№14 (52) от 28 декабря 2022 г.
На заседании профильного комитета горсовета обсудили ставший уже вечным вопрос о ремонте городских мостов. Речь шла о трех мостах: ремонт одного уже давно завершился, но теперь он требует постоянных доделок-переделок. Второй – Красный – ремонтируют сейчас. А третий только готовится к ремонту. Оказалось, что недоработки и опасения на перспективу есть по всем трем объектам. Насколько они существенны – судить не беремся. Но факты упрямая вещь: проблемы возникают на всех этапах ремонта. Начиная от подготовки и заканчивая эксплуатацией уже готового объекта. Не говоря уже о самом ремонте, сроки которого опять могут потеряться в туманной перспективе. Впрочем, чиновники, как всегда, лучились оптимизмом.
«Техническая ошибка» на 611 миллионов?
Одним из самых интересных стал вопрос о ходе работ на Красном мосту. Напомним, 28 ноября (то есть всего за несколько дней до заседания комитета) заказчик получил положительное заключение госэкспертизы на проект. Напомним, еще в марте 2022-го сумма контракта составляла один миллиард 528 миллионов рублей. Теперь же «цена вопроса» подскочила сразу до двух миллиардов 460 миллионов рублей. Впрочем, с последней суммой возникла, мягко говоря, непонятная ситуация. В документах, которые получили депутаты, эта сумма была разбита на две строки. По первой строке 611 млн рублей из общей суммы почему-то предназначались заказчику, то есть городским властям в лице УКС Орла. Оставшиеся 1,8 млрд рублей – непосредственно подрядчику – ООО «УМК №22». Депутаты попытались выяснить – за что это УКС собирается получить аж 611 миллионов?
«Общая стоимость работ составит 1,8 млрд рублей. Подрядчик подал заявку на 2,4 млрд рублей, но госэкспертиза срезала стоимость до 1,8 млрд рублей», – сообщил собравшимся начальник городского управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства Алексей Мельников.
«А что это за затраты службы заказчика на 611 млн рублей?» – уточнил депутат Александр Головин.
«Это те работы, которые были выполнены ранее, предыдущим подрядчиком», – заявил Мельников.
«Можно еще раз? То есть «Ремспецмост» провалил реконструкцию Красного моста, а мы ему 611 млн рублей выплатили?! Это что, так получается?» – вмешался в диалог председатель комитета Валерий Глущенко.
«Нет-нет, уважаемые коллеги. Я думаю, что в данную подготовленную справку просто вмешалась техническая ошибка», – попытался спасти ситуацию заммэра Орла Вадим Ничипоров. «Но сумма-то тогда всё равно не бьётся на 600 млн рублей?» – не унимались депутаты.
«Надо внимательнее посмотреть, мы уточним справку. Но, думаю, это всё-таки техническая ошибка. Стоимость работ составляет 1,8 млрд рублей», – заключил Ничипоров.
Далее чиновники путано пояснили, что подрядчик заходил в экспертизу с суммой 2,4 миллиарда, но экспертиза согласовала только 1,8 миллиарда, и именно столько теперь стоит объект. И более того – подрядчик согласился доделать мост именно за такую сумму. Куда растворились 600 миллионов, покрыто тайной.
Туманные перспективы
Впрочем, еще интереснее, чем «техническая ошибка», оказался вопрос поставки балок – основного элемента Красного моста. Если будет сорвана их поставка, то, соответственно, сдвинутся и сроки сдачи всего объекта. Уже сейчас работы идут круглосуточно. А работать по 36 часов в сутки, даже такая талантливая фирма, как «УМК №22», вряд ли сможет. Депутат Владимир Негин напомнил, что производитель требует серьезную предоплату (порядка 90%). В этом году подрядчику не предусмотрено перечисление денег на приобретение балок. Но это еще цветочки. Ягодки в том, что на изготовление балок необходим очень большой период времени, а по графику подрядчик собирается монтировать эти конструкции уже в начале февраля.
«Вопрос не решен до конца. От области у нас еще нет соглашения. Как только будет соглашение, доведены дополнительные лимиты… Инициативу администрация города уже проявила – заявка направлена. Заключение госэкспертизы направлено. Договор (контракт), который предусматривает авансирование работ, направлен. Теперь «мяч на стороне» департамента администрации области, чтобы изыскать дополнительные лимиты и довести их до администрации города», – рассказал Мельников.
Опять коллегу поддержал Ничипоров: «Если лимиты с 23-го года на 22-й год не перетащены, и они будут доведены в 2023 году – подрядчик заверяет, что к ноябрю объект будет готов. Если лимиты к 1 февраля придут, и заключат договоры на поставку, то с марта начнут монтаж», – излучал оптимизм Ничипоров. Упомянув, что с поставщиком ранее уже заключен предварительный договор и зарезервировано изготовление балок. При этом опять произошло разночтение по цифрам. Если Мельников говорил об авансе в 90%, то, по словам Ничипорова, аванс нужен всего в размере 50%.
Что первично – курица или яйцо?
Не менее интересным получилось и обсуждение предстоящей реконструкции моста на улице Колхозной. Как рассказал Алексей Мельников, ПСД готова. Документы загружены в главгосэкспертизу, однако проектный комитет счел нецелесообразным дальнейшее прохождение экспертизы, так как не проработан вопрос о финансировании объекта. Прорабатывать его должен областной департамент совместно с Минтрансом. Только после того, как будут доведены лимиты, можно продолжить экспертизу.
Депутат Александр Головин отметил, что это далеко не первый случай, когда город тратит деньги на подготовку проекта и непонятно, что будет дальше. Например, если не дадут финансирование – зачем тратились на ПСД?
Опять в беседу вступил Вадим Ничипоров: «Минтранс впервые так поступил. До этого нам говорили: вы к нам не обращайтесь [за финансированием], пока не разработаете ПСД. Теперь у них приоритеты поменялись». Депутаты поинтересовались, что планирует делать администрация?
Заммэра Вадим Ничипоров заявил, что они планируют сделать новую экспертизу еще и на местном уровне – в Орле. Головин удивился: разработаете еще один проект, а что с деньгами? Ему пояснили, что Минтранс требует сначала проект, и только потом будет рассматривать вопрос финансирования.
Как в случае с «технической ошибкой», осталось совершенно непонятно, что все же первично – договориться о выделении лимитов или разработать ПСД?
Теперь придется городу искать средства на разработку ПСД (точнее, на прохождение экспертизы, как один из этапов разработки). Раз процесс прохождения экспертизы на более высоком уровне заморожен, то эти средства можно вернуть и заплатить за экспертизу на уровне пониже – в Орле. При этом процесс экспертизы займет порядка 1,5 месяца. Сама ПСД уже готова. Если говорить о сдвиге сроков (а начало ремонта объекта было запланировано на 2023 год), то они пока несущественные. Но есть и вопросы без ответа: сколько будут областные чиновники договариваться с Минтрансом и чем закончатся их переговоры?
Доделки-переделки
Третий вопрос касался уже отремонтированного объекта. В Орле мост Дружбы народов продолжает стоять без защитных ограждений, которые могли бы уберечь пешеходов от брызг с проезжей части. Когда же наконец появятся обещанные экраны? – задались вопросом депутаты. Зампред горсовета Владимир Негин эмоционально заметил, что на разработку предложений, как защитить орловцев от брызг с дороги, городскому управлению строительства было дано достаточно времени. Однако управление с поставленной задачей не справилось.
На комитете начальник ведомства Алексей Мельников показал депутатам несколько возможных вариантов дизайна ограждений, подсмотренных в других областях. При этом самое главное – цену вопроса – депутатам так и не назвали. Ответ возмутил Владимира Негина. Зампред горсовета напомнил, что была задача – защитить людей от брызг. «Если бы из представленных вариантов все были способны справиться с задачей, то вопросов нет. Депутатам только осталось дизайн выбрать. И цену бы указали – это два миллиона, это – пять, это – сто. А вы что предлагаете, чтобы мы сами выбирали, как людей от брызг защищать? Это первый вопрос. И второй вопрос. Мы сейчас верстаем бюджет. Я так понимаю, что вы и в бюджет Орла на 2023 год эти работы не заложили. То есть опять в 2023 году люди будут мучаться от брызг. Сессия уже во вторник!» – заключил Негин.
Кстати, о том, что нельзя делать тротуары на мосту на одном уровне с проезжей частью, предупреждали и депутаты, и мостовики, и просто жители еще в то время, когда готовился проект, и когда только начались работы. То есть проект еще можно было скорректировать. Однако мост Дружбы сделали так, как сделали. Более того, по первоначально представленному проекту и Красный мост тоже планировали реконструировать с той же заранее спроектированной проблемой. Чтобы потом городить «городульки» и устанавливать всякие экраны для защиты пешеходов. Правда, из-за шума вокруг моста Дружбы власти «переобулись в прыжке» и теперь уже говорят о том, что тротуары будут приподняты над проезжей частью. А с мостом Дружбы история получила продолжение уже на сессии горсовета.
Как пишут наши коллеги из издания «ОрелТаймс», «чиновникам из администрации Орла всё-таки удалось успеть посчитать стоимость установки ограждений и внести этот пункт в проект бюджета на будущий год. Выяснилось, что монтаж защитных экранов обойдётся в 2,3 миллиона рублей. К слову, ранее на комитете по строительству и перспективному развитию города депутатам предлагали сразу три варианта возможных заграждений, однако из-за того, что сумма установки не была рассчитана, выбирать народные избранники ничего не стали, так что какой именно проект стоит 2,3 миллиона, заммэра Алексей Степанов не уточнил», – пишет издание.
Так что есть надежда, что одной проблемой на мосту Дружбы станет меньше. Что будет с постоянно текущими деформационными швами, которые городу теперь придется чинить бесконечно и за свой счет, мы расскажем в наших следующих статьях.
Сергей МИЛЯХИН