№28 (125) от 7 августа 2024 г.
В преддверии празднования Дня города и годовщины освобождения Орла от немецко-фашистских захватчиков в столицу региона прибыл лидер КПРФ, почетный гражданин Орла и области Геннадий Зюганов. 4 августа главного российского коммуниста ждала весьма насыщенная программа. Он встретился с губернатором Клычковым, побывал на открытии обновленного Дворянского гнезда и волейбольном турнире на кубок своего имени, а еще встретился с депутатами Орловского облсовета. Правда, не со всеми. Из 50 народных избранников на встречу пригласили лишь шестерых. Счастье пообщаться с Зюгановым выпало спикеру облсовета Леониду Музалевскому и его заместителям – Олегу Кошелеву, Ларисе Удаловой, Павлу Меркулову, Ивану Грачеву и Ивану Дынковичу. Пятеро из шестерых – единороссы, и лишь один – коммунист, руководитель фракции КПРФ Дынкович. Рядовых депутатов-коммунистов, совсем недавно проголосовавших за присвоение Зюганову звания Почетного гражданина Орловской области, на встречу с партийным лидером не позвали. Впрочем, как и остальных народных избранников. Но, вопреки предпринятым мерам конспирации, в зал заседаний областного правительства все же проникли незваные гости. Ими оказались депутаты Виталий Рыбаков, Руслан Перелыгин, Евгений Косогов и Виктор Макаров.
Ложка дегтя в бочке меда
На официальном портале Орловской области в официальном же пресс-релизе, составленном губернаторской пресс-службой, встречу Зюганова с орловскими парламентариями назвали рабочей. Из крайне скупой информации следует, что в ходе этой «рабочей встречи» «Геннадий Зюганов отметил успехи социально-экономического развития Орловщины, поблагодарив представителей всех ветвей власти за труд на благо Отечества.
Он подчеркнул первостепенное значение Орловщины в собственном профессиональном становлении, важность поддержки, которую оказывают ему родные места и земляки.
Также были обозначены ключевые векторы программы КПРФ».
Губернатор Клычков, в свою очередь, «напомнил, что в июне этого года Геннадий Андреевич отметил свой юбилей. В соответствии с указом Президента России он удостоен высокого звания Героя труда Российской Федерации. Депутатами областного Совета принято решение о присвоении Геннадию Зюганову звания «Почетный гражданин Орловской области».
«Геннадий Андреевич, несмотря на занятость, всегда находит время и постоянно уделяет внимание региону. И орловчане относятся к нему с неизменным уважением. Мы всегда стараемся находить общие точки, действовать конструктивно, вырабатывать согласованные, взаимоприемлемые решения – в целях дальнейшего развития области, реализации национальных проектов, повышения качества жизни людей. А сегодня среди центральных задач – всё, что касается поддержки специальной военной операции, военнослужащих, ветеранов СВО, членов их семей», – сказал Андрей Клычков» (конец цитаты). https://orel-region.ru/index.php?head=1&unit=38702
Составители пресс-релиза скромно умолчали о том, что после сорокаминутной речи Зюганова, в которой он поведал едва ли не всю историю своей политической жизни, после славословий и поздравлений в его адрес от «правильных» парламентариев лидеру КПРФ пришлось выслушать несколько не очень приятных для него и для его ставленника Клычкова выступлений и вопросов. Так, уже после того, как Зюганов назвал Клычкова молодым и перспективным руководителем и призвал депутатов помогать ему во всем, попросили слова «незваные гости» – лидер фракции «Справедливая Россия» в Орловском облсовете Руслан Перелыгин и председатель комитета по градостроительной деятельности и транспорту Виталий Рыбаков.
Как уже говорилось, на встречу с Зюгановым они попали без приглашения. Как именно им это удалось, о чем они говорили с главным российским коммунистом и какие впечатления вынесли со встречи, депутаты рассказали «Орловской среде-плюс».
Ему про Фому, а он про Ерему
Рассказывает Виталий Рыбаков:
Виталий РЫБАКОВ
– Как я попал на эту встречу? Здесь отдельное спасибо надо сказать коллегам-депутатам. К сожалению, многие из них пока не могут выпрямить спину, встать в полный рост и открыто высказаться о том, что наболело у них на душе за полтора десятилетия правления варягов в нашей многострадальной области. Хочу напомнить, что десять лет нашим регионом управляли ставленники Геннадия Андреевича Зюганова – коммунисты Вадим Потомский (недавно безвременно покинувший ряды этой партии) и коммунист Андрей Клычков.
Встреча, на которую мы, депутаты Справедливой команды, пришли 4 августа без официального приглашения, была организована наподобие какого-то междусобойчика. Странно и расположились участники встречи: в президиуме, с одной стороны стола, семь человек – сенатор Соколов, спикер облсовета Музалевский, коммунисты Клычков, Зюганов и Иконников и свита Зюганова, включая его внука Леонида. Напротив, через стол, замы председателя облсовета Меркулов, Грачев, Кошелев, Дынкович и Удалова.
В течение более чем получаса вместо конструктивной беседы с депутатами Геннадий Андреевич рассказывал о своих былых заслугах, о которых и так все давно прекрасно знали и знают. Тем не менее, я внимательно слушал его речь, в которой он, среди прочего, «прошелся» по журналистам разных уважаемых информационных изданий, которые писали материалы о роли Зюганова в организации орловской непрерывки. И тогда я понял, что, действительно, для него это болезненный вопрос – видимо, с участием в этой важной для того времени программе у почетного гражданина области что-то не так…
Что же касается по-настоящему актуальных для Орловской области проблем, то разговору о них на этой встрече было отведено всего несколько минут – и то только благодаря депутатам Справедливой команды.
Лично я пытался донести до Геннадия Андреевича информацию о том, что в Орловской области просто беда с реализацией национальных проектов, инициированных нашим уважаемым президентом В.В. Путиным.
Но… эта тема Зюганова почему-то не заинтересовала. Получилось, как в русской поговорке: Я ЕМУ ПРО ФОМУ, А ОН МНЕ ПРО ЕРЕМУ! Точно так же в свое время реагировал и коммунист Клычков, когда я указывал ему на вопиющие проблемы в ходе реализации нацпроектов, переводя разговор совершенно в иную плоскость.
Специально для почетного гражданина хочу заметить, что мы живем в такое важное для нашей страны время, когда каждая, то есть народная, копейка на особом счету. А в Орловской области практически на всех объектах, которые строят или ремонтируют по национальным проектам, бюджетные деньги просто разбазариваются. Это как минимум. А по большому счету – здесь торчат уши коррупции, продолжающейся целое десятилетие!
И спустить такое безобразие на тормозах не получится. Зюганов и Клычков должны знать, что номер «про ЕРЕМУ» не пройдет.
Я считаю, что весь состав организованной группы из числа чиновников и нерадивых подрядчиков в краткосрочной перспективе ответят перед законом за противоправные деяния!
Кстати, на встречу с Зюгановым я захватил свой старый партбилет. Когда я состоял в КПСС, я работал в Орелстрое, к тому времени уже была завершена орловская непрерывка. И тогдашние коммунисты представить себе не могли такого разгула коррупции, какой мы наблюдаем в Орловской области под руководством губернатора-коммуниста, которому покровительствует лидер КПРФ.
«Зюганов был не готов…»
Очень подробную и, можно даже сказать, эмоционально окрашенную картину встречи нарисовал депутат Руслан Перелыгин:
Руслан ПЕРЕЛЫГИН
– Встреча состоялась 4 августа, в воскресенье, она должна была начаться в 13.00. В воскресенье она организовывалась, чтобы нужные депутаты пришли, а люди с альтернативным мнением не пришли, – рассказал Перелыгин. – Это не только не анонсировалось, была проведена целая специальная операция: приглашали определенных лиц. Зюганов держал ответ в виде милой беседы перед пятью единороссами и одним представителем КПРФ. Данная встреча держалась в полном секрете, никто о ней не знал, даже многие сотрудники аппарата об этом не знали.
Почему в воскресенье они решили провести? Потому что в этот день люди обычно отдыхают, своими делами занимаются. Чтобы исключить присутствие тех депутатов, которых не ждали.
Но мы об этом узнали, нас вовремя проинформировали. Мы были удивлены, что на встрече не было ни руководителя, ни депутатов фракции ЛДПР, ни руководителя фракции «Новые люди», ни руководителя фракции партии пенсионеров.
Сенатор Иконников на сессии областного совета, где рассматривался вопрос о присвоении Зюганову звания «Почетный гражданин Орловской области» в его отсутствие, заявил, что Геннадий Андреевич приедет в Орел в августе, встретится с депутатами, и мы сможем ему вопросы задать. Я в начале своего выступления припомнил данное обещание и увидел удивление на лице Иконникова. Скорее всего, он подумал: «Зачем я это сказал?»
Итак, мы узнали о встрече Зюганова с депутатами. Я, депутаты Виталий Рыбаков, Евгений Косогов и Виктор Макаров пришли в облсовет. Зашли в кабинет к Леониду Семеновичу Музалевскому, там сидели депутаты. Преимущественно из «Единой России». Все они мило улыбались. Леонид Семенович вышел из своего кабинета и направился в кабинет к Клычкову. Вероятно, докладывать о том, что незваные гости прибыли. Клычков находился в своем кабинете с Зюгановым. На входе в приемную стоял Шалимов (руководитель администрации губернатора и правительства Орловской области. – Прим. ред.) и преграждал нам путь. Он сказал, что, мол, мы — гости незваные, что список приглашенных составлял Леонид Семенович – ему поручили организовать эту встречу, и все претензии – к нему. Мы его призывы проигнорировали и последовали в зал совещаний на третий этаж. Организаторы и приглашенные участники совещания были ошеломлены нашим появлением. Они не понимали, откуда мы узнали о встрече, почему пришли, и что делать дальше. Я так полагаю, они минут 15-20 в кабинете вырабатывали стратегию поведения – Музалевский, Клычков и Зюганов. И была даже вероятность, что они вообще не придут. Но они с недовольными лицами зашли в зал.
Нас не пригласили сесть за стол, где расположились нужные депутаты, которым налили чаю, угостили печеньками. Мы сидели в зале. СМИ, которые там были, красиво сфотографировали участников мероприятия, без упоминания, что туда пришли депутаты Справедливой команды, независимые депутаты Рыбаков и Макаров. Сфотографировали так, как будто нас там не было.
Конечно же, Клычков начал свое выступление с того, что нас не ждали. И сказал он это не для нас – в первую очередь он пытался показать Геннадию Андреевичу: я не виноват, они сами пришли! Музалевский сидел с поникшей головой – он выбрал тактику камня и просто молчал. Клычков попытался шутить насчет того, какая у нас демократия, но он всегда говорит про демократию, когда ему выгодно. Конечно же, окружение Геннадия Андреевича «потухло», они знают, кто я такой, кто такой Рыбаков, они за нашей повесткой следят, ролики наши смотрят.
Всё пошло по протоколу. Говорить о том, что Геннадий Андреевич неопытный политик, язык не поворачивается. Геннадий Андреевич прекрасно понимал, зачем мы пришли. И как только мог, он тянул время. Он рассказал обо всем и ни о чем. И школы он в Африке строил, и Ельцина плохими словами называл – что он пьяница и тому подобное. Говорил, что Клычков не виноват в том, что «Титаник» не могут сдать. Что он (Клычков. – Прим. ред.) такой руководитель, вокруг которого все должны объединяться. Что он очень эффективный и результативный. У меня было такое ощущение, что лошади надели шоры на глаза, и она видит только одно направление – куда извозчик правит. И Клычков является извозчиком в данном случае, показывает, куда смотреть, а куда не смотреть.
Конечно же, все зампреды облсовета выступили с приветственными речами. Особо Клычков представил Дынковича (руководитель фракции КПРФ в Орловском облсовете, председатель комитета по здравоохранению. – Прим. ред.), отметив, что этот человек работает на сложном направлении – здравоохранении. Потом Клычков кивнул мне: мол, будешь говорить? Я встал и выступил. Поприветствовал Геннадия Андреевича, поздравил его с прошедшим юбилеем, пожелал здоровья и благополучия. А потом говорю:
– Я внимательно слушал вашу речь, вы сказали, что никогда никого не критиковали лично. (Хотя это не так. Он нелицеприятно отзывался о Чубайсе, Гайдаре и о мертвом уже Ельцине). А я тот человек, который вас лично критиковал. И мы – единственная фракция в облсовете, которая не поддержала присвоение вам звания Почетного гражданина Орловской области, потому что вас не было на сессии, и мы не могли задать вам вопросы. И сейчас, пользуясь случаем, я хотел бы задать вопросы, которые меня беспокоят.
Начал я с того, что в своем выступлении Зюганов сказал, что Ельцин такой-то и такой-то. Дал ему характеристику: он пьяница, он непутевый руководитель.
– Но вы же в 96-м году победили этого непутевого руководителя, – напомнил я Геннадию Андреевичу. – Вы могли решить этот вопрос: разобраться с олигархами, со всеми, с кем захотите. Но вы почему-то испугались. Почему-то не сделали выбор в пользу людей. Вас поддержала вся страна. Для меня это личная боль – мои родители были в вас разочарованы, они за вас голосовали. Но вы даже не попытались свою победу отстоять. Вы просто слились.
Я смотрю на его реакцию – ему очень неприятно. Хотя я очень корректно выражался. Чтобы не сказали, что я неадекватный.
Дальше. Я сказал, что есть хорошая практика – помогать своей малой родине, как это делают батюшка Илий, предприниматель Евдокимов в Ловчиково…
– Но почему же вы бросили свое родное село Мымрино? – спросил я Зюганова.
Я знаю, что Зюганов смотрел мой репортаж из Мымрино, который я сделал в феврале, и я сказал ему, что это была не критика, это был призыв обратить внимание на его родное село. Я сказал:
– Вы прекрасно знаете, что там был храм когда-то, и на месте этого храма хорошо бы часовню поставить. Это не такие большие деньги – миллион-два. Сделать, может быть, детскую площадку, еще что-то. Жители села – в большинстве своем молодые люди, которые работают вахтовым методом в Москве. Что они делают, когда приезжают домой? Они сидят возле магазина, там есть такой небольшой шалашик, и выпивают. Им заняться нечем. А если бы была у них футбольная или баскетбольная площадка, если бы часовню там поставили, люди бы к Богу обращались, спортом занимались…
И он начал «закрываться». Я так понимаю, Мымрино для него – какой-то больной вопрос. Такое ощущение, что село свое он не любит. Хотя говорил в своем докладе, что Орловщина – это его любовь. Но любовь почему-то на словах, а на деле…
Затем я ему говорю:
– Вы говорите, что Клычков не виноват, что «Титаник» не сдан. Но хочу напомнить, что более десяти лет губернаторы-коммунисты Потомский и Клычков руководят нашей областью. За эти десять лет они могли «Титаник» сдать, пересдать и в эксплуатацию ввести. Но вы говорите: Клычков ни при чем. Вам показывают картинку, где все благополучно. А давайте мы покажем вам, где неблагополучно. Можно посмотреть завод «Экополис», который за полгода образовал огромные кучи мусора. Клычков не реагирует. Клычков в социальных сетях решает вопросы конкретных мусорных площадок. Разве это уровень губернатора? Разве человек может глобально мыслить, о каких-то инвестициях думать и тому подобное? Если он так немасштабно мыслит, то на следующем этапе он должен разобраться с серьезной проблемой, которая касается всех россиян: кто жжет кнопки в лифте?
Вы говорите, что Клычков – эффективный руководитель. А почему у него 25-26 ключевых руководителей областных структур – кто сбежал, кто арестован? Почему происходит кадровая чехарда? Посмотрите, что творится в здравоохранении – восемь руководителей департамента уволилось. Это что такое?
Перешел было к Ивану Сергеевичу (Дынковичу) – Зюганов мне: хватит тут митинг устраивать! Что интересно, никто из его окружения за него не заступился. Никто! Клычков сидел и нервно ел печеньки. Другие сидели, опустив головы. Но я сказал, что не митингую, а довожу информацию. Что для Дынковича сложно возглавлять комитет облсовета по здравоохранению, потому что у него нет профильного образования, у него нет ни одного дня опыта работы в медицине. И вот – непрофессиональные кадры, вот кадровая чехарда, вот к чему привело управление Клычкова. На этом я закончил, а он начал говорить что-то в ответ. И в итоге сам на себя вышел! Он вспомнил выборы 1996 года, вспомнил, что у него были сложности, что ему не давали эфиры, но в итоге он сказал:
– Но мы выстояли. Меня народ поддержал.
И потом, понимая, что он просто «слился», он тут же переключился… на развитие села. И тут же руки на груди скрестил – закрылся. И больше ни на какие вопросы он не стал отвечать.
Кстати, официально приглашенные депутаты вопросов Зюганову и не задавали. Они просто говорили, как рады и счастливы, что такой великий человек посетил нас. Подарки дарили. Короче, аншлаг лицемерия. И мы в этот концерт просто не вписывались. Поэтому у организаторов и у участников этой встречи на лицах был траур.
Какое послевкусие у меня осталось от этой встречи? – говорит Руслан Перелыгин. – Я думаю, что Зюганов понял: Клычков не контролирует политическое поле в Орловской области. Клычков не способен организовать даже такое маленькое мероприятие. Он же внушает Зюганову, что его все обижают, что ему не дают здесь работать, потому что он представляет интересы КПРФ – оппозиционной партии. И какой вывод сейчас должен сделать лидер партии Зюганов? Я думаю, он этот вывод сделает, когда успокоится и все обдумает. По-моему, ему было очень неприятно – это видно даже по фотографиям. Он очень расстроился. Потому что ничего не смог ответить. Он был не готов. А Клычков за него даже не заступился. Видимо, испугался, что и ему может достаться от нас, и реально ушел в сторону. И эта встреча показала, что Клычков, помимо того, что не хозяйственник – за что бы он ни взялся, везде провалы – но он даже и не политик. И сейчас Зюганов должен понять, за кого он радеет. Потому что страдает имидж не только самого Клычкова, но и всей партии КПРФ, и имидж Зюганова. И думаю, лучшим решением для Геннадия Андреевича будет отступить от нашей области, забрать Клычкова на повышение в Москву и перестать продвигать в руководство региона своих однопартийцев. Пока Орловская область не превратилась в одно большое Мымрино.
Фото – пресс-служба губернатора и правительства Орловской области