№30 (127) от 21 августа 2024 г.
Вопрос о работе «наливаек» опять стал предметом детального «разбора полетов» на заседании профильного комитета областного совета. Борьба с этим явлением идет на Орловщине уже не первый год. С 1 сентября будут в очередной раз введены дополнительные ограничения на торговлю спиртным. В этот раз в обсуждении проблемы принял участие и бизнес-омбудсмен, который указал на ряд слабых мест, из-за чего борьба с наливайками, мягко говоря, не дает ожидаемого эффекта. Удастся ли орловцам пожить в тишине и чистоте или же ночные закусочные (мимикрирующие под кафе) и дальше будут портить жизнь несчастным обитателям близлежащих многоэтажек – разбирались участники комитета по экономической политике.
Бизнес за счет нервов жителей
Чтобы понять масштабы проблемы, достаточно упомянуть, что дефицита торговых точек в Орловской области не наблюдается. По крайней мере в областном центре, а также в других городах и поселках региона совершенно точно можно приобрести алкоголь без каких-либо проблем в отведенное законом время. Так, руководитель облдепартамента промышленности и торговли Денис Леонов напомнил, что розничный сегмент регионального алкогольного рынка представлен 1197 магазинами, 212 объектами общепита. Соответствующим областным законом введены ограничения на торговлю алкоголем. Конкретно статья 4.1 вводит временные рамки и условия продажи алкоголя. А именно запрет продажи выпивки в местах массового скопления граждан, запрет розничной продажи алкоголя с 21 часа до 10 часов по местному времени. Исключение составляет продажа алкоголя в сети общественного питания. Именно эту «лазейку» и используют так называемые «наливайки», которые успешно научились выдавать себя за общепит. При этом, по сути, такие точки занимаются все той же продажей выпивки, но в запрещенное для других торговых точек время.
Также на региональном уровне введены ограничения на продажу алкоголя в торговых точках, расположенных в многоквартирных домах. Так, установлено ограничение на минимальную площадь зала: раньше было 20 кв. м, теперь – 50 кв. м. Однако действующее ограничение не позволило избавиться от «наливаек», которые по большей части расположены в многоквартирных домах и активно продают выпивку по ночам. Это все сопровождается нарушениями общественного порядка, тишины и спокойствия граждан.
«Практика применения этого ограничения показала, что ряд предпринимателей, стремясь увеличить площадь для обслуживания, создают видимость оборудования всех имеющихся помещений в своих объектах, не предназначенных для потребления кулинарной продукции. В подсобных и складских помещениях устанавливается по одному столу. Фактически данные помещения для обслуживания посетителей не используются. Однако во время выездных оценок или рейдов они не могут быть исключены при определении суммарной площади зала обслуживания посетителей. В указанных объектах отсутствует кухня. Ограничен ассортимент. Имеется только санузел. Фактически под эти объекты могут использоваться (и используются) двух-трехкомнатные квартиры. Все перечисленное исключает достижение названного ограничения. В этой связи губернатор еще в 2020 году выступал с законодательной инициативой ввести ограничение по площади в 100 кв. м. Необходимо отметить, что в ряде субъектов как раз и введено ограничение по площади. Если посмотреть по соседям, к примеру, в Воронежской области это 70 кв. м; Карелия и Якутия – минимум 75 кв.м; а в Амурской области – 130 кв. м.
В 2022 году администрация города Орла приняла постановление об определении границ прилегающих к МКД территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции… не менее 50 метров от стены МКД, включая встроенные, пристроенные помещения в любой точке периметра здания по прямой без учета естественных преград. Аналогичный документ принят также администрацией Орловского муниципального округа.
Федеральным законом №6 от 14.02.2024 года внесены изменения, вступившие в силу с 1 апреля 2024 года. В соответствии с ними субъекты РФ вправе устанавливать время ограничения продажи алкогольной продукции. Региональным законом были внесены соответствующие изменения, которые вступят в силу с 1 сентября. С этого момента облдепаратмент приступит к формированию перечня объектов общественного питания, для которого будет ограничено время розничной продажи алкогольной продукции с 20 до 10 часов. В настоящее время порядок включения объектов в этот перечень находится на согласовании. Данный запрет будет распространяться на объекты общественного питания (за исключением ресторанов), независимо от их площади, расположенных в МКД и на прилегающей территории. Что же касается магазинов, то в них ограничение на продажу сохраняется», – рассказал Денис Леонов.
Защита от проверок в действии
Отдельно господин Леонов напомнил о действующем с 2022 года запрете на проведение внеплановых проверок. Рейды возможны только по согласованию с прокуратурой и при непосредственной угрозе причинения тяжкого вреда здоровью граждан. В подавляющем большинстве случаев проверки замены профилактическими акциями. В 2022 году проведено 10 таких визитов. В 2023 было 24 профилактических визита. 31 юридическому лицу внесено предостережение. В 2024 году проведено уже 23 таких визита.
Депутаты поинтересовались, удалось ли добиться закрытия хоть одного заведения, на которое массово жаловались жители? Денис Леонов напомнил, что основанная задача профильного департамента – лицензирование. Если требования лицензии выполнены, то лишить его лицензии невозможно. Факты, которые вызывают общественный резонанс, передаются в правоохранительные органы для принятия решения. Сколько же «наливаек» в итоге были закрыты с помощью силовых ведомств, и есть ли хоть один такой случай, узнать не удалось.
«Что в имени тебе моем?»
Интересное замечание сделал бизнес-омбудсмен Евгений Лыкин. Он рассказал, что в ходе обсуждения законопроекта постоянно используется слово «наливайки». Однако до сих пор нет четкой формулировки – что это такое? Ведь если нет четкого определения понятия «наливайка», то кого именно собираются привлекать к ответственности в ходе ужесточения или введения новых санкций? Чтобы применить санкции, необходимо точно понимать, на кого именно распространяется конкретная статья закона.
Денис Леонов отметил, что «наливайки» – это условное название. Так стали именовать точки общественного питания, которые как раз и создаются, чтобы обойти принятые ограничения на торговлю спиртными напитками. Именно в «наливайках» вовсю идет продажа алкоголя в то время, как в розничной торговле уже действует запрет на ночную продажу горячительных напитков. В «наливайках» нет ни кухни, ни представления о блюдах – всего того, что есть в нормально действующих ресторанах, кафе и столовых. Понятие было введено именно после появления таких торговцев, которые используют дыры в законах.
Евгений Лыкин отметил, что правильно было бы все же ввести официальный термин или дать четкое определение всем этим точкам, с которыми идет борьба. Или же использовать более точно уже имеющиеся термины. Например, уже есть такая категория как «закусочные». Эти точки уже достаточно дифференцированы от тех же ресторанов и кафе.
Что касается принятых в начале года поправок в федеральный закон, дающий право регионам самим вводить дополнительные ограничения, то Денис Леонов оценил его позитивно для снижения потребления алкоголя орловцами. И, кроме того, вторая задача, которую стало проще решать с таким инструментом, – соблюдение общественной безопасности и обеспечение тишины в многоквартирных домах. Люди, которые вынуждены терпеть у себя под боком «наливайки», – это такие же граждане, и они имеют право на отдых по ночам. При этом уже сейчас видно, куда необходимо двигаться. Ведь есть объекты, которые расположены рядом с жилыми кварталами и которые, увы, не попадают под такое ограничение. В этом плане еще можно поработать над единым подходом ко всем предпринимателям.
Все жёстче, и жёстче, и жёстче
Евгений Лыкин высказал опасение, что постоянное ужесточение «правил игры» приведет к тому, что многие предприниматели просто вынуждены будут закрыться. Сначала ввели ограничение по срокам продажи алкоголя. Теперь водятся ограничения по площади. При этом не доказано, что люди станут меньше пить, если ночью негде будет купить спиртное. Бизнес-омбудсмен обратил внимание на то, что сейчас закусочные постоянно находят лазейки, чтобы обойти запреты. Высока вероятность, что и в нововведении очень быстро отыщутся лазейки, чтобы его обойти.
Денис Леонов согласился, что процесс будет долгим и упорным. Но если, к примеру, сравнить сегодняшнюю ситуацию и то, что происходило в 2012 году, то и показатели потребления алкоголя, и статистика здравоохранения (вероятно, имелись в виду заболевания печени и отравления суррогатом) показывают выраженную позитивную тенденцию. Денис Леонов уверен, что этого удалось добиться во многом благодаря ограничительным мерам, а также введенной системе «честный знак», которая отсекла фальсификат. Что касается попыток обойти вводимые ограничения, то процесс не прекращается. Как только станет понятно, каким именно способом недобросовестные продавцы продолжают портить жизнь обитателям многоэтажек, можно будет разработать новые механизмы воздействия на нарушителей. Пока цифры показывают, что предпринимаемые меры приводят к ожидаемому эффекту.
Профилактика лучше наказаний
Что касается в целом продажи алкоголя, то в регионе две крупные федеральные торговые сети практически полностью закрывают всю потребность. И эта тенденция наблюдается не только в нашем регионе, но и по всей стране – крупные игроки постепенно занимают все свободные ниши. Евгений Лыкин отметил, что это скорее плохо, чем хорошо. Для бизнеса такая ситуация очень вредна. Нужно поддерживать всех, а не только крупных игроков.
Денис Леонов отметил, что еще одна всероссийская тенденция по отрасли торговли – переход на профилактические беседы. Конечно, ограничения вводятся, но необходимо и давать возможность развиваться тем, кто не нарушает никаких норм и законов. Поэтому основное – это разъяснять и помогать наладить работу в правовом поле. Что касается обсуждаемых поправок, то департамент сформировал позицию в плане ограничений, которые вступят в силу с 1 сентября. В дальнейшем, естественно, возможны какие-то корректировки. Но это уже рабочий процесс. Если ограничения затронут каким-то образом законопослушных предпринимателей, то всегда можно внести поправки и отладить механизм для минимизации негативных последствий.
Сергей МИЛЯХИН