№34 (176) от 1 октября 2025 г.
Одну из главных и, увы, неразрешимых бед современной Орловщины на примере конкретного объекта – улицы Покровской – разобрали депутаты профильного комитета облсовета. Уже в который раз сразу от двух докладчиков прозвучал тезис о том, что корень проблем с некачественными дорогами – это проектирование. Речь об отвратительных проектах идет на разных уровнях уже не первый год. Но пока на эту напасть никакой управы найти не удается. Вслед за некачественным проектом следует точно такая же «кривая» реализация. И когда потом пытаются привлечь к ответу строителей, чтобы они исправили недочеты, у подрядчиков всегда готов железобетонный ответ: «Мы делали все по проекту!»
Заветная мантра чиновников
Первым о ситуации рассказал зампредседателя областной КСП Михаил Верижников. Он отметил, что сумма контракта на ремонт улицы Покровской изначально была более 15,2 миллиона, но победитель аукциона согласился сделать работу за 11,9 миллиона. КСП обнаружила, что в смете был указан объем ремонта 7 000 кв. м, а по факту оказалось чуть более 3 тысяч «квадратов». В процессе были исключены работы по устройству нижнего слоя покрытия и уменьшен объем применяемых материалов (при этом изменения в ПСД не вносились). В итоге контракт был расторгнут. Подрядчик успел сделать работ на сумму порядка 3 миллионов рублей. Оставшаяся сумма (8 миллионов) приостановлена. Подрядчиком на улице Покровской была белгородская фирма. А вот заказчиком работ выступала муниципальная «Спецавтобаза». Она же принимала работы, следила за качеством и подписывала акты. Депутаты попытались выяснить, что с завышенной площадью работ и как это отразится на цене контракта? В КСП не смогли дать оценку произошедшему, что это было – мошенничество или разгильдяйство, и как теперь изменится цена контракта. Разговор свернул в другое русло. Проект разрабатывали местные «специалисты» – из муниципального УКХ. Аудиторы отметили, что в отчете по итогам проверки отражено недостаточное качество проекта. Так, проверяющим не были предоставлены в ходе аудита профили дороги. При этом аудиторам пообещали, что этот документ принесут позднее, но проверка закончилась, а профили аудиторы так и не увидели. Также проверяющие просили карты – где будет производиться фрезерование, а где нет – ведь нужно было как-то рассчитать объемы полученной асфальтовой крошки. Но и карта была предоставлена в самом конце, из чего аудиторы сделали вывод, что не работы велись по документам, а документы подогнаны под уже сделанный объем работ. Что касается качества проектных документов, то здесь Михаил Верижников отметил, что КСП в первую очередь – это орган финансового контроля, и аудиторы не могут давать оценку, насколько хорошо или плохо разработана ПСД. Поэтому все вопросы по этой теме депутатам пришлось адресовать следующему выступающему – руководителю «Спецавтобазы» Олегу Василюхе.
Олег Василюха отметил, что в ходе торгов победитель снизил цену почти на 2,5 миллиона рублей. В ходе работ подрядчик и заказчик исключили работы по устройству нижнего слоя, так как уже существующий слой соответствовал всем параметрам. Те немногочисленные работы, которые все же сделал подрядчик, соответствовали проекту. Депутатов интересовало, как делался проект, если сейчас по всей улице стоят лужи, а люки проваливаются. Председатель комитета Виталий Рыбаков отметил, что с учетом того, что вода стоит, необходимо переделывать дорожное полотно с учетом профиля. Скоро зима, и ситуация только усугубится. Олег Василюха отметил, что на нескольких перекрестках ливневку уже переделали. Но проблема решена лишь частично.
«Вы заплатили три миллиона рублей, но в итоге жители города так и не получили нормальную улицу. Вы же подрядчику не заплатили фальшивые деньги. А он подсунул в итоге фальшивую работу, халтуру», – эмоционально отметил Виталий Рыбаков.
«Проект был разработан и проверен «Орелгосэкспертизой» на достоверность сметной стоимости и принят «Орелгосзаказчиком». Все работы проведены согласно проекту!» – повторял как мантру Олег Василюха. На все вопросы, кто и за чей счет будет переделывать некачественную работу, директор «Спецавтобазы» твердил лишь то, что все сделано по проекту.
Насчет уклонов была проведена даже повторная проверка, и опять выяснилось, что все сделано согласно документам, разработанным УКХ и прошедшим госэкспертизу. Депутаты раз за разом повторяли вопрос: если все сделано по проекту, то почему вода не уходит с проезжей части? Выяснилось, что никаких рычагов воздействия у города ни на проектировщиков, ни на экспертизу, которая пропустила такой кривой проект, попросту не существует. Ведется претензионная работа по поводу провалившихся люков. Но что делать с водой, которая стоит на проезжей части, увы, докладчик депутатам так ничего внятного объяснить не смог.
Председатель комитета Виталий Рыбаков рассказал, что он выезжал на Покровскую и даже снимал ролик о том, как там проведен ремонт ливневки. Видео можно посмотреть по ссылке https://vk.com/wall606682259_7564 Установленные там решетки язык не поворачивается назвать сделанными по проекту. К тому же на комитете так и не прозвучал ответ на вопрос, почему на улице после дождя стоит вода, если соблюдены все заложенные в документах уклоны? И словно в издевательство над жителями на свежеотремонтированной улице (см. фото) висит табличка, что работы велись по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги». Вот только в итоге после ремонта Покровская не оказалась ни безопасной, ни качественной.
Опасность и для водителей, и для пешеходов
Между тем, напомним, вопрос о некачественных проектах затрагивается на комитетах областного совета уже не первый раз. Так, ранее на комитет приглашали директора крупной строительной организации. Он объяснил, почему отказывается работать в Орле, предпочитая подряды в соседнем регионе. Тогда в числе причин отказа работать в родных пенатах назывались некачественные проекты. Конкретно речь шла про то, что при ремонте многих улиц просто не закладывается ливневая канализация. Да, это удешевляет проект в целом. Но в итоге вместо того, чтобы служить 7-10 лет, асфальтовое покрытие разрушается уже через 2-3 года! Какая же это экономия? Впрочем, у воды на проезжей части есть и масса других нюансов, о которых хотелось бы напомнить.
Когда дождь или талый снег не имеют организованного стока, вода начинает действовать на дорогу комплексно. Асфальт – это лишь верхний слой. Под ним находится еще щебеночное основание, песчаная подушка и уплотненный грунт. Без стока вода просачивается через микротрещины в асфальте и размывает эти нижние, несущие слои. В итоге образуются промоины. К чему приводит решение, при котором вода сама течет по поверхности, наглядно показала ситуация возле гостиницы «Салют», где уже неоднократно на стоянке обнаруживали дыры в асфальте.
Кроме того, вода, накопившаяся в основании и в трещинах асфальта, зимой замерзает и при этом расширяется примерно на 9%. Это расширение с огромной силой разрывает асфальт изнутри, расширяя существующие трещины и создавая новые. Весной лед тает, оставляя после себя пустоты и разрушенные участки. Каждый сезонный цикл – это мощный удар по целостности дорожного покрытия.
Качественно уложенный асфальтобетон на правильном основании с функционирующей ливневой канализацией должен служить 7-10 лет до первого капитального ремонта. Без ливневки или со стоящей водой (как это произошло на Покровской) срок службы дорожного покрытия сокращается в разы. Первые серьезные повреждения (проломы, выбоины, просадки) появляются уже через 2-3 года. Буквально на глазах новенькая дорога может прийти в аварийное состояние, требующее уже не ямочного ремонта, а полного переустройства.
Не стоит забывать и о реальной опасности воды на проезжей части для участников движения. Стоящие лужи приводят к классическому аквапланированию, когда шины теряют сцепление с дорогой и автомобиль становится неуправляемым. К тому же большие лужи серьезно ухудшают видимость для водителей встречных и попутных машин из-за мощных брызг. Не стоит забывать и о скрытых под водой «сюрпризах». Иногда под лужей может скрываться глубокая выбоина или пролом, который водитель не успевает заметить.
Некачественные проекты «аукаются» и пешеходам. Люди вынуждены переходить дорогу в неположенных местах, чтобы обойти лужи, или прыгать по обочинам, рискуя попасть под колеса. Наиболее наглядно ситуацию можно наблюдать возле памятника Дзержинскому на улице Полесской в Орле. Там лужа достигает таких размеров, что обойти ее можно только выходя на центр перекрестка. И это возле Дворца пионеров и школы! Кстати, если пройти вдоль забора Дворца пионеров в сторону Октябрьской, то можно увидеть еще одну характерную картинку – на подходе к остановке огромная лужа пересекает тротуар и не оставляет пешеходам особого выбора: либо идти вброд, либо выходить под колеса мчащихся авто, чтобы обогнуть самое глубокое место по проезжей части. Не пожалейте 10 минут. Понаблюдайте, какое из двух решений (мочить ноги или рисковать под колесами) выбирают проходящие по тротуару школьники!
Кроме того, вода с проезжей части из-под колес машин выливается на тротуары, где зимой превращается в гололед. Мне лично доводилось видеть, как пассажир терял равновесие на остановке и падал под колеса маршрутки как раз из-за огромной лужи. Да чиновники и сами могут выкроить минутку, чтобы приехать на Наугорское шоссе, полюбоваться в дождь на остановку ТЦ «Европа», если ехать в центр города. Там в дождливое время года (а также зимой в сильные оттепели) можно наблюдать просто удивительную картину: крытый остановочный павильон – а пассажиры все до единого стоят поодаль под открытым небом и мокнут под дождем. Дело в той самой луже на проезжей части, из-за которой проезжающие мимо авто обдают пассажиров грязью. Люди просто вынуждены держаться подальше от остановки, напротив которой лужа наиболее глубокая и широкая.
А ведь будь в городе качественные проекты по ремонту дорог (та же Наугорка буквально пару лет назад капитально ремонтировалась), орловцы могли бы не опасаться встать под навес от дождя. И дороги не приходилось бы чинить каждые два-три года вместо положенных 7-10. А на асфальте не открывались бы «порталы в ад», как такие промоины называют в соцсетях горожане.
Впрочем, обсуждение на комитете лишь в очередной раз обозначило проблему некачественных проектов, которые «на ура» проходят все экспертизы, и в строгом соответствии с которыми подрядчики создают на улицах Орла проблемы для автовладельцев и пешеходов. Всех тех орловцев, что исправно платят налоги, за счет которых, собственно, эти самые проблемы и создаются.
Сергей МИЛЯХИН