№17 (114) от 22 мая 2024 г.
Прошло три года после неожиданного назначения Владимира Масалова ректором Орловского аграрного университета. Человек не блистал ни на научном поприще, ни на производственном, ни на политическом. Но у некоторых влиятельных людей были на него определённые виды, и звёзды сложились. В одночасье Масалов стал «всем» для трех тысяч студентов и более 800 сотрудников вуза. Однако, похоже, шапка оказалась не по Сеньке, и сегодня его называют самым слабым орловским ректором: десятки миллионов долгов, поток жалоб в арбитражные суды на неисполнение обязательств, а теперь вот – массовые сокращения, под которые попали все без исключения: от разнорабочих до библиотекарей, от лаборантов до кандидатов наук и начальников отделов администрации, а в главной кормилице вуза – НОПЦ (Научно-образовательном производственном центре) «Интеграция» Масалов вовсе хочет оставить всего трёх человек – это на 5 тысяч гектаров производственных земель и почти полсотни га для занятий наукой!
«Рационализаторский талант»
О сокращениях заявили в январе. Это при том, что количество ставок к этому времени уже солидно сократилось. Когда Масалов только пришёл, в 2022 году, в вузе работали около 800 сотрудников, в 2023-м – уже около 600. А теперь планируется оставить, судя по всему, не более 300; в целом сокращается 136 ставок! Естественно, всё делается в благих целях: «в связи с рационализацией штатной структуры». Новые списки должностей расписаны на нескольких страницах.
Вот приказ от 20 января 2024 года. Не нужны дворники, уборщик, ведущие специалисты кафедр, библиотекари, начальник спортклуба и т.п. Вроде причин для особых волнений нет. Ну, подметал территорию дворник, а теперь возьмёт метлу кандидат наук, руки не отсохнут.
– В ОГАУ теперь даже туалеты моют сами студенты и преподаватели, – говорит экс-проректор по административно-хозяйственной работе Александр Величкин. – Стонут, ноют, а куда деться, если своих сократили, а чужие – клининговая компания, которая занималась уборкой в университетских корпусах, смогли получить свои деньги за работу только с помощью суда и больше заключать договор не намерены. Да и денег на это у Масалова нет.
Однако очередной приказ о сокращении, появившийся 5 апреля, уже напряг не только унижением. В списке – научные сотрудники, ведущие специалисты и даже главный библиотекарь Научной библиотеки с библиотекарем и заведующим отделом; сразу 9 ставок в НОПЦ «Интеграция», 10,5 ставок учебных мастеров, которые дают студентам реальные производственные навыки, без чего невозможно работать на селе.
Однако экономия на этих специалистах, судя по всему, особо ситуацию не улучшила. И 3 мая 2024 года на свет появился третий по счёту за этот год приказ о сокращении. Теперь сокращаются лаборанты, руководитель Центра профобучения Института дополнительного образования и профессионального обучения, в Управлении делопроизводством – начальник управления, начальник научно-методического управления, ведущие инженеры, специалисты, начальники отделов, 6 ставок в Комбинате общественного питания – судя по всему, кормить в ОГАУ теперь будут только ректорат.
При этом «доценты с кандидатами» не понимают, почему и зачем. Они ещё помнят алгоритм самых первых сокращений, когда Масалов только пришёл к власти. Он тогда ещё считал нужным объясняться. Вот характерный приказ того времени: сокращается полставки ведущего документоведа ректора и полставки препаратора ради введения ставки помощника ректора. Наверняка не всем такие изменения нравились, но было хотя бы понятно, почему. А теперь ради чего? Как учить детей тому что должно, сократившись за три года чуть не втрое? И что это будет за образование? А как потянуть нагрузку?!
«И кругом голова…»
Вопросы не праздные. Потому как в кадровом разгоне ОГАУ, а именно так характеризуют сотрудники вуза ситуацию последнего полугодия, лежит не развитие вуза. Посмотрим на некоторые структуры пристальней.
Например, есть в ОГАУ Институт фундаментальных и прикладных агробиотехнологий – он был создан в марте 2023 года путём слияния двух факультетов университета: факультета биотехнологии и ветеринарной медицины и факультета агробизнеса и экологии. На последнем – 4 кафедры. Одна из них – кафедра защиты растений и экотоксикологии, которую возглавляет доктор наук Светлана Резвякова. У неё в подчинении – четыре преподавателя. Но только один из них имеет научную степень кандидата наук; второй и третий сотрудники в декрете, четвёртый работает по совместительству, то есть по факту здесь всего два человека: заведующая и преподаватель. Но при этом кафедра является выпускающей по направлениям подготовки «Агрономия» и «Агрохимия и агропочвоведение». Они должны в новом учебном году набрать на первый курс 40 студентов-бюджетников в рамках бакалавриата и 29 – в рамках магистратуры и обучить их.
Что касается остальных трёх кафедр, то там на круг 22 преподавателя профильных кафедр, которые в целом обучают 112 бюджетников-бакалавров и магистров первого курса.
Так и должно быть?
В этом бы не было сомнений, если не знать ситуацию с другой структурой ОГАУ, которую возглавляет преданный Масалову человек – Нина Прока. Речь – об экономическом факультете. Здесь шесть кафедр. В том числе три, которые обучают студентов по специальностям: «бухгалтерский учёт», «анализ и аудит», «финансы и кредит», «менеджмент организаций», «маркетинг». Кафедра «Экономики и менеджмента в АПК» – 13 человек, кафедра «Бухгалтерского учёта и статистики» – 9, кафедра «Финансы, инвестиции и кредит» – 10 человек. Итого 32 человека. Если тупо взять пропорцию, которую мы уже имеем, – на 22 преподавателя факультета агробизнеса и экологии 112 бюджетников-первокурсников, то они должны обучать примерно на треть больше – где-то 150 первокурсников-бюджетников. Но вот парадокс: согласно данным самого ОГАУ, которые выложены на официальном сайте вуза, Минобр не дал в текущем учебном году ни одного бюджетного места ни на бухучёт, ни на экономику с менеджментом, ни на финансы и кредит. То есть в наличии 32 преподавателя на 0 бюджетных мест, и не только на первом, но и на втором, третьем курсах!
Почему делаем акцент именно на бюджетниках? Всё просто: наличие бюджетных мест повышает конкурс, что позволяет отбирать более успешных выпускников. Это раз. А во-вторых, это развитие профиля вуза и основа его будущего. То, что учредитель ОГАУ – Министерство образования – не даёт бюджетных мест для тех же бухгалтеров, означает, что ему не нужна данная специальность в аграрном вузе, и понуждает таким образом свернуть данное направление – очевидно ведь: нет бюджетных мест – нет целевого финансирования, а это на сегодня основа существования высшей школы в стране. Но Масалову важно здесь и сейчас, а не завтра и послезавтра. К тому же желающих стать бухгалтерами на коммерческой основе найти проще, чем тех, кто хотел бы работать в поле.
Если б ОГАУ был частной конторой – и ладно. Создаем кафедры, какие хотим, и учим за деньги, кого хотим. Но это государственный вуз.
К слову, ОГАУ также отказано в диссовете по экономическим наукам. Зачем диссовет по специальностям, которых априори в данном вузе быть не должно? Как значится на сайте ОГАУ, диссовет по профилю «Экономика и управление народным хозяйством (экономические науки)» «не активен с 17.10.2022 г. в связи с утверждением новой номенклатуры научных специальностей». Знают ли дети, которые сегодня учатся в ОГАУ в магистратуре на экономическом факультете, что у них нет дороги в науку в рамках вуза?
А ещё поставлен крест на научном журнале «Вестник аграрной науки», который был главной площадкой для публикации результатов научных опытов, работ, которые ведут ученые ОГАУ. Раньше выходило по 6 номеров в год. В 2024–м – ни одного. Нет средств на выпуск, говорят. Так что пишите, доктора-кандидаты, в стол. Как Булгаков своего «Мастера и Маргариту».
Такая вот образовательная эффективность.
За красивыми словами – пустота
И тут нельзя не сказать об экономической составляющей работы Масалова. Вуз дошел чуть ли не до банкротства. Говорят, ректор сумел выбить какие-то деньги на погашение старых налоговых долгов, кои составляли сотню миллионов рублей. Но уже прошёл первый квартал 2024 года, а значит, надо заплатить ещё порядка 22 млн. Еще полтора месяца – и плюс столько же. Брать их неоткуда. Плюс долги, которые сейчас выбивают из некогда почтенного вуза поставщики ресурсов и подрядчики. В Арбитражном суде Орловской области исков в адрес ОГАУ – на 41,3 млн. Должны Орелгортеплоэнерго – больше 10 млн, АО «Квадра» – более 1,8 млн, УК «Зеленая роща» – 452 тыс. руб.; ООО «Частная охранная организация «Гром» пытается отсудить заработанные 1,45 млн, а Сергей С-ко за удобрения – 3,5 млн.
– Знаете, я вспоминаю один очень характерный эпизод. Было это 1 сентября 2022 года. Масалов пригласил губернатора Клычкова, председателя облсовета Музалевского на открытие нового класса совместно с заводом «КАМАЗ» – чтобы студенты изучали технику гиганта российского автопрома. Масалов заявил, что предприятие предоставило вузу две машины, чтобы будущие специалисты осваивали профессию непосредственно на практике. Губернатор перерезал ленточку, камеры снимали, студенты хлопали в ладоши, местные СМИ написали. Но на следующий же день КамАЗы уехали туда, откуда приехали. КамАЗ студенты так и не освоили, но урок получили: ври красивее, чтобы все поверили. Мне кажется, именно это оказалось основой его работы к несчастью для вуза, – размышляет Величкин. – ОГАУ уже на дне финансовой ямы и катится вниз в яму научную. Даже научные и производственные поля, что в Лаврово, до сих пор не засеяны; ученым отказано в проведении опытов на делянках из-за отсутствия финансов и ТО сельхозтехники. Впервые за всё время существования вуза тысячи гектаров федеральной земли никак не обрабатываются. Не закупаются топливо, семена, и удобрения, а персонал – кто сокращён, кто – разбежался…
Такие вот итоги трёхлетней работы ректора.
… Каждое утро с немым укором смотрит памятник академику Парахину на входящего пока ещё в храм науки ректора Масалова и говорит: «Что же ты натворил, Вова…».