Неожиданный поворот получило обсуждение темы промышленного туризма на рабочем совещании в областной администрации. Мы уже неоднократно писали о том, как развивается этот проект в нашем регионе. В этот раз разговор с успехов и достижений неожиданно свернул в русло практической пользы от всей проводимой работы. Ведь орловским предприятиям кадры нужны здесь и сейчас. И, по мнению губернатора, запущенный всего пару лет назад проект уже вовсю должен давать результаты.
Пока лишь 14 участников проекта
Предприятия нашего региона (и здесь речь не только об областной столице, а именно обо всей Орловщине) за минувший год посетили в качестве туристов 10 тысяч человек. Посчитать число таких туристов гораздо проще, чем путешествующих по тому же «Бирюзовому кольцу». Все без исключения предприятия – режимные, и для того чтобы попасть на их территорию, нужно выписывать пропуска. Так что этой цифре можно безусловно верить. На совещании также упомянули, сколько предприятий готовы распахнуть свои двери и показать всем желающим не только продукцию, но и условия, в которых работают сотрудники. Пока таких на всю область набралось чуть больше дюжины – а именно 14.
Возможность увидеть все своими глазами чрезвычайно важна для завтрашних студентов, так как, увы, престиж рабочих (а также инженерных) специальностей в 90-е годы упал до критической отметки. Когда заводы закрывались один за другим и людей выставляли на улицу, все это происходило на глазах подрастающего поколения. Многие орловцы (которые как раз сейчас и стали родителями) выросли с воспоминанием о том, как их родные и близкие оказались не нужны ни государству, ни новым владельцам заводских корпусов, тут и там переоборудовавшихся под торговые центры. Кстати, некоторые здания до сих пор стоят как иллюстрации к фильмам ужасов и пугают прохожих разбитыми окнами. Самый яркий пример – огромный корпус бывшего шестого цеха завода «Орлэкс» вдоль улицы Октябрьской, растянувшийся от одной автобусной остановки до другой. Очень тяжело убедить современных старшеклассников, которые каждый день ходят вдоль таких «декораций», что история нашего государства не пойдет по спирали. И что нужные здесь и сейчас рабочие, мастера, инженеры завтра опять не окажутся в прямом смысле лишними людьми. Например, когда их массово начнут заменять роботами или искусственным интеллектом в виде нейросетей.
О чем расскажут «Крылатые вещи»
Но вернемся к совещанию. Руководитель региональной Торгово-промышленной палаты Светлана Ковалёва рассказала, что в марте этого года была сделана первая оценка уровня развития промышленного туризма в регионах Российской Федерации. В итоге Орловская область вошла в ТОП-13 по двум из четырех направлений: центр демонстрации промышленного потенциала (этот статус получает регион, который развивает свою промышленность) и центр профориентации (этот статус получают регионы, которые организуют стажировки и экскурсии для студентов и школьников). Следующими шагами будет получение еще двух статусов – региона, который проводит бизнес-миссии на предприятия, и региона, который разрабатывает и запускает промышленные туры, а также производственные экскурсии для всех желающих (а не только для студентов). В программе по промтуризму наша область была отмечена в номинации «Лучший региональный проект». Четыре орловских предприятия вошли во всероссийский онлайн-путеводитель по экскурсиям: завод «Эксперт-кабель», Злынский конезавод, Орловский сталепрокатный завод и завод «Аврора». Два предприятия вошли в путеводитель по промтуризму «Все – на завод»: Орловский сталепрокатный завод и Злынский конезавод.
В этом году 19 человек впервые прошли организованное в регионе обучение по направлению «Организация промышленного туризма». Также на базе ОГУ создан центр, где продолжится работа по обучению и обмену практическим опытом в сфере промтуризма. Запущен первый межведомственный профориентационный проект «Вертикаль», чтобы помочь школьникам определиться с будущей профессией и заодно рассказывать им о преимуществах местных предприятий. В условиях демографической ямы (последствия которой будут преодолены еще очень не скоро) нужно бороться за новых сотрудников. Сейчас в РФ число работников моложе 35 лет достигло исторического минимума. Так мало молодых специалистов не было еще никогда. Также до минимума в обществе упал и престиж рабочих профессий. Сказывается и отток лучших кадров в крупные города и в рядом расположенную Москву. В итоге не только Орел, но и масса других небольших городов сталкиваются с проблемами найма на работу квалифицированных специалистов. В облдепартаменте образования надеются, что запущенный проект «Вертикаль» поможет школьникам и студентам более серьезно подходить к выбору будущей профессии. Кроме того, теперь стараются помочь и самим ребятам полнее раскрывать свои таланты, способности.
Не остался без внимания малый и средний бизнес, где также наблюдается дефицит рабочих рук. Для этой категории предприятий создан форум «Новый промышленник», куда включены не только самые успешные организации, готовые поделиться своим опытом, но и представители органов власти, отраслевые эксперты, руководители бизнес-структур, участники федеральных проектов в сфере промтуризма, дизайна, инноваций, кадровой политики. В этом году планируется расширить форум уже на несколько соседних областей.
Также в 2024 году планируется запуск медийного проекта «Крылатые вещи» для распространения по всей стране информации об орловских товаропроизводителях. Внутри региона планируется добиться того, чтобы ежемесячно еще по одному предприятию открывали свои двери для туристов. «К концу 2024 года планируется включить в проект 10 товаров промышленных предприятий Орловской области, достичь высокой оценки всех участников проекта, увеличить долю предприятий Орловской области, продукция которых включена в проект «Крылатые вещи», получивших положительные оценки, до 80%», – рассказала Светлана Ковалева.
«Маловато будет. Ма-ло-ва-то!»
Последняя цифра почему-то не понравилась губернатору Андрею Клычкову. «10 наименований продукции – это, мне кажется, несерьёзно! Сейчас половина из присутствующих в зале назовет 10 видов продукции, которую не то что надо продвигать, а которая уже известна во всем мире. Если мы хотим, чтобы проект был в реальности, а не на бумаге, эта цифра должна быть в разы больше. А во-вторых, нужно цели и задачи несколько другого порядка ставить. Нужно что-то дополнительно людям пояснять по плитке «Керама Марацци»? Нет! Нужно про насосы «Ливгидромаша» рассказывать? Нет! Продукция «Протона» – тоже без вопросов. Нужен достаточно большой перечень, который необходимо продвигать, и формат продвижения – это уже другой вопрос. Не нам с вами баллы продукции ставить – она во всем мире продается, и рынок уже определил востребованность этой продукции», – заявил Андрей Клычков. А затем прошёлся по туристам, посещающим заводы: «10 тысяч посетило наши предприятия. Какие промышленные предприятия у нас открываются? Их на самом деле открывается огромное количество… Но об этом знают, видимо, только эти 10 тысяч человек, что они открылись. Тут еще вопрос – сколько из этих 10 000 выбрали для себя промышленные предприятия как перспективу. У вас есть срез – сколько школьников после туров выбрало для себя работу на заводах?» – гневно отметил губернатор. После чего попытался узнать, какое количество молодёжи, побывавшей туристами на заводах, решили устроиться туда на работу. Увы, учитывая срок реализации проекта (а это, напомним, всего пара лет), ответа на этот вопрос ждать пока бессмысленно. Или, вернее, задавать такие вопросы пока бессмысленно, если понимать суть проекта.
«Хочешь завалить дело – проведи совещание. Чтобы не было такого итога – если проект инициировал департамент образования, то этот департамент и должен ключевую работу в этом направлении выполнять. И целевой показатель должен быть – выход на предприятие. Сегодня есть некий разрыв между желаемым и действительным. Работодатели хотят видеть работников. Школьники и студенты хотят видеть предприятия. Но процесс вхождения в работу несколько иной оказался. Предприятия хотят видеть со школьной скамьи сразу специалиста на 3D-станках, который ещё не готов. А те, кто идёт на практику, хотят видеть наставников, которых тоже нет. Нам нужно от проектов переходить в практическую плоскость. Потому что, если не будет практического результата, то и смысла в этих проектах нет никакого», – заявил Андрей Клычков.
Пара штрихов к общей картине
На заседании о проблемах реализации проекта больше речи не шло. Однако постараемся добавить несколько штрихов к общей картине. Например, что касается упомянутого 3D-моделирования. Мне, например, пришлось столкнуться с тем, что далеко не все орловские училища оснащены достаточным количеством компьютеров для обучения в программах трехмерной графики. Более того, не хватает и квалифицированных преподавателей, которые могли бы обучать этому очень непростому предмету. Даже с программным обеспечением по 3D-графике достаточно серьезные проблемы. Официальные лицензионные продукты стоят просто космических денег. Поэтому студенты выкручиваются как могут. Кто-то получает знания урывками в училище. Кто-то покупает себе домой ноутбуки (а для 3D-графики это должны быть очень мощные, а значит, и очень дорогие модели, и, естественно, не все родители могут позволить себе такие «учебные пособия»). А дальше скачивают себе учебные курсы и осваивают знания в свободное от учебы время.
Но железом-то дело не ограничивается! Нужны ведь еще программы для 3D-графики. А сейчас ряд крупных корпораций ввел ограничение на пользование своими продуктами на территории нашей страны. В итоге кто-то из студентов ищет и устанавливает условно бесплатное ПО. А оно очень и очень серьезно усечено по своему функционалу. Кто-то вынужден идти на нарушение закона и ставить пиратские программы, которые отличаются нестабильностью в работе и отсутствием актуальных обновлений. А кто-то вообще грызет гранит науки на пока еще доступных, но опять же более ранних версиях программ. То есть с устаревшими или напрочь отсутствующими необходимыми функциями.
Есть в этой истории с привлечением кадров на предприятия и еще один момент, который удалось выяснить из бесед с самими студентами. В Орле чрезвычайно сложно попасть на практику на уже действующие производства. Ответ стандартен – «коммерческая тайна». В итоге в красивой теории все будущие специалисты пишут свои дипломы и курсовые работы на основе реальных производств. А в суровой орловской действительности попасть на производство удается далеко не всем. И те самые производственники, которые не пускают детей посмотреть на реальные станки, потом обижаются: мол, учебные заведения выпускают кадры, ни разу в жизни не бывавшие в цеху. Так что туризм – это, конечно, здорово. Но если потянуть за ниточку проблем подготовки кадров, то вырисовывается совсем не радужная картина.
Повторение пройденного?
Однако ни о чем этом на совещании речи не шло. Равно как никто не знает, будет ли когда-нибудь в обозримом будущем приведено в порядок здание бывшего шестого цеха «Орлэкса» на улице Октябрьской. Можно сколько угодно завлекать старшеклассников красивыми рассказами о том, как хорошо работать на заводах. Но это ровно до тех пор, пока дети не увидят такой «памятник» одному из бывших флагманов отечественного приборостроения. Очень высока вероятность, что дети поверят не рассказам говорящих голов из телевизора, а своим глазам.
И если бы история ограничивалась одним «Орлэксом» с разбитыми окнами… Предприятие, которое сейчас участвует в программе промышленного туризма (а именно Злынский конезавод), выставило на продажу часть своего имущества, – об этом сообщает издание «Абирег».
«Злынский племенной конезавод выставил на продажу усадебный комплекс ZLYNSKIY в Болховском районе Орла за 1 млрд рублей. Общая площадь участка с конезаводом составляет 360 га, без – 120,1 га. На нем расположены: подъездная дорога, вертолетная площадка и КПП, а также банный комплекс с пляжем и причалом. Главная резиденция включает в себя бильярдный и спортивный залы, сигарную комнату. На берегу пруда расположен банный комплекс площадью 245 кв. м, который имеет прямой выход к воде. Общая площадь прудов – 14 и 17 га. Авторы объявления также отмечают перспективы использования комплекса для ведения бизнеса. Так, его можно использовать для создания круглогодичной базы семейного и корпоративного отдыха, а также для открытия тематического курортного поселка», – писал «Абирег» в апреле 2024 года. https://abireg.ru/newsitem/102197/ Обычно такие объявления дают не от хорошей жизни.
Сергей МИЛЯХИН