№9 (61) от 15 марта 2023 г.
Недавно назначенный руководитель областного депздрава Игорь Петчин вместе с главврачом поликлиники №3 города Орла Владимиром Конокотиным ответили на вопросы орловцев. Поскольку прямой эфир транслировался в соцсетях (в группе ЦУР), а далеко не все горожане (особенно представители старшего поколения) являются активными пользователями интернета, мы выбрали самые интересные фрагменты эфира для наших читателей. Орловцев интересовал широкий спектр тем – от системы закупки льготных препаратов до недавнего закрытия центра ядерной медицины.
Как получить льготные лекарства?
С начала года только по каналам «Центра управления регионом» (ЦУР) поступило свыше 800 обращений по теме здравоохранения. Что характерно, более трети из обработанных сообщений орловцев касались проблем обеспечения льготными лекарствами.
Как известно, пациент для получения лекарства первым делом должен обратиться к врачу (либо узкому специалисту, либо терапевту), который назначит ряд обследований. На основании этих обследований ставится диагноз, и врач определяет, в какой регистр попадет конкретный пациент. Игорь Петчин напомнил, что регистров очень много. Есть списки по сахарному диабету, по 14 высокозатратным нозологиям (ВЗН), либо по орфанным заболеваниям и т.д. На Госуслугах в течение 5 дней обновляются данные, и пациент может сам увидеть, в какой регистр он попал. После этого придется еще раз прийти к своему лечащему врачу за выпиской рецепта. После того как рецепт выписан, начинается отдельная история. По тем регистрам, где пациенты уже давно зарегистрированы, главврачи формируют перечень и подают его в депздрав для закупки препаратов. По этим регистрам депздрав и ведет закупки.
Игорь Петчин довольно подробно остановился на том, какие сложности и почему возникают при закупке льготных препаратов. Первая проблема – это слишком долгий (по мнению больных) процесс закупки лекарств. Все закупки идут по строгим процедурам. Сначала формируется закупка. Потом поступают коммерческие предложения. Потом проводится аукцион уже на саму поставку. После чего опять проходит определенное время, и только по итогам аукциона с победителем может быть заключен договор. И опять же уже после заключения договора на поставку проходит некоторое время. В итоге от начала процесса до поставки препарата в аптеку может пройти несколько месяцев.
Вторая проблема возникает достаточно часто, когда льготник переходит с одной льготы на другую. Например, с федеральной льготы на региональную или наоборот. В этом случае получается, что департамент должен провести всю процедуру закупки снова. Но при этом конкретный пациент попадает уже не в основную, а в дополнительную заявку. А она реализуется только при наличии финансов! И меньше всего шансов получить препарат под конец года, когда лимиты практически выбраны.
Третья проблема, на которую очень часто жалуются пациенты, по словам Петчина, – это наличие препаратов в коммерческих аптеках, но отсутствие их же по льготным рецептам. По словам чиновника, существует ряд поставщиков, которые не хотят участвовать в поставках препаратов по аукционам. Они не считают это выгодным. Соответственно, возникает проблема: в аптеке есть лекарства за деньги, но нет по льготным рецептам.
Отдельный вопрос касался дефицита препаратов. Как отметил Петчин, в нашем регионе более 55 тысяч жителей, которые имеют право на бесплатное получение лекарственных средств. Из них почти 12 тысяч – это федеральные льготники. Порядка 42 тысяч – региональные льготники. Еще 114 человек имеют право получения препаратов для лечения редких (орфанных) заболеваний и более 1200 пациентов – по 14 ВЗН. На момент проведения прямого эфира Петчин отметил, что на весь год на закупку лекарств выделено порядка миллиарда рублей. И из них лишь 1/5 часть идет из федерального бюджета. То есть нагрузка на региональный бюджет колоссальная. За два первых месяца года поставлено препаратов на 548 миллионов рублей. Если проанализировать, то это порядка 600 наиболее востребованных направлений: онкология, сахарный диабет, противосудорожные препараты, питание для детей-инвалидов и орфанные заболевания. Практически 60% от годового объема лекарств уже поставлено в аптечную сеть. Оставшаяся сумма пойдет на дозакупку препаратов, вновь появившихся на рынке, и препаратов для новых пациентов, которые появятся в регистре.
Игорь Петчин обратил внимание, что в ходе лечения иногда возникают ситуации, когда лечащий врач принимает решение изменить лекарство на другое. Поэтому корректировка планов по закупкам неизбежна.
Кроме того, нередко возникают ситуации, когда лекарство невозможно приобрести вообще. Существуют так называемые «дефектуры» препаратов, которые сложились на территории РФ. О них департамент информирует медучреждения, где стараются найти замену. Увы, Петчин не рассказал, как быть, если для жизненно необходимых препаратов нет аналогов (например, это актуально для онкологических больных).
Ждите и дождетесь?
Также в ходе эфира орловцы пожаловались на сложности при сдаче анализов (вероятно, имелось в виду прохождение УЗИ, МРТ и прочих исследований). Игорь Петчин отметил, что любое обследование должно назначаться на основании осмотра врача. Объем исследований прописан в методических рекомендациях. Когда врач видит подозрение на то или иное заболевание, он назначает обследование. При этом глава депздрава заверил, что все необходимые обследования можно пройти в поликлиниках. Но иногда пациент хочет пройти какие-либо дополнительные исследования. При этом орловцы иногда считают, что в частной клинике врачи более компетентные. И идут на консультацию в платную клинику. А обследования делают в муниципальной поликлинике. Поэтому Петчин отметил, что обследоваться в поликлинике по месту жительства можно только по направлению своего врача, а не специалиста из частной клиники.
Главврач поликлиники №3 отметил, что такие ситуации возникают практически каждый день: многие пациенты считают, что они сами лучше понимают свои болезни и знают, какие анализы им нужно сдавать. «Если по некоторым рекомендациям положено сдать гормоны щитовидной железы дважды в год, то люди хотят сдавать анализы каждый месяц. Ни одна поликлиника не потянет такие желания пациентов. Если положено два раза в год, то будем делать как положено. Есть пациенты, которые не хотят ждать две недели консультацию врача при не угрожающей жизни ситуации (потому что, если ситуация угрожает жизни, то у нас все осмотры – в течение двух часов в тот же день). Тогда человек идет в частную клинику. И бывает, что при язвенной болезни желудка нужна гастроскопия (мы ее и так сделаем), но там написан такой перечень анализов, что я не знаю, для чего такие избыточные анализы. В рабочем порядке объясняем людям, вопросы решаем. Как правило, приходим к обоюдному понимаю вопроса», – рассказал Владимир Конокотин.
Компенсации начали выплачивать
Коснулись в ходе эфира и темы, о которой много говорили и писали в СМИ в конце прошлого года. Речь о получении систем непрерывного мониторинга глюкозы для детей. Напомним, в Орловской области создана специальная комиссия по вопросам назначения и использования систем непрерывного мониторинга глюкозы для детей с сахарным диабетом 1 типа. Основной задачей комиссии является определение наличия показаний у несовершеннолетнего пациента, страдающего сахарным диабетом 1 типа, к проведению непрерывного мониторинга глюкозы крови. Напомним, в Орловской области введена новая мера соцподдержки – частичная компенсация расходов на системы непрерывного мониторинга глюкозы. Право на получение компенсации имеет один из родителей ребенка-инвалида, страдающего сахарным диабетом 1 типа. Выплата компенсации производится в размере фактически понесенных расходов на оплату стоимости расходных материалов, необходимых для использования ребенком-инвалидом в течение одного календарного месяца, но не более 10 тысяч рублей ежемесячно.
Как добавил Игорь Петчин, нововведение во многом разрабатывалось при участии самих пациентов. Проблемой до сих пор остается то, что такие системы не сертифицированы на территории РФ. В итоге пациенты вынуждены покупать их сами. Кто где может – на Авито, через другие сайты. В итоге был разработан механизм компенсации затрат на приобретение этих систем. Пациент, которому врачом-эндокринологом рекомендовано использование системы непрерывного мониторинга глюкозы, вносится в специальный регистр. Далее упомянутая врачебная комиссия изучает в течение 5 дней поступившие документы. Затем данные передаются в первичную медорганизацию, которая уже сообщает пациенту, что можно приносить документы для компенсации затрат. Сама компенсация выплачивается через департамент соцзащиты.
Кстати, изначально необходимый пакет документов может собрать и врач-терапевт. И только в случае необходимости этот пакет документов подтверждает эндокринолог. Кстати, в ходе эфира пациентов просили обратить внимание, что, если у орловцев возникают трудности с записью на прием к эндокринологу во взрослой поликлинике, то у этой проблемы есть решение: если пациент уже был проконсультирован врачом-эндокринологом, ему назначено лечение и нужно просто выписать новый рецепт, то не обязательно записываться на прием именно к эндокринологу. Это можно сделать и у терапевта. Если же вдруг анализы изменились, и нужно скорректировать лечение, то уже врач-терапевт запишет на прием к узкому специалисту, который и выполнит все необходимые процедуры (в том числе и назначит дополнительные анализы). А уже после корректировки лечения можно снова приходить за рецептами к терапевту.
На ПЭТ-обследование – в Брянск
В ходе эфира зашла речь и о нашумевшей в конце прошлого года проблеме – закрытии в Орле центра ядерной медицины. По словам Петчина, это была частная медицинская структура, которая посчитала работу орловского филиала нерентабельной. На комиссии в депздраве было принято решение увеличить количество квот по ОМС, но это ничего не изменило. Игорь Петчин рассказал, что лично встречался с руководством центра и пытался убедить оставить центр в Орле. «Но были выдвинуты неприемлемые условия по значительному (в два раза) увеличению финансирования на данное направление. Первое – потребности в таком количестве пациентов у нас нет. А просто увеличить стоимость на исследования… Это никак не синхронизировалось бы с таким же обследованием в соседних центрах. Нам было сказано, что тогда центр откроется в Брянске, и туда готовы взять орловских пациентов. Мы проработали направление пациентов в Тулу, Воронеж, Брянск, Москву. По оптимальным условиям – цене и близости расположения – был выбран Брянск. К сожалению, новый центр «сломался». И мы вынуждены были оперативно принимать решение и направлять пациентов в Москву, Тулу, Воронеж. В конце февраля в Брянске ПЭТ-КТ возобновил работу, и мы сейчас всех пациентов нуждающихся направляем туда», – заявил глава депздрава. Сколько приходится ждать очереди орловским пациентам и как именно добираются до соседнего города больные люди, есть ли, где им остановиться, глава депздрава не уточнил. Полную версию интервью можно посмотреть в группе ВК Центра управления регионом vk.com/tsur57
Сергей МИЛЯХИН