№38 (180) от 29 октября 2025 г.
Ситуация с капитальным ремонтом и строительством новых школ в регионе далека от нормальной. Депутаты всех уровней вынуждены постоянно возвращаться к теме и даже лично выезжать на объекты. Ведь информация, которая звучит на заседаниях из уст чиновников и подрядчиков, к сожалению, нередко расходится с реальным положением дел. И на октябрьских профильных комитетах городского и областного советов опять тема школьных ремонтов и строек была затронута в связи с продолжающимися проблемами. Кстати, стала известна и «цена вопроса» – регион рискует «влететь» на штраф в 60 миллионов рублей от федеральных властей, если сроки капремонтов опять будут сорваны. И это не считая колоссальной нервотрепки родителей учеников и директоров многострадальных школ, которую, увы, оценить никак не получится.
Хэппи-энд под вопросом
Депутаты комитета по строительству Орловского горсовета на заседании комитета по строительству усомнились в том, что недавно начавшийся ремонт школы №29 уложится в заявленные сроки. Вопрос был внесен в повестку после неофициального визита народных избранников на объект. Их поразило малое число рабочих. Начальник городского управления строительства Никита Митряев напомнил, что в феврале этого года был заключен муниципальный контракт на капитальный ремонт с подрядной организацией «СК Гранит» на сумму 139,7 млн рублей. На данный момент освоено 95,6 млн рублей, а срок завершения работ, с учетом их приостановки, – 31 декабря 2025 года. При этом сдать школу необходимо не в последний день года. Ведь родителям (а кому же еще?) нужно успеть занести и расставить мебель, оборудование и т.д. Сразу же после зимних каникул дети уже должны начать учиться.
По имеющейся у Никиты Митряева информации по состоянию на вторую декаду октября уже сделано 80% вентилируемого фасада, 70% электрики. Ожидается поставка отливов и откосов. 70% электрики. Кабельно-проводниковая продукция проложена на 80%. Остались светильники, розетки, выключатели. По стенам выполнено: штукатурка – на 95%; шпатлевание – на 80%; стяжка пола – на 95%; укладка керамической напольной плитки – на 50%. Вентиляция готова на 40%. Все необходимые установки завезены на объект. Слаботочные сети выполнены на 50%. Мебель и оборудование закуплены и находятся на ответственном хранении. Сборка мебели начнется в ноябре.
Отопление готово на 80%. Тепловой узел доставлен, и его монтаж планируется завершить к концу октября. Радиаторы смонтированы, где это возможно, и готовятся к установке. Кстати, на этот момент депутаты обратили особое внимание. Ведь по аналогии с ремонтом школы №39 (о котором мы расскажем чуть ниже) от наличия отопления в школе зависит целый ряд работ, требующих соблюдения температурного режима в помещении. А если ударят морозы? Впрочем, в ходе активного и очень эмоционального обсуждения ответ на этот вопрос так и не прозвучал.
Общая готовность школы составляет порядка 70%, и образовательный процесс планируется начать с 15 января. Однако, у народных избранников возникли серьезные сомнения в том, что подрядчик успеет завершить ремонт в установленные сроки. По информации депутатов, в настоящее время на объекте задействовано менее десяти рабочих. Часть учащихся переведена в другие школы уже четвертый год. Тогда как из других учебных заведений вынужденный переезд на время ремонта ограничивался одним или двумя годами. И потому возможное затягивание сроков воспринимается очень болезненно и коллективом, и родителями учеников, и депутатом по этому округу, – отметил в своем выступлении зампред горсовета Сергей Швалов. Также он напомнил, что депутаты неоднократно принимали участие в заседаниях по этому объекту, и всегда звучала противоречивая информация. То говорили, что все идет точно по графику, то говорилось о возможном отставании.
Никита Митряев отметил, что в отличие от той же 39-й школы, здесь все оборудование закуплено, и по этой позиции никаких срывов быть не может. Что касается сил подрядчика по выполнению контракта, то представитель подрядчика заверяет, что рисков нет. Главный инженер фирмы-подрядчика заявил, что на объекте ежедневно работает от 20 до 25 человек, и даже привел расклад по направлениям: пять электриков, пять сантехников, вентиляцию монтируют двое, трое плиточников, ИТР, охрана и двое разнорабочих.
Однако присутствующие на комитете депутаты отнеслись к его словам с недоверием: «Наверное, в шапках-невидимках перечисленные рабочие были, когда мы в школы заходили». Также во время визита и общения с рабочими вскрылись проблемы в материалах для фасада (не те размеры, что указаны в проекте).
Чтобы еще раз оценить ситуацию на месте, депутаты приняли решение совершить выездную проверку школы №29 перед следующим заседанием комитета. А заодно еще раз посмотреть, как обстоят дела на других объектах – в гимназии №39 и тех школах, что уже сданы по программе. Депутат Владимир Букалов предложил встретиться с директорами отремонтированных школ, чтобы еще раз обговорить, какие были трудности, какие недоделки вскрылись уже после окончания ремонта. Ведь проект по капремонту школ только набирает обороты, и необходимо учесть все те ошибки, что были допущены на первых объектах, чтобы потом не повторять их на следующих. И главная задача здесь – не поиск виноватого, а именно отработка механизма, чтобы не наступать на те же самые грабли. Причем, особое внимание следует уделять не только самому ходу ремонта (тут как раз вопросов меньше), а именно этапу проектирования работ. Так как именно здесь кроются основные проблемы. Речь об этом идет постоянно, и наше издание неоднократно писало о чрезвычайно низком качестве разрабатываемых в Орле проектов.
Коллеги-депутаты отметили, что посещение уже сданных школ – это отличная идея. Ведь, скорее всего, речь шла о приемке строительных работ в 15-й и 32-й школах. Но после этого идет еще приемка пожарной готовности, СЭС и т. д. И здесь необходимо все посмотреть, так как есть серьезные сомнения, что уже сданные школы начали работу, как говорится, «без сучка, без задоринки». С учетом большого числа объектов, которые планируется посетить, депутатов попросили обо всех имеющихся у них проблемах заранее письменно уведомить профильное управление мэрии. Чтобы дать возможность чиновникам подготовиться и на объекте уже получить полные ответы на все имеющиеся вопросы. Или чтобы заказчик собрал так называемый «чек-лист», где объединил бы все вскрывшиеся в ходе ремонтов проблемы, чтобы по этому листу проходить каждую вступающую в ремонт школу и избегать тех острых углов, о которые набили шишки в ходе предыдущих работ.
Трещит по швам
Кстати, сразу же по ходу обсуждения ситуации со школой №29 вскрылась и другая потенциальная беда. Депутат Виктор Борняков обратил внимание коллег на ситуацию со школой №45. Он отметил, что, судя по визуальному осмотру, школа №45 имеет очень сильные разрушения межэтажных швов. Уже торчит арматура. Но в обозримом будущем капитальный ремонт в этом учебном заведении не планируется – нет ни актов обследования, ни оценки технического состояния.
Представитель управления образования пояснила, что в утвержденных планах по капремонту этого учреждения действительно нет. Но чиновница напомнила, что все школы накануне нового учебного года получают средства на проведение текущего ремонта. Если школа инициирует обращение в профильное управление, то будет проведен осмотр, и на основании актов обследования школа получит деньги на заделку торчащей из швов арматуры. Не обязательно ждать именно полного аудита. Если есть на руках предписание любого ведомства (хоть Роспотребнадзора, хоть прокуратуры), этого уже будет достаточно для поиска средств на решение возникшей проблемы.
Депутат отметил, что директора школ зачастую боятся сообщать о проблемах. Но в управлении образования парировали, что ответственность за любые ЧП несет именно директор, поэтому вряд ли он (или она) заинтересован в замалчивании ситуации с разваливающимся по швам зданием. Депутат со своей стороны тоже может инициировать обращение по поводу швов, но последнее слово все же за директором.
Штраф на горизонте
Ситуацию с ремонтами школ неделей ранее изучили на комитете облсовета. Заммэра Орла Мария Родштейн напомнила, что по 15-й школе ремонт завершен. Но контракты юридически еще не закрыты. Идет подписание документов на дополнительные объемы работ (в виде допсоглашений). 32-я школа еще в работе. Но дети уже учатся. Что касается актов приемки, то при капремонте, в отличие от строительства, здесь не будет процедуры приемки в эксплуатацию (как это происходило, например, с мостами), и поэтому дети уже приступили к учебе.
По 39-й школе (на момент проведения комитета) работы завершены на 96%. Не завершен еще монтаж подъемника и электрики в столовой. Все необходимое оборудование закуплено – решается вопрос с его расстановкой. Дети смогут зайти в аудитории сразу после окончания зимних каникул, заверила депутатов Мария Родштейн.
Ситуацию с 39-й школой органично дополнили на рабочем совещании губернатора Клычкова с главами районов. Речь зашла про реализацию нацпроектов. Глава региона напомнил, что гимназию №39 изначально обещали сдать в феврале 2025 года. Затем срок перенесли, чтобы уж наверняка, на начало учебного года. Когда и к 1 сентября школа двери не распахнула, благоразумно отодвинули сдачу еще на полгода. На носу уже осенние каникулы, а дети так и не вернулись в родные стены.
«Мы просто должны понимать, что это приведет к 60 миллионам штрафа. Ощущение складывается, что подрядчик начинает играть в свои игры. <…> У нас есть, мне кажется, достаточно механизмов на сегодняшний день для проявления его чувств. Этим нужно совершенно осознанно заниматься», – отметил Андрей Клычков.
Странно только одно. А каким образом гипотетический штраф повлияет на чиновников? Ведь платить они будут не из своего кармана. И от занимаемых должностей никто отстранен не будет. Зато учителя и родители учеников 39-й гимназии и так сполна заплатили за задержку ремонта колоссальной нервотрепкой.
Также на областном комитете возник точно такой же спор депутатов и чиновников о темпах работ по 29-й школе, как и тот, что мы уже описали. И областные депутаты не видели заявленного числа рабочих на объекте. Плюс подрядчик работает сразу на нескольких стройках. Мария Родштейн заверила, что никаких опасений по срокам сдачи 29-й школы нет. Тем более, что школа относительно небольшая. Все необходимое оборудование и материалы закуплены и завезены на объект. А если какие-то недоделки и останутся, то никто не мешает во вторую смену (после трех часов), когда дети уйдут из здания, добить какие-то оставшиеся моменты.
Жилинский долгострой
Со школой в деревне Жилина также не все идет гладко. Напомним, срок сдачи этого объекта давно пропущен, и есть серьезные вопросы по поводу дальнейшего финансирования работ. На последней сессии областного совета чиновники заявили, что, если на стройплощадке в Жилина не активизируются работы, то контракт с подрядчиком будет расторгнут. Поэтому именно с этого момента и началось обсуждение вопроса на комитете по градостроительной деятельности и транспорту. Исполняющая обязанности первого замруководителя «Орелгосзаказчика» Светлана Манушко рассказала, что к моменту проведения комитета фирма-подрядчик вывела на объект 38 рабочих. Поэтому формального повода для расторжения контракта по Жилинской школе у чиновников нет. Принято работ на 105 миллионов. Идет вязка арматуры. Всего расходы на стройку оцениваются в 1,8 млрд рублей.
Отдельно председателем комитета Виталием Рыбаковым был затронут вопрос выплаты аванса по этой школе. Известно, что возбуждено уголовное дело по тому, как застройщик распорядился частью полученных денег. При этом в 2026 году никакого финансирования в областном бюджете не заложено, а федеральный нацпроект уже закончился, и от федералов тоже никаких платежей не ожидается. Вдаваться в детали уголовных дел выступающая не стала. Но отметила, что никакого дополнительного авансирования по этой школе не планируется. Уже после комитета появилась информация, что достраивать Жилинскую школу регион планирует полностью за счет собственных средств. Школу планируется сдать в эксплуатацию теперь к концу 2027 года.
Сергей МИЛЯХИН