№1 (53) от 18 января 2023 г.
В стране продолжается «мусорная» реформа. Что нового, кроме повышения тарифов за вывоз ТКО, ждет орловцев в 2023 году, подробно рассказали на пресс-конференции в компании «Зеленая роща». Сколько мусорных ведер теперь нужно иметь жителям, куда таскать старые диваны, перестанут ли контейнеры утопать в отходах? Вопросы журналистов были разнообразными и довольно острыми. Так, например, коллеги припомнили регоператору обещание инвестировать несколько сотен миллионов в «мусорную» отрасль и напрямую спросили: когда же орловцы увидят эти инвестиции? Расскажем обо всем подробно.
Перевозчики и сортировщики все те же
100% отходов в регионе, как известно, отправляется на сортировку. При этом процент полезных фракций, которые вместо свалки поступают в переработку, на каждом из четырех существующих в области мусороперерабатывающих комплексах очень сильно отличается. Но не стоит забывать, что есть модернизация. В частности, предприятия постоянно закупают новые линии и расширяют процент отбора полезных фракций. Например, ставят машины по изготовлению компоста (раньше органика шла на свалку), который может быть использован во многих сферах, в том числе и для рекультивации тех же старых полигонов ТБО. Или же приобретают установки для изготовления РДФ-топлива. Впрочем, не везде прогресс шагает семимильными шагами. Возможно, скоро Орловщина выпадет из списка регионов, которые все 100% отходов направляют на сортировку. В случае, если прекратит работу мценский сортировочный комплекс, может быть принято решение о направлении мусорных потоков сразу на полигоны без предварительной сортировки.
Судьба нового комплекса «ЭкоПолис» по-прежнему покрыта тайной. Власти неоднократно переносили сроки запуска этого современного производства. Однако ни один из обещанных сроков не оправдался. На пресс-конференции у руководителя компании-регоператора Александра Муромского поинтересовались: может быть, в «Зеленой роще» знают, когда же стартует сортировка на «ЭкоПолисе»? Увы. Пока в территориальной схеме на 2023 год этот комплекс не значится. Равно как и новый полигон, который расположен там же. Так что полигоны останутся прежними, и все «хвосты» (остатки после отбора вторичного сырья) будут отправляться под Мценск или под Ливны. Других полигонов в ближайшее время в регионе не предвидится.
Теми же останутся и компании-перевозчики. С ними заключили контракты сроком еще на год. В конце 2023 года пройдет очередной аукцион по выбору перевозчиков, и тогда же будет принято решение о сроке действия договоров. Возможно, в следующий раз контракты с перевозчиками будут заключаться уже не на год, а сразу на три года. Напомним, чем дольше срок контракта, тем проще бизнесу, так как появляется уверенность в завтрашнем дне и возможность планировать производственные процессы.
Большой брат все видит
Одним из серьезных нововведений станет внедрение автоматической системы управления отходами (АСУ). Программная часть комплекса разработана российской производственной компанией «Большая Тройка». Известно, что эта фирма является резидентом Сколково и обладает определенным опытом в создании специализированного ПО в сфере обращения с отходами. Подобная система уже внедрена в более чем 20 российских регионах. Весь прошлый год шло обучение сотрудников и наполнение системы данными, чтобы с нового года инструмент заработал уже в полную силу. Сейчас в систему загружены сведения про более чем 19 000 мест накопления отходов. Загружены данные по всем мусоровозам. Что характерно, на карте каждая точка, где размещены контейнеры, графически показывает степень их заполненности.
Как все это выглядит в Орле, журналистам объяснили в ходе пресс-конференции. Специальный зал оборудован под нескольких операторов, а на стене размещены огромные экраны. Программа поддерживает все бизнес-процессы и охватывает всю деятельность «Зеленой рощи» – от заключения договоров с «отходообразователями» до раздачи ежедневных нарядов на вывоз мусора водителям. Автоматизированная система дает возможность осуществлять полный контроль за перемещением мусора от контейнера до места утилизации или обработки. Система автоматически прокладывает оптимальные маршруты для мусоровозов, исходя из схемы дорог, расположения объектов обработки или захоронения отходов, а также типа машин и контейнеров. Предполагается, что благодаря неусыпному контролю для недобросовестного подрядчика будет полностью исключена возможность выгрузки собранного мусора в неположенном месте. АСУ ставит задачи на вывоз и транспортировку мусора, раздает маршруты водителям, ведет мониторинг выполнения задач в режиме реального времени и контролирует результат и качество работ.
Важной составляющей АСУ является специальный функционал, куда имеют доступ водители мусоровозов. Предполагается, что они будут снимать контейнерные площадки до вывоза контейнера и после. И эти снимки всегда могут быть использованы для разрешения спорных ситуаций. Кстати, если в договорах с перевозчиками в 2022 году использование тех же спутников ГЛОНАСС было прописано как право, то в договорах, которые начали действовать с 2023 года, это уже обязанность.
Кстати, ранее мы писали о том, что на круглом столе в облсовете выступали представители сортировочных комплексов, которых обязывают устанавливать элементы системы АСУ за свой счет (более того, эти затраты оказались не включены в тариф для сортировки). На пресс-конференции руководитель «Зеленой рощи» Александр Муромский уточнил, что этот момент удалось урегулировать, и все оборудование (камеры, серверы и прочую технику) регоператор поставит за свой счет. От сортировочных комплексов требуется лишь предоставить доступ для монтажа систем фото- и видеофиксации.
Вниз по антирейтингу
Кстати, еще пара слов о компьютерных технологиях. На пресс-конференции упомянули работающую в регионе систему «Инцидент-менеджмент», куда стекается информация обо всех обращениях и жалобах местных жителей. В 2022 году поступило 1100 обращений граждан о проблемах в сфере обращения с ТКО, в том числе жалобы на переполненные контейнеры либо их отсутствие, вопросы по оплате услуг, по выпуску квитанций и т.д. Годом ранее таких обращений было почти две тысячи, из чего руководство «Зеленой рощи» делает вывод, что ситуация с вывозом отходов налаживается.
Коснулись на пресс-конференции и своеобразного антирейтинга по отраслям. Оказывается, в Орловской области существует и такой (хотя, честно говоря, мне лично ни разу не удавалось с ним познакомиться). В этом антирейтинге на первой строчке та отрасль (сфера), которая получает больше всего жалоб и обращений. В 2022 году «Зеленая роща» из 10 наиболее проблемных отраслей занимала 5-е место, но к концу года удалось «отъехать» от антилидеров уже на 7-ю строчку. При этом в компании признали, что вопросы все еще остаются. Причем в одиночку решить ряд проблем (к примеру, такие, как разбитые подъездные пути или заставленные машинами дворы, из-за чего мусоровозы не могут проехать и забрать мусор из контейнеров) не удастся.
На два ведра
Стало известно и сколько же ведер теперь придется ставить орловцам на кухне. Никто не будет обязывать сортировать мусор, как на Западе: отдельно бумагу, отдельно пластик, отдельно стекло, металл и пищевые отходы. Разделение будет по двум критериям: на отходы, которые можно переработать, и те, которые нельзя (так называемые «сухие» и «мокрые»). Поэтому постепенно в городах будет появляться все больше и больше специальных контейнеров синего цвета (для «сухих» отходов, пригодных для вторичной переработки). Кстати, орловцы уже привыкли к оранжевым контейнерам точно для тех же целей. Как оказалось, это был эксперимент одного из сортировочных комплексов. Поэтому и вывозом таких контейнеров занимались не перевозчики, обслуживающие конкретный район города. Как стало понятно на пресс-конференции, теперь этот эксперимент закончен. За вывоз мусора в районах будут отвечать только перевозчики. И они же будут следить за вывозом синих контейнеров, специально закупленных, чтобы люди могли разделять мусор для более удобной сортировки и последующей переработки (просто чем чище отходы, тем выше на них цена, а когда все перемешивается в одном ведре, стоимость такого вторсырья резко падает). Впрочем, оранжевые контейнеры могут и не пропасть с улиц. Но это возможно только в том случае, если точки их размещения будут включены в схему. Кстати, в отличие от контейнеров для «мокрых» (и, соответственно, скоропортящихся) ТКО, эти вывозят не по жесткому графику, а по мере наполнения. Информация, кто и как отслеживает наполнение таких контейнеров, увы, так и не прозвучала.
Но в целом отношение к вывозу новых контейнеров в корне изменилось. Раньше перевозчики имели право вывозить специальные контейнеры. В новых договорах за перевозчиками закреплена уже обязанность это делать. Пока площадки для отсортированных ТКО появятся лишь в трех городах: Орле, Ливнах и Мценске, а также в Орловском муниципальном округе. И опять же во дворах многоэтажек пока мы такой роскоши не увидим. Первыми местами установки станут территории школ, детских садов, больниц и места общего пользования. Работа будет вестись постепенно. И, как рассказал руководитель «Зеленой рощи» Александр Муромский, на этот год стоит задача максимально информировать жителей о том, для чего нужно сортировать отходы и как это делать.
Что же касается жителей многоэтажек, то тут с сортировкой уже возникли первые сложности. Как пояснил Муромский, несколько управляющих компаний уже обращались к регоператору для установки синих контейнеров под раздельный сбор отходов. Однако без отдельной контейнерной площадки поставить их невозможно. Поэтому УК придется сначала самим оборудовать отдельные площадки для установки таких контейнеров, и лишь потом жители многоэтажек начнут делить мусор на два ведра. Кроме разделения на «сухие» и «мокрые» отходы, в Орловской области останется практика установки огромных бункеров для крупногабаритных отходов (КГО). О них расскажем особо.
Ищите бункер!
Главная проблема с вывозом в Орле КГО – это нехватка площадок для их накопления. Зачастую орловцы видят, что старую мебель и бытовую технику складируют прямо возле подъездов. Жителей понять можно – вынесли, к примеру, холодильник или диван и оставили. А уже УК заказывает машину, которая периодически забирает все, что накопилось. Ситуация с вывозом КГО очень напоминает маятник, который качается то в одну, то в другую сторону. Напомним, несколько лет назад жителей заставляли чуть ли не самих нанимать грузовые такси и везти свои старые диваны на полигон. Затем власти милостиво сжалились над горожанами (а скорее всего, поняли, что механизм с грузовыми такси совершенно не работает) и разрешили орловцам оставлять свои старые шкафы у подъездов. Сейчас маятник опять качнулся в сторону «тащите сами».
По словам Александра Муромского, входы в подъезды – это не место для складирования старых холодильников. Перевозчик должен приехать на место и механически собрать весь крупногабаритный мусор. А механизированному сбору часто мешают припаркованные возле подъезда машины, да и заехать крупногабаритной технике удается не во все дворы. Муромский считает, что в «спальных» районах необходимо создавать специальные площадки для складирования КГО. Работа по их размещению уже началась, хотя и не в том объеме, чтобы решить эту проблему кардинально. Как жители будут таскать неподъемные шкафы, стиральные машины и диваны на такие площадки, увы, не разъясняется. На пресс-конференции прозвучал типичный вопрос: как быть хрупкой девушке, если, к примеру, необходимо выкинуть тяжелый крупногабаритный диван? Муромский посоветовал найти ближайший восьмикубовый бункер для КГО и отнести диван туда. «А если нет поблизости?» – «Ищи бункер!» – посоветовали коллеги.
Впрочем, напомню, подобные идеи (чтобы люди таскали на себе тяжести) уже звучали, так что есть надежда, что когда-нибудь здравый смысл возобладает над идеями реформаторов, и маятник опять качнется в сторону жителей. И они вновь будут избавлены от необходимости тащить на своем горбу холодильник или диван до ближайшей площадки КГО, которая может быть через несколько кварталов. Пока таких площадок, напомним, кот наплакал, но скоро будет больше.
Контейнеры наши, площадки ваши
Коснулись на пресс-конференции и проблемы обычных контейнеров – не для «сухих» отходов и не для КГО. Александр Муромский напомнил, что по действующему закону контейнеры в МКД – это забота управляющих компаний или ТСЖ. Если речь о контейнерах в местах общего пользования, то это уже забота муниципальных властей. Как отметил Муромский, в бюджеты многих городов и поселков удалось заложить на новый год средства и на обустройство новых контейнерных площадок, и на закупку самих контейнеров. При этом размер средств, которые регоператор имеет право направлять на приобретение контейнеров, остался прежним – всего 1% от установленного тарифа.
Александр Муромский напомнил, что в «Зеленой роще» был создан ремонтный цех, где в 2022 году отремонтировали 860 контейнеров. План на 2023-й – ремонт 1040 контейнеров. Помимо ремонта будет куплено и порядка 300 новых контейнеров, которые в первую очередь пойдут в те отдаленные деревни и села, где пока контейнеров нет. Кстати, до сих пор не заключены контракты с некоторыми физическими лицами. В основном речь о тех деревнях, где, как было сказано выше, просто нет дорог для мусоровозов и, соответственно, нет контейнеров. Что касается так называемых «юриков» (юридических лиц), то по закону все они обязаны заключить договор на вывоз ТКО, и даже в отсутствие договора оплачивать оказание жилищно-коммунальной услуги. Сейчас примерно 50% орловских юридических лиц заключили договор с «Зеленой рощей». По словам Муромского, в этом вопросе не все однозначно: например, есть организации (скажем, служба такси), где отходы не генерируются. В качестве еще одного наглядного примера Муромский привел как раз то здание, где происходила пресс-конференция. В бывшем корпусе завода «Орлэкс» арендует помещения не один десяток различных юридических лиц. И собственник здания заключил договор на вывоз отходов со всеми арендаторами. Соответственно, за вывоз мусора отвечает не каждый отдельно, а только собственник здания, который и заказывает вывоз отходов по мере заполнения контейнеров.
Юридические лица, кстати, могут оплачивать вывоз ТКО двумя способами. По фактическому вывозу (когда «юрик» сам организует контейнерную площадку и оплачивает вывоз мусора в зависимости от его регулярности и количества контейнеров). И второй способ – оплата по нормативу. Норматив установлен для каждой сферы деятельности. Соответственно, мяч на стороне юридических лиц. Либо они устанавливают контейнеры и оборудуют контейнерную площадку, либо платят по нормативу (последнее в основном касается юрлиц, которые располагаются в помещениях, встроенных или пристроенных к жилым домам, так как у них часто нет физической возможности оборудовать свою контейнерную площадку). Гораздо выгоднее иметь свой контейнер, но это возможно лишь для тех организаций, которые расположены в отдельно стоящих зданиях. Для контейнерных площадок тоже установлены определенные требования и далеко не везде их можно выполнить.
Несите ваши денежки!
Естественно, на пресс-конференции обсудили и вопрос увеличения тарифов. С 1 декабря плата за вывоз ТКО выросла на 7%. Сегодня тариф на вывоз 1 куба мусора – 506,5 рубля. Для жителей многоквартирных домов и частного сектора суммы в квитанциях по-прежнему будут разными. Считается, что жители частных домов за год образуют 2,5 кубометра отходов, в то время как жители многоэтажек – лишь по 2 кубометра. Таким образом, в квитанциях жители увидят следующую цифру: новый тариф (за 1 кубометр), умноженный на два куба (объем за год) и разделенный на 12 месяцев, так как квитанция приходит ежемесячно. То есть каждый житель многоэтажки уже в январе получит в квитанции 84 рубля 42 копейки, а житель частного дома (в городе) 105 рублей 52 копейки. Что касается жителей сельской местности, то для них установлена плата 94 рубля 97 копеек.
Коснулись на пресс-конференции и вопроса, как платить владельцам недвижимости, которые не проживают в своих квартирах. У некоторых орловцев, разочаровавшихся в банках, «длинные» деньги вложены в недвижимость. Множество таких квартир стоит пустыми. Естественно, никакие отходы там не образуются – ведь люди по факту в них не живут, но исправно получают квитанции на оплату вывоза мусора. У Муромского спросили, как быть в такой ситуации?
По его словам, обычно человек прописан по какому-то одному адресу, и туда приходит квитанция. Кроме того, бывают ситуации, когда человек выезжает на какое-то время. Тогда в УК достаточно представить подтверждающие документы, что человек отсутствовал, и на этот период будет произведен перерасчет. Однако наши читатели сообщают, что проблема достаточно острая и доказывать факт проживания только в одной квартире приходится долго и упорно. Причем не всегда успешно.
В целом платежная дисциплина населения выросла. Собираемость составила 95%, причем недостающие 5% удается компенсировать за счет того, что идет активная работа с должниками, и платежи за прошлые периоды компенсируют недоплату. В последние месяцы рост дебиторской задолженности прекратился. И на 2023 год стоит задача довести собираемость платежей до максимума, а также скорректировать базу абонентов.
Дело ясное, что дело темное
Стоит отметить, что в Орле до сих пор нет ясности с нормативом образования ТКО, от которого напрямую зависит размер тарифа. Как уже неоднократно писали наши коллеги из издания «ОрелГрад», профильным областным департаментом был проведен конкурс по выбору организации, которая должна была провести замеры и определить, сколько же мусора выбрасывают жители частного сектора, а сколько – жители многоэтажек. Судя по озвученной на пресс-конференции информации, норматив до сих пор не пересмотрен. Результаты проведения замеров профильный департамент также не опубликовал. Поэтому, сколько на самом деле производят мусора орловцы – это одно, а за сколько они платят – это совсем другое. Увы, представителей профильного департамента и областного управления по тарифам на пресс-конференции не было, так что тема осталась не раскрыта.
Также не удалось прояснить, кто и как устанавливает тарифы для сортировочных комплексов. Почему те предприятия, которые отбирают больший процент полезных фракций, имеют меньший тариф, чем те, кто отправляет в хвосты практически все, что привозят? Такая система напрочь лишает всю мусорную реформу хоть какого-то смысла, так как сортировочные комплексы оказываются экономически не заинтересованы устанавливать дополнительное оборудование и лучше сортировать мусор. Ведь им тогда снизят тариф! Увы, этот вопрос нужно адресовать управлению по тарифам, которое в отличие от регоператора пресс-конференции не проводит. Но даже если откинуть все то, что выпадает из зоны действия «Зеленой рощи», и оставить чисто ее компетенции – то и тут не все ясно и понятно.
Например, в октябре 2021-го на своем сайте регоператор размещает информацию, что ветки и ботва с огородов не входят в ТКО, https://greenpark57.ru/news/vetkam-ne-mesto-v-kontejnerax-dlya-tko и, соответственно, регоператор вывозить такой мусор не будет. А на пресс-конференции был задан вопрос: почему жители частного сектора платят за два с половиной кубометра, а жители многоэтажек платят за вывоз двух «кубов»? И в очередной раз регоператор поведал, что такая разница установлена из-за того, что в частных домах есть приусадебные участки, соответственно, вывоз ботвы и веток уже заложен в тариф. Правда, Александр Муромский сделал оговорку, что вывозить не будут крупные стволы деревьев, и если ветки опилены не в частном секторе, а, к примеру, во дворах многоэтажных домов, то тогда вывоз мусора становится задачей управляющих компаний.
Цели инвестирования будут пересмотрены
На пресс-конференции задали и вопрос, который неоднократно поднимался на профильных комитетах облсовета – почему не исполняется инвестиционный договор, подписанный регоператором. Напомним, именно этот инвестдоговор стал одним из основных критериев, по которому «Зеленую рощу» предпочли другой организации, также подававшей документы на конкурс по выбору регоператора. По словам Александра Муромского, проблема в изначально составленной территориальной схеме. Первоначально планировалось вывозить и перерабатывать значительные объемы мусора (347 тысяч тонн), но в ходе работы выяснилось, что в регионе столько мусора не образуется. Весовой контроль показывает, что орловцы производят всего 200 тысяч тонн ТКО. Также предполагалось (исходя из огромного объема отходов), что потребуются станции перегрузки и ряд других моментов. Поэтому и в компании-регоператоре, и в профильном департаменте пришли к выводу, что некоторые вещи делать нецелесообразно. Поэтому инвестиционный договор находится в стадии корректировки. Кстати, в эти же дни проходит корректировку и территориальная схема. И после ее утверждения можно будет корректировать и инвестпрограмму, так как многие вопросы определяет именно территориальная схема.
В качестве инвестиций регоператор закупает технику, которая используется для перевозки «хвостов» (мы писали о том, что полигона под Орлом нет, а львиную долю мусора образует как раз областной центр и прилегающий Орловский район). По словам Муромского, купленная техника позволила на 100% обеспечить вывоз текущего объема образующихся «хвостов».
Сергей МИЛЯХИН