№7 (45) от 9 ноября 2022 г.
Каждую весну Орел сталкивается с удивительным рукотворным явлением – пылевыми бурями. Песко-соляная смесь, которой посыпают улицы зимой, остается лежать на дорогах после таяния снега. А весной вся эта едкая смесь поднимается вихрями в воздух, и орловцы полной грудью вдыхают соленую пыль. Депутаты горсовета в очередной раз обсудили проблему и попытались найти решение на заседании профильного комитета. Рассмотрели и другие аспекты подготовки к зимнему сезону: в частности, куда свозить снег зимой управляющим компаниям, почему в Орле нет и не будет снегоплавильных станций и многое другое.
Снежные горы
«Спецавтобаза» традиционно, согласно муниципальному контракту, следит за чистотой орловских улиц и мостов. При этом зимой дороги убираются в соответствии с утвержденной очередностью – сначала мосты и главные магистрали, во вторую очередь – менее важные дороги, и в третью – совсем небольшие проезды. Для посыпки улиц заготовлена 20%-я песко-соляная смесь, запасы которой на сегодняшний день составляют 4 000 тонн, и 3 000 тонн 10%-й смеси. Такое количество песко-соляной смеси ориентировочно используется в течение месяца. Кроме этого, заключены договоры на поставку 12 300 тонн песка и 5 500 тонн соли. Этого объема песко-соляной смеси, по оценкам представителей мэрии, хватит для поддержания нормального состояния автодорог на предстоящую зиму.
Затронули депутаты и больную тему: куда вывозить снег с улиц города. Напомним, когда областной центр возглавлял мэр Ефим Вельковский, песок и соль с улиц города просто ссыпали на лед рек Оки и Орлика в надежде, что половодье унесет все это «богатство». Однако как раз в тот период больших паводков не было. В итоге на реках образовались огромные песчаные отмели. А ущерб экологии от соли тогда вообще никто не считал. Впрочем, у такого решения был несомненный плюс: поскольку машинам не приходилось далеко возить снег, они успевали сделать за день множество рейсов и расчистить город в рекордно короткие сроки даже после очень обильных снегопадов. Оказалось, идея Вельковского продолжает будоражить умы депутатов по сей день, и на очередном заседании комитета опять прозвучало предложение – сваливать снег на лед рек. Мы вернемся к этому чуть позже.
Впрочем, забота об экологии и здравый смысл возобладали – снег будет вывозиться, как и прежде, на одну площадку. А именно – на территорию бывшего аэропорта «Южный». С учетом его предстоящей реконструкции этой зимой властям последний раз выдали разрешение использовать бетонные плиты аэропорта под складирование вывезенного с городских улиц снега. На следующий год будут искать деньги и оборудовать площадку с асфальтобетонным покрытием в районе Залегощенского шоссе. И хотя рассматривалось несколько площадок, это место с точки зрения логистики оказалось самым удачным.
Важную тему затронул депутат Владимир Букалов. Он отметил, что уже несколько лет управляющим компаниям легально некуда вывозить снег. Между тем в городе есть ряд дворов, где невозможно сгрести сугробы в сторону и оставить таять до весны – снежные горы необходимо убирать. Поэтому депутат просит решить проблему и разработать во всех деталях механизм вывоза. «Давайте мы соберем УК этой зимой. Объявим им порядок, точку вывоза, лимиты. Но скажем всем, куда можно в течение зимы свозить, потому что в прошлом году это так и не было решено». Ответом на предложение депутата была гробовая тишина в зале. Услышали ли его предложение чиновники, будут ли какие-то телодвижения в сторону решения проблемы, увы, осталось без ответа.
Но депутат Букалов не успокоился и снова заговорил об очистке дворов, предложив использовать некогда распространенную практику – сваливать вывезенный со дворов снег на лед рек! По мнению депутата, с улиц свозить снег на реки нельзя, так как там и соли, и химические реагенты. А вот во дворах домов «снег чистый», почему-то уверен депутат. В ответ чиновники мэрии опять промолчали.
Песчаные бури
Уже в который раз на комитете была затронута тема перехода от использования песко-соляной смеси к другим вариантам. Так, депутат Александр Головин спросил, не просчитывалась ли цена вопроса? В какую сумму обходится заготовка песко-соляной смеси, ее разбрасывание, а затем уборка с улиц города песка, который весной провоцирует настоящие песчаные бури? Уже в который раз руководитель «Спецавтобазы» отметил, что с реагентами не все так радужно, как хотелось бы. В прошлом году была закуплена пробная партия. Но цена реагентов такова, что бюджета предприятия не хватит, даже если все деньги на зимнее содержание дорог пустить только на реагенты. При этом, действительно, есть и масса плюсов. В качестве примера был назван реагент «Бионорд». Он безопасен для обуви (не разъедает швы и кожу), для домашних животных и для зеленых насаждений. При этом существуют полтора десятка вариантов только одного этого реагента, которые различаются составом и пропорциями используемых ингредиентов. Все это подбирается под конкретные погодные условия для различных климатических зон.
Депутат Тимур Нерушев отметил, что при сравнении цен на реагенты и на песко-соляную смесь все время забывают посчитать несколько очень важных моментов. В первую очередь – забитые песком ливневые канализации. Мало того, что их приходится регулярно чистить (а это очень дорогое удовольствие), так еще и неработающие ливневки приводят к более быстрому разрушению дорог. Потоки воды не просто размывают асфальт, они еще и разрушают его при перепадах температур, то замерзая, то оттаивая. Поэтому при сравнении цен на песко-соляную смесь и на реагенты типа «Бионорда» необходимо учитывать еще такие составляющие, как прочистку ливневок и ремонт дорог, разрушенных потоками воды. Увы, невозможно посчитать и оценить все те неудобства, которые испытывают пешеходы, которым после каждого дождя приходится преодолевать водные преграды. Так же, как невозможно посчитать расходы на химчистку одежды, так как ливневки забиваются достаточно регулярно, а проезжающие машины нередко обдают пешеходов грязью с ног до головы. Зато есть аспект, который посчитать можно (но почему-то никто эту цифру не называет) – это транспортные расходы. Песко-солянку надо разбросать, потом собрать. Реагенты работают дольше, и, соответственно, расходы на транспорт будут заметно ниже. К примеру, сибирские города уже давно начали использовать именно реагенты вместо привычной песко-соляной смеси, и наверняка там просчитали, что выгоднее и что безопаснее использовать в городе для борьбы с гололедицей. Поэтому депутат Нерушев предложил в следующем году посчитать все гораздо основательнее с учетом всех нюансов, а не только стоимость песка против стоимости реагента. Кстати, в этом году на прочистку ливневок Орел потратил 20 миллионов рублей. Но в эту сумму, помимо непосредственно самой прочистки, включен также ремонт и строительство новых участков. Так что на комитете не смогли оперативно ответить, в какую цену обходится городу посыпка улиц песком и борьба с последствиями такого решения.
Снег вывезли. Что дальше?
Депутаты обратили внимание, что сейчас снег вывозится на территорию аэропорта. Но ведь в снежной массе, помимо упомянутого песка и соли, есть и масса других компонентов – тот же мусор, автомобильные масла и т.д. Заммэра уточнил, что после таяния снега все, что осталось на специальной площадке, забирает и вывозит «Спецавтобаза». Чтобы во время таяния никакие вредные компоненты не попали в ливневку или не пошли в сторону рядом расположенных жилых домов, специальная площадка оборудуется твердым покрытием и делается обваловка по периметру. Это есть и сейчас в аэропорту, это будет и на новой площадке на Залегощенском шоссе, отметили на комитете.
Депутаты задали и вопрос о строительстве снегоплавильных станций, как это сделано в крупных городах. Напомним, такие устройства позволяют решить сразу несколько проблем. Это и сокращение пути грузового транспорта (а значит, и увеличение числа рейсов за смену) – ведь сейчас машины вывозят снег со всего города за его пределы. Это и решение проблемы с загрязнением места таяния снега нефтепродуктами. Это и уменьшение износа дорог – ведь груженые снегом машины сократят число рейсов. Однако при всех очевидных плюсах есть и самый главный минус – высокая стоимость снегоплавильных установок. Поэтому в Орле пока о таком способе утилизации снега речи не идет. Будем по старинке возить все на специальную площадку, где плавить снег будет солнышко. Увы, никто не задался вопросом, какова цена такой снегоплавильной станции, и сопоставима ли она с теми затратами на горючее, которое сжигают самосвалы, отправляя убранный с улиц города снег на территорию аэропорта (а со следующего года – на Залегощенское шоссе).
Еще один вопрос, увы, не получил развития на этом заседании комитета, однако депутаты его рассмотрели чуть ранее, поэтому мы расскажем о нем в рамках этой статьи. На вопрос, какие сложности или опасения есть у руководства «Спецавтобазы» по поводу предстоящего зимнего сезона, руководитель «Спецавтобазы» ответил, что опасение лишь одно – грядущая реформа. Напомним, еще в августе было решено до конца этого года реорганизовать МУП в муниципальное бюджетное учреждение (МБУ). По предварительным расчетам, это позволит обеспечить оперативность принятия и исполнения решений, но главное – осуществлять финансирование работ исходя из фактически сложившихся погодных условий, что невозможно предусмотреть и реализовать при размещении муниципальных контрактов. Кроме того, после реорганизации МБУ сможет получить ежегодную экономию бюджетных средств за счет освобождения от уплаты НДС в объеме до 100 млн рублей при сохранении прежнего объема выполняемых работ в натуральном выражении. Реорганизация должна пройти в срок до 31 декабря этого года. Основной целью деятельности МБУ останется выполнение работ и оказание услуг в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и благоустройство территории областного центра.
Сергей МИЛЯХИН