№8 (60) от 8 марта 2023 г.
Каждый раз, попадая в орловскую филармонию на очередную встречу с высоким искусством, наряду с восторгом сознание невольно наполняется и грустными мыслями. Если театр, по меткому выражению, начинается с вешалки, то наша филармония начинается с отсутствия так необходимого посетителям фойе. Прежде чем насладиться живой музыкой в миниатюрном, игрушечном зале нашей филармонии, мы вынуждены топтаться и толкаться в узком и тесном коридоре, искать место, где можно было бы повесить пальто, дышать друг другу в лицо от плотной скученности.
Однако, не смотря на то, что коллектив филармонии уже много лет ютится в тесноте, артисты приспособились не только выживать, но и достигать при этом больших творческих успехов.
Так, симфонический оркестр под управлением Василия Шкапцова ежегодно обновляет программу, давая более тридцати концертов на разных площадках города.
Хоровой коллектив «Лик» во главе с заслуженным работником культуры Дмитрием Коваленко демонстрирует высочайший исполнительский уровень, выступая не только в Орле и других городах России, но и за рубежом. Можно представить, каких творческих результатов коллективы и солисты филармонии достигли бы, существуя в нормальных условиях.
Бывая в разных городах, приблизительно равных по населению Орлу, наши артисты с завистью отмечают, что в каждом из этих городов есть специальные филармонические концертные залы, позволяющие населению беспрепятственно удовлетворять свои культурно-эстетические запросы. И что особенно важно – большие залы позволяют посещать концерты и взрослым, и детям, а также делать культурно-эстетические вылазки всей семьёй. Зачем это нужно, и нужно ли вообще?
Трудно не согласиться с тем, что музыка, особенно классическая, – это что-то священное. Она обладает большой силой воздействия. Наверное, это происходит потому, что в ней есть дух божий. Потому-то люди и тянутся, хотят и ищут встречи с ней, пусть даже в стеснённых условиях орловской филармонии. И это естественно, поскольку любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Но орловские любители музыки под давлением непреодолимых обстоятельств молчаливо свыклись с отсутствием такой возможности. Нынешнее помещение филармонии выглядит, по большому счёту, как укор правительству города и области, как неуважение к населению древнего Орла и к искусству в целом в лице орловских музыкантов и непосредственно – артистов филармонии.
Немаловажным является и тот факт, что обделённым в этой связи является огромный пласт населения, представленный молодёжью и детьми. Им негде прикоснуться к таинствам классической музыки. Поколение за поколением орловской молодёжи вырастают не способными понять и ощутить в полной мере красоту звуковой палитры. Давно известно, что именно классическая музыка влечёт человека ввысь, будит в его душе лучшие человеческие качества. Музыка – это не просто приятный фон нашей жизни, а одна из важнейших составляющих духовного состояния нашего общества, и деградация музыки, которой вынужденно увлекается молодое поколение, является огромной проблемой для этого самого общества и государства в целом. Эта ситуация напоминает пример, когда человеку по праву и по закону положено наследство, но по действию или бездействию окружающих он об этом наследстве не знает и продолжает жить духом и телом в нищете.
А ведь вопрос о необходимости нового помещения для филармонии далеко не нов. На эту тему уже столько сказано и столько написано, что, казалось бы, нет нужды в нее углубляться. Разговоры о необходимости достойного здания для размещения филармонии идут уже более двадцати лет на разных уровнях, но, как видим, сдвигов в положительном направлении пока нет. Правда, за последние несколько лет были предприняты попытки решить вопрос путём реконструкции здания бывшего кинотеатра «Родина» и здания ДК железнодорожников. Но техническое состояние этих «подарков» требует огромных финансовых средств, которых в филармонии нет и быть не может. Реконструкция и одного, и другого здания так глобальна, что из регионального объект мгновенно перейдёт в статус федерального значения.
Вспоминаю, что ещё в феврале 2001 года после презентации на сцене театра «Свободное пространство» вновь образовавшегося симфонического оркестра в газете «Орловская правда» поднимался вопрос о несоответствии помещения филармонии тем громадным и чрезвычайно важным задачам, которые стоят перед её творческим коллективом. Однако до сих пор музыканты оркестра вынуждены возить по городу свои громоздкие инструменты с одной концертной площадки на другую.
Кто-то из мудрецов тонко заметил, что искусство (в данномслучае – музыка) вымывает из наших душ пыль повседневной жизни. Полагаю, у орловских власть предержащих чиновников накопился толстый слой этой самой кабинетной пыли, не позволяющий разрубить гордиев узел. Однако должен найтись и в наши дни такой же Александр Македонский, который мечом разрубил бы этот проклятый узел.
Учитывая довольно напряжённую финансовую обстановку в стране, не позволяющую быстро построить новое здание филармонии, необходимо всё же изыскать средства на реконструкцию одного из двух ранее предложенных зданий. Под это важное дело можно объявить «вселенский» сбор средств на реконструкцию или строительство в городе Дворца искусств с концертным, репетиционным и выставочным залами. Часть средств соберём мы, музыканты, другую часть подарят орловские богатые меценаты – любители музыки. Третью часть выделит региональный бюджет. Недостающую часть нужно будет найти в Москве, где такие вопросы решаются легко и просто. Только искать эти средства должен не тот чиновник, который боится начальственного взгляда и окрика, дрожащий за своё кресло и личное благополучие, а человек независимый, уверенный в своей правоте, наделённый соответствующими полномочиями и направленный в столицу для безусловного выполнения этой важнейшей для города задачи.
А пока необходимо раздавать, а лучше – дорого продавать руководителям города и области билеты на мероприятия, проходящие в нынешнем помещении филармонии. Эти билеты нужно вручать им под расписку, как повестку при мобилизации.
К сожалению, у нас принято встречать начальство с низкими поклонами, услужливо вести их в директорский кабинет, раздевать, поить чаем, заискивающе улыбаться. Вспоминаю посещение одного музыкального учебного заведения чиновником областного масштаба. Для его встречи были отменены занятия, у дверей и по всему пути следования «высокого гостя» выстроены студенты и преподаватели в праздничном одеянии. Директор, будучи известным музыкантом, заискивающе улыбался, робко семенил ножками перед этим чванливым пигмеем.
Пришедшие на концерт чиновники должны вместе со всеми слушателями потолкаться в тесном коридорчике, подышать воздухом искусства, послушать, что говорят люди. Уверен, что с каждым очередным концертом их души будут постепенно очищаться от кабинетной пыли, а в их сердцах зародятся искорки любви к искусству, из которых впоследствии возгорится пламя желания решить всё-таки этот «квартирный» вопрос.
Да, вы правы, я идеалист. Скорее всего, они просто-напросто не придут на эти концерты, как не приходят вот уже много лет. Спуститься с административных высот до уровня какого-то музыкального концерта в каком-то затхлом помещении им непозволительно. Потому и нет в Орле филармонического зала. Потому и завидуют орловчане своим соседям – жителям Курска, Брянска, Тулы и других небольших городов, имеющим большие концертные залы.
Нормальные условия существования филармонии – архиважная задача. Но, сдаётся мне, покуда наши главы администраций города и области, их дети, внуки, все родственники, друзья и соседи не станут постоянными посетителями филармонических концертов, до той поры, вероятно, вопрос о помещении не сдвинется с места.
Или я не прав?
Алексей СИРОТИНИН