№20 (117) от 12 июня 2024 г.
Конец весны выдался настолько насыщенным инфоповодами, что в этом году как-то без особого внимания СМИ остался традиционный отчет городской контрольно-счетной палаты. Между тем, тридцатистраничный документ, представленный на сессии городского совета и опубликованный на сайте самой КСП, – это потрясающая экскурсия в неизвестный простым орловцам мир. Рядовые жители видят далеко не все, что творится в областном центре. Отчеты КСП позволяют понять механизмы, которые работают (или не работают) в нашей региональной столице. Значительную часть материалов аудиторских проверок мы уже публиковали в нашей газете, поэтому остановимся лишь на нескольких наиболее ярких и показательных моментах.
В итоге – уголовные дела
Начало отчета вполне ожидаемое и предсказуемое: «В ходе проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий выявлены множественные нарушения и недостатки, которые связаны с нарушениями бюджетного законодательства, законодательства об управлении и распоряжении муниципальным имуществом, о бухгалтерском учёте и других нормативных правовых актов при расходовании средств бюджета и использовании муниципального имущества города Орла», – говорится в отчете.
В прошлом году сократилось число проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. При этом вырос как общий объем средств, охваченных проверками (17,3 миллиарда рублей) так и число выявленных нарушений. Это все выгодно отличает городскую КСП от областной. Об этом мы подробно писали в статье «Результаты проверок стремятся к нулю» №17 (114) от 22 мая 2024 г. https://orelsredaplus.ru/rezultaty-proverok-stremyatsya-k-nulyu/ ). Всего городскими проверяющими вскрыто 396 нарушений норм действующего законодательства, в том числе муниципальных правовых актов. Объем финансовых нарушений составил 5,1 миллиарда рублей, или 29,8% от общего объема проверенных средств. По сравнению с 2022 годом объем выявленных финансовых нарушений вырос на 17,4%. В отчете это объясняется ростом числа нарушений при формировании и исполнении бюджета. А это, в свою очередь, обусловлено существенным недостатком средств в городской казне.
По материалам проверок КСП возбуждено 3 уголовных дела, органами прокуратуры вынесено 3 представления мэру, 13 человек привлечены к дисциплинарной ответственности. Увы, как неоднократно говорила председатель КСП, выступая с отчетами перед депутатами, о результатах расследования уголовных дел и о том, были ли они доведены до суда, правоохранительные органы КСП не сообщают. Поэтому тут можно лишь гадать – отделались нарушители легким испугом или понесли заслуженное наказание.
Со своей стороны, КСП также старается привлекать к административной ответственности по фактам правонарушений, выявляемых в ходе контрольных мероприятий. За год было составлено 7 протоколов об административных правонарушениях: 2 – за невыполнение муниципального задания; 3 – за нарушение порядка формирования муниципального задания; 2 протокола за невыполнение в установленный срок законного предписания. Кроме того, по информации КСП, Орловским УФАС возбуждено 5 дел.
Системные недостатки
В разделе о контрольной деятельности обращают на себя внимание следующие моменты. «Контрольно-счётная палата города Орла ежегодно, с завидным постоянством, в своих отчётах отмечает, что к системным недостаткам, установленным в ходе контрольных мероприятий, относятся нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом и исполнения бюджета города Орла».
Возьмем для примера проверку «Объединённого муниципального заказчика». Ведь не секрет, что на ремонт дорог тратятся колоссальные средства, а скандалы по начатым и незавершенным объектам постоянно на первых полосах СМИ. Аудиторами было выявлено, что отсутствовал должный контроль ОМЗ за ходом выполнения работ по отдельным объектам; не проводилось освидетельствование значительной части скрытых работ; а объёмы работ, указанные в актах о приёмке, не подтверждались актами освидетельствования скрытых работ. В итоге неэффективные расходы составили без малого 15 миллионов рублей. Принятие должностными лицами ОМЗ услуг по разработке сметной документации на ремонт отдельных объектов улично-дорожной сети без понижающих коэффициентов привело к ущербу бюджету еще на 5 миллионов «с хвостиком». И само неудовлетворительное состояние дорог города, несвоевременное устранение или вообще игнорирование предписаний надзорных органов привело к систематическому предъявлению и оплате административных штрафов, возмещению материального ущерба водителям после ДТП – в общей сумме в 2021 году на 13,4 млн рублей. А в 2022 году – на 15,8 миллиона.
Также достаточно красноречивыми оказались результаты проверки работы «Жилищного управления города Орла» (МКУ ЖУ). Аудиторами установлено, что МКУ ЖУ не обладает достоверной информацией о количестве и общей площади принадлежащих ему на праве оперативного управления и сданных в наём муниципальных жилых помещений. Не ведают городские чиновники (по крайней мере, по документам) о суммах платы за наём, подлежащей перечислению в бюджет города Орла. Жилуправлением не организован своевременный, достоверный и полный учёт муниципального жилищного фонда, в том числе служебного и маневренного жилья. Своевременно и в полном объёме не заключаются договоры найма специализированного жилищного фонда, а при наличии законных оснований не ведется своевременное взыскание задолженности по плате за наём и расторжение договоров найма специализированного жилищного фонда.
Итогом применения неутвержденного размера платы за наем стало занижение плановых поступлений в бюджет за год и два месяца в объеме 12,6 миллиона рублей. И это только ориентировочно!
Постоянный значительный рост задолженности населения по плате за наём свидетельствует о том, что проводимая МКУ ЖУ работа по взысканию задолженности недостаточна и безрезультативна. Так, долги нанимателей неуклонно растут – по итогам 2021 года они составили 2,1 миллиона; по итогам 2022 года – 8,4 миллиона. А к январю текущего года достигли отметки в 10,9 миллиона рублей. Наниматели маневренного фонда несвоевременно вносят плату за наем, а жилуправление не принимает мер по расторжению договоров из-за накопившихся долгов.
Очень показательна история с покупкой жилья, которое оплачивалось по цене квадратного метра без учета года постройки домов. Так, в 2022 году было куплено 25 квартир по 80 тысяч за «квадрат». Но дома были введены в эксплуатацию в разные годы – какие-то в 1960-х годах, а какие-то уже в 2000-х. По мнению аудиторов, исходя из статистических данных о средней стоимости за 1 кв.м с учетом года постройки, завышение цен при закупке этих квартир составило в сумме не менее 11,9 миллиона рублей, что привело к соответствующим потерям бюджета. Причем, страдает в этой ситуации не абстрактная городская казна! Завышение цен по муниципальным контрактам на приобретение квартир приводит к покупке меньшего числа жилых помещений. В итоге меньше детей-сирот получают долгожданное жилье. КСП напоминает в отчете, что только во время проверки у 232 детей-сирот возникло право на получение жилого помещения. И они этих квартир так и не увидели. Дальше – больше.
Проверкой КСП было установлено, что для предоставления квартир детям-сиротам МКУ ЖУ приобрело 9 квартир в домах, построенных от 30 до 60 лет назад и имеющих высокий риск перехода в разряд аварийных и подлежащих сносу. Это нарушает статью 34 Бюджетного кодекса РФ и привело к неэффективному использованию 23,9 миллиона рублей. Эта история попала в поле зрения правоохранительных органов и тоже получила широкую огласку в СМИ.
Кстати, ситуация в жилищном управлении не стала неожиданностью для КСП. Еще при подготовке проекта бюджета было выявлено, что в расчётах прогнозных показателей доходов не учитывалось погашение дебиторской задолженности: от аренды муниципальных и неразграниченных земельных участков, от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий, от платы за наём жилого помещения. Также КСП отмечала, что темпы наращивания долгов у новой структуры в 2,1 раза выше, чем у УКХ. Таким образом, создание МКУ ЖУ и передача ему полномочий по учёту и управлению муниципальным жилищным фондом не дало положительного результата.
Мастера отписок
Давайте перейдем к итогам всех многочисленных проверок. Точнее, к тому как «отцы города» в лице мэра Парахина, его замов и руководителей профильных подразделений горадминистрации реагируют на вскрытые аудиторами КСП нарушения. И вот что отмечает руководитель палаты: «Данный анализ показал, что, как и в предыдущие годы, проверяемые органы и организации, структурные подразделения администрации города Орла, исполняющие полномочия учредителей, главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов доходов бюджета города Орла, в ряде случаев, вместо принятия действенных мер, способных устранить выявленные нарушения и недостатки, не допустить их в будущем, продолжают практику формального «отписывания» по результатам рассмотрения представлений Контрольно-счётной палаты города Орла. Непринятие должных мер к лицам, допустившим нарушения, приводит к негативным последствиям и ухудшению экономического состояния муниципальных учреждений и предприятий», – говорится в отчете.
2/3 предложений – в пустоту
Кстати, КСП проводит аналитику не только в ходе исполнения бюджета и по его итогам, но и делает предварительные заключения. По итогам проведённых в 2023 году экспертиз в адрес мэра, депутатов и структурных подразделений администрации было направлено 113 заключений, содержащих не только замечания по уже рассмотренным документам, но и конкретные предложения по устранению нарушений и потенциальных рисков. Также было подготовлено 279 предложений, из которых только 99 были учтены при принятии решений.
О ситуации в АО «Гостиничный комплекс «Орёл-Отель» наше издание писало достаточно подробно (статья «Это неуд!» в №40 (92) от 22 ноября 2023 г https://orelsredaplus.ru/eto-neud/ ), поэтому повторяться не будем. КСП в целом отметила низкую доходность находящихся в муниципальной собственности городского округа акций акционерных обществ. Поступления от перечисления части прибыли МУПов, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, запланированы на 2024 год с уменьшением к 2023 году на 35,9%. Из 9 МУПов отчисления части чистой прибыли планируются только по 4 предприятиям. И традиционно наибольший объём отчислений запланирован на «Аптеку № 2» – 2,7 млн. рублей или 90,9 % от прогнозируемой суммы поступлений в бюджет по этой строке. По остальным предприятиям планируются платежи в незначительных размерах (от 24 до 225 тыс. руб.), что свидетельствует о неэффективной деятельности муниципальных унитарных предприятий. Контрольно-счётная палата напоминает, что уже неоднократно указывала на убыточную деятельность МУПов, которые либо вообще ничего не перечисляют в бюджет, либо перечисляют незначительные суммы. При этом сами МУПы получают очень неплохие доходы от сдачи в аренду не используемых в уставной деятельности помещений. Например, МУП «Орёлбыт», получая ежегодно доходы от аренды порядка миллиона рублей, перечисляет в бюджет лишь 10-36 тысяч!
Также КСП считает необходимым пересмотреть договоры о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование различным организациям. Это имущество нужно передать из казны в аренду на конкурсной основе или продать. Кстати, в безвозмездном пользовании у немуниципальных организаций находится 17 тысяч кв. м (32%) муниципальных помещений.
Ситуация с бюджетом города отнюдь не радужная. Местный бюджет продолжает находиться в тяжёлом финансовом положении. Продолжается рост кредиторки – на 01.07.2019 она составляла 716,4 млн; по состоянию на 01.01.2024 г. – уже 1 млрд 395,1 млн. При этом у города по-прежнему отсутствуют дополнительные источники доходов, а средств, выделяемых из областного бюджета, недостаточно для обеспечения реальной сбалансированности. И на фоне всего вышеперечисленного УМИЗ города вместо изыскания дополнительных источников доходов продолжает расширять список организаций, которым могут предоставляться муниципальные нежилые помещения в безвозмездное пользование.
Увы, формат газеты не позволяет нам перечислить все заслуживающие внимания факты из отчета КСП. Но желающие могут сами внимательно изучить этот интереснейший документ, который опубликован на сайте палаты. https://ksporel.ru/pages/deyatelnost-palaty/otchyot-o-rabote-ksp/o2023
Сергей МИЛЯХИН