Сколько орловцев смогли «встать на ноги» и начать свой бизнес с помощью социального контракта, а также что мешает в этой работе – все это довольно детально рассмотрели на рабочем совещании в областной администрации. Учитывая, что на финансовую помощь государства изначально могли рассчитывать лишь те, у кого были доходы ниже прожиточного минимума, (это 14,3 тысячи рублей на человека в месяц) – по этому параметру и велась оценка эффективности программы. В итоге каждый десятый участник (а точнее 9,1%) не изменили уровень доходов или вообще его снизили. А превышение прожиточного минимума показали лишь 35,3% участников программы. Об этом рассказала руководитель департамента соцзащиты Ирина Гаврилина.
Из нищеты в средний класс
Такой параметр, как «прожиточный минимум», был взят исходя из определения бедности населения. Считается, что если в семье на каждого члена приходится меньше этой суммы, то «ячейка общества» серьезно рискует. В целом по региону «за опасной чертой» оказалось менее 8,5% жителей. Одним из инструментов, призванных помочь людям выбраться из нищеты, и стал социальный контракт. Причем рассчитан он не на короткий срок, а на то, что люди встанут на ноги с его помощью всерьез и надолго. По сути, соцконтракт – это пошаговая инструкция по выводу из бедности конкретной семьи или одинокого орловца. С момента старта программы основные направления помощи остались неизменными – это поиск работы, ИП, ведение ЛПХ и любые другие способы преодолеть трудную жизненную ситуацию. С 2021 по июнь 2024 года было заключено 5 392 контракта по различным направлениям. Основных направлений несколько: поиск работы – 1 686, на открытие своего бизнеса – 2 380, на создание ЛПХ – 484 контракта. Остальное попало в категорию «иные».
Приоритетно по всем перечисленным направлениям заключались контракты с семьями, где есть дети, а также семьями участников СВО. В последнее время речь идет о том, что целевая аудитория на законодательном уровне будет сужена как раз до семей с детьми, – отметила Гаврилина.
С января 2024 года упростилась процедура подачи заявления на получение контракта через портал госуслуг без предоставления дополнительных справок. То есть весь пакет документов человек может заполнить самостоятельно на госуслугах. При расчете среднедушевого дохода теперь не берутся в расчет доходы других родственников, которые проживают в одном доме с семьей заявителя. И еще одна новация касается заключения контракта на открытие своего дела или ЛПХ – с текущего года производится тестирование в онлайн-режиме для определения уровня предпринимательской компетенции. При необходимости можно также онлайн пройти обучение и подтянуть уровень своих знаний, чтобы не сжечь деньги попусту из-за грубых ошибок. Также на законодательном уровне расширен перечень поводов для отказа в предоставлении соцконтракта. До этого года было всего лишь две причины для отказа: превышение среднедушевого дохода и предоставление неверных сведений. Сейчас к этому добавилось использование бюджетных ассигнований в текущем году, наличие у заявителя действующего соцконтракта либо наличие непогашенной задолженности, в том числе по предыдущему соцконтракту, и решение межведомственной комиссии по отказу. Если по ранее заключенному контракту гражданин не предоставлял отчетные документы, прекращал работать в период действия контракта или прекращал работать как ИП, а также использовал средства соцконтракта не по назначению, не исполнил программу соцадаптации или не отчислял налоги в течение 12 месяцев после окончания действия предыдущего соцконтракта, то в заключении нового контракта ему может быть отказано. Всего повторно заключили 21 контракт. Как отметила Гаврилина, при рассмотрении повторной заявки оценивается, был ли эффективен предыдущий проект, повысились ли доходы семьи.
Свое дело
Одним из самых востребованных направлений соцконтрактов на протяжении всех трех лет была индивидуальная предпринимательская деятельность. За весь период данное направление выбирал практически каждый второй участник проекта. Это и сфера красоты, автосервисы, ремонтные работы, логистика и т.д. Как результат – у выбравших это направление средний душевой доход увеличился у 60% получателей, а у 35% средний душевой доход превысил прожиточный минимум. По ЛПХ картина немного иная, но и риски в сельском хозяйстве существенно выше – ведь урожай в немалой степени зависит от непредсказуемых сюрпризов погоды. Специалисты управления постоянно мониторят, на какие цели были потрачены средства соцконтракта. В итоге 58 человек возвратили полученные средства. И здесь речь не только о добровольном возврате, но и о судебных решениях.
Контрольной точкой проверки эффективности исполнения соцконтракта остается пятый месяц после его окончания. В этот период как раз и сравнивают доходы орловцев за три месяца до начала соцконтракта и через три месяца после его завершения. Сколько участников программы смогли повысить свой доход, мы упомянули в начале статьи. Но это «средняя температура» – до начала контракта средний доход был 7 051 рубль, а после окончания стал 18 252 рубля. Гораздо интереснее и показательнее отдельные, как сейчас модно говорить, «эффективные менеджеры». Так, один из предпринимателей, занявшийся ремонтом одежды, увеличил средний доход с 9 тысяч в месяц до 162 тысяч. Занявшийся приготовлением пищи смог подняться с 8 тысяч до 119 тысяч ежемесячно. А в сфере реального производства у одного участника программы доходы выросли с 11 тысяч до 120 тысяч ежемесячно. Но это скорее исключение, чем правило.
Из проблем, с которыми сталкиваются при реализации соцконтракта, на совещании назвали сокрытие реальных доходов и предоставление недостоверных сведений, нарушение сроков сдачи отчетов и предоставление сомнительных документов. Также отдельно было отмечено, что участники соцпроекта решили помочь самому департаменту. Точнее, орловцам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации и находящимся в социальных учреждениях. Началось все с девушки, которая заключила соцконтракт на предоставление услуг подолога (это довольно редкий специалист, который занимается диагностикой, профилактикой и лечением заболеваний стопы, а также реабилитацией после терапии людей с больными ногами). Помимо платных услуг девушка решила помочь пожилым орловцам в учреждениях соцзащиты совершенно бесплатно. Поскольку процедуры подолога – довольно дорогое удовольствие, многие подопечные соцзащиты просто не могли себе такое позволить. Теперь, по словам Гаврилиной, есть планы масштабировать эту инициативу на всю область и сделать своеобразной «фишкой» региона, так как ни одна другая область недодумалась, как совместить помощь по соцконтракту и услуги малообеспеченным пожилым людям.
В дальнейшем при реализации соцконтрактов в департаменте хотели бы видеть помощь органов местного самоуправления. Ведь на местах лучше всего знают, какие ниши в какой сфере испытывают дефицит кадров, где начинающему предпринимателю или фермеру будет проще всего стартовать. Таким образом, люди сейчас зачастую приходят, имея очень смутное представление о том, чем бы им хотелось заняться и где есть дефицит определенных товаров или услуг. Если местные власти проанализируют, что уже развито в конкретном районе, а каких услуг и товаров не хватает, то стартовать будущим ИП будет обоюдовыгодно. Это повысит эффективность соцконтрактов, а жители муниципалитетов окажутся в выигрыше от появления необходимых им услуг.
КСП нашла много интересного
После обширного доклада у участников совещания возникли вопросы. В частности, вице-спикер Михаил Вдовин упомянул проведенную КСП проверку, которая как раз и касалась социальных контрактов. Итоги этой проверки находятся в свободном доступе, и любой желающий может с ними ознакомиться на сайте областной КСП. https://www.ksp-orel.ru/files/kontrolnaya-deyatelnost/sots-kontr.docx
Вот лишь немного цитат из этого документа: «В нарушение пункта 1.8 Положения № 48 утвержденные программы социальной адаптации не содержат сведений о конкретных видах, объемах закупок (смету расходов), что не позволяет обоснованно определить размер назначаемой государственной социальной помощи, проверить исполнение мероприятий программы социальной адаптации, в том числе целевой характер использования денежных средств.
При наличии оснований к досрочному расторжению контрактов (невыполнение мероприятий программы социальной адаптации, непредставление отчетов) ответственными сотрудниками не приняты меры по расторжению контрактов и возврату средств получателями (…) Из проверенных 45 личных дел (…) установлены следующие нарушения (…):
– в нарушение пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 6.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» представленные документы на общую сумму 332,3 тыс. руб. оформлены ненадлежащим образом, что не подтверждает произведенные расходы документально (6 социальных контрактов);
– представлены договоры купли-продажи основных средств и договор аренды помещения у физических лиц, содержащие признаки мнимой сделки на сумму 578,0 тыс. руб. (3 социальных контракта);
– представлены документы на сумму 325,0 тыс. руб., указывающие на действия с признаками мошенничества при получении выплат (2 социальных контракта);
– приобретены основные средства и материальные запасы, не соответствующие паспорту проекта или характеру планируемой к оказанию услуги, на сумму 231,8 тыс. руб. (6 социальных контрактов);
– приобретено бывшее в употреблении имущество у частного лица по завышенной более чем в 2 раза цене по сравнению с рыночной ценой на аналогичный новый товар на сумму 85,0 тыс. руб. (1 социальный контракт)», – говорится в опубликованном отчете КСП.
В ответ на вопрос Михаила Вдовина, что сделано для усиления контроля и исправления выявленных КСП недочетов, Ирина Гаврилина отметила, что раньше департамент, по сути, контролировал сам себя. Теперь же внесены изменения в региональные законы, и должна заработать некая «вертикаль», чтобы контроль был на нескольких уровнях.
Кто и зачем скрывает свои доходы
Проводивший совещание замгубернатора Вадим Тарасов поинтересовался, почему 35% участников программы превысили прожиточный минимум, а остальные хоть и стали жить лучше, но прожиточный минимум не превысили? Ведь нужно помнить, что еще 9% стали жить хуже, чем было до соцконтракта! Можно ли такие результаты считать достижением? «Наша задача была, чтобы люди, заключившие соцконтаркт, стали жить лучше. В итоге цели достигли только 35%. Сколько времени нужно, чтобы провести анализ и понять, почему такая низкая эффективность программы?» – задал вопрос Вадим Тарасов. И поручил в течение двух недель разобраться в причинах происходящего. Чтобы не 35%, а как минимум 90% участников программы по итогу реализации проекта выбрались из нищеты.
Здесь Гаврилина пояснила такой момент, что участники проекта «тотально стараются скрыть свои доходы». «Если люди скрывают свои доходы – значит, они чего-то боятся», – отметил Тарасов и предположил, что тут недорабатывают как раз власти в плане информирования участников проекта. Нужно разъяснять людям все максимально детально и доступно, чтобы не было желания чего-то скрывать.
Ирина Гаврилина отметила, что страх может быть основан на том, что до включения в проект орловцы получали единое пособие как малоимущие. И отчасти нежелание в полном объеме показывать свои доходы связано и с тем, что люди не хотят лишаться этой помощи от государства. Как бороться с желанием усидеть на двух стульях и получать две выплаты, также станет известно после детального анализа ситуации.
Сергей МИЛЯХИН