№22 (74) от 28 июня 2023 г.
На прошлой неделе депутаты Орловского облсовета обратились к проблеме кадрового обеспечения орловских больниц и поликлиник. Почему в регионе, где есть свой медицинский институт и свой же медколледж, возник острый дефицит врачей и среднего медицинского персонала? Об этом депутаты говорили на выездном заседании комитета по здравоохранению, которое прошло 21 июня в Орловском базовом медицинском колледже.
Фото пресс-службы Орловского облсовета
Как сообщил участникам заседания директор колледжа Антон Труфанов, сегодня в учебном заведении обучаются более 1800 студентов по пяти специальностям среднего медицинского образования: сестринское дело, акушерское дело, лечебное дело, фармация, лабораторная диагностика. В этом году из стен колледжа выйдут 407 специалистов, но далеко не все их них придут работать в больницы и поликлиники области.
Как сообщает пресс-служба облсовета, по словам Труфанова, «часть выпускников идёт получать дальнейшее образование в высших учебных заведениях, часть же студентов после получения диплома в погоне за быстрой прибылью идут работать в индустрию красоты. Кроме того, оплата труда медиков Орловской области ниже, чем в более крупных регионах.
При этом «примерно 25% идут дальше в вузы, 10% – на службу в армию, остальные идут в медицину, но не все в Орловскую область. Очень часто выпускники отправляются работать в Москву, в Санкт-Петербург или Калининград.
Аналогичная картина и в медицинском институте. Здесь вообще половина студентов-медиков – иностранцы, которые вряд ли после получения дипломов станут работать в орловских больницах.
Так, по информации директора медицинского института ОГУ Ирины Снимщиковой, институт ведет образовательную деятельность по 24 направлениям, в настоящее время в нём обучаются почти 3,5 тысячи студентов, ординаторов, аспирантов из 42 стран. Более 50% составляют иностранные студенты.
«Хочется отметить, что часть этих студентов хотят в дальнейшем работать на территории нашего региона. А 25 студентов хотят заключить контракт с Министерством обороны, чтобы в последующем стать гражданами Российской Федерации», — пояснила Ирина Снимщикова.
Свой взгляд на проблему кадрового голода в орловских медучреждениях изложил и руководитель областного депздрава Игорь Петчин.
«Он отметил, что расчётное количество медицинского персонала прямо пропорционально зависит от численности населения региона, которое сегодня уменьшается, – сообщает пресс-служба Орловского облсовета. – Также Игорь Васильевич назвал несколько основных моментов, за счёт чего произошло уменьшение количества медицинского персонала:
— пандемия коронавируса — многие медики пенсионного возраста не решили рисковать своим здоровьем;
— внедрение нового подхода непрерывного медицинского образования и аккредитация специалистов — медики предпенсионного и пенсионного возраста, которые не умели работать на компьютерах, также уволились;
— изменение расчета пенсий. Многие уволились, чтобы им пересчитали пенсию, но в итоге 40% приняли решение не возвращаться.
В целом, на 16 июня 2023 года общая численность врачей-специалистов, работающих в государственных медицинских учреждениях Орловской области, составляет 2674 человека, средних медицинских работников — 6665 человек.
Обеспеченность врачами-специалистами в учреждениях здравоохранения региона составляет 38,2%, в 2022 году — 37,5%, в 2021 году — 38,9%».
Интересно, что, например, представитель независимого профсоюза медработников «Действие» Дмитрий Серегин, в отличие от Игоря Петчина, смотрит на проблему дефицита кадров с другой точки зрения и называет ее, так сказать, системные причины.
«Как понять, почему плохо оказывается медицинская помощь? – пишет Серегин на своей странице ВКонтакте. – Я задаю проверочные вопросы:
1. Почему медицинская помощь некачественная? – Потому что медработников мало, и они устают/выгорают/хамят и прочее.
2. Почему медработников мало? – Потому что низкие зарплаты, намного ниже даже соседей по регионам.
3. Почему медработники хамят/проявляют безразличие? – Синдром профессионального выгорания.
4. Почему синдром профессионального выгорания? – потому что большинство работает в полтора раза больше НОРМЫ труда – берут себе дополнительные ставки, потому что на одну ставку прожить очень тяжело. Зарплата выше, но как вы отнеслись бы к оперирующему хирургу, который за двое суток спит только 8 часов?
4. Почему зарплаты маленькие и люди вынуждены жить на работе?
Больницы не выполняют план по больным (да, такой есть) и получают меньше денег от страховых частных организаций.
Меньше денег – меньше возможностей платить зарплату, оплачивать счета за коммунальные услуги, закупать оборудование или расходные материалы.
Это загоняет больницы в серьезные долги.
Они начинают экономить – угадайте на чем?
В том числе и на заработной плате.
А далее смотрите выше…»
Как видим, и директор медколледжа, и профессионал-медик говорят об одном: главная причина кадрового голода – низкие зарплаты медиков. Их повышение – вопрос желания и возможностей региональной власти. Которая, увы, пока остается безразличной к очевидной дискриминации орловских медработников по сравнению с коллегами из других регионов.
Комментирует депутат Орловского областного совета, член комитета по здравоохранению Алина Воропаева:
– Проблема кадрового обеспечения в медицине стоит очень остро повсеместно. К сожалению, денежный вопрос является краеугольным в этой ситуации.
В нашем регионе массовый отток специалистов начался еще с объединения Орла и Орловского района – оптимизировали районную больницу, люди потеряли сельские надбавки и переехали в столицу. Осуждать медиков, поехавших в большие города за деньгами, сложно. Столичные госпитали предлагают специалистам большие по провинциальным меркам зарплаты.
Но здесь важна не только зарплата – в столичных больницах врачи, как правило, работают в более качественных условиях, более защищены, с полным запасом медикаментов и доступом к современному оборудованию.
Нехватка врачей отражается не только на доступности, но и на качестве оказываемой медицинской помощи.
Необходимо полностью пересматривать систему оплаты работы врачей, чтобы сохранить их на местах. Решение необходимо принимать уже сегодня. Если ничего не менять в системе, мы придем к тому, что часть медиков уедут в столицы, а часть – просто уйдут из профессии.