№41 (138) от 27 ноября 2024 г.
В Орле поднимут плату за обслуживание и содержание жилья. Причем на тот уровень, который коррелируется с официально заявленной статистикой то есть на 5,12%. Орловские управляющие компании хотели бы видеть в платежках жителей совершенно иную цифру. Но, как показало обсуждение на заседании профильного комитета горсовета, в этом году УК сами себя перехитрили. Коммунальщики отказались предоставить обоснование в виде своих внутренних документов. Вероятно, коммерсанты рассчитывали, что город и так задерёт планку платежей. Но в отсутствие обоснования внезапно и городские чиновники, и депутаты встали на сторону жителей. Итоговые цифры опубликовали практически все местные СМИ. Мы же расскажем читателям, почему город не пошел на поводу у любителей прятать свои документы, и как шло принятие нового тарифа.
Сухим языком цифр
После предлагаемой индексации размер платы за ремонт и содержание жилого помещения в городе Орле составит 18,27 рубля (для благоустроенной квартиры, с лифтом, центральным горячим водоснабжением, ванной, природным газом), что является одним из минимальных значений по ЦФО. Даже в Орловской области аналогичный размер платы в городе Ливны, например, составляет 18,37 рубля в месяц с кв. м, в городе Мценске – 21 рубль в месяц с кв. м. Получается, что содержание типовой «однушки» поднимется с 573 до 602 рублей, «двушки» – с 904 до 950 рублей, «трешки» – со 1147 до 1206 рублей. Во всех коммунальных платежах доля оплаты услуг по содержанию жилого помещения после повышения составляет 15%.
Заммэра Орла Алексей Степанов максимально подробно и детально разъяснил все нюансы. До этого плату за содержание жилья поднимали с 1 февраля 2024 года. Тогда этот рост составил 10%. Самое главное, что этот параметр (квартплата) не определяется государством или мэрией. Последнее слово в решении этого вопроса по-прежнему принадлежит собственникам квартир. Размер платы за услуги УК, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме – все это должно определяться по решению общего собрания собственников жилых помещений вместе с УК. В теории УК должна предоставлять жителям полный расклад по всем позициям – сколько денег на какие цели необходимо. И в Орле есть даже несколько домов, которые смогли найти общий язык со своей УК. Но о них позже.
Пока же о самом тарифе. Если собственники на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилья, то эта плата подлежит установлению органами местного самоуправления. Также в законе прописан ряд категорий жителей, для которых также действует тариф горадминистрации. Это наниматели, которые живут по договорам социального найма. Это наниматели муниципального или государственного жилья. Это собственники, которые не приняли способ управления домом. То есть всего 4 группы собственников. При этом заммэра особо подчеркнул, что в основу расчета тарифа легли данные официальной статистики. Рост индекса потребительских цен за неполный год (январь-сентябрь) составил 105,12%. Среднемесячная зарплата увеличилась на 14,7%. Средняя страховая пенсия – на 7,5%. МРОТ повысился на 16,6%. Проанализировав все эти цифры, было решено повысить квартплату на 5,12%.
Уже в который раз в ходе своего выступления заммэра отметил, что собственники жилья на общем собрании могут установить любой другой размер квартплаты. Причем как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения – ведь все дома разные, и везде есть свои особенности, которые требуют дополнительных расходов (например, если в доме есть дополнительные системы и коммуникации вроде АСКУЭ – автоматической системы контроля и учета электроэнергии) или наоборот – не требуют.
Анализировать попросту нечего
Комитет проходил в расширенном формате, поэтому на заседании присутствовали и депутаты из других комитетов. Так, депутат Владимир Букалов отметил, что такая индексация платы за содержание жилья может ударить по работникам сферы ЖКХ: «Минимальный размер зарплаты необходимо увеличивать на 16%, как в этом случае быть управляющим компаниям? Ведь в сфере ЖКХ наибольшая по Орлу концентрация низкооплачиваемых рабочих. Их зарплата привязана к МРОТ, и УК будут обязаны увеличить им зарплату на 16%. При этом они в «минус не уйдут?» – поинтересовался депутат.
Заместитель мэра ответил, что при работе над этим вопросом управляющим компаниям предлагалось обосновать свои предложения. Были разосланы письма с просьбой предоставить расчеты и документы для повышения тарифа – а именно производственные программы УК (с расчетом финансовых потребностей для реализации этой программы и расшифровкой затрат), расчеты размеров платы, цен и тарифов по видам деятельности; бухгалтерскую и налоговую отчетность по установленной форме; отчет о доходах от реализации услуг. При этом ни одна УК таких документов не предоставила. В этой ситуации мэрия могла оперировать лишь данными статистки об установленном уровне официальной инфляции в стране.
Когда же речь шла о том самом МРОТ, то опять же в отсутствие документов от УК приходилось опираться на данные статистики, а она говорит, что средняя зарплата в сфере ЖКХ куда выше минимального уровня. На просьбу предоставить штатное расписание мэрия опять же получила полный игнор от УК. Анализировать попросту было нечего.
Депутат Илья Жуков уточнил, хватит ли установленного тарифа для полноценной работы УК? Степанов отметил, что такое развитие событий было изначально желанием самих УК. Если бы они предоставили необходимые данные для иного расчета квартплаты, то и цифры были бы другими. Но поскольку анализировать было нечего, коммунальщики и получили то, что хотели.
Олени и оленеводы
Поворот в дискуссии задал депутат Сергей Елесин. «Если я правильно понял, то утверждаемый нами тариф – только для тех домов, которые не установили плату или вообще не выбрали УК. Если же УК правильно работает на доме, общается на доме, то может провести собрание с жильцами и мотивировать изменение тарифа на любую необходимую для содержания дома величину. Причем как в меньшую, так и в большую сторону. Поэтому тариф мы устанавливаем не для всех УК. И недобросовестным управляющим компаниям, конечно, гораздо проще взять наше постановление и не объяснять ничего жителям. Если же УК работает как положено, то нет никаких проблем на собрании с жителями обосновать затраты на содержание дома и никаких проблем с повышением тарифа на этом доме не будет?» – уточнил Сергей Елесин.
Главный финансист Орла уже в который раз повторил, что, если люди выбрали УК, то на общем собрании они вправе устанавливать совершенно отличную от постановления мэрии сумму на содержание дома. И не только в сторону уменьшения/увеличения, но даже по отдельным строчкам содержания (то есть менять саму структуру тарифа, выделяя наиболее приоритетные для конкретной многоэтажки направления расходования средств). Следовательно, нельзя говорить, что установленный тариф автоматически распространяется на все УК и может каким-либо образом убить всю отрасль.
Заместитель председателя горсовета Сергей Швалов напомнил, что в бюджете будущего года необходимо будет учесть дополнительные средства для компенсации услуг ЖКХ ряду льготных категорий. Представители администрации города согласились, что это предстоит сделать при работе согласительной комиссии по бюджету. Это можно будет просчитать только после принятия решения по плате, чтобы у мэрии были на руках все необходимые цифры. На время проведения комитета в бюджете на 2024 год было заложено 34,9 млн на данную льготу, и из этой суммы было выбрано 28 миллионов «с хвостиком». На следующий год этих средств вообще пока не заложено, но они будут выделяться в рамках работы согласительной комиссии.
Депутат Владимир Букалов все никак не хотел принять сложившуюся ситуацию и пытался выступить в защиту УК. «По моему мнению, этот вопрос не стоит рассматривать в основной повестке дня очередной сессии. Я считаю, что его надо снять и отправить на доработку, а администрации стоит провести широкую встречу с представителями управляющих компаний, обсудить в документах. То, что здесь прозвучало, обосновано. Я понимаю Алексея Валентиновича как главного финансиста. И в то же время, общаясь с управляющими компаниями, я понимаю, что повышение на 5,12% нисколько не поможет. Это обман. Обман и самих себя, и обман УК. Мы в своей работе видим удорожание жизни, мы видим необходимость индексации зарплат. Мы несколько раз рассматривали на городском совете поднятие зарплат тех или иных подразделений администрации, понимая, как все дорожает. Мне обидно за отрасль, в которой и многие мои коллеги работают, и я работаю, что люди в этой отрасли оказываются обделенными. У них увеличение размера оплаты труда отстает и от всех отраслей народного хозяйства, и от индексации пенсий, и от индексации зарплат чиновников – так быть не должно. Я не говорю слова упрека, я считаю, что вопрос не проработан, эти цифры экономически не обоснованы и не отвечают требованиям сегодняшнего дня. Вы проводили встречу с УК?» – обосновал свою позицию депутат Владимир Букалов.
«Мы запрашивали дважды от всех УК документы. Я же не оленевод управляющим компаниям на территории Орла! Они самостоятельные юридические лица, работающие на территории города в рамках Жилищного, Налогового кодексов и прочих законов. Управляющие компании обратились к нам. Мы дважды письменно запрашивали – дайте нам протоколы собраний. Вы проводили эти собрания? Только одна УК дала протокол собраний, где принимались отличные от нашего предложения цифры. ОДНА на весь город управляющая компания! Одна-единственная УК пообщалась с людьми, рассказала, сколько что стоит, сколько им необходимо, сколько надо платить для нормального обслуживания дома. Остальные ждут, пока администрация примет постановление, и будут потом показывать пальцем и жаловаться, что мэрия приняла маленький коэффициент, и якобы невозможно полноценно обслуживать дом. С людьми не встречалась ни одна другая УК, которая взяла на себя ответственность, и которая в рамках Жилищного кодекса рассказала бы людям, сколько какая работа стоит и сколько нужно платить, чтобы УК делала работу на «два», на «три», на «четыре» или вообще великолепно», – очень эмоционально парировал все обвинения Алексей Степанов.
Таким образом, в 2024 году орловским УК была предоставлена возможность обосновать иные цифры, но в этот раз коммунальщики предоставленной возможностью не воспользовались. Впрочем, у них всегда остается право на общем собрании с собственниками жилья убедить жителей принять иную плату за обслуживание для каждого конкретного дома.
Председатель комитета Владимир Бутусов добавил, что законодательно введены ограничения на рост тарифов. То есть устанавливаемая администрацией сумма не должна превышать тот максимум, который принят для нашего города. В 2022 году повышение тарифа происходило дважды, в то время, как в 2023 году тарифы были заморожены. Что касается озвученной цифры в 5,12%, то она укладывается в допустимый законом предел. Все представленные на комитете расчеты основываются на официальных данных статистики, и сомневаться в них нет никаких оснований. УК не воспользовались своим правом на обоснование иных цифр, и администрация города не должна напоминать коммунальщикам, как управляющие компании должны работать с собственниками. В результате бурного обсуждения комитет согласился с предложением мэрии. А окончательное решение по этому вопросу городской совет примет на заседании 27 ноября.
Сергей МИЛЯХИН