В ТТП вкачали больше миллиарда – и всё не впрок
№44 (141) от 18 декабря 2024 г.
На прошлой неделе Контрольно-счетная палата Орловской области обнародовала результаты проверки, проведенной аудиторами в Трамвайно-троллейбусном предприятии города Орла. Заместитель председателя областной КСП Михаил Верижников ознакомил с ними депутатов облсовета на заседании комитета по градостроительной деятельности и транспорту. В ходе экспертно-аналитического мероприятия КСП проверяла, насколько эффективно МУП «ТТП» использовало предоставленные ему в 2022-2024 годах бюджетные субсидии. Многостраничный отчет Контрольно-счетной палаты изобилует такими данными, что впору приравнять его к обвинительному приговору.
Деньги были, но ушли…
Вот что сообщил депутатам Михаил Верижников:
– В период с 2022 года по май 2024 года из бюджетов Орловской области и города Орла МУП «ТТП» была оказана финансовая помощь в размере 1 миллиарда 313 миллионов 305 тысяч рублей, которые были направлены на обновление подвижного состава и на субсидирование непосредственно понесенных затрат при осуществлении основной деятельности предприятия (в размере 489 млн 493 тыс. рублей). В целях развития деятельности предприятия за счет средств инфраструктурного кредита было приобретено 48 единиц автобусов марки ЛиАЗ на сумму 823 миллиона 812 тысяч рублей и ранее на правах финансовой аренды – 32 автобуса марки ПАЗ с общим объемом расходов 139 миллионов 75,4 тысячи рублей. Также в это же время были переданы из города Москвы автобусы б\у в количестве 49 единиц, и все они своим ходом из Москвы приехали в Орел. Администрацией города Орла также были заключены дополнительные муниципальные контракты на перевозку пассажиров, и, как показывает практика, это были наиболее рентабельные и высокодоходные маршруты. То есть можно сказать, что администрации всех уровней выполнили практически все просьбы предприятия для достижения точки безубыточности в виде выделения финансовой помощи и маршрутов.
В рамках экспертно-аналитического мероприятия мы проанализировали, как эффективно была эта помощь использована, и есть ли у предприятия собственные резервы для повышения эффективности его работы. И вот какие результаты.
На предприятии ежемесячно формируются плановые задания по всем видам маршрутов – трамвай, троллейбус, автобус. Эти задания доводятся на основании обследования маршрутов и выливаются в конкретные задания в рублях. Мы проанализировали выполнение этих заданий, и вот какая картина у нас получилась.
Недополученная выручка вследствие 100% невыхода на линию подвижного состава только по двум автобусным маршрутам № 26 и № 48 (при плане 6 и 9 единиц транспорта) за 2022-2023 годы составила 46 миллионов 957,5 тыс. рублей. В связи с неисполнением графика движения муниципальных контрактов при утвержденных предприятием плановых показателях по сбору выручки за декабрь 2022 года в объеме 31 миллион 194 тысячи рублей поступление средств составило 21 миллион 782 тысячи рублей (69,8% от плана), за май 2024 года при плане в 32 миллиона 17,9 тысячи рублей исполнение сложилось в объеме 15 миллионов 782 тысячи рублей (49,3%), недополученный доход только из расчета двух месяцев составил 26 миллионов 48 тысяч рублей. Фактический показатель выручки от осуществления деятельности за 2022 год составил 166 миллионов рублей при плановых значениях 304 миллиона рублей, или 54%. В 2023 году – 236 миллионов рублей при плане 349 миллионов рублей, или 67%. Таким образом, за период с 2022 по первое полугодие 2024 года размер недополученных доходов от осуществления перевозок составил 308 миллионов рублей.
Потери дохода МУП «ТТП» за период с 1.01.2023 по 26.06.2024 от простоя 25 единиц автобусов, приобретенных по договорам лизинга, составили 61 миллион 931,5 тысячи рублей. При этом произведены нерезультативные расходы предприятия на оплату лизинговых платежей указанных автобусов в проверяемом периоде на сумму 18 миллионов 723,6 тысячи рублей. Это прямые потери предприятия от неэффективной работы подвижного состава.
В то же время, согласно бухгалтерской отчетности предприятия, рост выручки за 2023 год относительно предшествующего периода составил 70 миллионов рублей при одновременном увеличении себестоимости продаж на 177 миллионов 795 тысяч рублей. Предприятие получило убытки в 2022 году в размере 65 миллионов 713 тысяч рублей, в 2023 году – 206 миллионов 684 тысячи рублей. То есть, если сравнить эти два показателя, то мы говорим, что недополученный доход, по сути дела, должен был перекрывать все убытки предприятия. При нормальной организации работы предприятия оно может быть, скажем так, не то чтобы рентабельным, но, по крайней мере, убытки сводить к минимуму.
За период 2022 года – 1 квартал 2024 года для расчета фактически понесенных расходов при определении объема планируемого финансового результата деятельности предприятия для расчета субсидий и иных трансфертов из бюджетов разных уровней МУП «ТТП г. Орла» в структуру фактически понесенных затрат деятельности по перевозкам учтен размер амортизации на сумму 215 миллионов 203,2 тысячи рублей в отношении транспортных средств, фактически находившихся в простое и не осуществляющих обслуживание муниципальных контрактов. Вы все понимаете, что фактически понесенные затраты и амортизация – это совершенно разные статьи расходов. И фактические затраты на обновление транспортных средств на приобретение материалов (запасных частей, шин) в 2022 году составили всего лишь 22 миллиона 220 тысяч рублей (27% от размера учтенной амортизации в себестоимости), в 2023 году – 21 миллион 94,6 тысячи рублей, или 15% от объема начисленной амортизации. То есть деньги, для того чтобы ремонтировать подвижной состав, были, но, увы, они, видимо, пошли совершенно на другие цели.
На момент проведения экспертно-аналитического мероприятия в парке ТТП было 248 единиц подвижного состава: трамваев – 80, троллейбусов – 39, ЛИАЗов – 48, ПАЗов – 32, московских автобусов – 49. При этом в проверяемый период сложилась устойчивая, на наш взгляд, тенденция по выпуску на линию ограниченного количества транспортных средств, несмотря на приобретение новых транспортных средств и возможность ремонта вышедшего из строя подвижного состава. Так, в 2022 году среднегодовой показатель выпуска составил 26 автобусов при плане 43 единицы, в 2023 году – 36 при плановом показателе 59, в первом квартале 2024 года – 34 автобуса при плане 30. Показатель хороший только за счет снижения плана. По сути дела план подогнали под факт.
На предприятии, когда мы проверяли, нам дали такую картинку: на момент проведения мероприятия 21 из 48 поставленных ЛИАЗов уже требовали дополнительных затрат, из 32 автобусов марки ПАЗ, которые были поставлены в 2020-2021 годах, на линию выпущено всего лишь семь единиц. То есть новые автобусы все стояли под забором.
Данные системные нарушения отмечали и в 2019 году, когда проводилось контрольное мероприятие КСП города Орла и нашим аудитором. И надо «отдать должное» предприятию – никаких мер в данном направлении принято не было, и на сегодняшний день мы имеем, по сути дела, повтор тех же ошибок. Все меры остались на бумаге. Ну и самое главное, что на сегодняшний день руководство предприятия выход из этой ситуации видит только в одном – в увеличении субсидирования из бюджета. Если в мае 2020 года речь шла о точке безубыточности, то на сегодняшний день в своем письме они дали конкретный план мероприятий по улучшению работы, где очень четко и правильно написано и об увеличении выпуска транспорта, и о росте пассажиропотока, и все остальное. Предложения все правильные, своевременные и нормальные. В то же время я хочу заметить, что письмо это заканчивается одним: мы планируем увеличить нашу прибыль на 30 миллионов рублей, а вы, будьте любезны, готовьтесь из бюджетов всех уровней дать нам еще 200 миллионов, – заключил Михаил Верижников.
Долги растут – зарплаты начальства тоже
Заместитель председателя КСП в своем докладе довольно четко и емко обозначил основные негативные тенденции в работе ТТП, однако не все. За скобками остались еще несколько значимых фактов, отраженных в отчете Контрольно-счетной палаты.
Прежде всего следует сказать о кредиторской задолженности предприятия. Как говорится в отчетном документе КСП, при наличии финансовой помощи бюджета отмечено бездействие предприятия по снижению кредиторской задолженности.
Основная доля кредиторской задолженности ТТП (в проверяемом периоде) приходится на долги перед ООО «Орловский энергосбыт». Так, по состоянию конец декабря 2022 года задолженность перед поставщиком энергоресурсов составляла 45 миллионов 319,4 тысячи рублей, или 25% в общей структуре кредиторской задолженности. А по состоянию на 31 декабря 2023 года эта же задолженность значительно возросла и составила уже 98 миллионов 283,1 тысячи рублей, или 41% в общей структуре кредиторской задолженности. К марту 2024-го долги перед «Энергосбытом» выросли уже до 105 миллионов 632 тысяч рублей и составили 39,9% в общей структуре кредиторской задолженности. При этом в феврале и декабре 2023 года, а также в феврале 2024 года из бюджета города Орла ТТП были предоставлены субсидии в общей сумме 262 миллиона рублей (не считая еще 208 миллионов, выделенных из городского бюджета в 2022 году). Однако, как и в случае с ремонтом автобусов, на который деньги, как выясняется, были, городские субсидии, судя по всему, на погашение долгов за электроэнергию не пошли – или пошли частично. Впрочем, это касается и других долгов.
«При наличии финансовой помощи бюджета отмечена ненадлежащая работа предприятия с кредиторской задолженностью, рост которой по итоговым данным бухгалтерского баланса за 2023 год относительно предшествующего периода составил со 112 миллионов 110 тыс. рублей до 205 миллионов 733,4 тыс. рублей», – отмечается в акте КСП.
Что интересно, вместе с долгами и убытками в ТТП одновременно росли и… зарплаты. И если зарплаты водителей в 2023 году по сравнению с 2022-м выросли в среднем на 13-22 тысячи рублей (скажем, водитель троллейбуса стал получать 41 тысячу в месяц вместо 28 тысяч, а водитель автобуса – 53 тысячи вместо 31 тысячи), то зарплаты начальства начиная с июля 2024-го повысились куда существеннее. Так, согласно новому штатному расписанию, утвержденному 1 июля нынешнего года, зарплата генерального директора ТТП возросла с 69 тысяч до 107 тысяч рублей, зарплаты его трех первых заместителей – с 45 тысяч до 80 тысяч, а зарплата зама по развитию – с 45 тысяч до 70 тысяч. Советник гендиректора, работающий на полставки, стал получать вместо 21 тысячи – 42 тысячи рублей (больше, чем водитель троллейбуса), главный бухгалтер – 70 тысяч вместо 45 тысяч…
Таким образом, констатирует КСП, «увеличение ежемесячного фонда оплаты труда только по 11 отдельным должностям административно-управленческого персонала (без учета начислений на оплату труда) составило 235,1 тыс. рублей, что в расчете годового фонда оплаты труда с начислениями приведет к увеличению расходов предприятия только по указанным должностям на 3 млн 667,56 тыс. рублей. При этом отмечен дифференцированный подход к индексации заработной платы в зависимости от занимаемой должности – от прироста в 14% в отношении должностей «начальник отдела» до прироста на 79,7% в отношении введенных должностей «первый заместитель руководителя».
Согласитесь, редкое предприятие в Орле в наше, мягко скажем, непростое время может похвастаться 80-процентным повышением зарплат сотрудникам. А вот погрязшее в долгах и убытках ТТП может. Правда, не всем сотрудникам, а руководящим. Тем самым, о которых в отчете КСП говорится буквально следующее:
«По результатам проведенного аудита отмечено, что руководством предприятия не проявлена должная заинтересованность в увеличении дохода от пассажироперевозок, в том числе не предприняты меры по оценке технических неисправностей и фактического износа, а также требуемого объема финансовых вложений на осуществление ремонтных работ по восстановлению подвижного состава, повлекшие как неисполнение социальных обязательств по перевозке пассажиров в рамках заключенных муниципальных контрактов, так и потери дохода от осуществления основной уставной деятельности».
В том же отчете прямо говорится и о неисполнении «со стороны должностных лиц предприятия полномочий по повышению рентабельности основной деятельности, снижению зависимости от бюджетных ассигнований и обеспечению надлежащего исполнения договорных обязательств по выпуску подвижного состава по маршрутам», а также о «неэффективности менеджмента МУП «ТТП г. Орла».
И вот эти замечательные люди, как мы поняли, повышают сами себе зарплаты, и мэрия Орла, судя по всему, с этим соглашается. Что наводит на определенные и, увы, нехорошие мысли.
Транспортный саботаж
Попробуем на основании сведений из отчета КСП составить краткую картину происходящего в Трамвайно-троллейбусном предприятии в 2022-2024 годах.
Итак, в конце мая 2022 года руководство ТТП (гендиректор Чемеров) направляет в мэрию Орла письмо, в котором предлагает увеличить долю муниципального предприятия на рынке перевозок с 24% до 37% с ежедневным выпуском трамваев в количестве 12 единиц, троллейбусов – 26 единиц, автобусов – 94 единиц. Для этого ТТП имеет потребность в приобретении не менее 48 автобусов вместимостью 90 мест на газомоторном топливе. По версии составителей письма, пополнение автобусного парка позволит получать дополнительную ежемесячную выручку и оплачивать лизинговые платежи за ранее приобретенные 32 транспортных средства марки ПАЗ. Между тем к 2022 году эти самые лизинговые ПАЗы, приобретенные в 2020-2021 годах по решению тогдашнего гендиректора ТТП Андрея Митина (без надлежащего согласования сделки с УМИЗ), уже висят на предприятии тяжким бременем. Ежемесячный платеж за них составляет порядка 2,5 миллиона рублей.
В результате за счет бюджета закупаются 48 ЛиАЗов, но лучше не становится, поскольку ни лизинговые ПАЗы, ни новоприобретенные ЛиАЗы в полном составе на линии не выходят. Так, с января 2023-го по июнь 2024-го из 32 ПАЗов на рейсы не выходили более 1,5 месяцев подряд 25 автобусов, от 218 до 543 дней в этот же период не работали 15 автобусов, или 47%. Заметим, на линию не выходят 15 ПАЗов на маршрутах 26 и 48, которые более чем востребованы у горожан. Зато на этих же маршрутах прекрасно работают частные перевозчики. И ссылки на неисправность всех 15 единиц именно на этих маршрутах не выдерживают никакой критики. Хотя бы потому, что у частников на 26-й и 48-й маршрутках автобусы куда старше, чем лизинговые ПАЗы, но они как-то ухитряются поддерживать их на ходу. И вовсю собирают деньги с пассажиров.
Что характерно, аналогичная история происходит и с закупленными за бюджетный счет ЛиАЗами. Повторим, 48 автобусов были поставлены в ТТП в 2022-2023 годах, а уже в первой половине 2024 года ТТП сообщает аудиторам КСП, что 21 из них требует ремонта и финансовых затрат. Здесь мы не будем проводить сравнение даже с частниками – сравним с троллейбусами, которые выпущены еще при царе Горохе, однако из 39 машин на линии работают 19, а ремонта требуют 20. И даже если допустить, что новые автобусы ломаются быстрее и чаще древних троллейбусов, то почему их не ремонтируют? Ведь, как сообщил депутатам зампред областной КСП Михаил Верижников, деньги на ремонт подвижного состава ТТП выделялись. Словом, массовый простой новой техники весьма попахивает саботажем: возникает подозрение, что автобусы не выпускались на линию и не ремонтировались (если, конечно, они действительно требуют ремонта) преднамеренно. Скорее всего, так же преднамеренно ТТП отказалось и от контроля за собираемостью выручки. В том же письме Чемерова, направленном в мэрию в мае 2022 года, говорилось, что в автобусах будут установлены камеры и датчики учета пассажиропотока, что даст экономический эффект в сумме полтора миллиона рублей в месяц. Но… опять что-то пошло не так, и система учета пассажиропотока на транспорте ТТП так и не была введена. Более того, эта система изначально уже была предустановлена на 48 новых ЛиАЗах, но так и не заработала. Почему? Неизвестно. «Согласно пояснениям МУП «ТТП г. Орла», предприятием планировалось проведение работ по подключению системы учета на указанных 48 автобусах к системе ГЛОНАСС, вместе с тем затраты не осуществлялись», – сообщает КСП.
Наконец, несмотря на регулярные бюджетные вливания, которые, как объясняют гражданам, выделяются в том числе на погашение кредиторской задолженности, задолженность эта не гасится, а, напротив, только растет. И это происходит на протяжении нескольких лет – независимо от того, кто стоял или стоит во главе ТТП – Митин, Молодчинин, Чемеров, Иванова или Косолапов. Кстати, из всех перечисленных лишь один Молодчинин попал под уголовное дело – да и то по мелочи. Остальные, как показывает практика, безнаказанно и безбоязненно вели ТТП ко дну, до которого, похоже, осталось совсем немного.
Разгромный по своей сути отчет КСП заканчивается – чем бы вы думали? Рекомендациями. Принять меры к повышению доходов за счет выручки от перевозок и к снижению расходов. К погашению и недопущению роста кредиторской задолженности. Повысить эффективность планирования доходов и результативность деятельности. Разработать программу снижения себестоимости перевозок. Это для ТТП. А вот рекомендации для мэрии Орла. Принять меры. Усилить контроль.
Не сомневаемся, меры примут. И контроль усилят. Директора в очередной раз поменяют. Тарифы на проезд повысят с Нового года. Переложат финансирование ТТП с бюджета на граждан. А потом обанкротят муниципальное транспортное предприятие.
Чтобы этого не случилось, отчет КСП должен лежать в полиции, Следственном комитете и прокуратуре. И принести его туда должен мэр или, по крайней мере, руководитель транспортного комитета городской администрации вместе с заявлением о проведении на предприятии проверки на предмет доведения его до преднамеренного банкротства. Только мэр Парахин этого, разумеется, не сделает. И своему подчиненному – начальнику транспортного цеха – не позволит. Потому что если такая проверка будет проведена – честно и беспристрастно – то придется разбираться не только с экс-директором Митиным и его лизингом, не только с его сменщиками в ТТП, но и с теми, кто, сидя в кабинетах мэрии, годами позволял саботировать работу транспортного предприятия, загонять его в долги и при этом регулярно снабжал никчемных управленцев бюджетными деньгами и закупал бесполезные автобусы за казенный счет. Чтобы окончательно доконать орловское ТТП и еще пока существующий электротранспорт.
Коллектив ТТП обращается к Путину
Ну а пока мэрия и руководство ТТП будут делать вид, что выполняют рекомендации Контрольно-счетной палаты, коллектив Трамвайно-троллейбусного предприятия решил принять свои меры по спасению МУПа. И записал обращение к президенту России Владимиру Путину, который будет проводить прямую линию с гражданами 19 декабря.
https://vk.com/im?sel=206332642&w=wall-32685421_17213%2F37580bff405e0ae8b0
Вот что говорится в обращении.
«Уважаемый Владимир Владимирович, к вам обращается коллектив муниципального Трамвайно-троллейбусного предприятия города Орла.
Наше предприятие является одним из старейших в России. Трамвайное движение в Орле было открыто в далеком 1898 году.
В последние годы единственное муниципальное предприятие электротранспорта переживает крайне бедственное положение.
Череда управленческих решений и регулярная смена руководства предприятия привели к тому, что долги предприятия не позволяют не то что развиваться, а даже поддерживать транспорт в нормативном состоянии. Регулярное замещение профильного электротранспорта непрофильными автобусами наводит на мысль о целенаправленном уничтожении трамвайного и троллейбусного движения в Орле.
Пока соседние регионы активно участвовали в федеральных программах и обновляли парк электротранспорта, руководство нашего региона завозило к нам некондиционный электротранспорт, часть которого просто пришлось сдать на металлолом. Средний возраст трамваев и троллейбусов предприятия – примерно 25 лет.
В отсутствие своевременного текущего и капитального ремонта приходят в негодность тяговые подстанции и другая инфраструктура, что регулярно сокращает маршруты.
Предприятие не имеет финансовой возможности своевременно закупать расходные материалы, проводить техническое обслуживание транспорта и своевременно в полной мере выплачивать заработную плату.
Сейчас на предприятии работает более 600 человек, это профессионалы своего дела, которые болеют за развитие современного экологичного электротранспорта в областной столице.
Без непосредственного вмешательства высшего руководства страны муниципальное трамвайно-троллейбусное предприятие будет уничтожено, как в прошлом уже было уничтожено муниципальное автотранспортное предприятие.
Уважаемый Владимир Владимирович, вы неоднократно обозначали свою приверженность сохранению и развитию электротранспорта в Российской Федерации. Жители города Орла просят Вас оказать содействие в восстановлении муниципального электротранспорта в нашем родном городе».