№33 (130) от 2 октября 2024 г.
«Приступим мы, в конце концов, к строительству?» – с такого вопроса начался час контроля на сентябрьской сессии облсовета. Речь шла о двух орловских школах – на улице Родзевича-Белевича в Орле и в деревне Жилина в Орловском муниципальном округе. Напомним, строительство школ предусмотрено в рамках нацпроекта «Образование», и обе должны были быть сданы в ноябре этого года. Однако на стройплощадках – полное затишье, кроме заборов и котлованов нет ничего. И когда будет – неизвестно. Чиновники уверяют, что через год, в конце 2025-го, школы сдадут. Но гарантий нет, а на слово им уже никто не верит.
«Школьный» вопрос депутаты поднимают едва ли не каждый месяц на заседаниях профильных комитетов и на сессиях регионального парламента. И каждый раз чиновники рассказывают им практически одно и то же: проектно-сметная документация проходит экспертизу, как только устранят все замечания, подрядчики приступят к строительству. И ничего не происходит. Между тем авансы подрядчикам выдали загодя – причем фантастические, по полмиллиарда рублей. Но, оказалось, этого мало. Сегодня чиновники вместе с подрядчиками поговаривают об удорожании объектов: дескать, выделенных из бюджета денег (а на каждую школу приходится порядка 1,1 миллиарда) на строительство не хватит, надо бы добавить. Добавить может федеральный центр, но может и не добавить. В общем, ясности в вопросе нет никакой, и добиться ее от руководителя департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области Алексея Субботина депутатам не удалось.
Это стало ясно из выступления чиновника, которое предварил вопрос спикера облсовета Леонида Музалевского:
– Мы планировали в декабре 2024-го сдать эти школы, то есть через два месяца, а мы даже не приступали к строительству. Приступим мы, в конце концов, к строительству этих школ? И сдадим мы их хотя бы к концу 25-го года? – обратился председатель облсовета к начальнику департамента.
Субботин вышел к трибуне и прочитал лаконичный доклад.
– Мероприятия по строительству школ на улице Родзевича-Белевича в городе Орле и в деревне Жилина Орловского муниципального округа спланированы в конце 2022 года. На тот момент отсутствовали подготовленная проектно-сметная документация, земельные участки, которые по основным параметрам оставляли желать лучшего. В данных условиях было принято решение о возложении функций заказчика по указанным объектам на «Орелгосзаказчик» с проведением закупок «под ключ»: последовательное проектирование и выполнение строительно-монтажных работ – по нормам федерального законодательства.
Участок по улице Родзевича-Белевича имеет сложный рельеф местности, овраги, значительные перепады высот – до 19 метров, наличие обременений в части расположения большого количества сетей и коммуникаций, проходящих через земельный участок. Часть из них даже не была нанесена на градостроительный план. Это повлияло на трудоемкость проектирования. В том числе вследствие указанных причин последняя корректировка градплана земельного участка только завершена.
На участке, расположенном в деревне Жилина, долгое время хранились большие объемы бесхозного грунта и строительного мусора, которые вывезены безвозмездно в объеме 30,7 тысячи кубических метров.
Строительство объекта на улице Родзевича-Белевича в Орле осуществляется в соответствии с заключенным между ООО «Управление капитального строительства» и казенным учреждением Орловской области «Орелгосзаказчик» контрактом на выполнение работ для государственных нужд от 3 апреля 2023 года стоимостью 1 миллиард 182 миллиона рублей. Произведено авансирование в сумме 555 миллионов рублей. Строительство школы в деревне Жилина осуществляется в соответствии с заключенным между ООО «АС-Монтаж» и казенным учреждением Орловской области «Орелгосзаказчик» контрактом на выполнение работ для государственных нужд от 31 марта 2023 года стоимостью 1 миллиард 180 миллионов рублей. В соответствии с условиями контракта выплачен аванс в сумме 555 миллионов рублей. При этом выплата аванса – это не решение какого-либо органа власти, а требование федерального законодательства. Следует отметить, что перечисление средств аванса было произведено на казначейские счета, открытые подрядными организациями в территориальном органе федерального казначейства. Расходование средств с указанных счетов осуществляется только после санкционирования заявки на оплату территориальным органом федерального казначейства. В соответствии с имеющимся объемом и распределением по годам реализации доведенных лимитов бюджетных обязательств завершение реализации контрактов по объектам предусмотрено в 2025 году. На текущий момент по объектам продолжаются проектные работы. Документация по объектам находится в стадии прохождения госэкспертизы, устраняются замечания экспертов.
По проектированию школы в деревне Жилина: договор на проведение экспертизы… заключен со сроком исполнения до 7 ноября 2024 года. Более 50% основных замечаний устранено. В части проектирования школы по улице Родзевича-Белевича: прохождение экспертизы осуществляется… со сроком исполнения до 1 ноября 2024 года…
Для ускорения строительного процесса заказчиком совместно с подрядчиками было принято решение о проведении на строительных площадках подготовительных работ: планировки территории, земляных работ, а также закупки материалов и механизмов.
По итогам получения заключений будут определены достоверная стоимость объектов, а также нормативные сроки в соответствии с проектами организации строительства, начаты работы основного цикла. За срыв сроков исполнения этапов контракта заказчиком ведется претензионная работа.
(Так, ООО «АС-Монтаж» начислили неустойку в сумме 2 миллиона 747 тысяч рублей, а ООО «УКС» – 2 миллиона 601 тысяча рублей).
Это, собственно, все, что Субботин имел сообщить депутатам, сославшись, что вопрос неоднократно подробно рассматривался на заседаниях комитетов, в том числе и накануне сессии. После чего на чиновника посыпались вопросы и упреки. Вполне справедливые упреки.
Один из первых вопросов задал Субботину спикер облсовета Леонид Музалевский:
– Вы так уверенно депутатам сказали, что срок сдачи школ – 2025 год. А скажите, пожалуйста, с министром просвещения Кравцовым Сергеем Сергеевичем это согласовано? У вас есть уже документ, что срок сдачи с 24-го года перенесен на 25-й?
Как оказалось, подписанного допсоглашения с Министерством просвещения у орловских чиновников не имеется, но, по уверению замгубернатора Тарасова, по одной школе перенос сроков Москва все же согласовала.
От депутата Олега Кошелева последовал целый ряд вопросов:
– Я понимаю, все по закону. Но для меня непонятно, как, не имея проектно-сметной документации, не имея разрешения на строительство, не имея пройденной экспертизы, можно выделять в общей сумме более 1 миллиарда 100 миллионов авансовых средств на строительство школ? Если нет разрешения на строительство, нет проектно-сметной документации, о каком строительстве вообще может идти речь? Это первый вопрос. Второй вопрос: у вас есть информация, сколько этих средств осталось на казначейских счетах и что куплено и завезено на эти стройплощадки? Или на другие площадки, где хранятся строительные материалы или оборудование? И третий вопрос: сегодня, с ваших слов, мы еще не до конца знаем, сколько будет стоить одна школа, вторая школа. Подскажите, сколько в итоге стоила школа на Зеленина и насколько подорожают новые школы, которые примерно по объему обучающихся будут ей идентичны?
Ответ Субботина оказался «ни о чем»:
– Вся отчетная информация о расходовании средств с казначейских счетов находится у заказчика работ, равно как и те материалы, соответственно… цели расходования этих средств. Сама процедура «под ключ» соответствует федеральному законодательству, стоимость объекта при проведении торгов определяется усредненно, исходя из нормативов. В части школы по улице Зеленина: ее стоимость составляла более 1,2 миллиарда рублей на момент окончания строительства. Но говорить о достоверной цене можно только по результатам получения положительного заключения экспертизы и достоверности определения сметной стоимости.
Выступления, подобные субботинскому, вице-спикер Михаил Вдовин назвал лекциями:
– Уважаемые коллеги, согласитесь, что в последнее время депутаты слушают одни объяснения. Лекции, лекции… Первая лекция – «Теоретические основы вывоза мусора в отдельно взятом субъекте Российской Федерации». Чиновники нам читают лекции, мы слушаем лекции, а мусор лежит и лежит. Объекты. Что у вас происходит с объектами? Объекты капитального строительства, объекты реконструкции – ни один объект на территории Орловской области не сдан вовремя и не построен беспроблемно. Что у нас происходит вообще? Когда будет ответственность должностных лиц за срывы сроков? Все вроде правильно вы говорите, но результата нет. 40-й лицей, пристройка, знаете, сколько проектируется? Четыре года. Все объясняют, объясняют, объясняют. Президент что сказал на одном из заседаний Госсовета? Переходить всем в мобилизационный режим работы. Мы Крымский мост построили в сложнейших условиях в кратчайшие сроки. А объекты не можем построить. Может, все-таки установить депутатам персональную ответственность, может, выставить против каждого объекта фамилию чиновника на большом щите, что данный объект контролируется чиновником таким-то, срок сдачи – такой-то, повесить его фотографию? Все буксует, понимаете? И не с кого спросить, вроде все кругом правы, а результата нет, – констатировал Вдовин.
Председатель комитета по градостроительной деятельности и транспорту Виталий Рыбаков задал вопрос в лоб:
– Где гарантии, что федеральный бюджет в 25-м году нам даст достойное финансирование для завершения строительства вышеназванных объектов? Тем более министр выступал и заявил, что те объекты, которые провалились в строительстве, не будут финансироваться в 25-м году. Кто здесь виноват и что с этим делать?
– Таких гарантий нет, – признался Субботин. И попытался прочитать очередную «лекцию» с объяснениями:
– Безусловно, мы заявки направлять будем, но я отмечу, что выделенные средства федерального бюджета изначально не соответствовали стоимости строительства школ…
Рыбаков отреагировал резко:
– Уважаемые депутаты! Вы слышите, что нам говорит руководитель департамента? Это какой-то саботаж. Выделены деньги, если выделили мало, почему вы с вашим работодателем Клычковым не заявили Министерству финансов, что вам дали мало денег? Почему вы не писали никаких документов? А получается такая ситуация: выдали 500 миллионов аванса. До сих пор вырыт только котлован. Реальные компании, которые могут построить этот объект, на начальном этапе понимают, что за эти деньги они его никогда не построят. Потому что сумма заведомо маленькая. Это было по школе Зеленина. Туда не хотели идти ни «Орелстрой», ни другие крупные строители. Вышел один (подрядчик. – Прим. ред.), и его взяли. Что мы получили, вы знаете: уголовные дела, хищения, кассовый разрыв. Так и по другим объектам. Уважаемые депутаты! Смотрите. ФОК на улице Матвеева. Дали аванс, никто не приступал к работе. За это время объект подорожал на 70 процентов! Школа в Жилина – тот же подрядчик. И получается, что, если сейчас они нам скажут, что денег не хватает, значит, мы должны расторгнуть контракт, переоценить объект – и тогда зайдут нормальные подрядчики в лице того же «Орелстроя» или других крупных застройщиков. А у Субботина получается, что здесь – «согласно закону», там – «нормальная практика»… Как это понять? Я считаю, в «Орелгосзаказчике» сложилась какая-то преступная практика: дают объект, аванс – и делай что хочешь! Ставьте вопрос перед Клычковым об увольнении этого горе-руководителя департамента гражданина Субботина, – обратился Рыбаков к спикеру Музалевскому и замгубернатора Тарасову. – Потому что, как правильно товарищ Вдовин сказал, что ни объект, то проблема. А это наши деньги. Деньги трудящихся.
Депутат Олег Кошелев выразил глубокие сомнения на тот счет, что за год, то есть к ноябрю 2025 года, будет сдана хотя бы одна из школ, где на данный момент имеется только вырытый котлован.
– Вы подтверждаете, что это будет сделано? Или не подтверждаете? – обратился Кошелев к Субботину. И тут же уточнил:
– А можно работать по другой системе? Не «под ключ», как вы говорите, когда все по закону, а по другому закону, когда сначала есть проектно-сметная документация, под нее есть деньги, и тогда уже выбирается подрядчик? Еще раз хочу сказать: аванс, по 555 миллионов на каждую школу выделено, и ничего не происходит, кроме ограждения и вырытого котлована.
Надо сказать, что за ответами Субботин далеко ходить не стал. Отвечая на вопрос о сроках сдачи школ, он просто процитировал собственный доклад, повторив, что завершение исполнения контрактов по строительству школ предусмотрено в 2025 году.
Что касается системы строительства, то, как признал Субботин, закон позволяет строить не «под ключ», а так, как строили раньше и как строят, между прочим, и сейчас, когда ПСД делается заранее, а подрядчик занимается исключительно строительством. Так, например, будут строить новое здание поликлиники №1, инфекционный корпус больницы имени Боткина.
Ответы Субботина настолько впечатлили депутатов, что даже обычно толерантный спикер Музалевский не сдержался и съязвил:
– Алексей Сергеевич, я ранее сказал, что будет выступать Блохин (бывший руководитель «Орелгосзаказчика», а затем – профильного департамента облправительства, осужденный за хищение бюджетных средств на стадионе им. Ленина. А также мастер чиновничьей демагогии. – Прим. ред.) – ошибся. А такое ощущение, что он и не сходил с трибуны.
Ощущение спикера не подвело, что тут же подтвердил Субботин, отвечая на вопрос депутата Числова, что будет, если школы все-таки не сдадут вовремя.
Оказалось, ничего страшного не будет – ну, оштрафуют подрядчика, и всё. Разумеется, в рамках закона. Только какой прок от этого орловчанам и их детям, которые ждут открытия школ?
Как напомнил депутат Евгений Косогов, у городской и областной власти было три года перед заключением контракта, чтобы изготовить ПСД на строительство школы на улице Родзевича-Белевича и подготовиться к процессу.
Евгений КОСОГОВ
– Все эти три года мне обещали, что завтра, может быть, послезавтра будут выделены денежные средства на изготовление проектно-сметной документации. Эти завтраки были три года, – рассказал Косогов. – Теперь мы ссылаемся на то, что там рельеф проблемный. Но я хочу сказать Субботину, что у нас такая тенденция в городе, когда хорошие земельные участки отдаются под строительство жилых домов, а овраги и непонятно что – под социально значимые объекты: школы, детские сады… И теперь говорится о том, что нам придется дополнительные денежные средства найти. То есть мы не только теряем время на строительстве социально важных объектов, но мы теряем и крупные суммы денежных средств из федерального и, возможно, областного бюджетов. И ответственности никто не несет… Алексей Сергеевич говорит, что с подрядчика будут пени взыскивать, штрафы. А кому от этого легче? Тем детям, которые в подсобках учатся или в подвальных помещениях школы в Северном районе? Нет. Наверное, пора ставить вопрос на комитетах о признании работы конкретных чиновников неудовлетворительной. И ставить этот вопрос перед главой региона. Может быть, тогда эти ответственные должностные лица задумаются о том, что они, возможно, не на своем месте. В том числе и Алексей Сергеевич.
Дискуссию подытожил Леонид Музалевский, многозначительно напомнив, что строительство школ стоит на контроле у министра просвещения Кравцова и исполняющего обязанности секретаря Генсовета «Единой России» Якушева.
– Каждую неделю проводятся семинары, и я вижу, как на федеральном уровне выворачивают наизнанку все регионы для того чтобы достигнуть целей – дети должны учиться в нормальных школах, – сообщил спикер.
По примеру старших товарищей Музалевский предложил раз в квартал проводить депутатские слушания по вопросам строительства и капитального ремонта школ, чтобы депутаты понимали, что происходит и есть ли сдвиги в лучшую сторону. Коллеги не возражали. Вопрос о школах будет вынесен на декабрьскую сессию. Надеемся, что к этому времени строительство все же начнется.
Татьяна Филева
Фото – пресс-служба Орловского облсовета и скриншоты видео Виталия Рыбакова
Прямая речь
Депутат Орловского облсовета, председатель комитета по градостроительной деятельности и транспорту Виталий Рыбаков:
Виталий РЫБАКОВ
– О том, как реализуются национальные проекты, можно сказать поговоркой – «куда ни кинь, всюду клин».
Какой национальный проект ни возьми, везде сроки сдачи нарушены, есть проблемы с проектно-сметной документацией, и всегда происходит удорожание объекта. И такая ситуация наводит на мысли, что это делается преднамеренно!
Примеров много, и самые крупные удорожания произошли при работе на объектах национальных проектов «Красный мост» и «Школа на улице Зеленина». Пальцев рук и ног не хватит, чтобы перечислить объекты, где произошло существенное увеличение стоимости, что вместе с переносом сроков сдачи наносит существенный ущерб бюджету нашей области.
По моим наблюдениям, ситуация такова: «свой» подрядчик заходит единственным на конкурс на заведомо маленькую сумму контракта. Другие же подрядчики понимают, что за такую сумму контракта построить объект невозможно, поэтому не участвуют в подобных конкурсах.
Далее начинается самое интересное: «свой» подрядчик, который зашел на объект единственным участником, получает задание проектировать объект и проходит экспертизы. В течение года, иногда полутора лет «своего» подрядчика главные распорядители бюджетных средств накачивают авансами, работа на объекте не ведется, а подрядчик начинает ставить вопросы дополнительного финансирования.
И такая ситуация происходит практически на всех объектах национальных проектов! Здесь возникает уместный вопрос: о каком дополнительном финансировании может идти речь, если в конкурсе заранее объявляется сумма подряда и с этой суммой подрядчик соглашается?
Яркий пример – объект национального проекта «Спорткомплекс» на ул. Матвеева, где сумма контракта была 220 миллионов, а через год увеличилась до 370 миллионов, то есть за этот период времени стоимость выросла на 70 процентов!
Понимает ли товарищ Клычков, что происходит? В чём его интерес, если знает и молчит?!
Справедливая команда держит на контроле ситуацию на объектах национальных проектов, ремонт и строительство которых инициировал наш президент!
Видео Виталия Рыбакова смотрите на странице депутата ВКонтакте