№11 (108) от 27 марта 2024 г.
Орловские следователи наконец-то возбудили уголовное дело по обращению предпринимателей Вадима и Марины Кривовых, которые почти два года назад заявили о поборах с орловских перевозчиков, практиковавшихся «начальником транспортного цеха» мэрии, а ныне первым вице-мэром Орла Вадиммом Ничипоровым. Правда, об этом сообщили не в региональном управлении Следственного комитета, а в Информационном центре СК России в ответ на очередное видеообращение Кривовых к Александру Бастрыкину. Поводом для него стало бездействие орловского следствия.
https://vk.com/id351246685?z=video351246685_456239053%2Ff2186cd1daf8b6ac73%2Fpl_wall_351246685
– Уважаемый Александр Иванович, прошло почти два месяца с момента, когда вы дали распоряжение руководителю СУ СК по Орловской области Петру Юдину возбудить уголовное дело в отношении заместителя мэра города Орла Вадима Ничипорова, который занимался поборами с перевозчиков. Сообщаем, что до сегодняшнего дня ваше поручение не выполнено, – говорится в обращении Кривовых.
– По нашему мнению, сотрудники орловского следственного управления занимают позицию адвоката вышеуказанного гражданина и всеми силами пытаются выгородить Ничипорова. Поборы с коммерческих перевозчиков пытаются выставить как благотворительную помощь для мэрии, – сообщил Вадим Кривов.
Как выглядели просьбы о так называемой благотворительной помощи, ясно из расшифровок аудиозаписей, сделанных перевозчиком Кривовым во время встреч с чиновником Ничипоровым. Одна из них приведена в видеоролике. Цитируем фрагмент разговора Вадима Кривова и Вадима Ничипорова, в котором идет речь о предстоящем ремонте кабинетов сотрудников мэрии:
Ничипоров:
– Что я тебя позвал. Мэр давал поручение, когда мы создадимся и реорганизуемся (имеется в виду городской комитет по транспортному обслуживанию. – Прим. ред.), сделайте ремонты, обновите мебель.
Кривов:
– А что там нужно хоть?
Ничипоров:
– Денег.
Кривов:
– Я не понимаю, денег?
Ничипоров:
– У Прасоловой я забрал 100, у Бортникова – 110, у Буренко еще 10 заберем, Макса то же самое хотел попросить, с этим не разговаривал. Это я писал, писал, ну там мелкие. Тебя хотел так же, как Бортникова с Прасоловой, с Юркой не разговаривал, с Арабчиковым нет. Этот 50 тысяч, этот 25, итого 75. Я это все… я понимаю, что я вам надоел, как собака в горле со своими этими, но у меня есть поручение, мне надо выполнять. Я не себе, поверь.
В распоряжении ОС имеется еще несколько таких расшифровок, из которых совершенно ясно, что речь идет вовсе не о благотворительности – предпринимателей обязывают финансировать то, что должно финансироваться из бюджета. Например, установку остановочного павильона. Цитируем.
Ничипоров:
– Короче, смотри, остановку, на которой мы стояли, ее надо будет построить вам с Максом, не вместе с карманом, не удивляйся. Ну не хочешь – не строй.
Кривов:
– Ну ладно, начинается сразу.
Ничипоров:
– Однозначно. Без кармана, мы попытаемся гаишников убедить, там надо просто павильон поставить, знак мы поставим, ну по нашей программе. То есть денег у нас в бюджете нет. Посадочную площадку, ну, наверное, заасфальтировать… Остановочный пункт по-нормальному должен быть, с заездным карманом, посадочной площадкой, площадкой для ожидания, павильон, урна, лавка, навес, знак и так далее. Карман – не надо, надеюсь, обойдемся без него, там небольшой трафик, объедут, когда автобус подъезжает, нарисуют вот эту желтую. Карман будет стоить 200 тысяч.
Кривов:
– Я думаю, что как бы не больше.
Ничипоров:
– Надо будет выехать вместе с тобой и с Максом. Ну придется, это не моя как бы… Но мэр будет об этом знать, что вы вложились туда, что вы сделали, что стоит это, например, 100 тысяч рублей. По 50 тысяч там, Кривов и Москаленко, спасибо, хорошо. Не я придумываю там чего-то, но построить ее надо. Построили, сделали, есть два маршрута, больше туда ничего не надо.
Кривов:
– А мы сами должны ее делать?
Ничипоров:
– Это мы найдем. Дороже всего будет асфальт, потому что песок, щебенка.
Кривов:
– А разве эти не должны были делать, дорожники?
Ничипоров:
– Нет, не должны (конец цитаты).
Согласитесь, для любого следователя только эти две расшифровки стали бы поводом для проверки и возбуждения уголовного дела и, возможно, даже не одного – например, о превышении должностных полномочий или злоупотреблении ими. Потому что даже школьнику ясно, что перевозчики не должны и не имеют права оплачивать установку остановочных павильонов и тем более какие-то работы по асфальтированию каких-либо площадок. Неплохо было бы и проверить слова Ничипорова насчет отсутствия в бюджете денег на остановочные павильоны: а точно ли они туда не заложены? Или заложены и даже якобы кому-то уплачены? Наконец, в обоих фрагментах Ничипоров обращает внимание, что просит денег не для себя, то есть действует либо по поручению, либо с ведома мэра Парахина.
И, заметим, подобных расшифровок в распоряжении орловских следователей – не одна и не две. Но удивительным образом они до последнего времени так и не стали поводом для уголовного преследования Ничипорова. Поскольку орловские следователи расценивали их как спонсорскую или благотворительную помощь, напрочь игнорируя закон о благотворительной деятельности, в котором четко перечисляется, кому такая помощь может быть оказана. И органов местного самоуправления, в частности, орловской мэрии, в этом перечне точно нет. Кстати, Марина и Вадим Кривовы на своей последней встрече с руководителем СУ СКР по Орловской области Петром Юдиным в открытую говорили ему, что Ничипоров, являясь чиновником, не имеет права просить деньги у предпринимателей. Что это незаконно.
– Начальник следственного управления Петр Юдин, с одной стороны, такую «помощь» не приемлет, с другой стороны, проводит, с его слов, какие-то дополнительные непонятные процедуры (якобы необходимые для возбуждения уголовного дела. – Прим. ред.) – и это с начала февраля этого года, – напомнила Марина Кривова об одном из эпизодов встречи предпринимателей с полковником Юдиным. Тогда Кривовы спросили, почему сотрудники Следственного комитета не принимают спонсорскую помощь в виде ремонта кабинетов и закупки оргтехники от подследственных, если считают ее законной в том случае, когда кабинеты чиновников мэрии ремонтируют за свой счет зависимые от них перевозчики?
– Александр Иванович, без вашего внимания к этой проблеме очередной высокопоставленный чиновник может уйти от ответственности, – обратился к Александру Бастрыкину Вадим Кривов.
– 29 февраля этого года наш всенародно избранный президент Российской Федерации четко обозначил свою позицию по этому вопросу, – напомнил предприниматель и процитировал высказывание Владимира Путина из Послания Федеральному собранию:
«Никому – ни представителям власти, ни сотрудникам правоохранительных органов – никому не позволено притеснять людей, преступать закон или использовать его в корыстных целях. Нужно людям, в том числе из предпринимательской среды – я говорю именно о них – помогать: они создают рабочие места, они обеспечивают работой, зарплаты платят людям. В этом призвание власти – помогать».
Обращение предпринимателей Кривовых к Александру Бастрыкину было опубликовано в соцсетях 25 марта. И в тот же день Информационный центр СК России сообщил на своей официальной странице ВКонтакте, что «глава ведомства поручил доложить о ходе расследования уголовного дела по факту противоправных действий в отношении индивидуальных предпринимателей в Орловской области».
«В средствах массовой информации опубликовано обращение орловских индивидуальных предпринимателей к Председателю СК России о непринятии мер к должностному лицу администрации города Орла, которому они вынуждены были передавать денежные средства для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности. После их обращения по указанному поводу в правоохранительные органы администрацией с ними в одностороннем порядке были расторгнуты контракты на осуществление пассажирских перевозок, – говорится в официальном сообщении ИЦ Следственного комитета России. – По данному факту следственными органами СК России по Орловской области возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности).
Председатель Следственного комитета поручил руководителю СУ СК России по Орловской области Юдину П.И. представить доклад о ходе расследования уголовного дела и по доводам обращения».
Орловское региональное управление Следственного комитета ограничилось тем, что на следующий день разместило данную информацию на своем сайте без каких-либо комментариев. Хотя не только предпринимателям Кривовым, но и широкой общественности хотелось бы знать, когда именно было возбуждено уголовное дело, фигурирует ли в нем конкретное должностное лицо, то есть вице-мэр Ничипоров, или оно, как это принято в Орловской области, до сих пор не установлено, и главное – что же все-таки побудило орловских следователей наконец-то возбудить дело? Неужели они пересмотрели свое отношение к понятию «спонсорская помощь»? Судя по тому, что дело возбуждено совсем не по «взяточной» статье, нет, не пересмотрели. Скорее, московского начальства испугались…