№10 (107) от 20 марта 2024 г.
18 марта для православных христиан начался Великий пост. В канун поста священники давали наставления прихожанам храмов, а вот у тех людей, которые редко бывают в церкви, все еще остается много вопросов, главные из которых: что такое пост, как его провести правильно, и зачем он нужен. Ответы на них в интервью корреспонденту ГТРК «Орел» Юлии Опанасюк дал митрополит Орловский и Болховский Тихон.
Мы представляем некоторые фрагменты его интервью с тем, чтобы у верующих орловчан не оставалось сомнений: всем нам надо учиться прощать друг друга и не осуждать.
«Я не завидую, я не горжусь — это мы себя плохо знаем»
– Впереди дни поста, и перед тем, как ступить на этот путь, большинство людей задают себе вопрос: для чего мне это нужно и как начать?
– В первую очередь, это нужно для того, чтобы мы явили послушание нашей Матери-Церкви, уподоблялись Спасителю, уподоблялись его милосердию, его трудам и тому посту, который он совершал. Ведь Спаситель постился сорок дней, и в раю была дана заповедь Адаму и Еве не вкушать. Есть какие-то ограничения, чтобы мы могли увидеть свои грехи. Когда мы утончаем свою плоть – обостряются наши чувства, выходят наружу наши страсти, которые у каждого свои. Если человек говорит: я не завидую, я не горжусь и прочее-прочее, ну, наверное, мы себя плохо знаем.
– Владыка, а как для себя найти правильную меру, чтобы пост прошел с особенным трепетом, а не с раздражением, как иногда бывает во время искушений?
– Некоторые Святые Отцы даже не благословляют человеку, который постится и при этом раздражается, соблюдать пост телесный. Мы должны это понимать, и каждый человек должен меру поста выбирать сам. По своему внутреннему устроению. Ведь когда человек начинает заниматься тяжелой атлетикой, он не берет сразу штангу весом двести килограммов. Как говорил Святитель Иоанн Златоуст, мы должны это все делать по чуть-чуть. Постепенно.
– Мы сейчас говорим об ограничениях во время поста в плане еды. Человек, в принципе, может свой рацион выстроить таким образом, что он не сильно почувствует отсутствие мяса, молочных продуктов, но, может, стоит постараться молиться чуть больше чем в обычные дни?
Конечно, мы помним слова Спасителя из Евангелия: Сей род изгоняется только постом и молитвой. Пост и молитва — они стоят рядом, и мы должны, когда постимся, в первую очередь, молиться. Если человек ест сухари, запивает водой, но при этом всех осуждает и не отходит от телевизора — для него это не пост. А если человек по своей болезни ест молочную пищу, но при этом молится, при этом укоряет себя, видит свои грехи, исповедуется и кается, то это для него, конечно же, самый серьезный пост.
Я где-то читала, что священнослужители кому-то даже рекомендуют перечитать «Мертвые души» Гоголя. Вы что-то слышали подобное?
Дело в том, что эти рекомендации носят индивидуальный характер. Избирательный. Одному человеку священник видит полезным почитать Гоголя, кому-то Достоевского, но самое главное – мы должны хотя бы немножко читать Святых Отцов. Они нам растолковывают Священное Писание, и мы начинает глубже в него погружаться.
Иногда люди говорят: я не считаю нужным просить прощение. В Прощеное воскресенье иногда себя стоит заставить у кого-то попросить прощение, или это должен быть внутренний посыл?
На мой взгляд, это не обряд, когда все друг другу пишут СМС-ки: прости, прости, а человека, может, год-два-три не видели. Но, если мы действительно чувствуем, что у нас к человеку или у человека к нам какая-то неприязнь, желательно наступить себе на горло, помолиться за этого человека, и, когда уже сердце немножко растопится, когда оно утихомирится, желательно попросить у человека прощение. Нам порой так кажется: человек, который меня обидел, он виноват, но какой-то процент нашей вины все равно присутствует…
«Иди, больше ты не должник»
О прощении и посте перед его началом говорил и настоятель храма великомученика Георгия Победоносца п. Нахабино Павел Островский. Напомним, известный священник, миссионер и блогер иерей побывал в Орле в декабре 2023 года. Отец Павел встречался с орловским духовенством, прихожанами храмов и студентами. Встреча с батюшкой с его особенным чувством юмора и умением «на пальцах» объяснять духовные законы, нашла широкий отклик у орловчан. Поэтому мы с радостью даем возможность им «встретиться» еще раз через проповедь иерея, прозвучавшую в храме в канун Великого поста. Публикуем проповедь с некоторыми сокращениями:
– Завтра наступает Великий Пост, сегодня Прощеное воскресение, читается небольшой отрывок из Нагорной проповеди. Христос сказал: если будут прощать людям согрешения их, простит и вам Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешения ваши.
– Конечно, люди по-разному против нас грешат, и бывает, что человек согрешает против нас мелко, а мы при этом еще находимся в хорошем расположении духа. И поэтому мы по большому счету даже не обижаемся. Бывает, что человек согрешает против нас, мы находимся не в добром расположении духа, отчего мы обижаемся. Но, возвращаясь в доброе расположение, мы с легкостью прощаем. Бывает, что человек против нас согрешает по-настоящему, и нам это причиняет большую скорбь. И, чтобы простить человека, особенно если он даже не просит прощения, сказать: иди с миром, я на тебя не в обиде, для этого требуются подвиг, усилие над собой. Но это усилие, если под ним ничего нет, оно просто невозможно. Это усилие над собой внутри церкви, внутри Нового Завета возможно, если ты находишься под благодатью, то есть в тебе сила Духа Святого. И, если ты знаешь то условие, при котором нужно прощать ближних, что бы они против тебя не сделали.
– В Евангелии есть притча, где человек задолжал Богу, я не буду притчу рассказывать, скажу только суть: триллионы, а Бог ему просто простил, человек даже ничего по сути не сделал. Просто: иди, больше ты не должник. Но человек вышел и не простил своего ближнего потом – долг миллион рублей. Не простил. Сам Господь разгневался: как так, тебе триллионы прощены, а ты миллион не простил. И вернул ему весь долг. И потом Христос сказал: так и Отец ваш Небесный не простит вам согрешения ваши, если вы от сердца не простите ближнему согрешения их, и добавляет только одно слово: от сердца. В Нагорной проповеди такого нет. А после притчи Господь добавляет: от сердца. Почему же этого не происходит с легкостью? По той причине, что по большому счету никто не боится: раз – Страшного Суда, два — никто не боится адских вечных мук. Просто, может, кто-то не верит в них, и Страшный Суд не страшен.
– Вот совершенно не означает, что, если мы человека простили, мы должны быть с ним согласны и должны с ним дальше общаться. Но простить, осознать, что мы и сами нуждаемся в прощении, и сказать: отпускаю тебя, иди с миром… Даже если он не просил прощения: иди с миром. Я сам нуждаюсь в снисхождении, да, я не согласен с тем, что ты сделал. Да, я никогда не смогу с тобой общаться, и руку тебе не протяну, то есть я не буду с тобой сидеть и чашку пить. Отношения наши разрушены. Но я понимаю, почему все это произошло, я смотрю в зеркало и вижу то же самое, и общие адские муки, которые нас ждут, если я тебя не прощу, меня страшат. Ради того, чтоб не лишиться вечного блаженства, ради того, чтобы не оказаться в аду, понимая, как это устроено: иди с миром.
«Я хочу, чтобы у нас с Тобой было всё просто»
Но есть ситуации, когда ты не можешь сказать человеку: иди с миром, как говорят, на все четыре стороны, когда это касается наших самых лютых врагов, тех, кто причиняет нам больше всего скорбей. Это наша родня. Когда это может быть твой муж, твоя жена, дети хамские, твои родители пожилые, просто кто-то болеет, за кем надо ухаживать. И ты не можешь их никуда послать. И тебе очень больно. Тебе больно, с одной стороны, что ты не можешь быть нормальным человеком, а, с другой стороны, больно от того, что тебе постоянно причиняют скорби. Что ты хотел себе другой жизни, тебе не хотелось проживать свою молодость, ухаживая за своим отцом, за больной матерью или бабушкой, тебе просто хочется пойти гулять, как все, тебе хотелось бы пойти гулять, но вот эти дети, или больной ребенок тем более. И ты не можешь никуда деться. Это такая скорбь, уныние, и как же здесь простить и как за это простить Бога, в конце концов. Ведь самый ближний к нам — это Господь Бог. Родственники дальше от нас, чем сам Бог. Как простить Бога за то, что, Господи, я вообще-то не просил рождаться в 1982 году. Может, я хотел родиться в более светлые времена. И вот такая обида на Бога. И вот чин прощения, и мы просим прощения у людей, но так часто просим прощения у людей, у Господа, но почти никогда не говорим ему: прощаю. Господу не нужно у нас просить прощения, но мы зачастую на него в обиде. Мы его не можем отпустить, простить, у нас с ним определенные проблемы. А те, у кого этих проблем нет, зачастую просто не столкнулись с жизненными сложностями. И это проблема. И сказать: Господи, прощаю, я хочу, чтобы у нас с Тобой было все просто, я хочу от сердца любить Тебя, что бы не было, и бывает, некоторым людям это очень сложно сделать.
«Царство Небесное — это навсегда»
– И вот здесь Господь после слов о прощении переходит к словам о посте, потому что человек, который любит воздержание, ему прощать будет гораздо легче. По той причине, что для него воздержание будет праздником, а невоздержание для него – горе, и поэтому Господь говорит: когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтоб показаться перед людьми постящимися. И истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Какая награда человеку за его мрачное лицо? Ему говорят: ой, ты так устал… Вот и вся награда. И все. Ты ушел — тебя забыли. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтоб явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, который втайне. И Отец твой, видящий тайно, воздаст тебе явно. Что такое помажь голову и умой лицо? Так делали в древности, когда был самый большой праздник. Голову помазывали маслом. То есть пост — это праздник. Ты любишь воздержание, приходит к тебе жена и говорит: всё, я тебя кормить не буду. Слава Богу. Я только-только молился: Господи, что мне сделать с чревоугодием, и ты послал мне такую замечательную жену. Вот тебе ничего не хочется делать, и тут есть человек, за которым нужно ухаживать. Если ты хочешь любить ближних — пожалуйста, вот тебе с доставкой на дом. Ухаживай, сколько хочешь. Каждый день добрые дела.
– Нам, браться и сестры, зачастую просто совсем неохота идти к святости. Поэтому обычно мальчики ищут себе девочек комфортных. Какая самая лучшая жена в глазах молодого православного христианина? Такая благочестивая христианка, у которой выдающиеся формы, при этом она в целом православная, но в меру, желательно, чтоб не шибко перегибала дома, чтоб она была не против твоего алкоголизма начинающегося, чтоб она была не против вместе с тобой распивать, но при этом чтоб она была в ресурсе: чтоб рожала здоровых детей, была сиротой без тестя и тещи. Вот такой комфортный идеальный вариант. Девушка себе ищет, чтоб был богатый, чтоб много работал, при этом находился дома, постоянно её выслушивал, – такой мужик с бабским характером, чтоб никогда не пил, но с ней мог выпить просекко. Чтоб вот я — паззл, и он со мной сошелся. Но мы с чем хотим, чтобы наша половинка сошлась? С нашими страстями. Всем хочется искорки. Наверное, адской. Потому что мы ищем человека комфортного, чтоб было легче погибать, но не спасаться… Милостивый Господь не слушает наших этих желаний и всегда всем дает только полезных мужей и жен, всегда дает только полезных родственников, даже сейчас у вас настоятель вам полезный.
– Далее. Господь после поста говорит суть: не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина истребляют и где воры подкапывают и крадут. Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Так как где сокровище ваше – там будет и сердце ваше. Что происходит с одеждой, которая долго хранится? Ее съедает моль. Ржавчина съедает почти все. Воры, в конце концов, все украдут. И это не обязательно будут воры-хулиганы, это может быть просто наша родня, которая без всякого почтения возьмет все наше имущество и расточит его, не вспоминая нас совсем. Ни капельки и ни на минутку. Ты столько тратил, ты жизнь свою положил, но люди не оценят этого, и нельзя это делать сокровищем. А вот Царство Небесное — это навсегда.
Подготовила Наталья Зарубина