№12 (64) от 5 апреля 2023 г.
Сразу на нескольких комитетах областного совета в марте затронули проблемы «мусорной реформы». В центре обсуждения уже несколько недель находится вопрос переполненного мценского полигона, поэтому не удивительно, что тема обращения с ТКО поднималась неоднократно и в разных аспектах.
А депутатов пригласить забыли
На заседании комитета по ЖКХ депутат Евгений Косогов отметил, что чиновники не сдержали данное ранее обещание и отправились осматривать мценские объекты сортировки и захоронения отходов без народных избранников, хотя обещали организовать совместный визит и общение с владельцами этих объектов. Заместитель руководителя облдепартамента ЖКХ, ТЭК и энергосбережения Сергей Латынин заметил, что каждый может посетить любой из сортировочных комплексов и полигонов. Но депутаты резонно возразили: одно дело, когда проблемы и пути их решения обсуждаются в присутствии депутатов, и совсем другое – обзорная экскурсия.
Евгений Косогов также отметил, что необходимо проверить, какие стоки идут от полигона в реку Зушу, которая впадает в Оку. Сергей Латынин попытался заверить, что от полигона до Зуши достаточно большое расстояние – порядка 3 км (мы проверили по Яндекс.Карте – 2,2 км). И река находится по другую сторону от шоссе, так что стоки вряд ли могут как-то попасть в Зушу. В любом случае обсуждать мценские стоки в кабинете, расположенном за полсотни километров, было довольно странно. Тем более, что можно было всем вместе выехать на место и посмотреть, есть стоки с полигона в реку или нет.
Также депутат поинтересовался, когда облсовет получит от профильного департамента «дорожную карту» по рекультивации уже существующих полигонов, по открытию новых объектов и по увеличению процента сортировки отходов на действующих предприятиях?
Что касается рекультивации, то выяснилось, что этим занимается другой департамент. И соответствующие программы есть. По новым полигонам (которых в Орловской области острый дефицит) участки сейчас рассматриваются, но информацию предоставят только после того, как будут устранены все спорные моменты и принято единое решение. Кстати, вопрос о полигоне «Экополис» более детально был рассмотрен на заседании другого комитета – мы вернемся к этой теме чуть ниже.
Обсуждение проблем мценского полигона продолжил депутат Руслан Перелыгин. Он сообщил, что есть видеозапись, на которой зафиксировано, что полигон (куда по замыслу реформы должны свозиться так называемые «хвосты», оставшиеся после сортировки) весь синий от мусорных пакетов. Эти пакеты должны разрываться при сортировке, однако на видео четко видно, что пакеты не разорваны. Это говорит о том, что на полигон везется неотсортированный мусор. Что в корне противоречит самой сути проводимой «мусорной реформы». Поэтому депутаты все же предложили вместе с чиновниками выехать на место и посмотреть, как там обстоят дела.
По третьему пункту (проработке новых мест захоронения) Латынин отметил, открыть новый полигон под Мценском должна была компания «Русресурс». Причем еще в 2022 году. Однако новый объект так и не появился. На одном из последних совещаний было решено поручить «Зеленой роще» подать в суд на расторжение заключенных с этой фирмой договоров, а федеральным надзорным органам поручено провести проверку «Русресурса» на предмет лишения лицензии с последующим закрытием сортировочной площадки. Но при этом все равно в данном районе нужно построить нормальный объект для захоронения отходов (хвостов). На претензии депутатов – почему власти не предусмотрели альтернативу «Русресурсу» и не искали другую площадку или другого инвестора – Латынин ответил, что сомневаться в инвесторе не было поводов!
Свалка есть, но ее нет!
Самое феноменальное (но, увы, короткое) обсуждение вызвала еще одна свалка, которая расположилась неподалеку от скандального полигона все в том же многострадальном Мценском районе – примерно в километре или двух. По словам Руслана Перелыгина, жители жалуются, что на месте бывшей военной части постоянно сжигают остатки деревьев, ветки. Представитель облдепартамента объяснить, что там происходит, вообще не смог. Но выручил депутат Юрий Котляр, который рассказал, что эта территория формально до сих пор закреплена за воинской частью. И земельный участок никто не может ни перевести в другую категорию, ни продать, так как по бумагам там числятся строения, которых по факту нет. И чтобы хоть что-то сделать с землей, эти строения сначала надо восстановить. Что характерно, ни у кого даже мысли не возникло привести бумаги в соответствие с реальностью. Видно, законы так прописаны, что проще построить несуществующую казарму, чем объяснить бюрократам, что здание развалилось. Обсуждение «свалки Шредингера», которая есть, но ее нет, так и закончилась ничем. Хотя при любых раскладах довольно странно, что, с одной стороны, у нас в рамках «мусорной реформы» декларируется борьба со стихийными свалками, а с другой стороны, существуют свалки, которые ни в одной схеме не отмечены. Но при этом про эти свалки все знают. Эти свалки в прямом смысле отравляют жизнь местных жителей. И никто даже не пытается с этой проблемой разобраться.
Дело ясное, что дело темное
Кстати, еще одну важную составляющую «мусорной реформы», а именно открытие под Орлом нового полигона «Экополис», рассмотрели депутаты комитета по градостроительной деятельности и транспорту. Но, увы, на общение с народными избранниками не пришли ни директор самого объекта, ни кто-либо из природоохранной прокуратуры. Поэтому «отдуваться» за всех пришлось опять Сергею Латынину. Замруководителя департамента ЖКХ, ТЭК и энергосбережения рассказал, что по проекту рядом с уже давно существующим и закрытым полигоном ТКО на Итальянской улице (который каждое лето горит с завидным упорством) расположится новый объект. Причем это будет, если можно так выразиться, «два в одном»: и сортировочный комплекс, и полигон для захоронения «хвостов».
Сергей Латынин напомнил депутатам хронологию появления этого объекта. Еще в далеком 2015 году было подано заявление на включение полигона ТКО в реестр инвестиционных проектов. В свою очередь на основании инвестиционного проекта полигон «Экополис» включили в территориальную схему обращения с отходами. В 2018 году предприятию было выдано разрешение на строительство. Сам объект возвели достаточно быстро – разрешение на ввод в эксплуатацию было получено уже в 2020 году. Далее владельцы полигона решали кучу бюрократических вопросов: оформляли все необходимые документы, в том числе повторно проходили экологическую экспертизу. Это было в 2021 году. А в прошлом году было оформлено разрешение на внесение изменений в лицензию, и вся бюрократия наконец была завершена. Таким образом, к марту 2023 года полигон «Экополис» имел все разрешительные документы, но прием отходов из Орла так и не начал (их по-прежнему возят в Мценск). Что мешает стартовать полностью готовому объекту, узнать было не у кого. Но владельцам осталось самая малость – подать заявку на получение тарифа и разрешение на начало эксплуатации. Как только эти документы увидят свет, профильный департамент областной администрации выйдет с предложением о внесении изменений в территориальную схему. В этом документе будут прописаны все детали: и сколько отходов пойдет на сортировку здесь же расположенного одноименного комплекса, и сколько на «Экополисе» будет складироваться «хвостов».
Причем, как мы уже писали ранее в материале «Не так страшен полигон?» в №29 (608) от 12.08.2020 г., новый объект будет принимать не только свои «хвосты», но и оставшееся после сортировки на других рядом расположенных комплексах. Напомним, заявленный способ захоронения будет кардинально отличаться от того, что творилось на старой свалке под Орлом и происходит сейчас во Мценске. Технология захоронения на «Экополисе» подразумевает рытье довольно глубоких котлованов, куда будут закладываться «хвосты». Причем земля для новых котлованов будет использоваться как пересыпка старых «хвостов», то есть гореть полигон не должен в принципе.
Вопросы без ответов
Депутат Виталий Рыбаков задал вопрос: кто давал разрешение на размещение объекта на территории памятника природы «балка Непрец» и в непосредственной близости от жилых домов? Сергей Латынин отметил, что чиновники не могут не доверять официальным документам федеральных органов. А по документам, представленным в департамент, до заповедной зоны балки Непрец – 2,2 километра, и до ближайших домов в Лужках – 2,7 километра.
Депутат Ирина Пашкова поинтересовалась, как регулируются взаимоотношения с местными жителями в ситуации, когда собираются строить объект, потенциально очень сильно влияющий на экологию? По словам Латынина, полигон располагается в Орловском районе, а значит, и слушания должна была проводить администрация Орловского района. Депутаты решили проверить, как была соблюдена процедура слушаний и не было ли там каких-либо нарушений. Впрочем, зампредседателя облсовета Михаил Вдовин напомнил коллегам, что результаты публичных слушаний по закону носят рекомендательный характер. А это означает, что, даже если все жители выступили против, для властей это не имело бы ровно никакого значения.
Некоторые депутаты, в частности Юрий Котляр, поддержали появление полигона «Экополис», так как без него невозможно будет решить проблему с другим объектом – свалкой под Мценском, которая переполнена и регулярно горит. Напомним, сейчас весь мусор (хвосты) из областного центра направляется туда. Между тем мценский полигон изначально не был рассчитан на размещение отходов из Орла. Вероятно, депутаты еще вернутся к обсуждению вопроса с полигоном «Экополис», когда будут получены ответы на все запросы. В частности, чтобы выяснить, какие экспертизы проходил объект для получения разрешения на работу, необходимо направлять запросы в федеральные структуры, которые отвечают за эти экспертизы. Может быть, на следующее заседание сумеют выкроить время в своем чрезвычайно загруженном графике и природоохранный прокурор, и кто-нибудь из руководства полигона «Экополис», чтобы прояснить ситуацию.
Сергей МИЛЯХИН