№10 (62) от 22 марта 2023 г.
Международный фестиваль славянской письменности «Много букв», организованный исключительно благодаря гражданской инициативе журналиста и дизайнера из Орла, уже в этом году расширит праздничное пространство. Директор фестиваля Надежда Рипинская и арт-директор Виктор Панков — член Союза дизайнеров России и преподаватель орловского художественного училища, намерены добиваться своих главных целей — укреплять статус кириллицы в Орле, России и славянских странах и сделать её брендом нашего города.
Судя по тому, как отреагировали орловчане на предыдущий фестиваль «Много букв», и по признанию наших новичков на самых разных уровнях — от лучшего социально-просветительского проекта в регионе, воронежской премии «Рупор» до федерального «Оскара» среди пиарщиков — премии «Серебряный Лучник», перспективы у «Много букв» большие. При наличии бюджета, конечно. Напомним, орловский фестиваль, заинтересовавший мастеров, любителей, юных художников и керамистов со всей России, проводится «без денег», на энтузиазме организаторов. И тем не менее уже является лучшим в РФ среди других культурно-просветительских проектов, которые щедро финансируются из разных источников. О чём это говорит? О том, что инициатива, которая исходит от профессионалов в своём деле, людей творческих и неравнодушных, всегда живая, как и сам фестиваль «Много букв», который не просто взбудоражил людей, но принес им настоящую радость.
Надежда Рипинская считает, что программа «Много букв» должна быть рассчитана на целый год — до следующего фестиваля: кириллицы много не бывает; а Виктор Панков мечтает превратить его в русское «Сан-Ремо»: сделать так, чтобы участие в орловском фестивале славянской письменности стало престижным.
«Много букв» получил русский «Оскар»
О настроении организаторов фестиваля говорит отзыв Надежды Рипинской в соцсетях о недавнем «Серебряном Лучнике»:
«Представила наш с Виктором Панковым Международный фестиваль славянской письменности МНОГО БУКВ на Дне открытых презентаций Национальной пиар-премии «Серебряный Лучник» в Общественной палате РФ в Москве!
И получила диплом, где «русским по белому» написано: ЛУЧШИЙ проект номинации «Культурно-просветительские проекты». Для тех, кто не в курсе: для пиарщиков России это вроде «Оскара».
Что ж, друзья. Прошел ровно год с того дня, как мы начали эту безумную одиссею.
Хотя на самом деле всё-таки больше. Ведь первый раз мы написали проект и подали его на грант ПФКИ летом 2021 года. Тогда же мы получили принципиальную поддержку от Натальи Георгиевой, прекрасного руководителя департамента культуры Орловской области. Именно это доброе участие позволило нам не сильно расстроиться, когда Президентский фонд культурных инициатив нашу заявку не поддержал в первый, да и во второй раз тоже.
Благодаря департаменту культуры и грамотной «челночной дипломатии» (которая, как известно, позволяет теоретически даже женить простого русского парня на дочке Рокфеллера) мы смогли сделать классное событие с бюджетом, равным среднемесячной зарплате жителя Орла. С бюджетом помог «Мой бизнес».
Год назад, проводя презентацию фестиваля в Вятском Посаде, ни Панков, ни я не знали, как всё пойдёт. Придут ли заявки на конкурс фестиваля, какого качества и сколько их будет. И уж, конечно, мы не замахивались на то, что ребята из Северной Македонии и ДНР сделают нас по факту международным проектом, прислав свои замечательные работы. И уж, конечно, никто не думал тогда о Марафоне креативных команд. А он вырос из фестиваля, и какой классный получился!
За год вокруг проекта сложилось такое дружное, живое, настоящее сообщество, такая компания, какой не было в моей жизни НИКОГДА. Честно. С такой командой хоть в разведку.
Спасибо всем, кто идёт с нами, дружит с нами, работает с нами, кто помогал и помогает!
Мне очень радостно, что сегодня я могу сказать скептикам: не всё пропало, ребята. И если у вас есть идея, и она действительно стОящая – нет повода её не воплотить. Только в случае безбюджетного существования вам придется очень и очень много вложить других составляющих: труда, времени, профессионализма, дипломатии, честности, самодисциплины, ума и души. Но что-то хорошее обязательно получится.
Я говорю сейчас об этом с гордостью. Хотя, если вдруг меня читают эксперты ПФКИ, они могут подумать: ну и на фига этим городским сумасшедшим грант, они и так справляются. Не думайте так, дорогие эксперты. Сегодня посмотрела, какие великолепные инициативы в сфере культуры, да и во всех остальных сферах, реализуют мои коллеги, у которых реальные бюджеты. Они такие же увлеченные люди, как и мы, только бюджеты РЕАЛЬНЫЕ. Смотрела, и слёзы наворачивались. Потому что, если честно, я за этот год отдала проекту столько себя, что близка к выгоранию.
К тому же – я знала это давно, но в этот год пренебрегла: всегда нужно держать баланс важного (смыслообразующего) и необходимого для выживания. Если всей душой вложиться в смыслообразующее и запустить необходимое, положишь зубы на полку. К этому я тоже близка, но права на это не имею. Может, художнику и надо быть голодным, а вот дети художника должны кушать и жить нормально.
Ну, в общем, что? Проект МНОГО БУКВ и наша кириллица, как русский культурный код, достойны шанса на по-настоящему масштабное развитие. И это не только наше, «куликов» из орловского болота, мнение. Лучшие пиарщики России из жюри «Серебряного Лучника» с нами солидарны и одобряют.
Но лично моя судьба в фестивале сейчас, увы, в руках трёх «богов» с нерусскими именами: Грант, Фандрайзинг и Краудфандинг. И лучше бы им поторопиться».
«Зачем дизайнеру кириллица?»
Своим сокровенным и «смыслообразующим» с «Орловской средой-плюс» поделился и Виктор Панков, организатор первой «кириллической» выставки в Орле, с которой, как известно, всё и началось:
-Мы не продвигаем кириллицу, мы просто её возвращаем. И опыт первой выставки, которая ещё не была фестивальной, дал сильный толчок к этому. В нашем драмтеатре была выставка кириллических шрифтовых композиций, за год до проведения фестиваля, и она пользовалась большим успехом. Там были представлены работы наших студентов: у нас есть предмет «Шрифты», так вот на выставке были композиции только из букв. Нарядные, очень красивые, декоративные, яркие – это были композиции из перемешанных букв алфавита, и это само по себе имеет художественную ценность. Такая композиция красиво скомпонована, в ней есть образ, она орнаментальна, эти буквы – как наш народ, всё тот же, но одевшийся на праздник. Причесавшийся, подкрасившийся, приведший себя в полный блеск и вышедший на сцену и спевший частушку или какую-то грустную песню.
Но почему я возвращаюсь к той выставке, я именно на открытии как раз сказал, что, несмотря на то, что День славянской письменности и культуры отмечается уже давно, меня всегда страшно угнетало, что в этот день всегда были прихлопы, притопы, малина, калина, кокошники, сарафаны, свистульки, бирюльки, хороводы на Дворянке, мочёные яблоки — что угодно, только не письменность. Кирилла и Мефодия все поминают всуе, но ничего о них не знают. Хотя они известные святые, и в той же Болгарии, к примеру, их изображения также часто встречаются, как изображения Петра и Павла. Потому что все понимают, что они – основоположники нового этапа в жизни многих народов. Кириллица распахнула двери к образованию, до её появления рукописные книги были понятны только образованной, очень узкой верхушке общества. Это же совершенно новая эпоха просвещения. Петр лишь приблизил алфавит по структуре, по формам к европейскому. История появления кириллического алфавита — это, без преувеличения, ключевой момент в истории общества, а развитие общества — это развитие культуры. Поэтому отсутствие этой темы на празднике меня, признаюсь, огорчало.
Дисциплину «Шрифты» в Орловском художественном училище я веду с 1978 года; и из орловских преподавателей я, наверное, самый древний человек, который этим занимается. Я учу детей законам построения букв; это ромашки можно рисовать без правил, со шрифтами так не выйдет. Есть ведь не только классический, но и декоративные шрифты: готический, стилизованный под японский, есть просто современные: для мультиков, для журналов детских, для каких-нибудь шкодных заголовков. Работы на выставке были выполнены старославянским шрифтом в основном. И реакция посетителей была не просто неожиданная, не просто позитивная. Это было что-то большее. Признаюсь, в таком контексте очень легко было нахваливать кириллицу, потому что сами работы очень яркие, очень современные, а буквы в нарядах – ну, просто бояре и дворяне, в расшитых красным и белым с золотом одеждах. И это были не костюмы а-ля рюс, когда возьмут парусину советскую, бирку пришьют — вот и народный костюм. А ведь народный костюм не был убогим, он кристаллизовался со временем. Почему его все изучают: там выверенная гармония, там всё, что многовато – убиралось, то, что бледновато — усиливалось. Люди даже в древнейшие времена могли праздничное делать нарядным. И идея фестиваля из всего этого родилась именно на выставке. Надя Рипинская увидела наши работы и загорелась идеей фестиваля. Мы разговорились и поняли – это настоящий кладезь. Даже если взять самое простое: те же надписи на футболках, что носит молодежь, – это ведь юмор не в коротких штанишках, а в обрезанных джинсах потрёпанных. А что если сделать их кириллицей, подобрать какие-то цитаты остроумные? Можно и керамику «привлекать», гобелены, вышивку — сделать их «кириллическими».
– Мы же в Посаде проводили первый фестиваль. Там были мастер-классы, от желающих узнать всё о шрифтах и кириллице отбоя не было. Фестиваль — это не просто выставка, не просто конкурс. Мы сможем проводить его при наличии финансирования с большим размахом: и книжные ярмарки организовать, и много полезных и интересных мероприятий, дружественных нашей теме. Как правило, выставляют документы, рукописи, книги, по кругу люди ходят. Всё одно и то же. А когда ты смотришь на работы наших участников, ты понимаешь, что это художественная выставка, и она вся …с буквами.
Приблизительно раз в два года на нашем отделении дизайна Орловского художественного училища проводится предметная неделя, так вот в этом году я заявил открытый урок на тему «Зачем дизайнеру кириллица?». Я собираюсь детям всё популярно объяснить. Во-первых, кириллица или кириллический алфавит сейчас в двух значениях используется. Первое — это когда это слово произносит художник, дизайнер или, не дай бог, филолог, и дети сразу думают: ну, сейчас начнется: «аз», «буки» – история шрифта и история письменности. Усугубляет эти ассоциации то, что мы фестиваль проводим в День славянской письменности и культуры. Но люди забывают, что именно сейчас, даже в советское время этого не было, если говорить научным языком, а не юзерским, среднечеловеческим, наш алфавит нужно называть кириллическим. И нужно помнить, что именно Россия развила кириллицу до высокой литературы, поэтому у нас и шрифт как искусство развивался.
Мы развиваем рекламу, используем заголовки, логотипы. Поэтому, чтобы дизайн не спотыкался о неразвитый шрифт, о старомодный шрифт, чтобы он мог рождать какие-то новые шрифты, мы своё, родное, должны не просто беречь, надо добиваться того, чтобы дети, которые потом вырастают во взрослых, ценили его. Ценили и любили. Потому что легче беречь то, что ты любишь. Вот не любят они старые дома и прям рады их заброшенности, они говорят: сколько можно. А это нужно для того же, зачем нужно знать наши песни, наши пословицы, поговорки, свой менталитет нужно «держать» в хорошей удобренной почве, и тогда всё лучшее будет произрастать.
«Это просто буквы. И это красиво». И это ваша скрепа
-У нас в Орле есть всё для того, чтобы устроить здесь кириллическое наше «Сан-Ремо», – продолжил Панков. – Чтобы все фестивали, которые около кириллицы, знали об этом фестивале и понимали, что неплохо было бы поучаствовать в нём. Люди уже пишут чиновникам в соцсетях: «Почему вы не финансируете этот фестиваль? Вот ваша скрепа». Понимаете, у людей будут постепенно меняться мозги, и я расскажу такой случай. Когда мы готовили первую выставку в драмтеатре, там еще был приглушенный свет в зале, и тут проходит рабочий, мужчина средних лет, идет со стремянкой, а уже часть работ висит. Он остановился и вдруг говорит: «Вот вы меня извините, я ничего не понимаю, но мне нравится, а это для чего?»
«Мне нравится»… Он почувствовал, что видит непривычный материал, он его нигде не встречал. Это не обложки книг, где написано: «Сказки», «Басни». А здесь буквы сыплются горстями, и все картины кажутся разными по сюжетам. Где-то величие и строгость, хаос или фонтан. А моя помощница ему говорит: «Вы не ищите смысла. Это просто буквы. И это красиво». Если человеку показать, что буквы красивы, – это для него открытие. Кто из нас, особенно те, кто пишет с утра до вечера, думает о красоте букв? Это был маленький сверкнувший момент истины.
Знаете, буквы мне больше всего напоминают, особенно когда их много и они стоят в ряд, людей. Буквы — это люди. Мы видим, что буква «аз» смотрит на нас, а у большинства букв, которые не симметричны, они или куда-то смотрят, или шагают, иные показывают спину. Ты видишь, что это такая очередь, где «люди» стоят, но двое общаются между собой, кому-то он говорят: «Вас тут не стояло». У них и ритм свой есть. Буквы — это человечки, он живые, поэтому они и живут так долго. Люди на фестивальной выставке с таким любопытством неподдельным на них смотрели; они, с одной стороны, видят, что это детские смачные рисунки, с другой стороны – рядом компьютерный шрифт, и ощущение, что это кинокадры застывшие, тут и вышивка крестиком, и она вся «держится» на фразах из басен Крылова. Люди увидели, что шрифт – это не письменность в голом виде, не только передача информации, а это самостоятельное явление, живое, меняющееся, доступное любому человеку — от ребенка до взрослого. Я даже говорил ребятам: не бойтесь что-то менять, рисовать от себя, самое ценное для вас — это то, что вы этим занимаетесь. Вы — дети, и я это знаю. Работайте с удовольствием. Если вы сделаете вещь ни на что не похожую, но мы увидим, что она классная, мы под неё придумаем номинацию. Зоя Воропаева – преподаватель изостудии во Дворце пионеров, она сделала панно из детских работ. Дети рисовали любую букву своего имени. Как они хотели. Эти буквы все разноцветные, но каким-то чудесным образом они даже в масштабе совпали. Все свободные по цвету. Это было панно до потолка. Ковёр. И у каждой буквы был характер ребёнка…
От себя добавим, что кроме финансовой поддержки фестивалю требуется еще и человеческая — а именно понимание руководством города того, как он может преобразиться с нашей родной кириллицей. Это могут быть баннеры «Много букв», напоминающие о фестивале, который придуман в Орле, стилизованные указатели улиц на кириллице, дублирующие привычные названия; топиарные фигуры, даже цветочные клумбы в виде букв. Да что угодно, указывающее на бренд нашего города. Это было бы стильно и современно, жить в таком городе стало бы приятней и радостней. И он во всех смыслах отряхнулся бы от привычной пыли и нарядился в «расшитые красным и белым с золотом одежды».
Наталья Зарубина
Прямая речь
Надежда РИПИНСКАЯ:
– «Серебряный Лучник» — это, наверное, самая крупная в России пиаровская премия, ей уже 26 лет, и для пиарщиков это серьезное признание, потому что даже на региональных этапах туда заявляется очень большое количество разных проектов по разным номинациям, от корпоративного пиара до социальных проектов. В каждом федеральном округе существует свой достаточно жесткий отбор, и далеко не все проекты побеждают в региональных этапах. Мы туда попали через премию «Рупор». Не очень-то я ожидала успеха, потому что там было где-то восемьдесят проектов, но нас отобрали в шорт-лист, потом в результате защиты в Воронеже мы на «Рупоре» получили второе место как культурно-просветительский проект и вошли в список тех девяти проектов, которые «Рупор» направил на «Лучник» для рассмотрения. Мы выделялись оригинальной идеей, это все отметили.
Нужно сказать, что проблема наплевательского отношения к русскому языку существует давно, и к языку, и к письменности. К примеру, это внедрение букв латиницы в русские слова, связанное именно с графикой, а вторжение в графику — для меня это серьёзный был сигнал. И, когда мы стали об этом говорить с Виктором Панковым на той самой выставке, мы вместе пришли к тому, что кириллицу нужно продвигать в массы. Через сувенирную продукцию, через одежду. Я написала в Президентский фонд культурных инициатив, так проект оформился, и мы, хотя никаких грантов не получили, тем не менее, проект продвинули и стали с большим интересом им заниматься. Сама идея – подойти к письменности с точки зрения дизайна, пропагандировать её не нудными лекциями и рассказами, а другими способами показать, что это очень круто, красиво, что это должно стать модным. А фестиваль — это инструмент продвижения. Профессиональное сообщество идею оценило высоко, сначала это был лучший социальный проект года в Орловской области. Потом другие победы. И особенно всех впечатлило, что мы это сделали практически без финансирования. А я знаю, что многие пиар-проекты без денег в принципе не делаются.
Это нормально, когда правительство какого-то региона видит конкретную социальную задачу и обращается в крупное пиар-агентство, просит разработать проект. Агентство делает, и люди достигают качественных результатов. У девяноста процентов проектов есть заказчики. В нашем случае этого не было, и поэтому нас воспринимали как энтузиастов, собственно, так оно и было. Даже с теми ресурсами, которые у нас были, благодаря поддержке отзывчивых людей, мы отработали максимально.
Мы, конечно, не рассчитывали, что фестиваль станет международным, поначалу даже сомневались, наберем ли работ пятьдесят. В 2022 году 28 февраля мы объявили старт проекта. Сначала рассказали о своей идее в управлении культуры, Наталья Петровна Георгиева нас очень поддержала, и соответственно все учреждения культуры тоже. В Вятском Посаде мы презентовали проект и стали точечно проводить работу со своей целевой аудиторией. А наша целевая аудитория – это учащиеся художественных школ, училищ. То есть те, от кого мы ждали творческих работ. Библиотека им. Пушкина стала нашей площадкой. Потом съездили в районы: в Змиёвку, Глазуновку, сюда к нам приезжали из Ливен педагоги. В Орле мы побывали в Домах творчества, в школах. И везде был отклик, причем очень искренний. Это были рисунки, шрифтовые композиции, была вышивка, была керамика, пластилин, полимерная глина. Был гобелен. Дети сделали даже несколько шкатулок в виде книг. И была еще кириллица в моде.
– Какая была реакция? Люди смотрели с удивлением и даже с радостью. Еще первая выставка Виктора Панкова это показала. Люди приходят и говорят: «Ух, ты!». Потому что это красиво, это просто красиво. Люди не задумываются и не ожидают этого, что буква живая, насколько сильно она внутри сознания нашего. Ведь на самом деле тех, кто сейчас бы носил кокошники, крайне мало, я и сама его не ношу, но шрифтовой дизайн в одежде — это гораздо ближе современному человеку, он нашу идентичность передаёт, позволяет её зафиксировать. Любая шрифтовая композиция на кириллице обозначит, что ты русский, при этом без всяких лозунгов.
В этом году хотелось бы расширить фестивальную образовательную программу на целый год. Я бы хотела закрыть некоторые провальные моменты: у нас было мало моды, к примеру, а те же шрифты в моде — это непаханое поле.
Судя по опросам, а многие молодые люди очень позитивно относятся к кириллице, прогнозы у нас оптимистичные. А мы хотим, чтобы кириллица стала брендом, чтобы она осознавалась большинством людей. Мы хотим, чтобы это было.