№22 (119) от 26 июня 2024 г.
Орловские власти придумали назвать одну из улиц Орла именем Вячеслава Соколова. Если вы не знаете, кто это такой – расскажем. Хотя далеко не факт, что из этого рассказа горожанам станет понятен выбор имени для улицы.
Итак, на ближайшей сессии горсовета депутатам предложат проголосовать за присвоение единственной безымянной улице в Орле имени Вячеслава Соколова. Улица идет от перекрестка ул. Скворцова с Наугорским шоссе до Приборостроительной. И ни одного жилого дома на ней нет. Но, возможно, когда-нибудь появится. Об этом рассказала начальник городского управления градостроительства Мария Родштейн на заседании профильного комитета горсовета по образованию, культуре и социальной политике, где обсуждался вопрос о наименовании безымянной улицы. Депутаты, кстати, идею поддержали. Таким образом, как сообщила пресс-служба горсовета, они решили «отметить вклад известного земляка в развитие нашего города».
Чем же известен Вячеслав Соколов?
На наш, разумеется, чисто субъективный взгляд, прежде всего – своим сыном. Бывший замгубернатора Вадим Вячеславович Соколов, несколько лет отвечавший за внутреннюю политику в Орловской области, ныне является членом Совета Федерации. А еще – видным единороссом. Вадим Соколов – первый заместитель секретаря регионального отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», член президиума регионального политсовета партии.
В отличие от сына старший Соколов был убежденным коммунистом. Партийную карьеру начал в 1971 году с должности инструктора отдела комсомольских организаций обкома ВЛКСМ, затем был избран первым секретарем Заводского райкома ВЛКСМ. В 1973 году стал инструктором горкома КПСС. Потом закончил высшую партийную школу и уже возглавил орготдел горкома КПСС. С 1982 года – второй секретарь Советского райкома КПСС, в 1984 году занял должность завотделом организационно-партийной работы Орловского обкома КПСС, затем — должность второго секретаря Орловского горкома КПСС. Пик партийно-номенклатурной карьеры Вячеслава Соколова пришелся на годы перестройки: с 1988 года он возглавлял Заводской райком КПСС, а с 1990 по 1991 годы был первым секретарем Орловского горкома КПСС. А потом советская власть кончилась, и бывший выскопоставленный партийный деятель пошел в коммерцию: уже в 1991 году он стал заместителем генерального директора ССИП «Велор», работал заместителем генерального директора ССАП «Орел-Авиа». Позднее, в 1994 году, стал заместителем председателя правления коммерческого банка «Коопбанк», а затем – заместителем директора банка «Информтехника».
В 1996-2000 годах был депутатом Государственной Думы второго созыва, членом фракции КПРФ, членом Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам. В 2001 году вышел на пенсию. Через четыре года совместным решением Орловского горсовета и коллегии администрации города Орла имя Вячеслава Соколова было внесено в городскую Книгу Почета.
Среди перечня заслуг Вячеслава Соколова перед городом Орлом, которые могли бы служить основанием для увековечивания его имени в названии улицы, в СМИ упоминаются строительство Кромского водозаборного узла, возведение хирургического корпуса областной больницы, замена фундамента первой в городе Орле школы №40 с бассейном, которые «велись под его руководством», и т.д. Надо сказать, что сам Вячеслав Константинович несколько иначе оценивал свою деятельность на партийных постах. Во что он, например, рассказывал в интервью газете «Правда» в августе 2021 года:
«Задачей партийных организаций была координация действий промышленников и строителей, учебных заведений и социальных организаций. Заводы, фабрики, строительные организации вели огромную работу по социальному развитию города (выделено нами. – Прим. ред.). Но главным направлением деятельности партийных организаций и партийных органов была работа с кадрами. Именно партийные органы подбирали и готовили руководящие кадры для отрасли. Работа с людьми, подбор кадров — это самая сложная часть партийной деятельности. И примером для меня, да и для всех коммунистов города, в этом плане был первый секретарь горкома партии Альберт Петрович Иванов. У него мы старались учиться. И, конечно, у Геннадия Андреевича Зюганова, который стал вторым секретарём горкома» (конец цитаты).
https://gazeta-pravda.ru/issue/87-31147-1316-avgusta-2021-goda/vernost-dolgu
То есть на своих партийных постах товарищ Соколов занимался исключительно своей работой – подбирал и контролировал кадры, под руководством которых, собственно, и строился город, развивалась орловская промышленность, возводились школы и больницы. И заметим, за эту свою работу партийный функционер Соколов имел не только хорошую зарплату, но и все номенклатурные привилегии, которых не имели обычные граждане. А ведь те же самые школы с бассейнами, больницы, многоэтажные дома строили именно они, именно они сажали деревья в парках и скверах, именно они работали на знаменитых на всю страну орловских заводах и давали стране стальной прокат, часы и будильники «Янтарь», орловскую керамику – да много чего еще. И никаких привилегий за это не получали. И никому не приходило в голову называть их именами улицы. Впрочем, как и именами представителей партноменклатуры позднесоветского периода.
В Орле есть улицы, названные в честь поэтов и писателей, художников и композиторов, ученых, просветителей, воинов Красной армии, Героев Советского Союза и России, Героев социалистического труда. Есть улицы, носящие имена революционеров, героев гражданской войны, видных большевиков и деятелей Интернационала, военачальников, даже графов. Нет ни одной улицы, которая носила бы имя первого секретаря обкома или горкома – например, Федора Мешкова или Альберта Иванова, которые уж точно сделали для города никак не меньше, чем первый секретарь горкома Соколов. Даже в самые глухие застойные годы местным партийным деятелям не приходило в голову называть улицы именами своих номенклатурных коллег. Или тогда такие привилегии имели лишь усопшие челны политбюро и генеральные секретари ЦК КПСС, в честь которых называли не только улицы, но и города?
Так или иначе, но присвоение единственной безымянной орловской улице имени Вячеслава Соколова больше напоминает не признание его заслуг перед нашим городом, а некий реверанс в сторону… кого? Не знаем. Возможно, в сторону сенатора Вадима Соколова. А возможно, и в сторону сегодняшнего юбиляра – лидера КПРФ Геннадия Зюганова. В свое время, как признавался сам Вячеслав Соколов в упомянутом выше интервью, он однозначно поддержал кандидатуру Зюганова во время избрания руководителя КПРФ. Цитируем:
«Когда я был на нашем восстановительном съезде, встал вопрос о руководителе Компартии РФ. Среди делегатов в кулуарах всё чаще обсуждалась кандидатура Геннадия Андреевича Зюганова. Ко мне подошли товарищи из президиума съезда:
— Вы орловец, скажите несколько слов о Зюганове, ведь вы его хорошо знаете по совместной работе.
Я, не задумываясь, ответил:
— Предоставьте слово самому Геннадию Андреевичу и, уверен, всем делегатам станет ясно, кто должен быть лидером нашей партии в это трудное время!
Им и был избран Зюганов».
Сам Зюганов, кстати, совсем недавно стал Почетным гражданином Орловской области, а вскоре после этого Орловский горсовет решил давать имена Почетных граждан улицам города Орла. И, наверное, имя Зюганова присвоили бы какой-нибудь улице или даже площади, но российский коммунист номер один еще жив. Так что неудобно получилось бы. А вот Вячеслав Константинович Соколов ушел из жизни в феврале нынешнего года. В социальных сетях о нем отзываются как об очень порядочном, честном, отзывчивом человеке. И тем более странно, что его именем решили назвать пустынную улицу, на которой нет домов. Почему-то нам кажется, что он сам эту идею вряд ли одобрил бы…
P.S.:
Остается добавить, что в Орле, например, нет улиц в честь таких наших знаменитых сограждан, как Анна Керн, скульптор Борис Орловский (автор фигуры ангела на Александрийской колонне на Дворцовой площади и памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли перед Казанским собором в Санкт-Петербурге), нет улицы Евгения Аграновича, написавшего тексты любимых народом песен «О героях былых времен» и «Березовый сок», нет, в конце концов, улицы Ефима Вельковского – самого эффективного мэра в новейшей истории города Орла. Зато, уверены, будет улица Соколова. Ну что ж, в Петербурге тоже когда-то были проспект Нахимсона, площади Лассаля и Урицкого, улица Слуцкого и проспект Железнякова – после Октябрьской революции большевики стремились увековечить имена своих предшественников и соратников. Увековечить не получилось, имена неизвестных народу деятелей не прижились, и названия исчезли еще при советской власти. А потом исчезли и из народной памяти. Знают ли об этом те, кто сегодня подобным образом стремится увековечить имя партийного функционера Вячеслава Соколова? Не уверены.