№20 (72) от 14 июня 2023 г.
В Орловской области вернулись к практике знакомства школьников и студентов с работой промышленных предприятий. Я еще успел поучиться в Советском Союзе, поэтому прекрасно помню школьные экскурсии на работавшие тогда заводы. Так что «новый» тренд на развитие промышленного туризма на самом деле – возврат к тому, что когда-то у нас уже было и неплохо работало. Как именно идет возрождение промышленного туризма, какие предприятия уже включились в проект и что власти ожидают получить «на выходе» – все это детально рассмотрели на заседании профильного комитета облсовета.
Больше экскурсий хороших и разных
Промышленный туризм предусматривает не прогулки по музеям, не осмотр памятников или архитектурных «жемчужин» региона, а посещение действующих промышленных предприятий. АСИ совместно с Минпромом и рядом других ведомств запустили специальную программу (со странным названием акселератор), которая должна создать и внедрить лучшие практики позиционирования российских предприятий как открытых, конкурентоспособных и выпускающих качественную продукцию.
– Наши предприятия в прошлом году приняли участие в этой программе, – рассказал депутатам вице-президент региональной Торгово-промышленной палаты Кирилл Симонов. По итогам проекта наша команда вошла в двадцатку лучших по стране. Регион представляли 7 предприятий: ОСПАЗ, Злынский конезавод, кабельный завод «Эксперт-кабель», единственное в регионе предприятие по переработке отходов «Аурус», «Керама Марацци», фабрика «Империал» и Болховский завод полупроводниковых приборов. Участники проекта разработали специальные производственно-технические экскурсии на предприятие (ведь процесс работы не останавливается и необходимо, чтобы все обошлось без пострадавших, а также без остановок технологического процесса). Студенты местного госуниверситета провели исследование промышленного потенциала нашего региона. Двумя важнейшими целями промышленного туризма были названы: повышение узнаваемости региональных предприятий и лояльности покупателей, а также продвижение местных предприятий как привлекательного места для работы. Естественно, что из второй цели определен и круг потенциальных посетителей – экскурсии в первую очередь будут рассчитаны на выпускников старших классов, а также учащихся средних специальных и высших учебных заведений.
Недавняя история
В конце прошлого года на Орловском сталепрокатном заводе провели экскурсию для участников региональной команды акселератора по промышленному туризму. Кстати, «ОСПАЗ» не первый год проводит образовательные экскурсии для учащихся орловских учебных заведений. Их бывает порядка 20 в год. Теперь же «ОСПАЗ» готовит зрелищную и познавательную экскурсию с фотозонами для гостей предприятия. Как было отмечено при подготовке акселератора, промышленный туризм – это еще один повод гордиться нашим регионом, наряду с культурным, литературным, историческим наследием и природными красотами. Поэтому крупные и средние промышленные предприятия могут быть открытыми не только для туристов, но и для населения в целом. На базе заводов планируется организовать экскурсионные маршруты, которые будут знакомить с историей предприятий, производственными мощностями, технологиями и продукцией. Кстати, наши предприятия посетили эксперты АСИ и Минпрома и по итогам прошлогоднего акселератора поставили высокую оценку качеству экскурсий по региональным предприятиям.
От себя добавлю, что мне лично посчастливилось побывать на «Ливгидромаше», «Протоне», «Орлэксе», «Продмаше», «Дормаше», «Текмаше», Водоканале, Спецавтобазе, Зеленстрое, Орловской ТЭЦ и телерадиопередающем центре в Пугачевке. Кроме того, в силу специфики работы мне показали все региональные мусоросортировочные комплексы и полигоны ТБО (за исключением ливенских). Посещение действующих предприятий производит неизгладимое впечатление и надолго остается в памяти. Кроме того, выбранная стратегия развития промышленного туризма серьезно расширяет возможности для привлечения гостей из других регионов – ведь не все интересуются литературой. А предприятия имеют настолько разный профиль, что наверняка каждый сможет найти что-то особо близкое и родное. Например, ни для кого не секрет, что в конце каждого года экскурсии школьников из Орла ездят на фабрику елочных игрушек в соседний регион. Совсем небольшое предприятие дарит детям массу положительных эмоций. А экскурсия на орловскую кондитерскую фабрику – до сих пор одно из самых ярких воспоминаний моих детей, которым тоже повезло своими глазами увидеть действующее производство. Кстати, если власти не будут сами себе устанавливать ненужные ограничения, то в этот же ряд можно поставить экскурсии не только на промышленные предприятия. Опять же по личному опыту могу сказать, что незабываемые эмоции испытал при посещении действующих пожарных частей Орла и экспертно-криминалистического центра УМВД. Кстати, экспозиция пожарно-спасательной техники (доступная для свободного посещения) давно заслуживает включения в туристические путеводители по региону. И хотя это не промышленность – подобные экскурсии могут стать настоящей «изюминкой» Орловщины.
Будущее за новыми видами туризма
Если посмотреть в будущее, то одним из существенных моментов, по словам Кирилла Симонова, стало включение в перечень всероссийского онлайн-путеводителя по российским предприятиям включение экскурсий по трем заводам: кабельному заводу, Злынскому племенному конезаводу и ОСПАЗу. Теперь любой желающий, зайдя на сайт promtourism.online/routes, сможет записаться на посещение наших предприятий (как, впрочем, и организаций в любом другом регионе) или вообще побывать на заводе онлайн. Работа по этому направлению продолжается. Так, относительно недавно (в апреле этого года) президент Орловской ТПП Светлана Ковалева и замгубернатора Александр Бирюков представили региональную стратегию промышленного туризма «Время лететь». По итогам участия в акселераторе Орловская область стала победителем в номинации «Лучшая стратегия промышленного туризма, направленная на развитие предпринимательства».
А 21 апреля в технополисе столицы прошла презентация технологических карт и экскурсий на предприятия. Из 159 проектов до защиты дошли только 45. Орловскую область представляли две организации – «Эксперт-кабель» и ОСПАЗ. По итогам кабельный завод стал победителем в номинации за организацию фотозон, а ОСПАЗ победил в номинации «Лучшая промышленная экскурсия для молодых профессионалов». Главным результатом Кирилл Симонов все же назвал разработку «дорожной карты» по развитию промышленного туризма. Напомним, в этом документе собрано все от «а» до «я»: главные цели и задачи проекта, основные этапы, сроки исполнения каждого промежуточного звена и ответственные за реализацию каждого этапа. Дорожная карта помогает увидеть не только всю картину целиком, но и проследить, на каком этапе сейчас находится реализация проекта, что должно получиться в результате. А в случае сбоя – найти самое слабое звено и оперативно скорректировать работу. Одним из этапов станет проведение форума «Новый промышленник», где молодые орловские бизнесмены поделятся своими успехами и трудностями, расскажут, как идет становление их производства.
Взгляд изнутри
Что характерно, председатель комитета Сергей Кутенев как раз и участвовал в этом акселераторе, поэтому добавил несколько важных штрихов в общую картину происходящего. По его словам, областной департамент и ТТП проделали довольно большую работу. Поэтому на федеральном уровне регион выглядел достойно. А конкурировать приходилось с крупными промышленными регионами, такими как Свердловская область или Тула. (Напомним, на Орловщине промышленность по числу занятых уступает торговле, а на всероссийском уровне регион по традиции позиционируется как сельскохозяйственный).
Депутат Юрий Котляр добавил, что основной упор в промышленном туризме неплохо было бы направить в старшие классы школ, чтобы у орловских мальчишек и девчонок создавалась картина, какие специальности сейчас востребованы, в каких условиях работают люди, какой уровень зарплат на том или ином производстве. Ведь все это серьезно способно повлиять на выбор будущей профессии. Кстати, для школьников уже организуются так называемые «недели без турникета», в рамках которых школьники как раз и могут побывать на производствах, которые участвуют в проекте. Депутат Руслан Перелыгин предложил не ограничиваться 10-11-ми классами. По его мнению, не менее важно захватывать и 8-9-е классы. Так как именно эти ребята уходят в колледжи и техникумы. Более того, тенденция имеет и обратную сторону – представители предприятий сейчас ходят по выпускным классам, где рекламируют свои производства, потому что дефицит рабочих рук очень и очень заметен. Здесь очень важно доносить до ребят, что ситуация изменилась. До сих пор в обществе бытовало устойчивое мнение, что простой рабочий на заводе – это в первую очередь не очень высокая зарплата. Между тем, уже давно зарплаты токарей, фрезеровщиков доходят и до 100 тысяч (в зависимости от квалификации). При этом депутаты отметили, что, помимо заводов, в кадрах заинтересованы и другие сферы. Так, департамент здравоохранения проводит точно такие же профориентационные беседы. В итоге ситуация складывается так, что все, кому нужны кадры, сами идут по учебным заведениям. И здесь у заводов есть выбор – либо налаживать туризм и делать производства открытыми для посещений, либо сразу же «на старте» проиграть тем предприятиям, которые смогут оценить перспективы такой открытости не только для привлечения туристов, но и для формирования имиджа хорошего работодателя.
И кое-что еще
Кроме того, хотелось бы добавить еще ряд неочевидных моментов. Так, председатель ТПП Светлана Ковалева, комментируя развитие промышленного туризма для одноименного сайта, отметила следующее: «Мы рассказываем туристам, молодому поколению и другим жителям региона, что современные предприятия – это не копоть, грязь и дым, а что сейчас это высокотехнологичное, автоматизированное, чистейшее производство, где очень интересно находиться. Плюс ведется активная работа с бизнесом или организация экскурсий на производства для представителей бизнеса, производств других регионов и даже стран.
Промышленный туризм – это не только прямая реклама предприятия, но и косвенная. К примеру, участник акселератора «Керама Марацци» привозит своих продавцов со всей страны на производство, чтобы они видели, как создается плитка для того, чтобы более уверенно и успешно продавать ее. А компания «Империал», можно сказать, это русская ИКЕА, на их сайте вы формируете техзадание и образ будущей кухни, и в итоге совместной работы с конструкторами и командой вы получаете кухню мечты».
То есть при желании любая организация сможет не просто стать открытой для посещений, но и получить от этого максимальную пользу в зависимости от того, что конкретному производству необходимо – обучить продавцов, показать покупателям все возможности или привлечь новых сотрудников. Вариантов масса, и это, повторю, помимо основного – развития собственно туризма. Ведь здесь действует правило больших чисел. Если человек приехал посмотреть какой-то один завод, то наверняка он захочет посмотреть и другие. В итоге чем больше предприятий откроют свои двери – тем больше бонусов они получат от участия в этом проекте.
Сергей МИЛЯХИН