№13 (51) от 21 декабря 2022 г.
На заседании профильного комитета облсовета в очередной раз затронули вечную «мусорную» проблему. В этот раз обсудить наиболее острые вопросы пригласили представителей всей цепочки сбора, вывоза и утилизации отходов: начиная от регоператора и профильного департамента, курирующего это направление, и заканчивая непосредственными участниками процесса. Предполагалось, что после старта «мусорной» реформы порядка в сфере обращения с отходами станет только больше – ведь тариф для населения вырос – и очень значительно. Но, как в очередной раз выяснили депутаты, порядка больше не становится. А ближайшие перспективы вообще вызывают серьезные опасения. Так, один из «перспективных инвесторов» скоро может оказаться банкротом. Но даже если этого и не случится, то вопреки целям реформы и всяким бравурным отчетам (в которых Орловская область сортирует 100% мусора) наш регион может вернуться к захоронению отходов вообще без какой-либо сортировки! Обсуждение получилось жарким и длилось почти два часа. Мы постарались подготовить для читателей максимально подробный рассказ о том, что сегодня творится в сфере обращения с отходами в отдельно взятой Орловской области.
«Хвостатые» проблемы
Как рассказал замгендиректора компании-регоператора «Зеленая роща» Александр Филатов, сейчас отходы скапливаются на 14 тысячах мест первичного сбора мусора. Затем они отправляются на четыре сортировочных комплекса. После отбора всего, что еще можно пустить во вторичную переработку, остаются так называемые «хвосты» (которые не имеют хозяйственного применения). Именно эти «хвосты» и направляются для размещения на два имеющихся в регионе полигона: в Мценском и Ливенском районах. Учитывая, что львиную долю мусора производит областной центр, уже не первый год ведется речь о создании полигона поближе к Орлу, чтобы не возить большую часть «хвостов» за тридевять земель.
Проблемы в сфере обращения ТКО носят как локальный, так и общий для всех регионов характер. И прежде всего речь идет о сортировке отходов. У регоператора, по словам выступавшего, нет вопросов к сортировочным комплексам «Экопласт» и «Экоград». Оба они характеризуются стабильной работой, пусть и при небольших объёмах отбираемых полезных фракций (порядка 12-15%). Крупнейший в регионе комплекс «ЭкоСити» имеет высокую степень механизации процесса обработки отходов и как следствие – самый большой процент отбора вторичного сырья – 60%. Вместе с тем на этом комплексе, по словам Филатова, периодически возникают проблемы, связанные с отказом принимать отходы, вывозимые с кладбищ. «Зеленая роща» в соответствии с принятой классификацией считает эти отходы коммунальными, то есть включенными в тариф. У «ЭкоСити» иная точка зрения.
«Перспективный инвестор» на грани банкротства?
Самую большую обеспокоенность у регоператора вызывает работа сортировочного комплекса «Русресурс» в Мценском районе. Его деятельность осложняется наличием финансовых и юридических проблем, связанных с высокой кредиторской задолженностью и арестом имущества компании. Кроме того, на этом комплексе уже отмечались длительные (до 8 месяцев) периоды прекращения обработки ТКО. Такие остановки вынуждали вывозить неотсортированный мусор из-под Мценска на комплекс АО «ЭкоСити» со значительными транспортными издержками и нерациональной логистикой (сначала из-под Мценска – на сортировку в Орел, а потом хвосты на захоронение – опять под Мценск). Более того, на этом комплексе периодически выходит из строя механизированная линия по отбору отходов, и вторсырье отбирается просто вручную (что не позволяет выйти даже на заявленный минимальный процент отбора). То есть, по сути, мусор идет на захоронение практически неотсортированным. Региональный оператор не исключает возможности прекращения работы данного предприятия и его банкротства. В этой связи стоит упомянуть, что именно «Русресурс» ранее заявлял, что готов инвестировать в проект по строительству нового полигона для захоронения «хвостов». То есть в случае банкротства под вопросом окажутся не только сортировка, но и перспективные проекты – в частности, создание нового полигона в Новосильском районе. (Между тем проект по-прежнему числится в территориальной схеме обращения с отходами).
Депутат Виталий Рыбаков поинтересовался, почему при всех проблемах с «Русресурсом» договор с этим предприятием всё ещё не расторгнут? Александр Филатов пояснил, что альтернативы данному комплексу нет, поэтому сотрудничество продолжается. Но регоператор неоднократно информировал профильный департамент о наличии подобных системных проблем, а также указывал на необходимость определения в территориальной схеме порядка действий в случае внезапного прекращения работы какого-либо звена цепи – либо обеспечивающего обработку, либо – размещение хвостов. На текущий момент предполагается, что в случае прекращения работы «Русресурса» отходы будут перенаправлены по возможности на «Экосити» или захоронены на полигонах вообще без сортировки!
Мусора много – полигонов мало
Вместе с тем Александр Филатов сделал акцент на недостаточном количестве полигонов в области, отметив, что и действующие имеют массу проблем. Например, долгий срок эксплуатации, высокую степень заполнения карт, отсутствие новых площадей. В совокупности это может привести к значительным санитарно-экологическим проблемам. «Позиция «Зелёной рощи» в том, что действующие полигоны должны быть модернизированы и, возможно, следует рассмотреть возможность создания новых объектов по размещению отходов», – заключил Филатов.
Здесь стоит обратить внимание на тот факт, что в сети постоянно появляются заявления, что сортировка может достигать 100%, и, дескать, поэтому новые полигоны не нужны. Вместе с тем даже самый лучший сортировочный комплекс «ЭкоСити» показывает отбор полезных фракций лишь 60%. А с учетом того, что на других комплексах отбирают и того меньше (15% отходов), масса «хвостов», которые нужно где-то захоронить, очень велика. Поэтому полигоны не просто нужны, а остро необходимы региону! Например, в соседнем Брянске 13 полигонов. Понятно, что по численности населения Брянская область крупнее Орловщины, но не в 6 раз, а всего в полтора раза – 1 миллион 160 тысяч против 700 тысяч жителей у нас. Между тем, если посмотреть статистику по другим регионам, то число площадок для захоронения «хвостов» везде варьируется в пределах от 6 до 12. Острый дефицит полигонов и их малое количество в Орловской области предполагают очень длительную и нерациональную перевозку «хвостов» после сортировки. Так, отходы с «ЭкоСити» едут за 50 км, от «ЭкоГрада» – примерно на такое же расстояние. В итоге только в Мценском районе логистика не представляет проблем, – отметил в своем вступлении Александр Филатов.
Замруководителя областного департамента ЖКХ, ТЭК и энергосбережения Сергей Латынин отметил, что территориальную схему обращения ТКО ждет корректировка. Сейчас завершается процедура замеров, по которым будут скорректированы нормативы образования ТКО (мы неоднократно писали об этом). В следующем году по результатам новых замеров будет скорректирована и территориальная схема. Причем чиновник пообещал, что будет собрана специальная рабочая группа с участием всех звеньев цепи обработки, транспортировки и захоронения отходов. Что касается Брянской области, то, по словам Латынина, упомянутые 13 полигонов – не современные объекты захоронения, а старые свалки. (Здесь, думаю, стоит упомянуть, что и в Орловской области оба полигона далеко не ультрасовременные. В частности, сюжеты о том, как летом несколько дней горел Мценский полигон, давали практически все региональные СМИ).
Затронули депутаты и вопрос повышения тарифов для перевозчиков. Документы не успели пройти все необходимые инстанции, и повышение произошло на меньший размер, чем обсуждалось ранее на комитете. Бюрократическая машина показала свою неповоротливость.
Депутат Евгений Косогов обратил внимание на разницу в объемах отбираемых полезных фракций. Одно предприятие работает в разы лучше и эффективнее, чем все другие. И невольно возникают вопросы. Задачи у переработчиков повышать процент сортировки нет – об этом было заявлено чуть ранее. А есть ли такая задача у областного департамента? В чем смысл работы комплексов «Русресурс», «Экопласт» и «Экоград», если они отбирают вручную всего 10%? Это вообще можно назвать сортировкой, или правильнее в этом случае говорить о профанации? По мнению депутата, здесь однозначно имеет место профанация, причем платят за это жители Орловской области, которым повысили тариф в несколько раз по сравнению с тем, который действовал ранее.
Сергей Латынин отметил, что реформа подразумевает несколько этапов. На первом этапе нужно было направить потоки мусора на сортировочные комплексы. И отбирать те ресурсы, которые максимально загрязняют окружающую среду и дольше всего разлагаются: пластик, стекло, металл. Эта задача выполнена. На втором этапе стоит задача увеличения процента сортировки. И «ЭкоСити» как раз и наладил производство РДФ топлива, а также производство из отходов почвенно-грунтовой смеси. Эта доля как раз и составляет порядка 35%. Упомянутая почвенно-грунтовая смесь из пищевых и органических отходов в короткий срок (3-6 месяцев) способна перегнить и может быть использована для рекультивации свалок или как удобрение. И, по словам Латынина, такая задача перед департаментом и стояла и прописана в территориальной схеме. Модернизация производств (упомянутых ранее) также запланирована. И была прописана в 2022 году для того же «ЭкоГрада». Но открытие станции компостирования по судебному решению перенесли на 2025 год из-за того, что «ЭкоГрад» не смог это сделать из-за захламления территории и несвоевременного вывоза хвостов, где должна была строиться новая линия. Также в схеме предусмотрен запуск еще одного сортировочного комплекса ООО «ЭкоПолис», которое должно построить и полигон, и цеха по сортировке, включающие ту же линию по изготовлению РДФ топлива, что уже подразумевает гораздо больший процент отбора полезных фракций (мы также подробно писали про этот завод, поэтому не будем повторяться). Следовательно, вся дальнейшая работа будет вестись с упором не на увеличение мощностей сортировки (этого как раз хватает), а на увеличение процента отбора фракций для вторичной переработки.
История с концессией, о которой говорили весь прошлый год, поставлена на паузу. Грант на полигон не выделяется. Его можно получить только на сортировку или на комплексный объект, который включает и сортировку, и полигон. Свободного участка, который бы отвечал всем многочисленным требованиям (удаленность от населенных пунктов, защита водоносных слоев и т.д.), пока найти не удалось. И дело не только в жестких требованиях, но и в размерах необходимого участка, так как это будет достаточно большая площадь с охранной зоной.
Фейковая сортировка
Депутат Виталий Рыбаков в очередной раз напомнил, что имеются факты, что никакой сортировки в мценском пункте «Русресурса» не производится. Как ранее и сказал депутат Косогов, имеет место профанация. Причем в случае с мценской сортировкой этот процесс уже граничит со статьями Уголовного кодекса. Утром маленькие машины свозят на «сортировку» отходы и сваливают их в одну кучу. А уже после обеда погрузчик из этой же кучи нагружает большие машины, и они вывозят тот же самый мусор на свалку. Ситуация не меняется уже несколько лет. Подтверждение тому – брикеты отсортированного и спрессованного пластика, которые покрыты пылью в палец толщиной. То есть, скорее всего, эти брикеты лежат для отвода глаз. Если бы сортировка была постоянной, брикеты вывозились бы и не успевали покрыться таким слоем пыли. Следит ли кто-нибудь из органов власти, чтобы мусор сортировался, а не отправлялся напрямую на свалку без сортировки? – поинтересовался Виталий Рыбаков.
По словам Латынина, следить за сортировкой должны не органы власти, а надзорные федеральные органы – Росприроднадзор и Роспотребнадзор. Также в первую очередь должен вести контроль за соблюдением условий договора региональный оператор «Зеленая роща». Именно в «Роще» собираются данные по объемам сортировки и захоронения. Александр Филатов отметил, что в «Зеленой роще» существует отдел контроля, который следит и за местами накопления, и за деятельностью предприятий обработки. Что касается «Русресурса», то в адрес руководства неоднократно направлялись письма о том, что предприятие ненадлежащим образом выполняет взятые на себя обязательства. И по большому счету «Зеленая роща» имеет все основания расторгнуть договор, но поскольку территориальная схема не содержит никакой альтернативы (ни логистической, ни экономической), то у регоператора, по сути, нет никакого выхода, кроме как продолжать сотрудничество с предприятием, которое берет деньги за сортировку и везет отходы – все без разбора – на полигон. Вариант вывоза мусора на «ЭкоСити» привел не только к ухудшению качества вывоза отходов в ряде районов (так как транспорт перевозчиков вынужден был делать рейсы в Орел), но и, как следствие, – к увеличению издержек перевозчиков, которые никто не компенсировал.
Виталий Рыбаков высказал предположение, что отсутствие должного контроля со стороны регоператора может быть связано и с интересом самого регоператора. Ситуация чрезвычайно настораживает, так как «фейковая» сортировка противоречит не только сути самой реформы, но и ведет к ухудшению экологии.
Представитель регоператора в очередной раз напомнил об отсутствии альтернативы, прописанной в территориальной схеме. Без этого никаких рычагов влияния у регоператора не остается. Депутаты остались не удовлетворены таким ответом, так как ситуация с «сортировкой» на «Русресурсе» длится уже не первый год.
Перевозчики на голодном пайке
На этом фоне депутаты выдвинули предложение убрать из тарифа составляющую за сортировку отходов. Если по факту ее нет, то за что тогда собирают деньги с жителей? Уже третье заседание комитета нет ответа на вопрос, куда возить отходы из Мценска? Опять под Орел – 115 км, если считать туда-обратно? И это не оплачивается, как было сказано ранее!
Еще раз депутаты вернулись к теме повышения тарифа для перевозчиков. Вопреки предоставленным расчетам (а цены на запчасти выросли очень существенно), тариф был повышен вовсе не на ту величину, на которую рассчитывали перевозчики. Просьбы потерпеть звучат довольно странно, так как не видна перспектива – ради чего терпеть? Вместо решения проблем со сбором и утилизацией отходов регион в ходе реформы получил просто новый набор проблем.
Если нет места для нового полигона, его нужно искать! Сергей Латынин возразил, что полигон «ЭкоПолис» находится в высокой степени готовности, и его можно запустить в короткие сроки. «Вы же понимаете, что это никогда не произойдет – концессия полигона, вы сами сказали, невозможна», – напомнили депутаты только что прозвучавшие слова. «Будем запускать полигон без концессии. Силами самого предприятия, которое этот полигон и строило», – парировал Латынин.
«А нужен ли нам регоператор?»
В ходе бурного обсуждения депутаты озвучили идею пригласить представителя Корпорации развития Орловской области (как учредителя компании-регоператора), чтобы учредитель оценил работу своего «детища». Если регоператор не справляется даже с контролем за сортировкой, и у него нет никаких рычагов воздействия на частные компании, может быть, имеет смысл вообще отказаться от регоператора как от бесполезной «прокладки» и поручить работу либо самой корпорации, либо профильному департаменту? Коллегам напомнили, что относительно недавно уже озвучивалась инициатива признать работу «Зеленой рощи» неудовлетворительной и расторгнуть с регоператором инвестиционное соглашение, так как оно все равно не выполняется. (А наличие инвестсоглашения было хоть и не единственным, но, пожалуй, самым существенным аргументом, из-за которого именно «Зеленая роща» была выбрана регоператором).
Александр Филатов напомнил, что регоператор и не создает инфраструктуру по обращению с ТКО, а использует то, что уже создано в регионе. Депутат Евгений Косогов отметил, что если посмотреть на карту, то видно, что ряд районов вместо Мценска вполне мог бы возить отходы на сортировку и захоронение в Ливенский район. Почему регоператор не вышел с предложением перенаправить потоки таким образом? Минимум 4-5 районов можно перенаправить из Мценска в Ливны. Вообще вызывает массу вопросов, почему с предложениями, как оптимизировать потоки отходов, выходят депутаты, а не руководство «Зеленой рощи»? Также Косогов обратил внимание, что 75 человек (имелся в виду штат административного аппарата регоператора) с довольно неплохими для Орловской области зарплатами – порядка 45 тысяч – не могут наладить работу уже несколько лет. Также странно, что регоператор не представляет инициативы по развитию и не рассказывает, как будет дальше развиваться сфера обращения ТКО, а постоянно говорит о неразрешимых проблемах. Нет информации о том, как будет вестись рекультивация старых полигонов.
«Я не я, и проблема не моя»
Учредитель и директор ООО «Русресурс» ловко ушел от обсуждения вопроса, почему предприятие вывозит мусор сразу на полигон без сортировки. По его словам, еще в 2021 году с предприятия были уволены два человека, которые якобы и отвечали за это решение (не сортировать). Далее он объяснил, что работа комплекса велась с 2019 года «с колес». То есть машины сразу поступали на подачу, и после сортировки «хвосты» сразу вывозились с территории. Процент сортировки был 10-12% при прописанных в тарифе 15% отбора. Но после начала пандемии возникли проблемы с реализацией ВМР (вторичных материальных ресурсов), то есть всего того, что отбирается из отходов на сортировке. С начала пандемии сократился спрос на вторсырье. Это стало первой причиной.
Как заявил с трибуны руководитель «Русресурса», основные проблемы с «Зеленой рощей» начались, когда на предприятие приезжали руководитель корпорации развития Шин и представитель «Зеленой рощи» (тут возникли проблемы с персоналиями, так как руководители менялись со страшной скоростью). Визитеры открыто заявили, что работать предприятию не дадут, и лучше Бурмистрову просто передать им землю под действующим бизнесом. Предварительно, в феврале 2021 года, с «Русресурсом» был расторгнут договор на вывоз отходов из шести районов. Причем срыв графика составил «всего» 2,5 недели. По мнению выступавшего, это было совершенно несправедливо. После одностороннего расторжения контракта представители «Зеленой рощи» отправились в банк и вскрыли гарантию из-за расторжения контракта. По этой гарантии банк выплатил 14 миллионов рублей. При этом не совсем понятно, как вообще эта история до сих пор не заинтересовала правоохранительные органы? Как заявил Бурмистров, он сейчас готовит документы, чтобы эта история получила дальнейшее развитие уже в правовом русле.
Еще одна проблема, по словам Бурмистрова, это «хвосты». По закону они не являются собственностью сортировщика. «Хвосты» принадлежат «Зеленой роще», и, соответственно, сам регоператор обязан вывозить их своевременно и в полном объеме на захоронение. Однако с 2019 «хвосты» в полном объеме с территории «Русресурса» не вывозились. В первый год «Русресурс» вывозил «хвосты» после сортировки своими силами. Потом с предприятием был расторгнут контракт, и регоператор заявил, что «Зеленая роща» будет организовывать вывоз своими машинами. Однако нормально эту работу так и не наладили. В итоге по решению суда регоператор должен вывезти 26,5 тысячи тонн. Это сопоставимо с годовым оборотом всех отходов, которые поступают на предприятие! За три года предприятие неоднократно штрафовали за нарушение природоохранного законодательства. Участок, где сложены «хвосты», принадлежит «Русресурсу», следовательно, по мнению всех проверяющих, предприятие и виновато в допущенных нарушениях. Чтобы понять динамику: только за декабрь скопилось 462 тонны «хвостов». Норма – 65 тонн, которые могут вывезти за смену.
Почему мы так подробно расписываем конфликт предприятия с регоператором? Просто чтобы показать, какой «порядок» творится в этой сфере.
Что касается перспектив банкротства, то, по словам Бурмистрова, заявление ФНС еще не говорит о серьезных проблемах. Сумма долга была выставлена как доначисление налогов по совершенно другому виду деятельности «Русресурса», так как предприятие помимо отходов занимается еще и другими видами бизнеса – производством, переработкой и торговлей продуктами питания. Поэтому руководитель предприятия уверен, что разрешит ситуацию с долгами перед налоговой. Что касается регоператора, то Бурмистров уверен, что «Зеленая роща» совершенно не способна наладить работу – и опыт последних лет тому подтверждение.
Кстати, сейчас идет заключение договоров с регоператором на следующий год. В договорах прописано, что переработчик за свой счет должен внедрить автоматическую систему учета отходов. Но когда 4 месяца назад подавались документы на согласование тарифа, речи ни о каком внедрении новой системы не шло. Соответственно, в тариф эти расходы не включены.
В сухом остатке
Подводя итоги обсуждения, председатель комитета Сергей Кутенев отметил: «Тему вывоза, переработки, сортировки и захоронения отходов мы обсуждаем уже не первое заседание комитета и продолжим делать это впредь. Депутатам важно, чтобы был найден консенсус между всеми участниками процесса, выработаны решения, которые помогут вывести сортировочные заводы из состояния кризиса, и позволят работать эффективнее. При этом мы не должны забывать о выполнении указов президента России, о соблюдении экологических норм и населении, которое не готово платить по высоким тарифам. В течение года нами неоднократно давались рекомендации органам исполнительной власти Орловской области, как стабилизировать ситуацию, теперь ждём ответной реакции. Нужно еще раз направить их в департамент и курирующему заместителю губернатора».
Депутат Евгений Косогов предложил участникам рынка не биться поодиночке с «Зеленой рощей» и профильным департаментом, а собрать все свои предложения и внести их в профильный департамент, чтобы депутаты могли со своей стороны помочь в решении скопившихся проблем. При этом обсуждение показало, что между участниками рынка и властью есть серьезные разногласия – они не могут договориться даже по важнейшим базовым вещам. В этой ситуации депутаты могли бы выступить тем мостиком, который поможет сторонам найти общий язык.
Сергей МИЛЯХИН