№37 (134) от 30 октября 2024 г.
Ситуация с транспортным сообщением для предприятий, расположенных на территории индустриального парка «Орел», улучшилась после привлечения к проблеме внимания властей в начале лета. Но, увы, счастье было недолгим. Об этом депутатам на заседании профильного комитета облсовета рассказал зампредседателя профсоюзной организации ООО «ОСПАЗ» Николай Волков. Работающим на предприятии людям опять приходится по 40-50 минут дожидаться автобусов и маршруток. Удастся ли наладить работу транспорта в этом «медвежьем углу», приносящем бюджету региона миллионы в виде налогов, и что предлагают на этот раз городские чиновники – расскажем подробно.
Проблемы индейцев шерифа не волнуют?
Николай Волков напомнил, что на предприятиях, расположенных на территории индустриального парка «Орел», трудятся суммарно более 5 000 человек. Предприятия работают в несколько смен. Из-за постоянной транспортной проблемы работники опаздывают, получая за это дисциплинарные взыскания. Другие же сотрудники, не дождавшись сменщика, вынужденно продолжают работать, что приводит к переработкам. Специфика металлургического предприятия такова, что производство остановить невозможно. Если печь погаснет, то на ее повторный запуск уйдет около месяца, поэтому у людей просто нет вариантов – только оставаться на рабочем месте в цеху и ждать сменщика, застрявшего на остановке. Более того, существующие места, откуда автобусы все же увозят и привозят людей, не оборудованы остановочными павильонами, которые позволяют укрыться от ветра, дождя и снега. Сейчас сами сотрудники уговаривают работодателя сделать навесы, чтобы защитить пассажиров хотя бы от дождя и снега. По словам Николая Волкова, профсоюзы неоднократно обращались в разные инстанции, но подвижек в решении этой проблемы до сих пор нет. Рабочие платят довольно ощутимые налоги, но при этом на эти самые налоги городские власти не могут наладить нормальную доставку людей к рабочим местам.
Если нет вариантов со «сквозным» транспортом, то, может быть, найдется возможность возобновить работу 9-го маршрута до СПЗ, чтобы забирать людей с конечной остановки и довозить хотя бы до оживленного транспортного узла, где можно пересесть на другие маршруты? – задался вопросом выступающий. Пока до оживленной трассы не доезжают ни 10-й, ни 34-й автобусы. Только 16-й. И еще 341-й. Но к его работе были высказаны особые претензии. Этот маршрут то соблюдает график движения, то исчезает, как призрак. Буквально на днях, когда было перекрыто движение на улице Пушкина, МУП ТТП сняло часть автобусов с маршрутов до ОСПАЗа и выставило их на линии, дублирующие трамвай. В это же время, по удивительному совпадению, водитель 341-го маршрута ушел в отпуск, и в течение трех недель рабочим пришлось было сложно добираться до завода и домой.
Все хуже, и хуже, и хуже
Объяснить сложившуюся ситуацию депутаты призвали председателя комитета по организации обслуживания населения и связи администрации города Орла Романа Юшина. Он не сказал, к какому сроку удастся решить транспортную проблему в этой отдаленной части областного центра. Чиновник отметил, что проблема с девятым маршрутом очень давняя. И по ней особо добавить нечего. В ТТП – проблема с нехваткой водителей и поломками транспорта. Сейчас просчитываются размеры начальной максимальной цены контракта (НМЦК), которая предусмотрела бы доведение лимита, чтобы перевозчик работал строго в рамках контракта. Пример того же 16-го маршрута, который рассчитан по НМЦК, – 145 миллионов. И это только один маршрут! Выступающий отметил, что перевозки населения — это стратегическое направление для развития города и области. Вместе с тем, на обеспечение работы транспорта выделяются явно недостаточные средства. «К примеру, в соседних Брянской и Белгородской областях на заключение контрактов на перевозку выделяются средства в размере более одного миллиарда рублей! В Белгороде – миллиард 28 миллионов рублей», — отметил Роман Юшин.
Для решения проблемы нехватки водителей никаких конкретных шагов не предпринимается. При этом обострившийся дефицит кадров привел к тому, что водители уходят в «Магниты», «Красное и Белое» и прочие торговые сети, где профессиональному шоферу предлагают куда более выгодные условия работы и несравнимо большую заработную плату. При этом даже невозможно сравнить физическую и психологическую нагрузку водителя транспорта, который везет пассажиров, и водителя с кузовом, набитым мороженой рыбой. Председатель комитета Виталий Рыбаков напомнил, что ранее уже предлагалось создать курсы для подготовки женщин-водителей для муниципального предприятия. Плюс необходимы летучие ремонтные бригады, чтобы водитель не участвовал в ремонте машины. Роман Юшин отметил, что предприятию как раз накануне комитета было поручено проработать все озвученные проблемы. Но речь об этом идет уже практически год. И у депутатов возникли сомнения, что в ближайшие месяц-два удастся что-то реально поменять.
Стабильная безнадёга
Директор МУП ТТП Игорь Косолапов отметил, что помимо муниципального предприятия это направление обслуживают еще и частные перевозчики, и межмуниципальные маршруты. Но почему-то все шишки каждый раз валятся только на муниципалов. По графику должно ходить 12 автобусов, но на время закрытия движения трамваев часть машин сняли. На момент комитета на маршрут выходило всего шесть машин. К первому ноября планировалось довести их количество до восьми, а дальше уже стремиться к заявленному в контракте объему. При этом Игорь Косолапов также озвучил ряд проблем, существующих на возглавляемом им предприятии. Это в первую очередь качество дорожного покрытия, которое зачастую приводит к серьезным поломкам подвижного состава. Ранее на комитете разбирали подробно, кто же должен отвечать за дорогу на стыке города и Орловского района. Оказалось, что эта трасса целиком и полностью в ведении городских чиновников. Также руководитель ТТП попросил обратить внимание на нарушение графиков выхода на маршрут и соблюдение всех условий контракта частными перевозчиками. У города есть все рычаги для влияния на частников, поскольку проблемы с движением генерируют не только муниципальные автобусы. Вместе с тем контролирующие органы почему-то очень любят проверять ТТП, но не очень охотно посещают частных перевозчиков. Опять же, касаясь конкретных нарушений частников, ранее упомянутый 341-й маршрут, по словам Косолапова, неоднократно был замечен в том, что отправляется от конечной в нарушение графика. Водитель просто ждет времени отправления автобуса ТТП и отъезжает прямо перед ним, чтобы максимально забрать пассажиров. Следом идет пустой муниципальный автобус. Выручки нет. И никто не хочет вмешиваться в ситуацию. Необходимо также контролировать соблюдение законодательства об отдыхе водителей и правил перевозок, потому что и в этом разрезе ТТП и частники, получается, работают в разном правовом поле. Если ТТП соблюдает эти требования, то частники постоянно их нарушают, что непосредственно влияет на безопасность пассажиров. Также, пользуясь случаем, директор ТТП попросил решить и еще одну давнюю проблему дороги до СПЗ. На всем протяжении от санатория «Лесной» до СПЗ остановки обозначены только краской на столбах. Там нет ни заездных карманов, ни павильонов для пассажиров. Поэтому посадка-высадка пассажиров идет прямо на проезжей части, что небезопасно. И если уж решать накопившиеся проблемы, то помимо заделки ям необходимо привести в нормативное состояние и остановки.
В который раз коснулись и темы лизинга: «По договорам лизинга было приобретено 32 автобуса ПАЗ. Качество этих автобусов, конечно, оставляет желать лучшего… Но автобусы не стоят под забором. Сегодня вышло на линию девять автобусов ПАЗ, я думаю, в понедельник выйдет еще один. Остальные автобусы ожидают ремонта. Ремонт очень дорогостоящий. Мост стоит порядка 400 тысяч рублей. Мы заказали еще два моста. Но, к сожалению, производитель гонит сейчас все на военную технику. Даже два поставленных моста оказались бракованными. Мы отослали их назад с претензией производителю. МУП всегда было предприятием городского электротранспорта. А автобусами занимался всегда отдельный автопарк ПАТП. Поэтому точно учесть все затраты на обслуживание автобусов было очень сложно. Автобусы везут выручку. Электротранспорт чем отличается – на его запуск нужны большие средства, но потом в процессе эксплуатации электротранспорт гораздо дешевле. Почему господин Коровин просил меньше дотаций – тогда на ТТП не было автобусов и плюс был совершенно другой уровень цен», – отметил Косолапов.
При этом Виталий Рыбаков отметил, что 2/3 автобусов, купленных в лизинг, простаивают, а платежи за них идут. Будет ли предприятие проводить проверку законности той сделки, которая легла тяжким бременем на предприятие? – спросил председатель комитета. Директор ТТП отметил, что этим занимаются компетентные органы. Руководитель ТТП не может расследовать действия своих учредителей. Штрафы и пени не составляют катастрофическую сумму. Один договор лизинга закончится в декабре, второй – в феврале следующего года, поэтому затраты на лизинг скоро уйдут. Как только поступят средства, удастся отремонтировать еще больше машин, и работать будет не треть, а существенно больше. Виталий Рыбаков отметил, что даже если работает не 1/3, а 2/3 купленного в лизинг транспорта – это совершенно неправильно. Должны работать все купленные автобусы. При этом руководитель ТТП отметил, что говорить о провальности лизингового договора неверно, так как на время перекрытия Красного моста эти машины очень выручили жителей.
На комитете также коснулись использования ЛИАЗа, который был замечен не на маршруте, а на обслуживании свадьбы. «Одним из направлений работы ТТП является сдача техники в аренду. Сотрудникам предприятия или посторонним жителям – кому угодно. Деньги были перечислены в кассу предприятия по договору. Автобус использовался в выходной день, когда на линии выходит меньше транспорта, поэтому никаких сбоев в графике движения допущено не было. Если вдруг кто-то еще захочет арендовать автобус для своих целей – на предприятии с удовольствием пойдут навстречу и по договору предоставят ЛИАЗ в аренду, – отметил Косолапов.
Что касается простоев теперь уже не ПАЗиков, а ЛИАЗов, то директор ТТП отметил: «В настоящее время из 48 ЛИАЗов ТТП на линии — 18, в ремонте — 21, а девять автобусов проходят техническое обслуживание», — завершил свое выступление руководитель транспортного предприятия.
В сухом остатке
Итоги обсуждения вопроса подвел на своей странице в ВК депутат облсовета Евгений Косогов.
Он отметил, что данная проблема не решается исполнительной властью Орла и Орловской области более пяти лет.
Евгений КОСОГОВ
«И, к сожалению, доклады по данному вопросу председателя комитета по организации транспортного обслуживания населения и связи администрации г. Орла Юшина Р.А. и руководителя МУП «ТТП» Косолапова И.Н. свидетельствовали о неспособности и нежелании решать проблему с транспортным сообщением работников предприятий, расположенных на территории индустриального парка «Орёл», так как месяцем ранее Юшину Р.А. также на комитете депутатами был дан месяц, чтобы проработать вопрос и, наконец, решить данную проблему. Очевидно, проблема кроется в банальной и очевидной причине: Косолапов И.Н. и Юшин Р.А. по образованию гуманитарии и никакого отношения к транспортной отрасли ранее не имели и стажа работы в данной сфере также не имели. Как результат – новые ПАЗы и ЛиАЗы простаивают на территории предприятия, а жители г. Орла в это же самое время простывают на остановках общественного транспорта. Уважаемые земляки, только вдумайтесь в цифры: в 2024 г. из бюджетов всех уровней в МУП «ТТП» было перечислено 244 миллиона рублей на поддержку предприятия. И в это же самое время сейчас на территории предприятия простаивают практически новые 22 ПАЗа из 32, а из 48 ЛиАЗов 21 на ремонте. Итого из 80 практически новых автобусов простаивает 43. Данные цифры свидетельствуют о неспособности мэра г. Орла Парахина Ю.Н. управлять муниципальным образованием г. Орёл, так как именно его провальная кадровая политика приводит к чрезмерным и неэффективным расходам бюджета г. Орла, а также регионального и федерального бюджетов, которые ежегодно выделяют огромные суммы в сотни миллионов рублей на покрытие долгов, которые ежегодно генерирует исполнительная власть г. Орла в лице гуманитария Ю.Н. Парахина. Руководителем г. Орла должен быть опытный специалист с техническим образованием, который имеет или сможет собрать квалифицированную команду управленцев. Только тогда в г. Орле будет наведен долгожданный порядок», – отметил депутат Евгений Косогов.
https://vk.com/evgenij.kosogov?z=video50243345_456239833%2F9a84deace1375fdecf%2Fpl_wall_50243345
Кстати, проблемы с транспортом становятся такой же постоянной темой наших материалов, как и мусор. Когда готовился этот материал, в соцсетях появилась масса сообщений с жалобами жителей Орла на работу общественного транспорта. Например, жители Выгонки выложили фоторепортаж о том, как им приходится набиваться, словно селедкам в бочку, чтобы уехать на работу. А во время встречи с губернатором на проблемы с транспортом пожаловались сотрудники предприятия «Альфапластик», где накануне открылся новый цех. Что характерно, в бравурные репортажи об открытии цеха прогубернаторские СМИ не включили просьбу представителей профсоюзов наладить работу муниципальных автобусов, чтобы люди могли добираться до места работы такого замечательного предприятия.
Сергей МИЛЯХИН