№33 (130) от 2 октября 2024 г.
На заседании профильного комитета по градостроительной деятельности и транспорту областного совета подробно обсудили положение МУП «ТТП». Точнее, депутаты попытались узнать перспективы модернизации подвижного состава электротранспорта. Но выяснилось, что модернизировать особо нечего. Большинство городских трамваев и троллейбусов были выпущены в 80-х и 90-х годах прошлого века. Была надежда на громко распиаренные «подарки». Напомним, под прицелами видеокамер в Орёл были доставлены московские и питерские троллейбусы и трамваи. Однако на заседании комитета выяснилось, что они близки к предельному сроку своей службы – ведь были произведены порядка 15 лет назад. Однако, несмотря на заявления властей, что им еще бегать и бегать, по факту и они практически отслужили свой срок. То есть нуждаются в замене, но никак не в модернизации. Не менее печальной оказалась судьба подаренных б/у автобусов. Ни один из них так и не вышел на улицы города.
«Хотелки» вместо действий
Первый заместитель генерального директора по техническим вопросам МУП «ТТП» Александр Морозов отметил, что если и говорить о модернизации, то в первую очередь необходимо вести речь про обновление всей инфраструктуры: контактных сетей, рельсовых путей и, самое главное, тяговых подстанций. Ведь все это уже давно и остро нуждается в замене. Суммы требующихся на это средств – просто астрономические, и поэтому остается надеяться только на включение в федеральные проекты. Но, как пояснил Александр Морозов, само предприятие не может принимать участие в государственных программах, инициатива и заявки должны исходить от городской администрации.
На комитете «цена вопроса» озвучена не была. Но на портале Орловской области опубликована достаточно обширная и подробная «схема организации транспортного обслуживания населения в Орле и Орловском муниципальном округе». Из этого документа можно узнать не только «цену вопроса», но и куда именно планируется потратить средства. В числе прочего в схеме прописано: реконструкция опор контактной сети с заменой контактной сети на улице Раздольной от СПЗ до пересечения с улицей Рощинской. На этот пункт запланировано 36 миллионов из регионального бюджета. На реконструкцию тяговых подстанций для эксплуатации линий городского электротранспорта запланировано 600 миллионов, из которых 40 миллионов – в 2024 году. В схему включены также замена контактной сети трамваев и троллейбусов (протяженностью 14 и 10 км соответственно), ремонт трамвайных стрелок, замена аварийных участков кабелей для питания тяговых подстанций (еще 12 км) и много других интересных моментов. Но смущает тот факт, что ранее в одном из прямых эфиров губернатор Андрей Клычков отметил, что прописанные в этой схеме мероприятия не являются строгими и обязательными к исполнению. Так что это не план действий, а скорее «хотелки» областных чиновников. Где взять деньги на эти «хотелки» и удастся ли Орлу по примеру соседей попасть хоть в какую-либо федеральную программу – покажет время.
Пока же ситуация в областном центре безрадостная. Напомним, еще осенью 2023 года поломка подстанции лишила жителей Выгонки восьмого маршрута троллейбуса. С тех пор чиновники Орла так и не смогли найти средства на ремонт необходимого оборудования, от которого зависит работа «восьмерки». У самого МУП «ТТП» денег на восстановление подстанции нет. Когда удастся (и если удастся) найти средства на ремонт, придется решать еще один очень непростой квест. А именно – поставить необходимое оборудование в наш город. Как показала история с заменой котельной в 909-м квартале, вовремя в полном объеме гарантировать привоз сложного и дорогостоящего оборудования в современных условиях не могут даже отечественные производители. Впрочем, давайте вернемся к комитету.
Автобусы наше всё?
Наше издание неоднократно писало, что вопреки заявлениям властей о развитии в городе электротранспорта реальных шагов по развитию новых линий именно за счет трамваев и троллейбусов не предпринимается. В упомянутой нами схеме есть лишь одна интересная строчка, содержание которой мы попросили расшифровать в ходе комитета самих сотрудников ТТП: прокладка каких новых линий заложена в документах? Оказалось, что речь идет о новом микрорайоне Алроса, куда планируется пустить электрический транспорт. Никаких иных линий в обозримом будущем (а схема предполагает срок до 2033 года) не обозначено.
Зато активно наращивается парк автобусов. Вот только озвученные в ходе комитета данные показывают, что и с автобусами, которые находятся на балансе ТТП, ситуация далеко не радужная (в приличном смысле этого слова). Так, на комитете был затронут вопрос о подарке из Москвы в виде автобусов ЛИАЗ. Напомним, всего было получено 49 дизельных автобусов. Кстати, один из них так и не доехал до Орла. Оказалось, что поставленная техника вся в нерабочем состоянии, для восстановления необходимы значительные средства, которых у ТТП попросту нет. Поэтому было решение пока законсервировать столичный подарок.
Председатель комитета Виталий Рыбаков попытался уточнить судьбу этого неработающего «подарка»: «Смотрите, какая ситуация. Москва дала 49 автобусов. Везде распиарили, какая щедрая Москва. Автобусы отбегали несколько десятков тысяч километров по столице. Вы знаете, какие там разливают реагенты на улицы? Как эта химия влияет на состояние металлических деталей? По сути, нам подарили чермет. Но пиар-кампания была, что региону просто золотые автобусы подарили. А что мы имеем в остатке? Все привезенные автобусы сейчас занимают место на территории ТТП. Тратятся средства на их охрану. Не проще ли их сдать на металлолом и выручить хоть какие-то деньги?»
Представитель ТТП отказался комментировать ситуацию, так как решение принималось не на уровне предприятия, и логичнее спрашивать с профильного управления муниципального имущества. Автобусы всего лишь в хозведении ТТП. Собственник – УМИЗ.
У предприятия ранее были 48 ЛИАЗов, работающих на метане. К моменту проведения комитета из этих машин на линию выходило только 22 автобуса. 26 находились в ремонте. В распоряжении редакции оказался подробный перечень неисправностей этих автобусов: необходим ремонт электронного оборудования – 5 единиц, крен уровня пола – 1 машина, греется двигатель – на одном автобусе, троит движок – сразу на 7 машинах, не развивает необходимые обороты – 1 машина, проблема с тормозными колодками – 1 автобус, ремонт блока управления ДВС – еще один автобус и т.д. То есть поломки все чрезвычайно разнообразные. Между тем, пока эти ЛИАЗы простаивают в ожидании средств на ремонт, в соцсетях жители постоянно жалуются на невыход на линию именно вместительных автобусов, в частности работающих на 9-м маршруте. Ситуацию усугубил тот факт, что часть автобусов ТТП было вынуждено снять с привычных маршрутов и перебросить их на «дублеры» трамваев, чье движение было перекрыто из-за ремонтных работ.
Кабальный лизинг
Затронули на профильном комитете и еще одну большую беду ТТП. А именно ситуацию с лизинговыми автобусами «ПАЗ Вектор NEXT», которые были получены в 2021 году. Из 32 автобусов на линии выходят только 8-10, остальные находятся в ремонте. Список поломок также имеется в распоряжении редакции: ремонт ДВС и турбины требуется 14 машинам, ремонт заднего моста необходим 7 автобусам, крестовина сломана на 1 машине, проблема со стартером и тормозами на 1 автобусе, не развивает необходимые обороты 1 автобус.
«У нас возникла такая коллизия. Неправильно, видимо, было составлено техническое задание. Несколько единиц у нас стоит из-за того, что лопнул задний мост. По рекламации завод-изготовитель уже не примет – сроки прошли. Дорогостоящий ремонт предприятие не может себе позволить. Мы заказали два моста и ждем поставки. В связи с проведением СВО поставки затруднены. Починить их по гарантии невозможно, так как гарантия уже всё, закончилась», – сообщил Александр Морозов.
Председатель комитета по градостроительству Виталий Рыбаков отметил, что каждый простаивающий автобус приносит предприятию убытки в размере 6 тысяч рублей в день! Каждый день каждый простаивающий автобус!
«Мы насчитали 8 автобусов на линии, и 24 из 32 находятся в ремонте. Каждый день простоя этого лизингового автобуса приносит убыток в 6 000 рублей. Умножаем на 24 – это прямой убыток для ТТП. Это цена договора лизинга, который сейчас утягивает на дно ваше предприятие. Причем утягивает нещадно. Впору задать вопрос: кто заключал эти договоры лизинга? Кто согласовывал сделку от УМИЗа? И кто за это будет отвечать – ведь эти два договора лизинга легли в основу предбанкротного состояния, в котором оказалось предприятие! И какое было экономическое обоснование этого лизинга?» – задал вопросы председатель комитета.
Опять же отвечать на них оказалось некому, так как ни выступающий, ни другие сотрудники ТТП, которые пришли на комитет, оказались не причастны к этому подозрительному лизингу.
Суд да дело
Между тем история с лизингом автобусов для ТТП получила неожиданное продолжение уже после комитета областного совета. Как сообщили наши коллеги из издания «ОрелГрад», муниципальное предприятие проиграло в суде процесс на 8 миллионов, как раз связанный с вышеупомянутым лизингом автобусов. Журналисты ознакомились с деталями дела, и вот что они пишут:
«Арбитражный суд Орловской области рассмотрел исковое заявление акционерного общества «Межрегиональная лизинговая компания» из Москвы к муниципальному унитарному предприятию «Трамвайно-троллейбусное предприятие» города Орла о взыскании задолженности по договору финансовой аренды. Речь идет об автобусах, приобретенных орловским предприятием в лизинг по договору от 2021 года. Истец несколько раз уточнял свои требования в их финансовой части. Представители истца и ответчика в судебное заседание не явились.
МУП «ТТП» в своем письменном отзыве в суд указало, что «неисполнение условий договора в установленный срок связано с систематическими задержками в бюджетном финансировании». Суд установил, что 20 января 2021 года между акционерным обществом «Межрегиональная лизинговая компания» и МУП «ТТП» был заключен договор. По его условиям столичный лизингодатель обязался приобрести в собственность и передать лизингополучателю во временное владение и пользование для предпринимательских целей транспортные средства, а именно 20 автобусов ПАЗ.
Автобусы были переданы орловскому предприятию уже через пять дней после заключения договора. Платежи по договору были распределены по периодам, также стороны сразу согласовали график платежей. Согласно ему лизинговые платежи уплачиваются муниципальным предприятием не позднее 20-го числа каждого месяца в размере 1 634 703 рублей 30 копеек за каждый месяц пользования предметом лизинга, то есть автобусами. Однако МУП в нарушение условий договора оплату лизинга за период с февраля по август 2024 года не произвел в полном объеме.
В связи с этим сумма долга МП «ТТП» составила 11,442 миллиона рублей. Суд обязал транспортное предприятие выплатить ее столичной компании. Кроме того, суд обязал МУП «ТТП» заплатить неустойку в размере 69 965 рублей и 64 217 рублей в счет возмещения расходов по уплате госпошлины» – пишет «ОрелГрад». https://orelgrad.ru/2024/09/22/sud-obyazal-mup-ttp-zaplatit-za-lizing-avtobusov/
Сергей МИЛЯХИН