№8 (105) от 6 марта 2024 г.
На прошлой неделе вице-мэр Орла Вадим Ничипоров опубликовал на своей странице ВКонтакте свой «ответ Чемберлену». То есть предпринимателям Вадиму и Марине Кривовым, которые 19 февраля разместили в соцсетях очередное обращение к Председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину, в котором пожаловались на то, что руководство регионального управления СК не выполнило прямое указание Бастрыкина о возбуждении уголовного дела в отношении Ничипорова. Последний, как утверждают Кривовы, занимался систематическими поборами с перевозчиков. Так, например, за счет перевозчиков ремонтировались кабинеты в мэрии Орла, закупалась компьютерная техника для той же мэрии, устанавливались остановочные павильоны на маршрутах следования общественного транспорта. Обо всем этом Кривовы сообщили не только следствию, но и широкой общественности через СМИ и соцсети. Как мы поняли, вице-мэр Ничипоров решил не отставать и пошел в контратаку, заручившись огневой поддержкой Первого областного телеканала. «Прямо поэму написал», – так прокомментировал пост Ничипорова один из пользователей ВКонтакте.
Итак, через три дня после публикации обращения предпринимателей Кривовых к Александру Бастрыкину на Первом областном вышел сюжет под названием «Администрация Орла проверила работу общественного транспорта». «Ревизоры рано утром пришли на остановку на пересечении улиц Генерала Армии Ковалёва и Бульвара Молодёжи», – сообщает Первый областной и демонстрирует толпу народа, жаждущего попасть с маршрутки (проверялась работа маршрутов №№8, 9 и 20). «И даже интервал в 7-12 минут не в силах разгрузить такой поток», – сетует корреспондент, и, собственно, на этом отчет о ревизии заканчивается. Далее в сюжете есть все что угодно – комментарий председателя транспортного комитета мэрии Алексея Шалиманова, который рассказывает о работе 9-го маршрута и признает, что по другим маршрутам «есть потребность в увеличении пассажировместимости»; комментарий самого Ничипорова, который сокрушается насчет сложной ситуации на рынке пассажирских перевозок: водителей не хватает, но расторгать контракты с половиной перевозчиков из-за этого невозможно – жители без транспортного обслуживания, мол останутся; есть и речитатив корреспондента – числе маршрутов, автобусов и вместительности транспортных средств. Нет только одного: комментариев пассажиров, о которых так заботятся чиновники и журналисты. Впрочем, как мы поняли сюжет создавался не ради них: едва ли не половину трехминутного ролика Первый областной отвел под выступления перевозчиков, которые убеждают зрителей в том, что они устанавливали остановочные павильоны исключительно на добровольной основе, из искреннего желания помочь городу. Перевозчикам вторит корреспондент: дескать, подобная практика в Орле существует не первый год (в общем, не Ничипоров это придумал). И все бы это, наверное, прошло незамеченным – даже непонятный акцент на остановках, казалось бы, не имеющий отношения к сюжету о работе маршруток, если бы сам Ничипоров не раскрыл карты.
Сюжет Первого областного вышел 22 февраля, а 25 февраля вице-мэр опубликовал свои комментарии к нему на своей же странице ВКонтакте. И из них стало ясно, ради чего все это затевалось. Читаем.
«Тема транспортного обслуживания населения – одна из самых обсуждаемых. Её в очередном выпуске раскрыл Первый областной телеканал, – пишет Ничипоров. – От себя хочу добавить несколько комментариев.
Сегодня администрация разработала план действий, которые помогли значительно улучшить ситуацию с городским общественным транспортом. Это, в частности, закупка автобусов для МУП «ТТП»: за последнее время предприятие получило 48 ЛиАЗов, удобство которых ощущают жители. Например, если один из самых популярных, 9-й маршрут, раньше обслуживался 12-ю «пазиками», то теперь их заменили 16 больших автобусов. Это значительно помогло разгрузить пассажиропоток в часы пик. Но дело не только в подвижном составе, а в добросовестности исполнения перевозчиками условий контрактов.
Да, сегодня все они испытывают нехватку водителей, и не только в Орле. Это зачастую отражается и на соблюдении графиков движения. Но после простого устного предупреждения со стороны администрации, после тех же выездных рейдов и жалоб орловцев, ситуация исправляется. Однако, когда устные замечания не действуют, выдаётся официальная претензия. Несколько претензий – повод для расторжения контракта. Процесс не ежесекундный. Для того, чтобы лишиться маршрута, нужно «постараться» – систематически выпускать на маршрут меньшее количество автобусов, чем предусмотрено контрактом (это не выгодно ни перевозчику, ни администрации). Так, в частности, было и на 9-м маршруте, когда он обслуживался ИП Кривовой М. Н. Сейчас вместе со своим супругом ИП Кривовым В. А., который обслуживал маршрут № 4, и братом ИП Дегтеренко А. Н. (обслуживал маршрут №26) они продолжают оспаривать это всеми возможными способами. Спекулируя темой якобы притеснения многодетных семей на Орловщине, сведения с ними каких-то личных счётов, давления на бизнес, эти перевозчики фактически устроили саботаж.
Например, в отдельные дни ноября-декабря 2022 года по 26-му маршруту не было выполнено более 50% рейсов (!!!), предусмотренных контрактом. Комиссионным решением антимонопольной службы установлено недобросовестное поведение перевозчика, он попал в реестр недобросовестных.
Полное игнорирование замечаний по работе транспорта на 9-м и 26-м маршрутах привело к разрыву контрактов. ИП Кривова М. Н. и ИП Дегтеренко А. Н. обращались в арбитражный суд Орловской области трижды, но оспорить принятые решения не удалось «в связи с неявкой истца».
При этом ИП Кривов В. А. работал на 4-м маршруте до конца срока действия контракта, то есть до 31.12.2023 года.
С начала 2023 года Кривовым, как и другим перевозчикам, предлагалось заключить контракты на обслуживание маршрута №59, о чем они были даже письменно проинформированы со стороны администрации города Орла, но ответа не последовало. Кроме того, за период с июля по ноябрь 2023 года администрацией было проведено 15 торгов по выбору перевозчиков на автобусные маршруты города Орла, но Кривовы заявок на участие вообще не подавали. В этом году также проводилось 8 электронных процедур. Заявок вновь не последовало.
Я не буду оценивать чьё-либо поведение, какие-либо публичные выступления. Я лишь хочу попросить всех перевозчиков направлять свою энергию в нужное русло – на улучшение качества транспортного обслуживания, а не на то, какое видео записать в очередной раз».
Словом, львиная доля текста в этом комментарии посвящена вовсе не теме работы общественного транспорта, а конкретным перевозчикам – Кривовым, которых Ничипоров обвиняет в якобы невыполнении условий контрактов. Погружаться в эту тему мы сейчас не будем – не о том речь. Здесь куда более важен посыл другим перевозчикам: направляйте энергию в нужное русло, улучшайте качество обслуживания и вздумайте записывать всякие видео – иначе будет, как с Кривовыми…
Этот подтекст, кстати, быстро разглядели пользователи соцсети, оставившие под постом Ничипорова весьма красноречивые комментарии. Цитируем.
«Вы лучше бы занимались делом, уважаемый зам. мэра. Одно и то же из года в год, никакой работы, штаны протираете, за какой … деньги получаете?! Где Ваша работа? ТТП развалили, нового электротранспорта нет, инфраструктуры новой нет, одни пазики по городу, колхоз полнейший!»
«…А он и занимается делом, просто своим, в котором остро заинтересован. Кошмарит неугодных, в числе которых ТТП, расчищая тем самым рынок перевозок и открывая новые горизонты для Оленьки своей ненаглядной. Непонятно только, для кого этот ненужный белый шум – на Кривовых самоутвердился, неуязвимость и безнаказанность продемонстрировал свою – на кого рассчитана эта словесная бутафория… Непонятно…»
«Полностью согласен с автором коммента выше. Пока вы, господин Ничипоров, и супруги Кривовы через СМИ пытаетесь донести какую-то свою «правду» до обычных людей, я вижу эту правду на дорогах города: б/у ПАЗы, тесные Газели NEXT, несчастные несколько десятков ЛиАЗов по всего двум из 30-ти маршрутам в городе (9 и 16, и иногда на 15), старые троллейбусы и трамваи, всяческое оттягивание участия в федеральных программах. О чем текст выше, Вадим Николаевич, о том, как всё хорошо, а вас хотят оклеветать? Неубедительно. Я вижу всё на улицах города».
И действительно, горожане видят на улицах совсем не то, что видит Ничпоров из окна своего кабинета и корреспонденты Первого областного в объектив камеры. И от увиденного приходят в ужас. Так, на днях в соцсети ВК в группе «Город Орел. Орловчане Вконтакте» жители областной столицы высказали свое возмущение работой трамваев. Точнее, тем, что трамваи как раз не работают. В субботу, 2 марта, граждане сняли видео с разворотного трамвайного кольца в районе автовокзала, где скопились сразу несколько вагонов, в то время как пассажиры безуспешно ждали трамваи на остановках. В ответ на упреки граждан администрация по традиции стала перечислять, сколько трамваев на каких маршрутах работает. Аргумент о том, что трамваи не ходят, похоже, остался не услышанным.
Вот, например, типичная отписка представителей мэрии и реакция на него пользователей соцсети:
Администрация города Орла
«Добрый день! Ежедневно на трамвайном маршруте № 4 работает 3 вагона. Обновление подвижного состава горэлектротранспорта планируется осуществить в рамках участия в целевых программах. Также документами транспортного планирования предусматривается увеличение доли горэлектротранспорта в пассажирских перевозках с организацией новых маршрутов трамвая и троллейбуса».
«Администрация города Орла, спасибо, что ответили. Но надоело этот бред слушать и читать. Людям, что делать? Ваши 3 вагона не всегда на маршруте. Вернее, они бывают, но один сломан, второй его тянет в депо. А ваш 3 едет от школы 35 на вокзал. Это происходит после 18 часов, люди с работы. Вы не слышите людей. Взамен сломанного ничего нет. В итоге один, если повезёт, остаётся трамвай. Вы в начале решили бы свои проблемы, а потом всё нормальное предоставили бы для людей. А сейчас просто издевательство над ЛЮДЬМИ. И то, что я пишу, вам, видимо, не понять, к сожалению».
«А я больше свои нервы тратить не буду. До работы добираешься 1,5-2 часа (ехать на трамвае 25 минут!!!) с пересадками, с перебежками. Приходишь уже уставший, озябший, нервный. Это, естественно, отражается на качестве работы. Для себя чётко решила, что буду работать так, как работает администрация города (например, по организации работы общественного транспорта), и жить стало намного легче. А раньше так работать совесть не позволяла…»
«Ежедневно испытываешь стыд перед гостями города, которые пытаются доехать с вокзала до автовокзала с сумками и чемоданами: ждут, потом мечутся, опаздывая на автобус на автовокзале, вызывают такси… Орёл – сердце бирюзового кольца России! Литературная столица! Приезжайте в гости!!! Добро пожаловать!!! Ну, а в городе передвигайтесь уж как-нибудь сами… У нас проблемы…».
Заметим, что стыд за отвратительную работу транспорта вообще-то следовало бы испытывать не горожанам перед гостями города, а тем же Ничипорову, Шалиманову и их патрону Парахину – перед горожанами. Но вот беда – чувство стыда им, похоже, неведомо…