№23 (120) от 3 июля 2024 г.
В последнее время на Орловщине все труднее обнаружить хоть один строящийся или ремонтируемый объект, который удалось бы сделать без скандалов. И вот – очередное благоустройство общественной территории за очень большие федеральные деньги. И очередной скандал, детали которого вскрылись на заседании профильного комитета горсовета по строительству. Рядовые орловцы настолько привыкли к беззаконию в областном центре, что спустя неделю после комитета практически ни одно СМИ даже не обратило на этот «пустячок» внимания. Тем более, что в официальных релизах мэрии как в песне: «все хорошо, прекрасная маркиза! И хороши у нас дела!»
Все начинается с проекта
На комитете депутаты рассказали коллегам об итогах своего выезда на место, где они посмотрели, как ведутся работы, и пообщались с подрядчиком. Если вдруг кто забыл, сквер Гуртьева и расположенный рядом сквер Бунина в 2023-м году стали лидерами общественного голосования и получили право на первоочередное благоустройство в рамках нацпроекта «Жильё и городская среда». При проектировании благоустройства сквера имени Гуртьева принимались во внимание как исторические особенности, так и реалии нашего времени. Например, здесь планировалось воссоздать планировку дорожек и тропинок, зафиксированную на архивных фотографиях. В то же время в сквере собирались сделать современную подсветку памятника Гуртьеву, а также деревьев центральной аллеи. По обе стороны сквера проложили велодорожки и велопарковки. Вдоль тропинок установят фонари, скамейки и урны, выполненные в едином стиле. Шесть клумб, расположенных на центральной аллее, заменят на одну – большего размера и круглой формы. Также обновят гранитные плиты, уложенные у основания памятника. На благоустройство сквера Гуртьева планировалось потратить 71 миллион рублей.
Вполне логично, что при выезде на место депутаты попросили у представителей подрядной организации показать им проект, чтобы сверить реальное положение дел с тем, что изображено в чертежах. Однако вместо проекта строители показали им… эскизы. И заверили, что именно по этим эскизам и ведутся все работы.
Такое положение дел насторожило специалистов (благо среди депутатов тоже есть строители, и они понимают, что и как должно быть). Например, к фонарным столбам проводится новая проводка. На нее существует разработанная «Орелоблэнерго» спецификация, где указано, что и как должно выполняться. Подрядчик не смог объяснить депутатам ни то, какой кабель прокладывается в сквере, ни как именно он должен прокладываться по проекту. То, что увидели на месте члены комитета, выполнено с нарушением норм. Все это рассказал коллегам депутат Владислав Гефель.
Народные избранники также попросили документы на бетон. Им показали один паспорт на 10 кубометров смеси, поставленной на объект еще в марте (визит в сквер депутатов проходил в середине июня). Как отметил Гефель, просто не может быть такого, чтобы с марта до июня в работе было всего 10 кубов бетона. Однозначно, в сквер привозили не одну партию строительных смесей. Кроме того, должны были проходить лабораторные испытания поставленного бетона. Документов о том, что они были, найти не удалось. Между тем даже внешний вид использованного в сквере Гуртьева бетона вызвал серьезные сомнения у разбирающихся в этом депутатов. С заключениями депутаты спешить не стали – может быть, все же удастся дождаться результатов испытаний.
Дальше, в тех документах, которые все же были показаны и которые касались технологии укладки бордюров и т.д., также вскрылись несоответствия. Всегда вначале делают песчаную «подушку», потом гравийную подсыпку, и только потом идет бетон, на который ставят бордюр. В местах, которые осматривали депутаты, двух нижних слоев обнаружить не удалось.
Параллельные вселенные
Особую прелесть происходящему придает тот факт, что как раз после комитета на сайте горадминистрации был опубликован очередной фоторепортаж о ходе реконструкции в сквере Гуртьева. И там ни слова, ни полслова о выявленных недочетах или о том, что подрядчика просили что-либо переделать. Впечатление, что администрация (как заказчик работ) и депутаты городского совета посещали совершенно разные скверы Гуртьева в двух совершенно разных городах. https://vk.com/wall-170142282_64228
Особо депутаты обратили внимание на то, что представитель фирмы-подрядчика не смог дать четких ответов ни по материалам, которые используются в ходе ремонтных работ, ни по соблюдению технологии. Естественно, на комитете вопрос был переадресован представителям городской администрации: «Я не понимаю, как ваши сотрудники могут принимать объемы, не имея документации. Нам показывали документы о приемке, подписанные вашими представителями на промежуточные объемы. Возникают вопросы, как приняли, если в документах такая цифра – 963 КИЛОМЕТРА кабеля? Как такие документы подписывали? И самое главное, как контролировать суммы, если нам предоставили документы, в которых не указана ни марка кабеля, ничего?» – эмоционально отметил Владислав Гефель. «Даже график проведения работ, который нам прислали, – это просто мечта. По такому я бы работал с огромной радостью. Указано лишь начало и конец работ. А как вы проверяете работы? Приехали на объект: начали работы – начали. И потом в конце вы должны приехать и принять? По социально значимым объектам должен быть график привязки к объемам работ. Тогда сразу будет видно по ходу – отстают или не отстают. Подрядчик может обещать что угодно. Например, что выполнит все к 5 августа. Я не вижу проблем выполнить все обещанное. Но какое будет качество? Именно качество вызывает серьезные вопросы. Повторюсь, по укладке кабеля – это же электрика! Будут люди по скверу гулять. Не дай бог, где утечка блуждающих токов. Мужчина, который вылез из ржавой «Волги», представил нам не проект, а точно такую же эскизную схему установки опор освещения».
В итоге руководитель ОМЗ Максим Лобов пообещал разобраться, почему депутатам не предоставили нормальную документацию. Кстати, когда готовился этот материал, стало известно, что Максим Лобов подал в отставку и дорабатывает последние дни в здании на Пролетарской горе. Очень показательный момент – о кадровых рокировках на ключевых постах в администрации города сообщает не официальная пресс-служба, а журналисты, которым это стало известно «из собственных источников». https://newsorel.ru/fn_1509879.html
Я не я и подпись не моя
Присутствовавший на комитете депутат облсовета Виталий Рыбаков обратил внимание на то, что в актах о приемке промежуточных работ не стоит подпись самого начальника ОМЗ. По мнению депутата, пока руководители профильных подразделений и главы города не будут ставить свои подписи на документах, ни о какой ответственности за работы по таким важным объектам быть не может. Причем, такая практика распространена не только в Орле, но и на объектах областного уровня.
Сам господин Лобов на это возразил, что у него имеются кураторы, которые отслеживают непосредственно ход работ на разных объектах, и это входит в их должностные обязанности. Самому руководителю ОМЗ присутствовать на приемке всех промежуточных этапов нет необходимости, поэтому там, естественно, нет и его подписи. Но на окончательную приемку объекта начальник ОМЗ приезжает и тогда уже ставит подпись, поскольку сам все видел и принимал. Кто прав – орловцы узнают уже совсем скоро. До сдачи сквера Гуртьева остаются считанные дни.
Юбилейные кирпичи – на головы прохожим
Еще одной интересной темой на заседании профильного комитета стал разбор ситуации с домом 24/26 на улице Ленина из-за осыпающейся на головы прохожих огромных кусков штукатурки. Самое примечательное, что в ряде домов (среди которых и номер 24/26) был сделан капитальный ремонт как раз накануне 450-летия Орла, то есть в 2016 году. Договор на проведение капремонта был заключен с ООО «ПРК Реставратор». Заказчиком выступил региональный Фонд капитального ремонта. Буквально через несколько недель фасад этого здания начал разрушаться. Между тем, по отчетам там было проделано немало: ремонт крыши, фасада, подвала, инженерных сетей, установка общедомовых приборов учета. Кстати, председатель горсовета на своей страничке ВК напомнил, что гарантия качества распространяется на все конструктивные элементы, инженерные системы и работы, выполненные подрядчиком по договору. Гарантийный срок нормальной эксплуатации материалов конструктивных элементов устанавливается в 60 месяцев с момента подписания актов приемки. Кстати, приемочная комиссия (от Фонда капремонта) приняла работы по всем формам и, соответственно, все было оплачено в полном объеме. Когда от подрядчика попытались добиться устранения выявленных в гарантийный срок недочетов, он уклонился от исполнения своих обязанностей.
Представителя фонда капремонта на комитете не было. Но вскрылась такая интересная деталь: начальник управления по государственной охране объектов культурного наследия сообщил, что их ведомство писало заключение об отказе в приемке объекта с перечнем замечаний. И это касалось не только дома 24/26 – областным управлением не был принят ни один дом на улице Ленина! При этом приемка фонда капремонта и областного управления проходили в разное время и разным составом комиссий.
Представитель управляющей компании отметил, что работы на фасаде они проводить не имеют права, так как это может делать только организация, имеющая на то необходимую лицензию. Даже очистить фасад от кусков обвалившейся штукатурки и то УК «Содействие» своими силами не может. Тем более, что это и не входит в перечень услуг, которые оплачивают жильцы. Теперь слово за фондом капремонта. Именно сотрудники Фонда капремонта подавали в суд на подрядчика, который провел некачественные работы. Областные чиновники подписывали акты приемки, и они же теперь должны найти новую организацию, которая сможет решить проблему и жителей, и людей, которые ходят вдоль опасных фасадов по главной пешеходной улице областного центра. УК «Содействие» может лишь поставить ограждения в виде ленточек.
Депутаты предложили «Содействию» провести общее собрание жильцов, и если деньги на ремонт фасада не заложены в тариф – собрать с жителей еще раз средства и хотя бы убрать аварийную штукатурку. Представитель УК не согласился с таким подходом, так как жители честно платили в фонд капремонта, и если выбранная фондом подрядная организация сделала некачественные работы по фасаду, то вина в этом совершенно точно не жителей. И заставлять их платить второй раз довольно странно. Не логичнее ли найти тех, кто делал некачественный ремонт и кто подписывал акты о приемке со стороны фонда? Тем более, что суд признал факт некачественного выполнения работ.
Руководитель управления по охране памятников уточнил, что в своем ответе они разрешили УК «Содействие» снять декоративные элементы и куски штукатурки, которые угрожают падением на прохожих. Но вот дальнейшие работы действительно имеет право проводить только специализированная организация, имеющая на то лицензию. «Наши сотрудники выходили на объект. Как я понимаю, самые опасные куски вы все уже счистили. Нависающих частей штукатурки сейчас на доме 24/26 нет. От управления мы направим письмо в Фонд капремонта и уведомим вас об их ответе. Глобальные работы на доме должны делать специализированные организации, но бремя текущего содержания находится на собственниках дома. Так как это многоквартирный дом и у УК заключен договор на содержание общедомового имущества, по этому договору дом обязаны содержать в надлежащем техническом и эксплуатационном состоянии. Перечень таких работ, которые можно делать своими силами, я могу вам передать», – отметил начальник облуправления.
Отдельно заметим, что дом 24/26 перешел под управление этой УК только в 2022 году. Как обычно, осталось без внимания, какая управляющая компания обслуживала дом до 2016 года и насколько полно платежи жителей тратились на нужды именно этой многоэтажки? Этот вопрос обычно никогда не ставится, если речь идет о смене УК. Прежние «управленцы» всегда выходят сухими из воды. Так было и с «карточным домиком» на набережной Дубровинского. Так произошло и с домами-памятниками на улице Ленина.
При этом если (не дай бог) случится трагедия и на головы прохожим свалится кусок штукатурки, то отвечать придется все же той УК, которая обслуживает проблемный дом в настоящее время, – напомнил депутат Виктор Панухник.
Виктор ПАНУХНИК
Еще один момент, на который обратил внимание депутат. Недавно администрация Орла похвасталась, что получила деньги на привлечение туристов и потратила их на подсветку зданий. В том числе и домов, с которых осыпается штукатурка. «Люди идут и говорят: у вас улица как из фильма ужасов. Может быть, надо было сначала эти деньги потратить на ремонт домов?» – отметил Виктор Панухник.
Но деньги на подсветку разваливающихся зданий уже получены и потрачены. А вот получит ли дом №24/26 средства на повторный капремонт фасада? Увы, ответ на этот вопрос так и остался для всех участников комитета загадкой.
Сергей МИЛЯХИН