№14 (111) от 17 апреля 2024 г.
На днях в студии ЦУР состоялась встреча с руководителем социального проекта «Колесо жизни» Вадимом Тепляковым. Зрителям рассказали, какая помощь оказывается детям с психоэмоциональными травмами, как ее получить и куда обращаться. Напомним, проект действует на базе кризисного центра и стал новым витком развития ранее запущенных программ. «Колесо жизни» продолжает развиваться. Так, недавно в центре открыли новые сервисы. В частности, на помощь маленьким пациентам пришли… четвероногие врачеватели. Об этом и о многом другом как раз и шла речь в ходе интервью.
Как богатыри помогают врачам
Толчком для запуска проекта стала изменившаяся в стране ситуация. Стало понятно, что необходимо создавать сеть центров для психологической помощи как участникам СВО, так и членам их семей. Сразу же обозначилась и необходимость в подготовке психологов, которые могли бы работать по этим направлениям. За два года в орловском центре удалось обучить 84 специалиста, причем четверо из них – сами участники СВО. Затем был разработан алгоритм, который сначала внедрили на базе орловского кризисного центра, а потом (после корректировки выявленных шероховатостей) предложили для использования в другие учреждения соцзащиты по всей области, – рассказал Вадим Тепляков.
Проект оказался очень своевременным по нескольким причинам. В первую очередь поддержка нужна детям, которые оказались рядом с зоной боевых действий. Затем – детям, которые пострадали от жестокого обращения. Но самой многочисленной оказалась группа детей, которые потеряли родителей. Причем здесь речь не только про СВО. В эту же группу попадают и дети разведенных родителей. Этим малышам тоже очень нужна помощь психологов. И существенную группу составляют дети, чьи отцы сейчас находятся на передовой. Причем, в рамках проекта помощь оказывают не только самим детям, но и родителям – ведь большинство психоэмоциональных травм носит системный характер. И в помощи нуждаются не только самые маленькие орловцы, но и взрослые.
Перед включением в программу дети и подростки проходят специальное тестирование по девяти различным методикам. Специалисты обращают внимание на определенные симптомы, которые говорят о наличии травмы. В итоге по результатам тестирования выстраивается индивидуальная либо групповая работа с психологом. Также в рамках «Колеса жизни» разработаны три различных программы. Одна из них – «Сила рода» – реализуется на базе Знаменской богатырской заставы. Вряд ли есть хоть один человек, который остался равнодушным после посещения этого места. Очень сильные эмоции здесь сочетаются с физическими нагрузками (возможность выплеснуть накопившуюся энергию) и с необычайно мощной составляющей в виде общего богатырского настроя. Плюс, конечно же, профессиональная поддержка психологов. Получившийся сплав дает очень хорошие результаты, тем более, что в «Силе рода» могут участвовать не только дети, но и целые семьи, – отметил Тепляков.
Доброе слово и четвероногие врачеватели
Насколько востребован данный проект? Перед запуском изучалась орловская статистика. И только неполных орловских семей (где умер один из родителей) в регионе оказалось 8,5 тысячи! Пока еще ни одного выпуска участников этого проекта не состоялось, но в нем сейчас участвуют 260 ребят, которым оказывается необходимая помощь. При этом всего на год запланирована помощь лишь 360 детям. И это при потенциальной «клиентской базе» в 8,5 тысячи. Где нестыковка? Как отметил Вадим Тепляков, главная задача проекта на сегодняшний день – обкатать методики и отработать пилотные направления, чтобы потом передать все эти наработки по районам. Аналогично первому орловскому семейному МФЦ, опыт работы которого сейчас перенимается по всей России. Также и опыт «Колеса жизни» будет потом передан для реализации по всей области. Но только после отработки всей технологии по этапам, после «работы над ошибками» и устранением всех выявленных шероховатостей. В итоге предполагается, что сеть подобных центров будет создана по всей Орловской области, и детям из отдаленных уголков уже не придется ездить в Орел за помощью специалистов.
Большинство обратившихся за помощью, естественно, родители. Они отмечают, что изменилось поведение их детей, появились проблемы в учебе. Самостоятельно приходят за помощью в центр уже не младшие школьники, а подростки. В рамках проекта запущена круглосуточная телефонная линия, куда можно обратиться в любой момент – 77-99-44. Есть и специальный детский телефон доверия, куда за полгода за помощью обратились 36 человек. Причем, учтены были только те, кто реально нуждался в поддержке специалистов. Вадим Тепляков отметил, что очень часто позвонившие на «детский телефон» в дальнейшем получают помощь в других подразделениях кризисного центра. То есть детей никто не оставляет с бедой один на один.
А несколько дней назад в Орле прошла презентация трёх новых локаций программы комплексной реабилитации детей с психоэмоциональной травмой «Зеленый дом». Это спецпрограмма проекта «Колесо жизни», в рамках которой запущены сервис психологической диагностики и реабилитации «Зелёная комната», сенсорно-релаксационный комплекс, рекреационно-досуговое пространство.
Программа «Зеленый дом» предполагает прохождение курса реабилитации продолжительностью до трех месяцев на базе стационарных отделений кризисного центра с четырехразовым питанием. В итоге работы с психологами повышаются адаптивные возможности психики и всего организма, возрастает стрессоустойчивость, преодолеваются последствия острого стресса и посттравматического стрессового расстройства. Для реализации программы привлекают профессиональных психологов, воспитателей, арт-терапевтов и даже канистерапевтов.
Кстати, канистерапию (лечение с помощью собак) запустили только в этом году. Для помощи детям привлекают самых разных четвероногих питомцев. Здесь огромную помощь врачам оказывает проект «Дай лапу». Занятия могут проходить как на выезде – на площадке профессиональных дрессировщиков, так и в самом центре, куда привозят четвероногих «лекарей». Особенно хорошо лохматым «айболитам» удается бороться со стрессом. Впрочем, это может подтвердить любой владелец домашней живности – сколько искренней радости доставляет общение с питомцами. Кстати, канистерапию использует не только этот центр, то есть востребованность мохнатых врачевателей растет и доказывает эффективность этого вида помощи.
Сжатые пружины
На вопрос, кого больше всего напоминают дети, побывавшие в длительной стрессовой ситуации, Вадим Тепляков ответил, что они больше всего похожи на сжатые пружины. И сами они не могут снять это изматывающее, непроходящее внутреннее напряжение. Даже взрослым не всегда удается быстро адаптироваться к изменившимся условиям, а что говорить про малышей? К тому же проблему усугубляет то, что все дети разные, со своими особенностями и пусть небольшим, но уже жизненным опытом. Именно поэтому так важна начальная диагностика, чтобы определить все нюансы характера будущего пациента. А ведь ребенок еще может быть и замкнут или не иметь желания правдиво отвечать на вопросы. Здесь специалистов выручает скрытое одностороннее зеркало, которое позволяет наблюдать за поведением детей во время беседы, игры, любых других занятий. Может пригодиться эта комната и сотрудникам правоохранительных органов. Например, когда идет расследование преступлений в отношении несовершеннолетних, ребенок может в силу целого ряда причин отказаться говорить правду. При этом на контакт он все же идет. Вот только как отличить ложь от истины? Здесь-то на помощь и может прийти скрытое наблюдение за пациентом. К тому же эмоции во время беседы при ответе на конкретные вопросы оказываются не менее важны, чем сами ответы.
С вещами на выход никого не попросят
Коснулись в ходе интервью и экстренных ситуаций – когда позвонившему на «телефон доверия» нужна срочная помощь. Как рассказал Вадим Тепляков, в Орле есть возможность увезти, к примеру, жертв бытового насилия в стационар кризисного центра. Там 32 места в отделении помощи мамам с детьми. И 14 мест для несовершеннолетних. Что касается длительности пребывания в центре, то тут произошли серьезные изменения. Дело в том, что раньше в уставе было прописано ограничение по времени: то есть успел человек выбраться из тяжелой жизненной ситуации или не успел – срок подошел – и с вещами на выход. Теперь это ограничение убрали, и люди могут жить в безопасности столько, сколько потребуется для разрешения их ситуации. Вадим Тепляков привел пример, когда в стационаре временно проживали 10 мам и 15 детей. При этом шесть женщин продолжали ходить на работу, как было и до бытового конфликта, в результате которого они вынуждены были покинуть свой дом. Дети продолжают также жить своей обычной жизнью – ходить в школу, детский сад.
Кстати, в течение года на «телефон доверия» поступает порядка 3 600 звонков, через стационар центра проходят порядка 320-350 человек в год. Подростков за год здесь бывает порядка 140. Через семейные МФЦ за год поступило порядка 2 500 обращений. Много это или мало? Для маленького региона все же многовато, считает Тепляков. Из всего массива обращений случаи жестокого обращения в семье составляют порядка 45%. На втором месте идут обращения после различных ЧС (например, пожаров). На третьем месте – сложные жизненные ситуации, когда неполные семьи оказываются неспособны даже оплатить коммунальные услуги. Если посмотреть на ситуацию в детском отделении, то там 2/3 обратившихся – это жертвы жестокого обращения.
Время лечит
Особое внимание в ходе беседы заострили на времени. Хотя проект действует уже девять месяцев, пока ни одного «выпускника» не было. Дело в том, что на психологические травмы организм реагирует очень специфически. После кризиса у человека развивается посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Существует теория, что ПТСР вообще невозможно вылечить на 100%. Но врачи не опускают руки. Работа ведется на четырех различных уровнях. При этом на каждом – свои приемы. В результате комплексной работы по прошествии трех лет обычно удается избавиться от всего груза проблем. Хотя не исключены и патологические процессы развития ситуации. Например, пациент не может перестать горевать об утрате. Лишившись близкого человека, ребенок словно лишается части самого себя, и это очень усложняет работу специалистов. Особенно, если ребенок почему-то решает, что он виноват или причастен, или мог, но не предотвратил гибель родного человека. Очень важно вовремя вывести ребенка из депрессии. Показать ему будущее. Помочь понять, каким он хочет и может быть.
При этом психолог будет сопровождать своего подопечного. И как именно – рассказал Вадим Тепляков. Ведущий может быть впереди ведомого, позади него и рядом. Работа всегда начинается с позиции рядом. На этом этапе важно завоевать доверие. Показать ребенку, как в мультфильме «Маугли», что «мы с тобой одной крови – ты и я». Что взрослые так же переживают, так же страдают, так же попадают в непростые ситуации. Когда контакт установлен, определяются с тем, куда же ребенок хочет двигаться дальше. После первого шага психолог уже оказывается позади и только помогает пациенту идти вперед. Иногда бывает, что ребенок остановился, забуксовал, возникло какое-то препятствие. Тогда уже психолог выходит вперед и «выдергивает» пациента из тупиковой ситуации. Здесь очень важно, чтобы пациент не шел по чужому пути. А сам выбрал цель, к которой он хочет и может двигаться. Психолог лишь сопровождает его и корректирует путь при необходимости. Также Вадим Тепляков акцентировал внимание на том, что невозможно в этой работе ставить четкие сроки или какие-то временные рамки. Все дети разные, травмы разные, и скорость выхода из депрессии у всех тоже различна.
Еще раз напомним контакты, по которым можно связаться со специалистами: круглосуточный телефон доверия 77-99-44, второй номер работает только по будним дням: 30-34-36, это семейный МФЦ, где также всегда готовы оказать помощь орловцам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Сергей МИЛЯХИН