№38 (135) от 6 ноября 2024 г.
На октябрьской сессии облсовета в первом чтении был принят областной бюджет на 2025 год. Пожалуй, впервые на нашей памяти, а может быть, даже в новейшей истории области, официальные лица не называли бюджет бюджетом развития, бюджетом стабильности и тому подобными набившими оскомину терминами. В этот раз чиновникам и депутатам пришлось признать, что бюджет сложный. «Сложный» в переводе на обычный язык значит, что денег ни на что не хватает. И в ходе обсуждения главного финансового документа региона, или, по словам депутата Виктора Макарова, важнейшего вопроса нашей жизни, это подтвердилось в полной мере.
Бюджет социальный, но на лекарства не хватает
Мы не будем загружать читателей непонятными финансовыми терминами и цифрами. Скажем лишь, что бюджет-2025 – дефицитный. При прогнозируемых доходах в 59,6 миллиарда рублей израсходовать планируется 60,5 миллиарда. При этом, как подчеркнул губернатор Клычков (а именно он знакомил депутатов с основными параметрами бюджета), расходы на социально-культурную сферу составляют 39,6 миллиарда рублей, или 65,5% от общего объема расходов. Вообще словосочетание «социальная направленность бюджета» звучало на сессии как заклинание, словно чиновники сами себя и депутатов пытались убедить, что бюджет, по традиции, социальный. Какова на самом деле социальная составляющая бюджета (несмотря на львиную долю социальных расходов), стало ясно из дальнейших выступлений депутатов. Самый яркий пример, пожалуй, привел депутат Игорь Рыбаков, проанализировавший одну из наиболее важных социальных статей бюджета – расходы на льготное лекарственное обеспечение.
Игорь РЫБАКОВ
– Наш президент сказал, что самое главное – это народосбережение, – напомнил Игорь Рыбаков. – На обеспечение льготными лекарствами выделено 1 миллиард 500 миллионов. А по информации прокуратуры, нужно 8 миллиардов 300 миллионов. Кроме того, в судах более трех тысяч исполнительных листов на общую сумму приблизительно 847 миллионов. Будет ли ко второму чтению четкая картина решения жизненно важного вопроса обеспечения граждан нашей области льготными лекарствами в полном объеме? – обратился депутат к руководителю департамента финансов Елене Сапожниковой.
Елена Сапожникова пояснила, что в бюджете на льготные лекарства выделено чуть больше – не полтора миллиарда, а 1 миллиард 700 миллионов рублей. Что же касается недостающей суммы более чем в шесть миллиардов, то «ко второму чтению будем уточнять», – ответила Сапожникова.
Не удовлетворившись таким ответом, Игорь Рыбаков обратился к губернатору Клычкову – уже не только с вопросом, но и с требованием:
– Я как депутат требую от вас решения вопроса обеспечения граждан льготными лекарствами в полном объеме. Вы и ваши чиновники должны прекратить порочную практику, когда жители нашей области вынуждены в судах добиваться справедливости, чтобы им выделили льготные лекарства. Когда вы решите эту проблему?
Клычков в ответ совершил экскурс в 2020-2021 годы, припомнив, что тогда объем средств на льготное лекарственное обеспечение составлял 900 миллионов рублей, а в 2017-2018 годах и вовсе 300 миллионов. А теперь вот – больше полутора миллиардов. А дальше – еще интереснее:
– Те цифры, которые сегодня очень широко обсуждаются про практически десяток миллиардов рублей, необходимых на лекарственное обеспечение, я думаю, никто из тех, кто озвучивает эти цифры, не разбирался, откуда эта цифра взялась. Так вот, эта цифра берется из возможного принятия нормативных правовых актов, по которым все льготники, независимо от категории, должны быть обеспечены лекарствами. Я думаю, что с учетом разделения полномочий, минимум средств, который необходим на обеспечение лекарственными препаратами, 1,4 миллиарда рублей.
В общем, по уверению Клычкова, в бюджете средств на лекарства более чем достаточно. Хотелось бы ему поверить, если бы орловские льготники хронически, из года в год не испытывали проблем с получением льготных лекарств. Мало того, что людям приходится идти в прокуратуру и суды, так чиновники еще после вынесения решений судов умудряются их обжаловать, что увеличивает сроки получения положенных по закону препаратов и негативно сказывается на здоровье граждан.
Впрочем, депутаты тоже не поверили, что заложенных в бюджет денег хватит на лекарства, а также на целый ряд других так называемых социальных статей. Об этом не преминули заявить в своих выступлениях как руководители фракций, так и независимые депутаты.
Прямая речь
Председатель комитета облсовета по градостроительной деятельности и транспорту Виталий Рыбаков:
Виталий РЫБАКОВ
– Мы принимаем бюджет по факту. Но далее все происходит уже без нашего участия. Если раньше все покрывалось за счет федерального центра и все было хорошо, то сейчас я не уверен, что национальные проекты в нашей области, инициированные нашим президентом, будут реализованы в 2024 году и в 2025-м. У нас большая проблема с бюджетом города Орла, а ведь это столица нашего региона. Там непонятная ситуация со взысканием долгов, там «висят» двести миллионов невзысканных налоговых поступлений и арендных платежей. Что я хочу сказать об отношении к нашей области. Премьер Мишустин 28 октября 2024 года издал распоряжение, где 25 регионам простили долги. В этом списке нашей Орловской области нет. Это – об отношении к руководителю и к области в целом. И о том, как у нас идет администрирование и управление. Поэтому я лично в первом чтении не принимаю этот бюджет, потому что мне он непонятен, так же, как непонятен
Приоритеты «Единой России»
Михаил Вдовин, руководитель фракции «Единая Россия», отметил, что при формировании бюджета позиция фракции остается неизменной: все льготы, социальные гарантии, ранее принятые на региональном и муниципальном уровнях, должны быть сохранены. Среди бюджетных приоритетов Вдовин назвал помощь участникам СВО и членам их семей (отметив при этом, что все положенные выплаты должны осуществляться в кратчайшие сроки и без бюрократических проволочек), а также здравоохранение и обеспечение безопасности населения.
Особенное внимание Вдовин, как ранее депутат Игорь Рыбаков, обратил на проблемы лекарственного обеспечения орловских льготников, о чем на сессии говорили представители практически всех фракций облсовета.
Михаил ВДОВИН
– Принимая во внимание многочисленные обращения граждан по вопросу бесплатного лекарственного обеспечения фракция предлагает увеличить расходы по этому направлению. Запланированная сумма явно недостаточна, – заявил депутат. Кроме того, фракция «Единая Россия» предложила ко второму чтению увеличить целый ряд бюджетных расходов. Вот этот перечень:
– расходы на защиту населения от чрезвычайных ситуаций и гражданскую оборону,
– размер Резервного фонда Орловской области,
– расходы на социальную сферу,
– бюджетное финансирование на 25 млн рублей на развитие массового спорта,
– расходы по направлению «Нравственное, патриотическое воспитание и подготовка граждан к военной службе»,
– объём дотаций муниципалитетам на сумму, достаточную для погашения кредиторской задолженности и снижению уровня муниципального долга. (сумма просроченной кредиторской задолженности городов и районов области на 1 октября составила 858 млн рублей),
– расходы на обеспечение объектами инженерной инфраструктуры земельных участков, предоставляемых льготным категориям граждан.
Помимо этого Вдовин от имени фракции предложил перераспределить средства Дорожного фонда:
– Дорожный фонд Орловской области планируется по расходам в размере 8 млрд 410 млн. При этом на дороги регионального значения увеличивается сумма на 1 млрд 717 млн по сравнению с этим годом, а местным бюджетам по этой строке уменьшаются расходы по сравнению с этим годом на 967 млн. Учитывая состояние дорог местного значения, считаем такой подход несправедливым и ко второму чтению это необходимо учесть, – пояснил депутат.
Наконец, фракция выдвинула еще несколько предложений, а именно, в том числе предусмотреть финансовые средства на разработку ПСД для строительства инфекционного корпуса больницы им. Боткина и расходы на выполнение работ по разработке регионального стандарта и комплексного плана транспортного обслуживания населения.
Отвечая на закономерный вопрос «где взять деньги?», единороссы предложили три способа. Первый – повышение эффективности расходования бюджетных средств.
– У нас большое количество контрактов заключается с единственным поставщиком, особенно это наблюдается при заключении контрактов на поставку медицинского оборудования, лекарственных препаратов, увеличение сметной стоимости объектов из-за нарушения сроков их ввода в эксплуатацию, – пояснил Вдовин. Отсюда следовало, что, изменив эту практику, можно сэкономить существенные суммы.
Кроме того, по мнению лидера фракции, получить дополнительные деньги помогут такие шаги, как сокращение задолженности по налоговым платежам. (по состоянию на 1 октября она составила 1 млрд 186,5 млн рублей) и привлечение финансовых средств из федерального бюджета. Необходимо организовать более тесное взаимодействие с федеральными министерствами и ведомствами, особенно на стадии формирования федерального бюджета, а не ждать, когда решения уже приняты, – отметил Михаил Вдовин.
В завершение своего выступления руководитель фракции ЕР признал, что бюджет-2025 сложный, но он отражает реалии нашего времени.
– Мы должны максимально эффективно использовать каждый рубль. Только при таком подходе мы получим необходимый результат, – заключил Вдовин.
Коммунистический подход
Суперлояльные к губернаторской команде коммунисты тоже не смогли проигнорировать суровую реальность. И хотя в начале своего выступления глава фракции КПРФ Иван Дынкович отпустил ряд комплиментов в адрес чиновников областного правительства, составлявших проект бюджета, но и он отметил «сферы, которые нужно укрепить». Итак, как заявил Дынкович, необходимо находить резервы для ЖКХ и медицины. Что касается первого, то здесь Дынкович проявил истинно коммунистический подход:
Иван ДЫНКОВИЧ
– Инфраструктура не будет ждать запоздалых решений, а продолжит ветшать. Считаем, что нужно готовить законодательные инициативы об усилении роли государства в сфере ЖКХ. Время показало, что бизнесу эта задача оказалась не по силам, – констатировал Дынкович. Про медицину главный коммунист облсовета высказался более обтекаемо:
– Особенно пристального внимания и максимально ответственной оценки требует сфера здравоохранения. В текущем году направлены миллиарды рублей на капитальные ремонты медицинских учреждений, закупку современного оборудования и лекарств. Тем не менее, по-прежнему актуальной остается проблема льготного лекарственного обеспечения и финансирования стационарной медицинской помощи. Также важным для фракции КПРФ является вопрос строительства Поликлиники №1 в Орле, новых ФАПов и их кадровое обеспечение.
Наконец, он предложил свой способ добывания денег на решение многочисленных проблем – в принципе, тот же самый, о котором говорил и Михаил Вдовин и не только он один, но таким бюрократически бессмысленным языком выразился лишь Дынкович:
– Считаем, что необходимо проведение мероприятий, направленных на рост доходов и оптимизацию расходов областного бюджета, в этих целях следует совершенствовать систему закупок для государственных и муниципальных нужд и повышать эффективность использования имущества, находящегося в областной собственности.
«Справедливая Россия» в прогнозы не верит
Совершенно по-иному построил свое выступление руководитель фракции «Справедливая Россия» Руслан Перелыгин.
Руслан ПЕРЕЛЫГИН
– Наша фракция в прошлые периоды много критиковала и вносила предложения по бюджету, – напомнил Перелыгин. – Что характерно, они до сих пор актуальны, поскольку ничего не меняется в нашей области. Как были огромные проблемы в здравоохранении, так и остались; как утопала область в мусоре, так и утопает; как народ уезжал из области, так и уезжает; как население нищало, так и нищает. Народ продолжает вымирать, а коррупция – процветать. И лучшее подтверждение этому акту в этом году – уголовные дела коррупционной направленности близкого друга и советника губернатора-коммуниста Клычкова Сергея Лежнева, любителя и дегустатора бюджетного пирога.
Далее Перелыгин перешел к критике прогнозного плана социально-экономического развития области, на основе которого, собственно, и верстался бюджет.
– Прогноз, предоставленный областным правительством, у нас вызывает недоумение, – заявил лидер фракции СР. – Некоторые цифры выложены по принципу «нарисуем – будем жить». Например, инфляция на конец года спрогнозирована почти в 6%. Даже ЦБ (Центробанк. – Прим. ред.) уже не верит в такую статистику. А все невероятные достижения и финансовые победы, озвученные в документе, предоставлены в сопоставимых величинах. Сопоставимые значения – это учет уровня инфляции. Следовательно, цифры некорректны и ошибочны. Росстат заявляет, что за 2024 год мы сынфлировали до 9%. Экономисты данной цифре не доверяют, жители – тем более. Опрос Центробанка показал, что населением Российской Федерации воспринимается инфляция 16-18%. А агентство «Ромир», которое, будучи вице-премьером, создавал Белоусов, озвучивает уровень инфляции в 22-24%… Еще нас порадовал среднемесячный доход на душу населения. По расчетной оценке, в этом году он сложится в районе 52 тысяч рублей. То есть родители с двумя детьми на Орловщине имеют более 200 тысяч рублей ежемесячно? Вы в это верите? Если учесть, что в регионе почти 40% пенсионеров со средней пенсией в 24 тысячи, а также нетрудоспособных детей, то зарплата среднего родителя больше, чем у члена правительства.
В представленном прогнозе не учитывается рост ключевой ставки, которая, со слов Эльвиры Набиуллиной, возможно, будет еще повышаться… А это – сверхвысокая цена кредита и ипотеки. Следовательно, объем строительства вряд ли вырастет на 26%, как запланировано. Также будут проблемы с инвестициями в промышленность и сельское хозяйство. Под удар попадает бизнес – средний, малый и микропредприятия.
Несмотря на затаенный оптимизм, правительство области подсократило важнейшие статьи расходов. Средства на транспорт по сравнению с уточненным 2024 годом почти ополовинили; на жилищное хозяйство расходы уменьшили более чем вчетверо; коммунальное хозяйство потеряло почти половину – а мы удивляемся, почему провален отопительный сезон. А теперь о важном. Образование – минус почти 900 миллионов. Здравоохранение – миллиард сто тысяч. Физическая культура – минус 300 миллионов. Расходы на социальную сферу – минус почти 300 миллионов. Но не все так плохо. Есть позитивный момент: правительство области и губернаторские средства массовой информации – в плюсе, а точнее, в шоколаде (по бюджетным вливаниям. – Прим. ред.).
Мы считаем, что проект развития области абсолютно непрофессионален и не соответствует нынешним реалиям. Но даже если правительство вдруг нам предоставит идеальный документ, лучше жить не станем. Наша исполнительная власть так наисполнит, что много не покажется – ведь коррупция вносит свои поправки. Пока коррупционеры у нас чувствуют себя комфортно и вольготно, наша область так и будет аутсайдером, – завершил свое жесткое и язвительное выступление Руслан Перелыгин.
Остается добавить, что фракция СР за такой бюджет голосовать не стала.
ЛДПР: правительство недорабатывает
Вопросы к бюджету возникли и у фракции ЛДПР. Их озвучил руководитель фракции Владислав Числов.
Владислав ЧИСЛОВ
– В первую очередь это организационные вопросы. Я поддержу коллегу (Перелыгина. – Прим. ред.), в каких-то вопросах, я считаю, правительство не дорабатывает. В первую очередь – это управление выделенными средствами. Мы, депутаты, бюджет утверждаем, и мы видим это конкретно на ситуации Сергея Владимировича, который сейчас находится в сизо. Человек вроде бы занимался СМИ, но по итогу непонятно чем занимался, и целое преступное сообщество образовалось. И возникает вопрос, каким образом на средства, которые депутаты утверждали, покупали – даже непонятно, нужное или ненужное медицинское оборудование? Мы что, не нашли бы куда потратить эти деньги?.. Безусловно, важный вопрос – это работа с федеральными органами власти. Потому что мы видим на примере других регионов, например, Смоленской области, что они получают серьезные средства, чтобы погасить свои долги. В прошлом году президент говорил, что регионам будут списываться долги взамен каких-то инвестиционных проектов, которые можно будет использовать. Пока мы не видим этих результатов. Ну, может быть, в ближайшее время мы увидим какое-то движение в этом направлении.
А учли ли интересы народа?
Иван Устинов, руководитель фракции «Партия пенсионеров» неожиданно процитировал высказывание исполняющего обязанности секретаря генсовета… «Единой России» Владимира Якушева, который совершенно справедливо заявил, что задача депутатов при формировании бюджета – учесть интересы народа. После чего Устинов констатировал:
Иван УСТИНОВ
– Расходная часть бюджета на 2025 год не обеспечит выполнение всех взятых обязательств правительством Орловской области, – и перешел к конкретным проблемам.
– На сегодняшний день остается нерешенной проблема по обеспечению односменного режима обучения школьников. В связи с этим не исполняется поручение президента о ликвидации двухсменного обучения до 2025 года. В настоящее время в общеобразовательных учреждениях Орловской области около 13 тысяч учащихся учится во вторую смену (24% от общего числа). В 25-м году их количество не уменьшится. При этом недобросовестность подрядчиков и отсутствие должного контроля со стороны заказчиков приводит к нарушению сроков строительства и значительному удорожанию двух строящихся учебных заведений – школ на ул. Родзевича-Белевича и деревне Жилина. Данные объекты планировалось ввести в эксплуатацию в 2024 году, но есть риск, что они не будут введены даже в 2025-м. аналогичная ситуация складывается и при строительстве ФОКа на улице Матвеева… При этом подрядчик, строящий школу в Жилина и ФОК, близок к банкротству. Есть риски неисполнения данных контрактов и нанесения бюджету ущерба в виде выплаченных авансов в сумме более 600 миллионов рублей. Завершение строительства данных объектов потребует дополнительных средств. В проекте бюджета на 25-й год недостаточно заложено средств на завершение их строительства. И мы будем вынуждены привлекать в том числе и кредитные средства, наращивая долг Орловской области, – заявил Устинов.
Также, по мнению Устинова, в бюджете предусмотрено недостаточно средств на обеспечение жильем детей-сирот и расселение жителей аварийных домов. И отсутствует статья расходов на ремонт детского оздоровительного комплекса «Алые паруса» в Ливенском районе. При этом Иван Устинов напомнил, что по решению суда власти должны благоустроить территорию детского лагеря и провести ремонт корпусов. Останется без канализационных сетей и санаторий «Дубрава» – опять же, по решению суда, если до конца 2025 года в «Дубраве» не построят канализационную систему, деятельность санатория будет приостановлена. Вспомнил Устинов и про станцию умягчения воды, строительство которой просто заморозили, при этом подрядчик, как водится, получил многомиллионный аванс – и ничего не построил. Нацпроект не выполнен, а бюджет потерял более 100 миллионов рублей. Возбуждено уголовное дело. Разумеется, в бюджете средств на строительство станции умягчения не предусмотрено.
Естественно, Устинов не мог не вспомнить о проблемах лекарственного обеспечения граждан. На самом деле, Устинов мог бы еще долго перечислять то, на что нужны деньги, которых в бюджете нет. Но регламент заставил депутата завершить выступление напоминанием о необходимости жить по средствам и эффективно использовать каждый бюджетный рубль.
Бюджет для человека, а не человек для бюджета
Депутат Виктор Макаров назвал бюджет важнейшим вопросом нашей жизни и высказал целый ряд замечаний к главному финансовому документу региона.
Виктор МАКАРОВ
– Я хотел бы заострить внимание на школе в деревне Овсянниково Орловского округа. Мы прокричали на весь мир, что начнем строительство, 24-й год прошел, на том все и провалилось, – заметил Виктор Макаров. – А там, между прочим, три смены учеников.
Еще одна проблема, которую обозначил депутат Макаров, это блокировка школьных счетов, из-за чего невозможно выполнить наказы избирателей, касающиеся школ.
– Я прошу и прокуратуру, и администрацию области на этот вопрос обратить особое внимание. Не должно быть никакого закрытия счетов школ, – заявил депутат и перешел к вопросу зарплат:
– У нас в бюджете предусмотрен рост заработной платы на 4,7%, а мы все понимаем, что инфляция значительно превосходит этот показатель, у нас идет обнищание населения. Ко мне обратились 127 сотрудников лесного хозяйства, а мы до сих пор игнорирует вопрос повышения им зарплаты. 19 300 рублей у них зарплата. Кто останется в лесах? Да, мы сейчас скажем, с 1 января у них будет зарплата аж 22 тысячи рублей, согласно указу президента, но давайте подумаем, как можно помочь в этом направлении. Мы постоянно говорим о бюджете: социальная направленность, 65,5% идет на социальные нужды. Но социальная направленность – это когда у конкретного человека жизнь улучшается. Андрей Евгеньевич, – обратился Виктор Макаров к губернатору Клычкову, – вы, помнится, на одном из заседаний сказали, что у нас много людей, которые не получают достойную зарплату, что ж, всем повышать? Пусть думают федералы. Но почему-то в других областях таких людей поддерживают. И я считаю, что в этом направлении во главе бюджета должен стоять человек, а не призывы к социальным вопросам. Человек должен почувствовать, что все делается именно для него. А мы прекрасно видим, что село исчезает, население уменьшается, ну кто поедет туда? Посмотрите по больницам – две больницы в районах области, которые способны принять роды, а так – едьте в Орел. Да и в Орел приедешь… Мне недавно удалось побывать в больнице МОПРа. Кто там ухаживает за больными? Иностранцы, которые не знают русского языка… И последний вопрос: откуда взять деньги? Я сейчас крамольную мысль скажу, вы, наверное, смеяться будете, но раз такое положение сложилось и с вывозом мусора, и с образованием, и с льготными лекарствами, давайте поставим вопрос перед федеральным центром – приостановим строительство кампуса и направим эти деньги на то же лекарственное обеспечение, на замену коммунального хозяйства. Это больной вопрос! Давайте выйдем к народу – и он скажет, что важнее: кампус, или лекарственное обеспечение, или школу построить.
Разумеется, предложение Виктора Макарова приостановить строительство кампуса и перекинуть деньги на более насущные нужды губернатор Клычков не оценил. Как не оценил и предложения депутатов увеличить расходы на социальные нужды.
Где деньги взять?
– Уважаемые коллеги, безусловно, ко второму чтению мы внимательно будем смотреть все поправки, только нужно определиться, вот те самые прозвучавшие десятки миллиардов рублей, которые нужно увеличить, вот их из каких доходов взять? – обратился губернатор к депутатам. – Очень хорошо сказать: давайте пять миллиардов направо, пять миллиардов налево, но таких источников нет в Орловском бюджете, – заявил Клычков.
Тут сразу вспомнились авансы в сотни миллионов рублей, которые раздавались как раз направо и налево – подрядчикам двух школ и ФОКа, а также станции умягчения воды в Орле, при том, что строительство этих объектов практически не велось и не ведется. Но расторгнуть контракты и взыскать авансы распорядителям бюджетных средств почему-то в голову не приходило.
Кстати, о том, где найти источники денег, Клычкову говорили едва ли не все представители фракций облсовета (см. выше), но он их словно бы не услышал. Депутату Руслану Перелыгину даже пришлось повторять:
– Откуда взять деньги? Конкурсы должны быть прозрачные, и конкурсы должны выигрывать профессиональные подрядчики, у которых есть материально-техническая база. А на примере Красного моста мы видим: начинали с миллиарда, а закончили – 1,9 миллиарда. Плюс 900 миллионов. А вы говорите, денег нет…
Клычков, услышав про Красный мост, махнул рукой. Полагаем, это весьма красноречивый жест: зачем слушать чьи-то советы и критику, когда проще всего отмахнуться – и от депутатов, и от проблем.