№11 (49) от 7 декабря 2022 г.
Контрольно-счетная палата города Орла опубликовала на своем официальном сайте результаты проверки использования бюджетных средств, выделенных на благоустройство Детского парка, в 2021-2022 годах. Сумма выявленных нарушений исчисляется десятками миллионов. При этом устранять их, похоже, опять придется за счет нищего городского бюджета, потому что размер установленных гарантийных обязательств – крайне низкий.
Итак, как сообщила КСП, муниципальное бюджетное учреждение «Детский парк» одновременно является соисполнителем муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории города Орла на 2018-2024 годы» (в том числе в рамках национального проекта «Жилье и городская среда») и заказчиком работ по комплексному благоустройству территории «Детского парка» и прилегающей к нему территории в г. Орле.
В соответствии с проектной документацией благоустройство парка разделено на три этапа. В 1 и 2-й этапы входят работы по укреплению склонов и благоустройству территории «Детского парка». 3-й этап предусматривает выполнение работ по капитальному ремонту пешеходного моста через реку Орлик у «Стрелки» и устройство малых архитектурных форм: урн, скамеек.
Как установили аудиторы, МБУК «Детский парк» не в полном объёме выполнены работы, предусмотренные проектом по комплексному благоустройству территории Детского парка (1 и 2 этап), а именно: не выполнено 12% предусмотренных проектом работ на сумму 39 миллионов 842,4 тысячи рублей. Так, не обустроены спуски для катания, скалодром и лестниц к нему, капсула и пр. При этом при устройстве площадки «DIXION» было использовано более дешевое покрытие, чем указано в акте выполненных работ. Таким образом, неправомерные расходы на оплату этого покрытия составили 2 миллиона 123,5 тысячи рублей.
Сумма выявленных неэффективных расходов – 7 миллионов 155,8 тысячи рублей. По информации КСП, рулонный газон, уложенный на склоне, местами разрушен, волнами сползает с уклона вниз, с двух сторон между административным зданием и лестницами № 3 и № 4 образовались провалы глубиной до 0,7 м, виден бетон, песок, под стеной административного здания щели, часть рулонного газона провалилась, деревянные части урн, все деревянные скамейки, в том числе скамейки «Волна», имеют значительные потёртости, местами полированное покрытие скамеек стёрто до деревянного основания и т.д.
При этом, как отдельно отмечает КСП, МБУК «Детский парк» (как мы понимаем, уже в качестве заказчика работ) необоснованно установлен низкий размер обеспечения исполнения гарантийных обязательств – 2 % от НМЦК в договорах на выполнение работ по комплексному благоустройству территории «Детского парка» и прилегающей к нему территории в г. Орле. Имеющегося у МБУК «Детский парк» обеспечения гарантийных обязательств недостаточно для полного устранения дефектов и недостатков выполненных работ.
По результатам контрольного мероприятия начальнику Управления культуры администрации города Орла и директору МБУК «Детский парк» направлены представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений и привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении действующего законодательства. Кроме того, информация о результатах контрольного мероприятия направлена мэру г. Орла, МКУ «ОМЗ г. Орла» (в части нарушений МКУ «УКС г. Орла»), УМВД России по г. Орлу, прокуратуре Советского района г. Орла.
Комментирует депутат Орловского облсовета Виталий Рыбаков:
– Группа чиновников, которая сформировалась в стенах городской и областной администраций, как будто преднамеренно делает все для того, чтобы минимизировать размеры банковских гарантий для обеспечения послегарантийного устранения проблем на том или ином объекте! И, как показывают мои наблюдения, это происходит системно!
Так, в своё время было возбуждено уголовное дело в отношении чиновника Блохина за его отказ от банковской гарантии при ремонте орловских театров. В результате расследования и проведения экспертизы выяснилось, что на письме об отказе от банковской гарантии, из-за чего бюджет потерял 30 миллионов рублей, подписанном Блохиным, стоит подпись, выполненная не Блохиным, а неизвестно кем. Хотя, по утверждению осведомленных источников, в материалах дела имеются командировочные удостоверения и другие документы, подтверждающие что Блохин посещал банк, привозил документ об отказе от банковской гарантии, но вот подпись на документе – не его! Кто же тогда подписывал отказ за Блохина? Этого следствие так и не выяснило. Смешно и грустно! Бюджетных миллионов нет – и виноватых нет.
Похожая ситуация – с гарантией на ремонт моста «Дружба»: размер гарантийного обеспечения здесь был микроскопическим, и гарантийные деньги были потрачены на устранение недостатков до официальной приемки, которая, как мы помним, была в декабре 2020 года!
Что мы имеем в результате? А в результате работники Спецавтобазы за счёт нищего городского бюджета по ночам латают бракованные швы на мосту. Разве этим не наносится прямой и косвенный ущерб городу в том числе и со стороны руководства муниципалитета, которое использует ресурсы муниципального предприятия и бюджетные средства, чтобы устранять недоделки, допущенные подрядчиком? Ведь все это можно было сделать за счет банковской гарантии, если бы ее размер был адекватным. Полагаю, что бюджетные траты на постгарантийное обслуживание моста «Дружба» незаконны. Или чиновники под руководством Парахина думают, что под шумок никто ничего не заметит? Считаю, этот номер не пройдет.
Что касается результатов проверки КСП благоустройства Детского парка, то и здесь мы видим ту же самую картину: размер гарантийного обеспечения – всего 2% от цены контракта, и этого явно недостаточно для устранения выявленных недостатков.
То есть, как я уже говорил, это система. Поэтому я считаю, что в обязательном порядке надо проводить юридическую экспертизу всех контрактов на благоустройство городских территорий и ремонт инфраструктурных объектов, и одним из главных вопросов должен быть вопрос, кем и каким образом, на каком основании в этих контрактах были установлены размеры гарантийных обязательств, поскольку после приемки целого ряда таких объектов и наступления гарантийных случаев город и область несут крупный ущерб, исчисляемый десятками, а то и сотнями миллионов рублей. И виноватых при этом, как у классика, – иных уж нет, а те далече!
По фактам некачественного ремонта городских парков и скверов, завышения стоимости материалов, оплаты невыполненных работ я как депутат направлял обращения в надзорные органы. Насколько мне известно, по этим обращениям проводятся проверки. Так что результат будет!
Уверен, что факты вопиющих нарушений при реализации национальных проектов и программы «Комфортная городская среда» будут представлены на суд общественности, а правоохранительные органы должны будут дать правовую оценку действиям и бездействию чиновников, которые по долгу службы курировали эти вопросы, а также подрядчикам, которые выполняли эти работы!