здоровья. Шквал обращений граждан через соцсети с жалобами на состояние дорог, тротуаров и дворов в Орле – тому подтверждение. Процитируем выборочно комментарии из разных орловских пабликов ВКонтакте, в том числе и со страницы администрации Орла. Дата одна – 12 февраля.
«Уважаемая Администрация города Орла! Пожалуйста, вас просим принять наши обращения во внимание!
Что на данный момент идти по дорогам и по улице невозможно, ни одна дорога не посыпана песком и солью… Вся больница в травматологии забита, Семашко и Боткина! Как быть людям, и детям передвигаться по льду!»
«Где хоть посыпали? Сплошной лёд. Хоть бы центр города привели в порядок. Просто стыдно должно быть. Когда пишите такое, посмотрите в окно».
«Сегодня в 8.00 со двора выйти не смогла! Хоть на четвереньках ползи! Такси 30 мин ждала! Водитель звонит и говорит: выходите со двора, заехать не могу, я ему: а я выйти не могу. Молодец, кое-как подъехал!»
«…В детскую поликлинику номер 3 приехали с ребенком в 9.20, еле подошли к забору…лед…и надо бегом, бегом, потому что с другой стороны машины едут. Да плевать на людей».
«Да уже не хочется писать, что весь город – сплошной каток! К сожалению ничего не меняется!..»
«Администрация города, пройдитесь вместе с детьми до школ и детсада по этой дороге!!! Я думаю, что вам это надо прочувствовать, тем более рано утром, когда темно!»
«Спросите кто-нибудь у Клычкова, Спецавтобаза ещё готовится к борьбе или уже можно вынимать?»
«Ужас что творится на дорогах! Два раза упали пока шли к машине, еще столько же когда вышли из нее. Хотелось остаться прям там на льду и разрыдаться плюс еще и сильно стукнулись коленями. Передвигаться невозможно!»
«Город просто брошен…»
«Надо обязать администрацию и ЖКХ оплачивать лечение после увечий, которые люди получили в результате падения в гололед!!! Вот тогда все кругом будет в порядке!!!»
«У города нет хозяина».
«Парахину просто в кайф издеваться над горожанами».
«По радио орловскому гордо бодрым голосом отрапортовали, что город превратился в каток, губернатор предупреждал ещё неделю назад, включили его речь. На этом ограничились, борьба с гололёдом закончилась, не успев начаться!»
Обратим внимание на последний комментарий. И ведь, действительно, губернатор предупреждал. И не просто предупреждал, а задачу ставил. Всем коммунальным службам: быть готовыми к ледяному дождю, активно использовать пескосоляную смесь на тротуарах и в общественных местах.
Было это в четверг. А в понедельник орловчане пригласили Клычкова прогуляться по ледяным улицам, «чтобы мозги встали на место». Думаем, вместе с Клычковым, а может быть, даже вместо него, следовало бы пригласить мэра Парахина. Потому что Клычков хоть совещания проводит и поручения дает, а вот орловский градоначальник, который, собственно, и отвечает за все, что творится в городе, такими мелочами, как борьба с гололедом, себя не утруждает. У него уже вообще весеннее настроение. 12 февраля, когда горожане ломали ноги и разбивали головы о лед, Парахин затаился: последний пост перед ледяным апокалипсисом на его странице ВКонтакте был опубликован 9 февраля (кстати, тогда тоже было очень скользко). И в нем он приглашал орловчан посетить 7 марта городской парк, где будет проводиться выставка цветов. А уже 13 февраля так называемый мэр (ибо настоящим мэром его назвать язык не поворачивается) рассказал своей аудитории о детском технопарке в 19-й гимназии. Ни ледяного дождя, ни скользкого города, ни травмированных орловчан как будто и нет.
Вот так! А на неприятные комментарии горожан пусть отвечают наемные администраторы из группы мэрии ВКонтакте, которые требуют «быть уважительными» в диалоге с ними. За «неуважительность» они, видимо, считают, когда их просят прекратить врать, искать причины и виноватых в том, что по городу невозможно ходить и наконец начать уже что-то делать. Что же касается не уважительности, а уважения, то администрации следует начать с себя. В смысле начать уважать жителей города Орла. Которые, собственно, всю эту администрацию вместе с ее пабликом и содержат. И вправе требовать от нее, чтобы она добросовестно исполняла свои полномочия – в том числе и по зимнему содержанию городских территорий. Но поскольку практика показывает иное, горожане всерьез задумываются о других методах воздействия – например, коллективных исках к мэрии. Хотя, на наш взгляд, следовало бы начать с коллективных обращений в прокуратуру. Которая по непонятным причинам дорожно-тротуарного коллапса в Орле почему-то не замечает. А если замечает, то тщательно это скрывает. Хотя на наш взгляд, поводов для прокурорского реагирования в этой ситуации – предостаточно. Тут и бездействие муниципальных органов власти, и нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, и угрозы жизни и здоровью людей, в том числе детей.
Надеемся, что надзорное ведомство все же обратит внимание на вопиющую ситуацию и заставит мэра Парахина и его подчиненных сделать так, чтобы хотя бы остаток зимы жители Орла провели в человеческих условиях.
Татьяна Филева
Фото жителей города Орла