“Орловская среда-плюс”, №2 (40) от 5 октября 2022 г.
Проблема постоянных нападений на людей бродячих собак в Орле в очередной раз стала предметом детального разбора на заседании профильного комитета горсовета. При этом, согласно данным статистики, большая часть пострадавших является жертвами не бродячих, а домашних собак, имеющих конкретных хозяев. Поэтому довольно странно решать проблему с бездомными собаками и при этом игнорировать процесс выгула домашних, равно как и их постановку на контроль в ветеринарной службе. Последнее особенно актуально, так как действующая программа стерилизации направлена на снижение популяции «бездомышей». Но их ряды постоянно пополняют сбежавшие и откровенно выброшенные домашние «друзья человека». Кроме того, есть и третья категория собак, которые формально ни бездомными, ни домашними не являются – они охраняют стройки, гаражные и дачные кооперативы, где их регулярно подкармливают. Однако они также приносят потомство, пополняющее ряды «бродяг», и довольно активно нападают на людей – ведь их для того и кормят, чтобы они охраняли. Впрочем, депутаты говорили в основном о бродячих собаках.
«Кусачая» статистика
Председатель комитета по ЖКХ Илья Жуков привел неутешительную статистику обращений орловцев, пострадавших от нападения собак, в медицинские учреждения. В больнице Боткина в этом году зарегистрировали порядка 400 случаев, в 2021 году – 470 случаев. В больницу Семашко за 2022 год обратилось около 350 пострадавших. Замначальника управления ЖКХ городской администрации Оксана Тарарыченкова рассказала, что, по действующему законодательству, организация работы по отлову и содержанию бродячих животных подразумевает собственно отлов, вакцинацию, лечение, стерилизацию и возврат бродячих животных на прежние места обитания. Все это относится к компетенции управления ветеринарии Орловской области. Заказчиком работ в основном выступает Орловский областной ветеринарный центр, иногда – городская станция по борьбе с болезнями животных. Традиционно уже на протяжении нескольких лет подрядчиком и по прямым договорам, и по конкурсам выступает белгородская организация «Экосервис». Она имеет все возможности и технику, чтобы заниматься «бродягами». В начале этого года с областным ветеринарным центром подрядчиком был заключен контракт на сумму 8 млн 541 тысяча рублей. Этот контракт действовал до августа этого года. В рамках контракта на территории области было отловлено 632 бездомных животных, в Орле – 232. Контракт был исполнен, и объявлены новые торги. На период времени до их завершения были заключены прямые контракты: 12 августа – с Орловской станцией по борьбе с болезнями животных на общую сумму 595 тысяч рублей (отловлено 38 животных), 2 сентября с этой же организацией был заключен еще один прямой договор на сумму 280 тысяч рублей (отловлено 14 животных). Оба этих контракта исполнены. 12 сентября был заключен контракт на 3 млн рублей с Орловским областным ветеринарным центром – в его рамках по области отловят еще 200 животных.
Оксана Тарарыченкова рассказала, что отловленные животные размещаются в пункте передержки на 21 день, где их содержат, вакцинируют, стерилизуют, чипируют и возвращают на ту территорию, откуда забирали. Как отметила Оксана Тарарыченкова, выход из этой сложной ситуации – строительство муниципального приюта. Она напомнила, что еще в 2020 году администрацией города был передан в государственную собственность и земельный участок, и здание бывшего свинокомплекса «Спецавтобазы». Это дало право областному управлению ветеринарии заключить договор с подрядной организацией на капитальный ремонт здания бывшего свинокомплекса. Цена вопроса – порядка 37-38 миллионов.
«В настоящее время в здании проведены строительные и монтажные работы, отремонтирована крыша, закладываются проемы, заканчиваются работы по обрешетке брусом фасада здания с утеплением, делается укладка кирпичных перегородок, ведется разработка грунта под внешнее водоотведение, песчаной смесью выравниваются полы, прокладываются инженерные коммуникации. В полном объеме работы планируют завершить в конце октября. После завершения всех работ на этом объекте полномочия по отлову собак планируется передать городу», – подчеркнула Оксана Тарарыченкова.
Зампред горсовета Сергей Швалов уточнил вопрос о передаче полномочий. Будет ли область передавать и средства на реализацию новых задач? Ведь сумма исчисляется десятками миллионов рублей ежегодно! Кроме того, уже в который раз задались вопросом депутаты, каким образом появление приюта решит проблему нападений собак на людей? Оксана Тарарыченкова ответила, что вместе с передачей полномочий планируется и передача финансирования. При этом объем средств (сколько именно область выделит на содержание приюта и на отлов собак) пока не называется. Вопрос, каким образом приют помешает нападениям на людей, опять остался без ответа.
«Воспитательные беседы не действуют»
Депутат Сергей Швалов отметил, что депутатам хотелось бы видеть четкие и понятные данные: на сколько голов будет рассчитан приют, сколько всего бродячих собак в городе, справится ли этот приют с поставленной задачей – ведь теоретически (на практике эта статья федерального закона, увы, совершенно не работает) особо агрессивных собак не следует возвращать на прежнее место обитания – они должны содержаться в приюте пожизненно. Через сколько лет программа стерилизации животных начнет приносить ощутимый результат, чтобы поголовье бездомных собак ощутимо начало снижаться?
Депутат Тимур Нерушев обратил внимание на несовершенство действующих законов. Многие любят животных, но, к сожалению, очень часто эта любовь оказывается слишком короткой. Кто-то покупает себе щенков, кто-то подбирает их на улице, но очень многие довольно быстро осознают, какая это головная боль – иметь в доме собаку. И надоевший «друг человека» очень часто оказывается на улице. Поэтому федеральный закон требуется дорабатывать – ответственность для владельцев выброшенных собак должна быть такой существенной, чтобы орловцы понимали: собака – это не игрушка, от которой можно избавиться, когда она надоест. Это очень и очень большая ответственность и настолько серьезные штрафы, что необходимо тысячу раз подумать, прежде чем заводить питомца.
Депутат Нерушев также отметил, что необходим контроль за тем, как сейчас расходуются средства на программу отлова, стерилизации и вакцинации животных. Депутат обратил внимание на недействующее положение закона о том, что наиболее агрессивные особи должны оставаться в приюте. «Этих животных отлавливают, где-то держат. Что-то отрезают, чем-то вакцинируют. Наверное, с этим животным разговаривают, проводят серьезную беседу, все-таки 21 день – это большой срок. И затем это животное отпускают в ту же среду, где его поймали. По моему опыту, эти животные очень плохо воспитательные беседы усваивают. И они возвращаются к тому, чем и занимались. А занимаются они тем, что кусают не только взрослых, но и очень часто кусают детей. И на самом деле, на Новой Ботанике был случай, когда ребенка еле-еле спасли от стаи. Я очень люблю животных, но они очень активно мигрируют из дачного поселка на озере Светлая Жизнь в микрорайон Ботаника. И сейчас зимой мы увидим следующие случаи нападаний. На самом деле эта программа отлова, вакцинации и возврата практически не спасает людей от укусов», – отметил депутат.
За кадром
Увы, на заседании комитета депутаты не коснулись ряда важнейших моментов. Во-первых, бездомных животных необходимо не только вакцинировать, но и ревакцинировать от бешенства, так как это смертельно опасное заболевание, а вакцина, увы, не пожизненная. В соцсетях регулярно появляются видео и фото диких лис в черте города (а именно лисы – основные переносчики бешенства). А в конкурсах на отлов животных строки «ревакцинация» нет. Те собаки, что были привиты несколько лет назад, уже нуждаются в повторной прививке. Но на эту тему власти хранят гробовое молчание.
Во-вторых, программа отлова, вакцинации и возврата не решает главную проблему – нападения на людей. Возвращать животных назад лишено какого-либо смысла, а содержать такую армию «бездомышей» ни один бюджет не сможет. В развитых странах существует разумный срок – несколько месяцев, пока собаку кто-либо не заберет из приюта. Потом невостребованных животных усыпляют. Наиболее ласковые и красивые обретают новых хозяев и сразу же чипируются. Подобные законы действуют практически во всех цивилизованных странах, и там действительно дикие собаки не нападают на людей. У нас же миллионы уходят на содержание бродячих стай, которых не становится меньше. Менять федеральный закон необходимо, но ни у кого, увы, не хватает на это смелости.
В-третьих, как мы уже писали в начале статьи, вопрос о нападениях бездомных собак необходимо решать исключительно вместе с вопросом о нападениях домашних питомцев. А для этого необходим комплексный подход, который включает в себя и учет, и стерилизацию, и чипирование, и возврат сбежавших питомцев. А также дрессировку, строительство площадок для выгула домашних питомцев и соблюдение правил выгула, которые вроде бы как приняты в областном центре, но по факту соблюдаются далеко не всегда: часто ли можно увидеть собаку ростом выше колена в наморднике?
В-четвертых, необходимо все же урегулировать проблему бродячих стай в садоводческих сообществах, гаражных кооперативах и на стройках. Эти формально имеющие хозяев и покровителей, а реально бездомные собаки успешно скрываются от отлова. Попытки подать заявку на отлов оборачиваются тем, что в лучшем случае им вешают бирки на уши и возвращают ровно туда же, где они успешно кидались на прохожих и продолжают это делать после чипирования.
А самое обидное, что сколько бы ни писали, сколько бы ни говорили об этих проблемах, реальных подвижек, увы, не наблюдается. Вот и депутаты после заседания комитета в очередной раз обсудили «собачий вопрос» уже на сессии горсовета. Результат тот же.
Сергей МИЛЯХИН