№38 (135) от 6 ноября 2024 г.
Проблема с вывозом бытовых отходов в Орловской области, к сожалению, никак не находит кардинального решения. Перекладывание ответственности «с Фомы на Якова, с Якова на всякого» продолжается с завидным упорством. Это стало понятно на заседаниях сразу двух профильных комитетов областного и городского советов. Депутаты, как и обещали ранее, ежемесячно вызывают на ковер представителей «Зеленой рощи» и ответственных чиновников, чтобы хоть как-то их расшевелить. Даже расследования депутатов относительно мусоровозов, везущих отходы из Орла под Мценск и дальше на полигон мимо весов и сортировки, не смогли пробить броню чиновничьей невозмутимости. Какие в этот раз звучали отговорки и объяснения?
Главное – переобещать обещанное
Первым делом депутатов заинтересовал вопрос, когда будут вывезены скопившиеся мусорные завалы? Руководитель профильного облдепартамента Сергей Латынин рассказал, что «Зеленая роща» вывозит эти завалы собственными силами с последующим выставлением счетов горадминистрации (как собственнику земельных участков). На момент проведения заседания комитета облсовета было вывезено 136 таких накоплений, суммарно – 9 000 тонн отходов.
Депутаты не согласились, что ситуация заметно улучшилась. Так, вице-спикер областного совета Михаил Вдовин попытался выяснить, почему прекратился вывоз контейнеров из 909-го квартала? Кроме того, депутат обратил внимание, что теперь у людей заявки и жалобы принимает не живой человек, а «бот». Это специальная программа, которая должна в автоматическом режиме собирать заявления и обращения жителей. Но по факту «боты» служат своеобразным защитным буфером от населения, не позволяя людям напрямую задать волнующие их вопросы и получить компетентные ответы. Депутат пытался выяснить: сроки вывоза контейнеров были нарушены, а ответов жители так и не получили – что стало причиной? Сергей Латынин подтвердил, что никакой информации от «ботов» в профильный департамент не поступало, и там попросту не знали о существовании такой проблемы в 909-м квартале. При этом людей просили приходить на прямые эфиры, которые ведет глава «Зеленой рощи» в соцсетях каждый вторник. Сам Александр Муромский отметил, что на вопросы в бот-чате отвечает не искусственный интеллект, а сотрудник регоператора. Но почему был сбой в работе перевозчиков по 909-му кварталу и какие меры приняты, чтобы подобные сбои не повторялись, депутаты так и не узнали. Зато Михаил Вдовин в очередной раз напомнил, что, судя по происходящему, в городе отсутствует тот самый контроль за перевозчиками, о котором постоянно говорили на комитете. Представители регоператора постоянно твердили, что якобы водитель фотографирует контейнерную площадку до уборки контейнеров и после. И что в самой «Зеленой роще» постоянно следят по ГЛОНАССУ, какая машина где находится, как соблюдается график вывоза. «Как при такой системе можно не заметить, что перевозчик длительное время не приезжает забирать отходы? Вывод может быть только один – контроля за работой перевозчиков нет», – эмоционально отметил Михаил Вдовин.
Депутат Евгений Косогов напомнил, что у народных избранников в регламенте есть такая опция – признать работу конкретного чиновника неудовлетворительной и поставить вопрос перед губернатором о том, что конкретный руководитель департамента не справляется с возложенными на него обязанностями. И совершенно непонятно, почему за три года никто ни разу не воспользовался этой опцией. Если есть инструмент, необходимо его использовать, – считает депутат.
Напомним, ранее депутаты «прощупывали почву» и на тему смены самого регоператора. Но, как обычно, дальше разговоров дело не пошло. Также канула в небытие здравая идея создать в области второго регоператора, чтобы две организации конкурировали за платежи жителей. А не тупо выставляли платежки, не выполняя ту работу, за которую им заплатили. Эта инициатива депутатов также не получила путевку в жизнь, оставшись лишь в стенограммах комитетов.
Два юриста – три толкования закона
Еще одна важна деталь, на которую обратил внимание Михаил Вдовин, – это игра юристов регоператора в одни ворота. Так, на примере одного из СНТ вице-спикер рассказал, как юристы «Зеленой рощи» взыскивают средства с жителей. Единственный метод взаимодействия с людьми – штрафы, штрафы, штрафы. Но почему законы не работают, когда речь идет о неисполнении «Зеленой рощей» своих обязанностей? Депутат предложил организовать избирателей и наладить механизм подачи исков к самому регоператору в случае неисполнения им обязанностей по своевременному вывозу отходов в полном объеме. «Не вывезли в том же 909-м квартале 4 дня контейнеры – сразу же получите 200 исков от жителей!» – эмоционально предложил Михаил Вдовин. «Это шантаж?» – прокомментировал инициативу депутата Александр Муромский.
Что касается конкретно СНТ, то руководитель «Рощи» отметил: по закону предполагается два способа оплаты. Либо СНТ устанавливает контейнер и оплачивает по факту тот объем отходов, который образуется и который вывозят перевозчики по контракту с регоператором. Либо вывоз оплачивается по установленному нормативу с каждого участка. А отходы выносят на уже созданные площадки, к примеру рядом расположенного частного сектора, – пояснил депутатам Александр Муромский.
В стране огромное число законов, и нередко одни законы вступают в противоречие с другими, – возразил Михаил Вдовин. – Например, в случае с СНТ никакой услуги по факту не оказывалось – люди перерабатывали свои отходы в компост. А им выставили долг сразу за три года. Ведь по закону о защите прав потребителей нельзя брать оплату за услугу, которая фактически не оказывалась! Александр Муромский стоял на своем: если по закону СНТ обязано выполнять условия договора-оферты, то будьте добры платить. А сколько выносилось жителями на соседние площадки и выносилось ли вообще – остается за скобками закона.
Депутат Руслан Перелыгин отметил, что теоретически привлечь «Зеленую –рощу» за неисполнение взятых обязательств можно. Но процедура настолько бюрократически сложная, что лишь единицы умудряются ее соблюсти и получить перерасчет. Выходом могло бы стать упрощение этой процедуры. Ведь сейчас нужно привлечь немногочисленных сотрудников муниципальной АТК, чтобы они прибыли на контейнерную площадку и составили акты с указанием даты, времени, места. Причем акты составляются ЕЖЕДНЕВНО, пока мусорный завал не будет убран. Вы только представьте, сколько по городу и области переполненных сверх меры контейнерных площадок, которые ежедневно нужно оформить по всем правилам. Иначе юристы «Зеленой рощи» с легкостью отобьются в суде от выставленных претензий. С моральной точки зрения, сам регоператор прекрасно знает, где и когда был нарушен график вывоза отходов, и сам регоператор должен производить перерасчет и не брать деньги с населения за ту работу, которая по факту не была сделана. Но мораль у нас опять же за скобками закона.
Почему мусор со свалок везут под Мценск
В одном из последних номеров в материале «Мы платим за то, чтобы ветки из Орла везли во Мценск» https://orelsredaplus.ru/my-platim-za-to-chtoby-vetki-iz-orla-vezli-vo-mczensk/ наше издание подробно описывало видеоролик, который снял депутат Руслан Перелыгин. На видео попала погрузка мусора с несанкционированной свалки. Перемешанные отходы (в числе которых были и строительные) машина с московскими номерами отвезла на полигон под Мценск, который ранее власти обещали закрыть. На самом полигоне машина с отходами проехала мимо весового контроля и сразу же отправилась на тело полигона для выгрузки. Соответственно, на комитете депутат попросил руководителя «Зеленой рощи» объяснить, почему в регионе работают машины с московскими номерами, почему отходы не сортируются, почему не ведется весовой контроль и как быть с обещаниями закрыть мценский полигон для орловских отходов?
Вот версия, которую озвучил депутатам Александр Муромский. Почему отходы повезли под Мценск, а не направили на рядом расположенный полигон «Экополис»? Дело в том, что расположенный рядом с областной столицей сортировочный комплекс принимает только бытовые отходы и КГО. Все то, что находится на несанкционированных свалках, согласно территориальной схеме, уже не подлежит сортировке. Ничего полезного из завалов, которые пролежали под открытым небом несколько месяцев (а порой и лет), извлечь уже нельзя. Поэтому такие отходы сразу идут на захоронение, минуя сортировку. Как уже неоднократно говорилось на разных уровнях, орловский полигон «Экополис» рассчитан на захоронение отсортированных отходов. Поэтому машины и отправились под Мценск, так как пока еще действующий мценский полигон принимает все отходы. В том числе и смешанные. Соответствующий договор между владельцем полигона и «Зеленой рощей» был заключен, и там прописано, что именно принимается на полигон.
Что касается номеров других регионов на мусоровозах, то подрядчики, с которыми заключен договор у регоператора, могут привлекать технику по своим договорам, и ничего здесь криминального Александр Муромский не видит. Главное, чтобы все было оформлено соответствующими документами. Всех субподрядчиков руководитель регоператора не вспомнил, но пообещал проверить, имеется ли необходимая документация у перевозчиков. К тому же задача, которая была поставлена перед регоператором, – максимально оперативно вывезти все накопившиеся отходы из Орла. Поэтому и нет ничего странного в привлечении дополнительного транспорта для ликвидации завалов.
Самое интересное – проезд мимо весов. По версии руководителя «Зеленой рощи», прием отходов на сортировку идет по весам для того, чтобы проще было контролировать объем отбираемых отходов и знать, сколько мусора в виде так называемых «хвостов» ушло на захоронение. Несанкционированные свалки никто не сортирует, и поэтому отходы этой категории принимают по объему, то есть по кубометрам, а не по весу. Действительно, при заборе грейфером нередко вместе с отходами попадает тяжелая земля, камни и прочий массивный груз. Более того, вес убранных свалок сильно колеблется зимой и в сухое время года. Поэтому взвешивать такие отходы нет никакого смысла. По договору оплата идет именно по кубометрам, так как такие отходы имеют разную плотность и разный вес, – уточнил Александр Муромский.
Отдельно депутат попросил объяснить, имеет ли право мценский полигон принимать отходы от строек в виде рубероида и прочих веществ более высокого класса опасности нежели бытовой мусор. Присутствующий на комитете руководитель профильного департамента подтвердил, что захоронение на полигоне идет в соответствии с территориальной схемой, и класс опасности там также прописан. Впрочем, есть надежда, что точку в этом споре – было ли нарушение, зафиксированное на видео депутатом Русланом Перелыгиным, или нет – все же поставит прокуратура. Ведь именно благодаря этому ведомству в Орле и области решаются многие вопросы «мусорной реформы».
Также депутаты коснулись странной ситуации: за несколько десятков километров везут древесные отходы из Орла. Гораздо проще и дешевле поставить свои дробилки и принимать ветки и стволы деревьев максимально близко к месту сбора, а не возить за тридевять земель. Причем подобные дробилки, превращающие ветку в щепу, не так давно презентовали городские власти, то есть у «Спецавтобазы» они должны быть. Как ответил Муромский, ветки, скорее всего, были захвачены вместе с другими несортированными отходами. Если же перевозчики видят, что в отходах только ветки, то их в чистом виде на мценский полигон не вывозят.
Между тем Руслан Перелыгин отметил, что ему жалуются жители, дома которых находятся неподалеку от мценского полигона. И людей очень беспокоят как раз вот такие легко воспламеняющиеся отходы. Ведь если полигон опять загорится (а такие случаи уже были), то вперемешку со старым рубероидом и прочими отходами получится просто адский коктейль. Кстати, на полигон везут и отходы после капитального ремонта школ, – напомнил депутат.
Увы, так и остался без четкого ответа самый интересный вопрос: как быть с обещанием властей закрыть мценский полигон? Пока это место захоронения остается включенным в территориальную схему. Более того, регоператор не вмешивается в процедуру захоронения отходов на полигоне. Поэтому, как и что пересыпают на теле мценского полигона, представитель регоператора пояснить не смог. За процедурами захоронения отходов и соблюдения технологии, чтобы не было опасности возгорания, следят другие ведомства.
Евгений КОСОГОВ
Еще один момент, который затронул депутат Евгений Косогов в истории с вывозом мусора на мценский полигон, – это цена вопроса. Кубометр вывозимых отходов с несанкционированных свалок стоит тысячу рублей. При этом в цену входит не только перевозка, но и погрузочно-разгрузочные работы, а также уборка территории. Если бы эти отходы везли на «Экополис», то цена была бы существенно ниже, так как путь туда-обратно существенно меньше. Депутат спросил, можно ли проработать вопрос, чтобы несортированные отходы захоранивали на орловском полигоне?
По мнению главы регоператора, в настоящее время это невозможно, так как «дай бог, чтобы «Экополис» принял те отходы, что ему сейчас везут». В перспективе, конечно же, такой вариант можно и нужно обсуждать. Но это только на перспективу. Что касается «ЭкоСити», то, несмотря на наличие довольно развитой системы сортировки и даже частичной переработки отходов, все упирается в то, что отходы с несанкционированных свалок не разделены. Поэтому те же ветки на щепу переработать можно. Но как быть с остальными фракциями и как их разделить? Поэтому, увы, и это предприятие не поможет в решении вопроса с дальними перевозками.
«Экополис»: карты новые, проблемы старые
Мы уже неоднократно писали, что в нашей области катастрофические не хватает полигонов. Именно жесткий дефицит последнего звена в цепочке сбора-вывоза-обработки-захоронения отходов и приводит к появлению массы других проблем. Ранее представитель «Зеленой рощи» объяснял, что в соседних регионах полигонов гораздо больше, чем в Орле. Поэтому тех денег, что платит население, соседям хватает на решение других проблем, например, строительства все тех же площадок для КГО и закупки/ремонта новых контейнеров. В Орловской области осталось лишь три полигона. Поэтому особое внимание каждый раз возникает к вопросу, когда у нас появятся новые места захоронения отходов.
В своем выступлении на областном комитете по ЖКХ руководитель профильного облдепартамента Сергей Латынин довольно подробно остановился только на действующих полигонах. А именно – на самом крупном полигоне «Экополис». Там уже заполнены четыре карты, и они готовятся к сдаче на оплату (точнее, две оплачены, две сдаются). Разработаны и готовы к приему «хвостов», оставшихся после сортировки, еще восемь новых карт. Заключение Росприроднадзора на момент комитета было получено, шла приемка Ростехнадзором, после чего областными структурами будет выдано разрешение на ввод в эксплуатацию еще восьми карт. На них пойдет перегрузка ранее скопившихся и отобранных отходов, поэтому территория предприятия постепенно расчищается от завалов. (Напомним, ранее неоднократно звучали опасения, что «Экополису» не хватит земли для размещения всех хвостов. Как показала жизнь, карты вводятся в эксплуатацию постепенно).
Также на комитете коснулись проблемы оплаты «Экополису» за несколько месяцев работы, когда отходы без сортировки сваливались на тело полигона. По словам руководителя «Зеленой рощи», из девяти прошедших месяцев предприятию оплачена работа за четыре месяца (когда сортировка была все же налажена). Еще два месяца находятся в стадии приемки. По трем месяцам регоператор платить категорически не намерен. Дело рассматривается в суде. И по одному месяцу первая инстанция уже встала на сторону «Зеленой рощи», – рассказал Муромский. Приемку работ за три месяца подписывать представители регоператора отказались, так как посчитали, что сортировка и захоронение хвостов выполнены с нарушением условий контракта.
Депутаты поинтересовались, насколько уменьшились горы мусора на «Экополисе»? Сергей Латынин пояснил, что за две недели до проведения комитета он был на предприятии и ВИЗУАЛЬНО оценил уменьшение мусорных завалов на 10%. Депутатов очень удивил такой ответ, так как на презентации предприятия речь шла о строгом учете всех потоков (как поступающего мусора, так и отсортированного, и отправленного на захоронение). В итоге же все почему-то оценивается «на глазок».
Что же касается строительства новых полигонов (или хотя бы поиска места под новые объекты), то пока известно лишь, что областные власти подыскивают земельный участок в Новосильском районе, где должен появиться комплексный объект. То есть это будут сортировка и полигон. Ни о каких деталях на настоящий момент не известно. Ни о примерном месте расположения объекта, ни о реакции на такое соседство местных жителей. Тем более нет ясности по мощностям будущего полигона и по проценту отбора, который будет вестись на новом объекте. Имеющиеся же в наличии предприятия по сортировке различаются в разы по своим возможностям.
«Мы можем уйти – возите сами»
История с мусорным хаосом получила продолжение уже на заседании профильного комитета городского совета, куда помимо представителя регоператора были приглашены и сами перевозчики. Они добавили несколько существенных деталей в картину происходящего. Но вначале немного подробностей от сотрудников мэрии. Так, по словам замначальника городского управления ЖКХ Галины Коноваловой, если на контейнерных площадках лежат чисто растительные отходы, и орловцы еще не успели забросать это все пакетами с ТКО, то вывезти такие завалы не проблема. Город в лице «Спецавтобазы» заключил контракт с ООО «Экология», и это предприятие принимает на переработку ветки и ботву. То же касается и КГО – главное не смешивать.
КГО должны складываться на специально отведенные площадки или в бункеры на 7-8 кубов. К сожалению, в городе катастрофически не хватает площадок именно для сбора КГО. Поэтому чаще всего КГО сваливают либо рядом с обычными контейнерами, либо (в новых микрорайонах это особенно заметно) складывают рядом с мусороприемными камерами. То есть, проще говоря, под балконами. Это серьезно затрудняет возможность оперативно вывозить КГО, так как тяжелые и габаритные машины со специальными захватами испытывают трудности при проезде по дворам, заставленным машинами. Их вывоз и обработка входят в тариф и отдельно оплачиваться не должны. Депутат Алексей Усов отметил, что в последнее время возникло недопонимание. В 2024 году почему-то КГО начали относить к строительным отходам, и из-за этого возникло перенакопление. Представитель «Зеленой рощи» Александр Филатов возразил, что деление на строительные и КГО ведется не по размерам, а по происхождению. Строительные – это отходы, которые получились в результате строительных работ. Например, снесенный частный дом – однозначно строительные отходы. Поэтому, если рядом с контейнерами обнаруживались бревна, доски и прочие строительные отходы, то такие накопления отдельно оформлялись актами и вывозились сразу на захоронение, минуя сортировку. Такая же судьба ждала и смешанные отходы с нелегальных свалок. Так что ничего принципиально с 1 января не менялось. КГО по-прежнему вывозят на переработку с последующим захоронением, – отметил Александр Филатов.
Депутат Владимир Букалов поинтересовался, почему Заводской район хронически завален мусором. Уже несколько лет жители не могут добиться нормального вывоза отходов. Очередная смена перевозчика не привела к существенному улучшению ситуации. Может ли регоператор сделать какие-то выводы и прописать в условия конкурса по выбору перевозчика такие условия, чтобы наконец-то жители перестали заваливать депутатов жалобами?
На комитет как раз был приглашен перевозчик, поэтому вопрос был переадресован непосредственным исполнителям. Учредитель и директор ООО «Экологистик» Игорь Парциба (чья компания работает в городе на субподряде) отметил, что неверно в сложившейся ситуации обвинять только перевозчиков: «Наша компания была создана в 2019 году. Была закуплена техника, новые контейнеры. Когда мы пришли в Орел, мы рассчитывали на взаимодействие с местными властями. Что будут закупаться новые контейнеры, их количество будет увеличено. Вы обвиняете перевозчиков, но перевозчики – это ручная работа и труд. Говорят, что проблемы только в Заводском районе. Для небольшого примера. Летом, гуляя по Орлу, я видел – в районе улицы Ленина во дворе стоят восемь контейнеров. Я думаю: интересно, там проживает не так много людей, но восемь емкостей – это достаточное количество для того, чтобы действительно обеспечить чистоту. И у нас есть адрес – Комсомольская, 284 – там тоже стоит восемь емкостей и одна «лодка». Только в этой точке проживает более 5 000 человек. Если каждый вынесет 5 000 пакетиков, вы можете вывозить четыре раза в день – все равно будет перенакопление. Сами емкости находятся в аварийном состоянии. Новых не прибавилось с момента, когда мы их расставляли в 2019 году. Те контейнеры, которые были закуплены, они сейчас вообще в безобразном состоянии. Перевернуты, со сломанными колесами. Каким образом перевозчику, грузчику поднимать этот контейнер, который весит больше 200 килограммов, а то и 300? А воз и ныне там! Контейнеры валяются. Емкостей нет. Безобразие, которое творится, с точки зрения даже организации площадок, это ни в какие рамки не лезет! Поэтому, когда автомобиль подъезжает и тратит на погрузку одной площадки более 20-30 минут, вы хоть 40 автомобилей купите!» – эмоционально пояснил Игорь Парциба.
Ему возразил депутат Сергей Себякин: «Вы сейчас перечислили проблемы города, что не закупают контейнеры. А ваши-то проблемы какие? Вы участвовали в конкурсе на перевозку отходов. Что вы делаете? Идет перенакопление отходов. Потому что вы их не забираете по графику? Приходите на горсовет и говорите, что вам нужны дополнительные контейнеры!»
Игорь Парциба поинтересовался, а что сами депутаты сделали для того, чтобы в городе стало чище? «Площадки перенакоплены строительными отходами. Эта проблема не решается также достаточно давно. Депутатами были внесены хоть какие-то изменения в административный кодекс, чтобы привлекать таких «серых перевозчиков», которые заваливают площадки сразу же, как только их очистили?» – надавил на больную мозоль господин Парциба.
Депутаты парировали тем, что работают совместно с «Зеленой рощей», а вот перевозчики не предоставили управляющим компаниям графики работы мусоровозов. Пикировка длилась недолго. Сергей Себякин, который много лет возглавлял до мусорной реформы «Спецавтобазу», отметил, что, скорее всего, дело в банальной нехватке транспорта у этого конкретного перевозчика. Ведь в том же Советском районе таких завалов нет.
Второй присутствовавший на заседании представитель перевозчиков – генеральный директор ООО «ЭкотекСити» Сергей Кулешов – заявил, что готов предоставить самим депутатам возможность проявить чудеса и показать организаторские способности на примере Заводского района.
«Готов отказаться от контракта. Предоставим технику. Поработайте! Раньше «Спецавтобаза» успешно вывозила мусор. Может, возобновить эту практику? С нового года есть возможность перезаключить контракт», – предложил депутатам Кулешов.
Ну а главный вопрос – когда же в городе будет чисто? – в который раз остался без ответа. Блок проблем, перечисленный ранее в одном из наших материалов, никаким образом не решается. Мы подробно писали, что мусорная проблема носит системный характер. Необходимо менять не только местные законы, чтобы победить «серых перевозчиков». Огромные дыры и нестыковки в федеральном законодательстве также до сих пор не ликвидированы. Остро нуждается в корректировке территориальная схема, региону нужно строить новые полигоны, необходимо выделять местным властям деньги на создание контейнерных площадок, так как в нищих бюджетах на это просто нет средств. Перечисление всех этих бед идет месяц за месяцем, но реальных подвижек в решении вопроса не видно. Даже элементарное предложение депутатов – разделить поток мусоровозов и направить часть машин с «Экополиса» на «ЭкоСити» – и то героически игнорируется ответственными чиновниками. С какого конца начинать распутывать этот гордиев узел – узнаем уже на следующем заседании комитетов в ноябре.
Сергей МИЛЯХИН