№16 (68) от 17 мая 2023 г.
В конце прошлой недели прокуратура начала проверку по факту массового уничтожения деревьев на улице Комсомольской на участке от автовокзала до Детского мира. На время проверки работы приостановлены, правда, деревья уже практически вырублены.
Поводом для проверок стали жалобы жителей. Граждане обращались в СМИ и надзорное ведомство.
Как рассказала «Орловской среде-плюс» жительница дома №234 по ул. Комсомольской Анна, работы по спилу деревьев перед домом были начаты утром 6 мая.
При этом у исполнителей не было документов на выполнение сруба. Жители дома прогнали рабочих, вызвали полицию и написали заявление в Орловскую природоохранную межрайонную прокуратуру.
«Выяснилось, что сейчас идет реализация проекта по благоустройству ул. Комсомольской, в котором не учитываются имеющиеся зеленые зоны, все эти деревья и кустарники идут под снос, – рассказала орловчанка. – 10 мая снова приехали на спил, мы смогли остановить работы, показав обращение в прокуратуру, и обосновали остановку тем, что идет проверка, и решения еще нет, исполнители будут нести ответственность в случае решения прокуратуры о неправомерности сноса деревьев. Рабочие ушли на другой участок, и вечером мы увидели, что все здоровые деревья по ул. Комсомольской от дома 248 до 270А уже спилены. После этого я подала заявление уже в Орловскую прокуратуру с просьбой провести проверку на правомерность действий администрации о создании и утверждении проекта, создание комиссии без лесопатолога и реализации проекта без учета имеющихся зеленых зон», – сообщила Анна «Орловской среде-плюс».
Действительно, как следует из сметной документации проекта, лесопатологи в комиссию мэрии, приговорившую к сносу не около 250, как утверждает в комментариях администрация Орла, а 267 деревьев на ул. Комсомольской, не входили. Впрочем, специалисты по лесному хозяйству там все же присутствовали. Правда, не знаем, зачем. Потому что эти специалисты вкупе с чиновниками просто-напросто утвердили планы по уничтожению деревьев, прописанные еще на стадии проектирования. В той же сметной документации имеется дефектная ведомость объекта (участка ул. Комсмольской от Карачевского шоссе до Кромского шоссе (прилегающая территория), которую составила комиссия чиновников отдела содержания и развития линейных объектов орловской мэрии во главе с его начальником А. Соколовым. Пунктом первым в этой ведомости значатся подготовительные работы. Под этими работами подразумевается как раз уничтожение зеленых насаждений. Цитируем: «У земляного полотна находятся деревья, кустарники и разрушают земляное полотно и дорожную одежду. Часть деревьев утратили потребительские свойства (?!!! – Прим. ред.). Комиссия, сделав обследование, пришла к выводу, что требуется рубка деревьев, корчевка пня с засыпкой ям, расчистка от кустарника и мелколесья». А в соседней графе значится число деревьев, которые, по мнению специалистов отдела линейных объектов, требуется срубить, – 268 штук.
Ну, а далее, как мы поняли, собралась уже другая комиссия, которая обследовала состояние этих деревьев. Комиссия по зеленым насаждениям при территориальном управлении по Заводскому району администрации города Орла провела обследование зеленых насаждений на том же участке улицы Комсомольской и – конечно же! – признала почти все обследованные деревья либо находящимися в неудовлетворительном состоянии, либо нарушающими СНиПы. Всего обследовали 270 деревьев, из которых только три каштана решили пересадить. Остальные 267 – уничтожить. А вместе с ними и кустарники и поросль на площади 496 кв. метров. Удивительно, насколько точно совпали выводы двух разных комиссий, не правда ли? Как чиновники из дорожного отдела «угадали» (с ошибкой всего на одно дерево), сколько именно деревьев разрешат уничтожить специалисты по озеленению! Впрочем, справедливости ради скажем, что во второй комиссии этих специалистов было раз-два и обчелся, но в первой-то их не было вообще. И тем не менее комиссии проявили удивительное единодушие. Но если первые только сформировали запрос на вырубку деревьев, то вторые эту вырубку разрешили. Поэтому мы считаем, что членов второй комиссии надо перечислить поименно, чтобы жители города Орла, и в особенности Комсомольской улицы знали своих «героев». И всегда могли помянуть их незлым тихим словом. Итак, рубить березы, каштаны, липы, клены, тополя, рябины, ясени, ивы, акации, вязы на Комсомольской улице разрешили:
председатель комиссии – начальник теруправления по Заводскому району администрации города Орла М. Деркач, ее заместитель А. Княжевский, главный специалист отдела ТУ по Заводскому району Л. Коптелов, а также – внимание! – главный лесничий МУП «Зеленстрой» А. Вершинин, доцент ОГАУ Л. Еремин, ведущий специалист отдела мониторинга состояния и контроля за содержанием мест захоронения УКХ города Орла А. Коржавых, ведущий специалист ПТО УКХ Н. Коташевский, главный специалист по озеленению города МУП «Зеленстрой» Т. Можина. Единственный человек, который был включен в комиссию, но не поставил свою подпись под «убийственным» актом, – депутат Орловского горсовета Тимур Нерушев. И это неудивительно – избиратели Нерушева как раз живут на Комсомольской улице, и вряд ли бы они простили ему такой поступок. Полагаем (хотя утверждать не беремся), что Нерушев вообще вряд ли принимал участие в так называемом обследовании деревьев. Что же касается остальных, то, на наш взгляд, им впору давать пояснения прокуратуре. Если с них, конечно, эти пояснения попросят. Впрочем, убитые деревья это уже не спасет…
Тем временем
Не дадим превратить Орел в бетонную пустыню!
Председатель Совета партии «Справедливая Россия – За правду» в Орловской области, депутат областного совета, руководитель фракции СР Руслан Перелыгин обратился к орловчанам с призывом объединиться для защиты города от варварской вырубки зеленых насаждений. Обращение Перелыгина опубликовано на странице депутата в соцсети ВКонтакте.
https://vk.com/rvperelygin?z=video303040433_456239983%2Ff882e4d78a23fe4a32%2Fpl_wall_303040433
«Орловчане! Нам пора объединиться! – говорится в обращении Руслана Перелыгина к жителям Орла. – Объединиться в борьбе за наш с вами город. Прямо на глазах у жителей Орёл из зеленого города превращают в бетонную пустыню. Нам пора защитить наш город от мэра Парахина, находящегося под уголовными делами, от приезжего губернатора-коммуниста Клычкова. Судя по делам этих управленцев, им наплевать на судьбу Орла, но не нам с вами! Мы здесь живем и будем жить. Мы хотим видеть живые зеленые деревья, а не голые обрубки. Мы против бездумного уничтожения зеленых легких города Орла.
С целью объединения всех неравнодушных общественных сил для защиты нашего города на базе партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ мы организуем круглый стол. Его итогом станет резолюция с конкретными предложениями, как остановить горе-управленцев от уничтожения нашего любимого города».
Желающие принять участие в заседании круглого стола могут связаться с организаторами по телефону 8 (4862) 78-10-85
Комфортная среда для горожан не предусмотрена?
В очередной раз ситуация со сносом и опиловкой деревьев в городе стала предметом детального разбора на заседании профильного комитета горсовета. Кстати, пока готовился материал, соцсети наполнились снимками уничтоженных «зеленых уголков» на улице Комсомольской. Это было хоть и небольшое, но спасение от палящего солнца в жаркие летние дни. Деревья были совершенно здоровые. Просто чиновники решили за жителей – так будет лучше. Получается, что в городе создается комфортная среда не для тех, кто здесь живет, а для тех, кому нужно освоить побольше денег на контрактах, – отмечают жители в комментариях под снимками уничтоженных на Комсомольской деревьев.
«Пилите, Шура, пилите!»
Ситуацию с финансированием работ по сносу деревьев описал начальник «Объединенного муниципального заказчика» Максим Лобов. Он отметил, что с МУП «Зеленстрой» заключен муниципальный контракт на сумму более 9 миллионов рублей. В него входят работы по «содержанию» зеленых насаждений. Однако в перечне работ почему-то не названы ни полив, ни заделка образовавшихся пустот в стволах, чтобы продлить срок жизни зеленым гигантам. Зато «Зеленстрой» займется сносом сухих деревьев, опиловкой еще живых и уборкой упавших деревьев. Общий объем запланированных работ – 1000 кубических метров: расчистка города от самосева, мелколесья и вырубка кустарников. Посадка деревьев тоже предусмотрена – в количестве 450 штук. То есть чуть более чем по 100 деревьев на район. С учетом того, что львиная доля саженцев без регулярного полива засыхает, а оставшиеся в большинстве своем калечат газонокосильщики, перспективы отнюдь не радужные.
Коснулся Максим Лобов и работы комиссии по сносу зеленых насаждений. Поступило 96 заявлений, из которых после рассмотрения было выдано 83 разрешения на снос 953 деревьев! Напомним, как мы уже писали в прошлом номере, прокуратура активно опротестовывает в судах подобные разрешения, так как чиновники умудряются даже не осматривать толком «приговоренные» к сносу растения. Кстати, к тому времени, когда проходил комитет (то есть к середине апреля) уже было снесено 389 деревьев. Помимо того, идет активная расчистка от древесной поросли территорий, прилегающих к мостам, и под самими мостами. Это связано с необходимостью установки освещения, видеокамер и контроля безопасности стратегических объектов.
Депутат Сергей Себякин пояснил, почему вопрос был вынесен на рассмотрение комитета – депутаты хотели разобраться, как происходит процесс осмотра деревьев и кто принимает решения о сносе. Как пояснила замначальника городского управления ЖКХ Галина Коновалова, все вопросы, связанные со сносом, пересадкой и созданием зеленых насаждений решают комиссии, созданные при территориальных управлениях (бывших райадминистрациях). В комиссии входит много людей, в том числе и специалисты-лесопатологи, а также представители кафедры защиты растений ОрелГАУ. Решение о сносе принимается комиссионно.
Пришедший на заседание комитета депутат облсовета Руслан Перелыгин уточнил: если решения принимают такие классные специалисты, как получилось, что прокуратура оспорила и в суде доказала незаконный снос огромного числа деревьев на улице Пионерской? Сотрудники, которые принимали решения по Пионерской, все также трудятся в комиссии? Оказалось, что действительно – все те же и все там же продолжают «приговаривать» к сносу деревья в областном центре. Естественно, ни выговоров, ни каких-либо наказаний для них не последовало.
Приглашенные на комитет жители отметили, что в соседних городах так же, как и в Орле, улицы убирают с помощью техники, однако такого массового выпила деревьев по центральным улицам не видно. СНиПы везде одни и те же, а подход к сохранению деревьев – разный. И еще важный момент: работы по опиловке деревьев также нужно проводить с соблюдением СНиПов. По городу постоянно попадаются деревья, на которых опилили практически все ветки – не оставили даже скелетных. Шансов, что дерево переживет такую «обрезку», практически нет. Мы подробно писали об этом в статье «Весенний постапокалипсис: в Орле безжалостно «режут» деревья» https://orelsredaplus.ru/vesennij-postapokalipsis-v-orle-bezzhalostno-rezhut-derevya/. И особо «отцов города» попросили обратить внимание, что часть работ по опиловке проводится, когда уже началось сокодвижение. В этом случае места спила просто необходимо замазывать масляной краской! По Орлу таких примеров найти невозможно, а вот в других городах (в том же Брянске, например) постоянно попадаются на глаза аккуратно закрашенные спилы.
Больные деревья подождут, а здоровые – под снос?
Депутаты подняли вопрос, который задавался уже неоднократно: почему в центре города сносят здоровые деревья, а жалобы людей на аварийные (наклонившиеся или с опасными пустотами в стволе) деревья лежат под сукном годами? Особенно это актуально для удаленных от центра «медвежьих углов» нашего города. По словам депутатов, некоторые деревья были оформлены актами под снос еще 10 лет назад. Кто определяет очередность сноса? Почему решения о сносе деревьев, закрывающих фасад каких-нибудь торговых точек, принимаются мгновенно, а на окраинах люди годами ждут исполнения уже принятых и подписанных актов?
Галина Коновалова ответила, что снос идет в порядке очередности и с учетом аварийности. Однако, если речь идет о ремонтных или аварийных работах, то в первую очередь сносят деревья, которые мешают ремонту. И только потом идут по заявкам жителей. Получается, что в Орле так много ремонтных работ, что заявки жителей лежат годами? И потенциальный ущерб здоровью и имуществу простых жителей не являются приоритетными для руководства города? – уточнили депутаты. Чиновница продолжала стоять на своем. Депутат Сергей Швалов поддержал коллег: после бурного обсуждения никто так и не смог понять, почему огромное количество уже оформленных актами аварийных деревьев продолжает угрожать жителям, в то время как здоровые насаждения сносят то тут, то там? Он напомнил, что никто не дает внятного ответа на вопрос, что мешает выполнить пылящиеся годами заявки жильцов: не хватает ли денег, или есть какая-то другая причина? Нужно как-то двигать эту проблему с мертвой точки. В итоге депутатам направят письменный ответ.
Сажать нельзя сносить
Депутат Владимир Букалов повернул обсуждение в сторону компенсационной высадки. Он поинтересовался, почему заделывают плиткой те места, где спилили деревья вдоль дорог? Ведь уже не раз говорилось о том, что в эти специально оставленные проемы можно сажать либо низкорослые деревца, которые не будут мешать проводам, либо кустарники, которые выполняют роль шумо- и пылезащиты. Максим Лобов в которой раз повторил историю о том, что изменились требования СНиПов. Расстояние, на котором можно сажать деревья от края дороги, теперь регламентировано. Букалов не согласился с чиновником и отметил, что консультировался по этому вопросу с областным прокурором и со специалистами по зеленым насаждениям. У разных деревьев разная корневая система и разный рост. И если нет смысла сажать огромный тополь, то можно взять в питомнике невысокие деревца, у которых корни идут не вширь, а вглубь. Такие посадки не будут разрушать асфальт. А из-за своей низкорослости не будут мешать и проходящим вверху проводам.
Еще вопрос: если у города нет сил и возможностей сажать деревья, то почему мешают людям, которые готовы вложить свои средства, чтобы купить саженцы, и взять на себя последующую заботу о насаждениях (полив и защиту от косарей)? Депутат привел конкретный пример: на улице Комсомольской, где никакие СНиПы нарушены не были, деревья все снесли. И заделали плиткой места, где они росли. Хотя люди готовы были вернуть зеленую защиту за свой счет.
Депутат Сергей Себякин вступился за чиновников, напомнив, что тротуары можно (и нужно) убирать механизированным способом. Трактору мешают деревья, поэтому если жители хотят зимой передвигаться без проблем, то придется пожертвовать деревьями, растущими вдоль дорог.
Для кого комфорт?
Владимир Букалов напомнил, что при принятии решений нужно вспоминать и о жителях. Почему никто не спрашивает орловцев, готовы ли они пожертвовать деревьями в обмен на мифические трактора? (Напомним, после снегопада традиционно в первую очередь механизированно чистят подходы к областной администрации и площадь Ленина, но никак не тротуары, где хотят тысячи жителей). Владимир Букалов пообещал на свои средства организовать опрос общественного мнения по этому вопросу.
Депутат облсовета Руслан Перелыгин уточнил: раз власти так категорически против высадки деревьев в старые «окна», оставленные в плитке и асфальте специально для этих целей, то что мешает посадить в эти места кустарники? Та же сирень или любой другой декоративный кустарник точно не заденет провода, не повредит коммуникации и не сломает тротуар. Зато кустарники прекрасно будут улавливать пыль и гасить шум. Более того, даже если нет возможности сажать кустарники, то почему все максимально закатывается в плитку? Почему не оставлять побольше газонов?
Также Руслан Перелыгин отметил, что получившая широкое распространение практика укладки в Орле рулонных газонов оборачивается серьезными затратами для бюджета. Такие газоны не растут без полива, плюс их необходимо постоянно выкашивать. Может быть, имеет смысл засевать газоны чем-то более практичным? Например, низкорослым клевером. Его и косить не надо, и к поливу он не так требователен, как рулонный газон. И дальше сезон за сезоном он будет расти самосевом.
Еще один острый момент – это уход за молодыми саженцами. С этим в Орле не просто беда, а какая-то катастрофа. Процент выпадения посадок просто ужасает. Ведь чтобы дерево принялось, его постоянно нужно поливать. Кто отвечает за то, чтобы саженцы принялись? Можно пройти и посмотреть на посадки прошлого-позапрошлого года.
Как отметил Никита Митряев, уход за зелеными насаждениями прописан в муниципальном задании. А что касается засыхания молодых деревьев, то надо смотреть на то, как составлены контракты. Где-то прописана гарантия и замена засохших деревьев, где-то нет. Депутаты попросили всегда прописывать в контракте и последующий уход, и гарантию на саженцы.
А горожан кто-нибудь спросит?
Коснулись на комитете и планового ремонта улиц. Зачастую такие преобразования предполагают глобальное изменение существующей дорожной ситуации – расширение проезжей части, создание «карманов», вырубку деревьев на тротуарах. Депутат Букалов поразился: неужели такие серьезные планировочные решения не требуют обсуждения с жителями близлежащих домов? Ведь в теории все изменения делаются для жителей. А на деле проекты преобразования разрабатываются в Орле кулуарно. В качестве примера был назван проект переделки улицы Салтыкова-Щедрина. Ни с жителями, ни с депутатами его не обсуждали. Публичные слушания и то не проводились, хотя улица входит в заповедную зону, – напомнил депутат. По Комсомольской постоянно негативные отзывы жильцов – они не знают, ни что происходит, ни что выйдет в конечном счете. Почему никто не приходит в чужой двор и не решает за жильцов – как им будет лучше? А с другой стороны дома – нате вам! Ни деревьев, ни газонов, за которыми люди ухаживали годами.
От редакции добавим, что на вполне резонный вопрос депутата (и очень многих жителей Орла) представители администрации ответили недвусмысленно – правда, не на заседании комитета, а в социальной сети ВК, под возмущенными комментариями граждан к посту о сносе деревьев на ул. Комсомольской. Цитируем: «Вопрос согласования сноса деревьев с жителями не предусмотрен действующим законодательством. Снос деревьев на ул. Комсомольской предусмотрен проектно-сметной документацией, которая прошла государственную экспертизу». Когда граждане резонно заметили, что «жить там, где всё порублено и изуродовано жителям, а не тем, кто составлял эту документацию», и поинтересовались, будут ли посажены новые деревья взамен срубленных и где именно, администрация на голубом глазу сообщила: да, деревья посадят… «в наиболее подходящих местах, в рамках СНиП». Думаем, не ошибемся, если предположим, что выбор «подходящих» мест будет определяться исходя из удобства и выгоды для чиновников и подрядчиков, а граждан, разумеется, опять спросить забудут.
Сергей МИЛЯХИН