№27 (124) от 31 июля 2024 г.
В деле экс-главбуха ОГАУ Оксаны Филимоновой, которая рискнула после увольнения, которое она считает незаконным, заявить о сомнительных сделках в университете, появились новые подробности.
– Я устала воевать с круговой порукой в Орловской области, которая защищает всеми правдами и неправдами ректора ОГАУ Масалова и, наоборот, приводит ко всё новым и новым уголовным делам против меня, – говорит Филимонова. – При этом никто не скрывает, что дела эти – надуманные, за год сменилось четыре следователя, но Филимонова «слишком много говорит и пишет», и потому «надо наказать». Что ж, если меня надо наказать по тем обвинениям, которые выдвинуты, – давайте за это накажем, прежде всего, Масалова, чьи подписи стоят под документами, в которых следствие вдруг увидело крупное мошенничество, да еще целой преступной группой. Я так понимаю, что именно он наш главарь! Судите сами.
Даёшь уголовные дела! Много и разных!
Дело о закупке запчастей к сельскохозяйственной технике на 4 млн рублей в составе группы лиц по предварительному сговору возбудили в марте 2024 года. Вернее, возбудили три уголовных дела сразу. В «группу», по версии следствия, входят экс-главбух ОГАУ Филимонова, ещё работающий в ОГАУ бухгалтер Степина и экс-проректор Величкин. Не будем вдаваться в подробности и детали – вряд ли читателю интересно, какие детали к какому трактору какая фирма за какие деньги и на каких условиях поставляла. Но предположим, что преступления имели место быть. И тогда, действительно, можно говорить о причастности к ним ректора Владимира Масалова. По целому ряду обстоятельств.
Во-первых, размещение закупок, протоколы комиссии по закупкам, утверждение аукционной документации, прежде всего, подписывались ректором вуза. Во-вторых, согласно Уставу ОГАУ единоличным исполнительным органом вуза является не бухгалтер, не проректор и даже не главбух, а ректор, который осуществляет текущее руководство университетом (п.5.29). Более того, согласно тому же Уставу, ректор принимает решения по всем вопросам деятельности вуза (п.5.30), заключает гражданско-правовые договоры, действует на принципах единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий (п. 5.29). Естественно, что именно ректор несет и ответственность за использование бюджетных средств, в том числе в размере убытков, причиненных сделками.
При этом Филимонова призывает следователей прочесть не только Устав ОГАУ, но и послушать некоторые диалоги. У нее сохранились аудиозаписи, в которых ректор Масалов, начальник отдела закупок ОГАУ Казьмин открыто говорят о том, что задача главбуха – «платить, а не решать», «вы подписываете протокол выбора поставщика, а не то, с кем мы его заключаем» и т.п., которые были предоставлены очередному расследователю дела об «организованной группе» – ст. лейтенанту юстиции Е.В. Алдошиной. Поскольку всё это означает лишь одно: если сделки по закупке запчастей носят преступный характер, если они нанесли ОГАУ ущерб, то главный здесь – Владимир Масалов. Но именно он почему-то до сих пор – за пределами уголовных дел.
– Я считаю так: если вы убеждены, что закупки носили преступный характер, привлекайте к ответственности главного, чьи подписи красуются на всех документах, – Владимира Масалова. О чем я и написала заявление в УМВД по Орловской области. Но – смех и грех: моё заявление отдано для проверки и принятия решения явно зависимому и аффилированному лицу – куму Масалова – начальнику третьего отдела УЭБ и ПК УВД России по Орловской области Павлу Овешникову! – говорит Филимонова. – Полагаете, случайно? Что же касается аудиозаписей, то следователь просто отказалась их приобщать к делу, «поскольку они противоречат показаниям свидетелей». Красота! Всё, что противоречит, – в урну! Вот это расследование! НО ведь что такое: «противоречат»? Значит, ОПРОВЕРГАЮТ! Опровергают версию следствия и сами себя – ведь эти самые «свидетели» и есть авторы заявлений, на основании которых возбуждены уголовные дела против меня! При этом на аудиозаписях – диалоги, которые они вели искренне, без всяких «установок», в отличие от того, как писали заявления и давали показания. При этом они же – фигуранты моих заявлений про ремонт чужого трактора, про скрытую аренду федеральной земли и других. Но… Не вижу, не слышу, не хочу видеть и не хочу слушать – следователь Алдошина даже не удосужилась прослушать аудиозаписи прежде, чем сочинять ответ-отказ! Испугалась, что дело тотчас развалится?
Ворон ворону глаз не выклюет
Интересно, что все уголовные дела, которые полиция возбудила против Филимоновой, находятся именно в компетенции 3-го отдела УЭБ и ПК УВД России по Орловской области, который возглавляет кум Масалова. Ну, так звезды сошлись, наверное. Или что-то другое?
– О том, что Масалова и Овешникова связывают почти родственные узы, я узнала от самого ректора. Это было ещё в 2021 году, когда я работала главбухом. Масалов вызвал меня в свой кабинет и познакомил с двумя мужчинами, которые там находились. Одного он представил как кума Павла (Овешникова), а второго – как друга Артёма (Бондарева, подчиненного Овешникова). Позже он пояснил, что они – полицейские и сказал, что обратился к ним за помощью – речь шла о возбуждении уголовного дела на одного из бывших сотрудников ОГАУ. И, действительно, через несколько дней мне поступило сообщение от Бондарева с его телефона, в котором было фото письма на имя Масалова о предоставлении сведений по тем документам, о которых шёл разговор в кабинете ректора…
Когда меня начали прессовать, уволили под давлением ректора, я решила защищаться не только от обвинений, но и предоставить правоохранительным органам факты, которые, на мой взгляд, свидетельствуют о реальных совершенных преступлениях в ОГАУ. Именно тогда, например, я написала заявление о ремонте трактора «Фендт», который обошелся вузу в 3 млн рублей при том, что не является его собственностью и был отремонтирован ДО проведения торгов аффилированной к руководству ОГАУ фирмой. Будете смеяться: доследственная проверка полностью подтвердила мои доводы, однако состава преступления следователь не обнаружил!
Тогда в июне 2023 года я написала заявление уже на самого Овешникова – о том, что на территории ОГАУ в 2023 году по его просьбе стояло несколько автомобилей, возможно, имевших криминальное происхождение. Однако – «ваши доводы не подтвердились». А когда я попросила ознакомить меня с результатами проверки, замначальника УМВД по безопасности Б.Г. Родин, чья жена, к слову, работает в ОГАУ, заявил, что полиции не удалось определить, какие машины стояли во дворе ОГАУ, поскольку я не предоставила их номера – это при том, что опрашиваемые сотрудники вуза, насколько мне известно, предоставили фото автомобилей, и они были поставлены в том же году на учет! Очень странная позиция, согласитесь. К слову, с материалами проверки я так и не смогла ознакомиться – получила отказ «в связи с тем, что там содержатся персональные данные».
Понимая, что я настроена добиваться правды, в сентябре 2023 года на меня возбудили первое уголовное дело – как будто я прикарманила 49,7 тыс. рублей за виртуальную стирку белья. Как я полагаю, сделано это было по указанию Овешникова, поскольку в проведении доследственной проверки участвовали его подчинённые. При этом была сфальсифицирована справка из психоневрологического диспансера о том, что я якобы имею психическое заболевание, чтобы на ее основании поместить меня на стационарную экспертизу в психушку! Судя по всему, в Орловской области все средства хороши, когда кому-то надо…
Наверное, если бы Филимонова не рассказала об этом СМИ, там она бы и оказалась. И кто знает, чем бы всё обернулось для матери троих детей, отец которых, на минуточку, добровольцем ушёл на СВО. Но некрасивая история вышла на федеральный уровень, ею заинтересовался депутат Госдумы Александр Хинштейн, и в Орле всё спустили на тормозах. В том числе привлечение к ответственности виновных в фальсификации.
Судя по всему, этого Филимоновой не простили. Тогда в первый раз она и услышала про то, что «слишком много пишет». Так или иначе, в этом году силами отдела полиции, возглавляемого Павлом Овешниковым, инициировали уже целый ряд уголовных дел. Идут они ни шатко, ни валко, никто не опрашивается, очных ставок не производит, экспертиз не проводит. Да что там говорить – следствие до последнего пыталось вообще скрыть от Филимоновой, в чем, собственно, ее обвиняют и кто. Это удалось узнать лишь благодаря суду, куда она была вынуждена обратиться. И то не сразу – поначалу следователь и суду отказывался предоставлять информацию. Впечатление такое, что поймали на крючок главного мафиози Орловщины.
– Я убеждена в том, что возбуждение всех этих дел являются лишь давлением и попыткой увести в сторону от ответственности реальных преступников. Именно поэтому я обратилась в СУ СК РФ по Орловской области с заявлением «О совершении преступления» уже Овешниковым. Я считаю, что он использует служебное положение для защиты интересов своего кума. И надеюсь, что следственное управление СК не подчиняется кумовьям.
К слову, кум Овешников и кум Масалов не стесняются демонстрировать свои отношения. Фото, сделанное одним из горожан около дома полицейского, тому яркое подтверждение. Такая вот гармония интересов…