№37 (134) от 30 октября 2024 г.
На всех комитетах областного совета накануне прошло обсуждение проекта бюджета на предстоящий год. Рядовое событие, когда чиновники зачитывают сухие столбцы цифр, в этот раз очень оживили представители прокуратуры. Оказалось, что по решениям суда по ряду направлений область уже должна выполнить больше, чем закладывается в проект бюджета на предстоящий год. Как регион будет выживать в ситуации хронического безденежья и есть ли свет в конце туннеля, пытались узнать депутаты. Повторим – вопрос рассматривался на всех комитетах. Но чтобы не утомлять читателя, подробно остановимся лишь на одном, так как ситуация по другим отраслям имеет мало принципиальных отличий, а общие цифры везде звучали одни и те же.
Налогов все больше и больше
Доходы областного бюджета прогнозируются в объеме 59,6 млрд рублей с приростом в сопоставимых условиях с ростом на 5 млрд рублей, или на 9,2% (то есть сравниваются цифры, которые выносились на первое чтение в 2023 году и сейчас). Расходы по проекту на первое чтение – 60,5 млрд рублей с ростом на 4,5 млрд, или 8%. Крупнейший администратор доходов областного бюджета – налоговая служба (ФНС) – представила такие прогнозы: доходы будут 38 млрд с приростом на 6,1 млрд, или 19,2%. Безвозмездные поступления сократятся. Но выступающий замруководителя облдепартамента финансов Дмитрий Шахов напомнил, что эта строка напрямую зависит от федерального бюджета, а его формирование еще продолжается, и буквально накануне комитета пришли свежие цифры. Поэтому ко второму чтению данные этого раздела еще будут существенно уточняться. По-прежнему основными бюджетообразующими налогами являются НДФЛ в сумме 14,4 млрд рублей (рост сразу на 3 млрд, или 25,9%). Налог на прибыль – 9,1 млрд рублей, акцизы – 6,2 млрд рублей, налог на имущество – 2,7 млрд рублей и налог по упрощенной системе налогообложения – 3,1 млрд рублей. Прирост идет по всем перечисленным налогам.
Что касается расходов, то основной строкой по-прежнему остаются расходы на оплату труда в образовательных учреждениях – 19,9 млрд, или 30% расходов областного бюджета. Прирост – 2 млрд рублей. Всего же социально-культурная сфера занимает 66% расходов. При этом спикер отметил сокращение по строке «здравоохранение», которое объясняется медцентром (вероятно, имелся ввиду многострадальный «Титаник», на достройку которого и закупку оборудования в этом году выделялись колоссальные суммы). «Дорожный фонд» в следующем году определен в размере 8,4 млрд рублей. (Запомните, пожалуйста, эту цифру, так как к ней мы еще вернемся). Он вырос на 2,7 млрд рублей, или в полтора раза. И расходы на сельское хозяйство – 1,6 млрд рублей – также планируются с сокращением по сравнению с текущим годом. Дмитрий Шахов объяснил такую тенденцию тем, что подобные сокращения уже неоднократно имели место и ранее – это политика Минсельхоза. В министерстве настаивают, чтобы субсидии на поддержку сельхозпроизводителей предоставлялись не через региональные бюджеты, а через коммерческие банки. Поэтому строка в облбюджете сокращается, но не за счет уменьшения самой поддержки, а за счет перевода финансовых потоков на другие источники, – обратил внимание выступающий.
По нацпроектам ситуация самая неопределенная. Ряд проектов будет меняться, поэтому пока на нацпроекты заложена сумма 5,7 миллиарда. Эта цифра наверняка претерпит изменения ко второму чтению. Что касается финансовой поддержки муниципальных образований региона, то они могут рассчитывать на 19,9 млрд рублей из облбюджета. Госдолг прогнозируется в размере 21,9 млрд рублей, или 57,8% от налоговых и неналоговых доходов областного бюджета. В недалеком прошлом этот показатель составлял 106%. Уход от коммерческих кредитов и сокращение расходов на обслуживание госдолга привело к тому, что в структуре госдолга остались только бюджетные кредиты, и доля долга терпимая.
Долги наши тяжкие
Далее депутаты перешли к обсуждению долгов муниципальных образований, особенно города Орла, где с бюджетом хронические проблемы. На 1 октября задолженность всех муниципалитетов – 1,5 миллиарда рублей. Из этой суммы примерно 1,4 миллиарда – долги города Орла. Что предполагается сделать и уже делается? За последние 4 года область отдала городу в качестве дотаций почти 4,5 миллиарда рублей. Это деньги, которые не имеют целевого назначения и могут быть направлены на исполнение собственных полномочий муниципалитета. Недавно область получила конкретно на дотации городу 600 миллионов. Сейчас идет проработка документов для Минфина, чтобы получить эти средства и существенно сократить кредиторскую задолженность. Эти деньги будет контролировать не область, а федеральное казначейство. Если посмотреть на структуру долга, то Дмитрий Шахов напомнил о недавней замене коммерческих кредитов бюджетными, что позволило городу уменьшить долговую нагрузку. Также с мая порядка 556 миллионов задолженности перед налоговой было реструктурировано на три года. Это также помогло снизить кредиторскую нагрузку. Председатель комитета по градостроительной деятельности и транспорту Виталий Рыбаков поинтересовался, откуда взялась такая задолженность? Оказалось, что часть бюджетных ассигнований города не была подкреплена доходными источниками. Тратили больше, чем имели право.
Затянуть пояса
Также депутаты поинтересовались, не произойдет ли снижение поступлений в бюджет? Дмитрий Шахов отметил, что произошедшее повышение ставки рефинансирования привело к тому, что деньги для бизнеса стали очень дорогими. Уже сейчас начались проблемы с ипотекой. Это автоматически повлечет проблемы со строительством. В свою очередь, со строительством тесно связаны сразу множество других отраслей. То есть пойдет цепная реакция. Хочется надеяться, что наверху также понимают, к чему приводят дорогие деньги для промышленности, – отметил Шахов.
Депутат Виталий Рыбаков отметил, что, если раньше работать в госорганах считалось престижным, то сейчас наблюдается отток кадров и дефицит в сфере госуправления. Дмитрий Шахов ответил, что и это больной вопрос. Пока индексация зарплат госслужащих не предусмотрена. А зарплаты в коммерческом секторе растут. В качестве примера были приведены зарплаты в известной сети алкомаркетов, где в столице предлагают 130 тысяч на руки. В Орле же на руки выдают порядка 45 тысяч! И это для сотрудников без высшего образования. Как тут конкурировать?
Денег на всё не хватит
В обсуждение проекта бюджета включилась и присутствующая на комитете представитель прокуратуры. Она попросила напомнить объем средств на дорожное строительство – 8,4 миллиарда рублей. При этом объем согласован с профильным департаментом.
Прокурор напомнила депутатам, что в службе судебных приставов находятся исполнительные производства по искам прокуратур области и районов к «Орелгосзказчику» и департаменту финансов о необходимости привести дорожное покрытие на нескольких дорогах в соответствие с требованиями ГОСТа, а департаменту финансов выделить необходимые средства для этой работы. И таких исполнительных производств уже лежит на сумму 11,7 миллиарда рублей. Соответственно, у прокуратуры возникает вопрос: предусмотрели ли в области средства на исполнение решений судов? Дмитрий Шахов отметил, что эта часть расходов бюджета напрямую увязана с доходами, а это акцизы на нефтепродукты, транспортный налог, штрафы за перевес и штрафы ГИБДД. Если финансовый блок «нарисует» 11 миллиардов, то это будет ровно то, о чем говорилось чуть ранее, когда речь шла о неправомерных расходах бюджета Орла, никак не подтвержденных доходами. Три миллиарда рублей будут противоречить принципу достоверности бюджета и не будут подкреплены реальными источниками. При этом кредиторка ляжет на областной бюджет, – напомнил Шахов.
Прокурор пыталась добиться ответа: каким образом власти планируют (и будут ли вообще) исполнять решения судов? Пока ситуация такая, что суды раз за разом дают отсрочку на исполнение решений. А дороги тем временем в таком состоянии, что представляют реальную угрозу жизни и здоровью граждан. В итоге жаркого спора пришли к тому, что может быть найдено решение по частичному исполнению скопившихся решений. Может быть, будет прописана рассрочка на какую-то перспективу. Все будет зависеть от того, сколько средств собрано в «Дорожном фонде». Если денег там нет, то и тратить более полученного не удастся.
Представитель прокуратуры отметила, что и на других комитетах задавала аналогичные вопросы по другим сферам, где также требуются дополнительные финансы для решения первоочередных задач. И каждый раз люди в погонах слышат один и тот же ответ. «Денег нет ни на здравоохранение, ни на дороги, ни на ЖКХ – куда мы ни посмотрим, какой вопрос ни зададим – у вас один ответ: денежных средств нет, не подтверждаются доходами. И при этом вопросы не решаются из года в год», – эмоционально заметила представитель прокуратуры. Господин Шахов возразил: «Есть требование бюджетного законодательства, которым мы руководствуемся при формировании бюджета. О чем вы говорите – проблема есть. Но как мы должны обойти требования законов, чтобы потом не иметь проблем с вашей же организацией уже в процессе исполнения бюджета?» Прокурор продолжала стоять на своем, что чиновники получают зарплату за работу с бюджетом. А права рядовых граждан постоянно нарушаются. На этом аргументы сторон оказались исчерпаны.
Депутаты же выступили на стороне прокурора, напомнив, что проблемы в той же дорожной сфере копились годами. И если ремонт вовремя не был сделан, если за состоянием полотна не следили как положено – ситуация ухудшалась катастрофически. На это накладывался некачественный ремонт, примеры которого можно встретить тут и там. О переделках новых дорог также говорилось неоднократно.
Виталий РЫБАКОВ
Страница Виталия Рыбакова ВКонтакте
https://vk.com/id606682259?from=search
Председатель комитета Виталий Рыбаков напомнил, что на одной из предыдущих сессий областного совета предлагал губернатору уволить руководителя департамента, отвечающего за дороги, господина Субботина. Любая проблема имеет конкретные имя и фамилию. Так не бывает, чтобы за один год суд согласился с необходимостью срочного ремонта дорог на сумму в 11 миллиардов! Возможно, уже пора возбуждать дела на предмет неисполнения решений суда? – задался председатель комитета риторическим вопросом. В этом случае как раз и будут привлечены к ответу руководители тех самых департаментов, которые допустили, чтобы проблемы копились как снежный ком. Если привлечь нескольких высокопоставленных чиновников, высока вероятность, что другие не будут допускать такого кризиса. Ведь очень часто на представления прокуратуры чиновники пишут в ответ «устраним в следующем году», при этом прекрасно осознавая, что никаких вариантов решения не предлагается и даже попыток найти средства не предпринимается. Чтобы разрушить замкнутый круг, нужны более решительные действия, – считают депутаты. Пока же решения суда не исполняются и все сходит с рук ответственным (а в этой ситуации уместнее будет термин «безответственным») лицам.
Сергей МИЛЯХИН
Фото – пресс-служба Орловского облсовета