№25 (77) от 2 августа 2023 г.
Проблемы орловского общественного транспорта постоянно попадают в поле зрения СМИ. В последнее время созданный областными властями «Организатор перевозок» довольно регулярно сообщает о проверках маршруток и о том, какие нарушения удается выявить. Например, водители отключают ГЛОНАСС и проезжают мимо людей на остановках или вообще не доезжают до конечных пунктов. Областные власти уже в который раз решили оптимизировать схему движения общественного транспорта. А городское КРУ выяснило, что в Орле практически сорвали программу поддержки перевозчиков. И на фоне всего этого продолжается эпопея с внедрением интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Которая, кроме уголовных скандалов, пока ничего городу не принесла. Расскажем обо всем чуть подробнее.
Гладко было на бумаге
На последнем (перед летним отпуском) заседании профильного комитета горсовета депутаты рассмотрели программу комплексного развития транспортной инфраструктуры в областном центре. Этот документ необходим городу, чтобы попытаться попасть в федеральные программы, в том числе и в программы по обновлению подвижного состава муниципального транспорта. В период с 2022-го по 2025 годы было включено 18 пунктов. Несмотря на проблемы с недостатком финансирования, работа по плану ведется. Помимо дорог проект включает в себя мосты, путепроводы и весь огромный объем сопутствующей инфраструктуры (например, погрузочно-разгрузочные площадки, склады, терминалы, пересадочные узлы, вокзалы и даже аэропорты). Сюда же входит развитие интеллектуально-транспортной системы (ИТС). Но к этому пункту мы вернемся отдельно. Что характерно, упомянутые документы разрабатываются сразу для Орла и Орловского района. Соответственно, после разработки всё должно быть согласовано с местными властями – и уже от местных чиновников будут собраны отзывы, замечания, предложения и корректировки. То есть у города будет возможность что-либо поправить. При этом, если поправки будут приняты «в штыки», то предполагается работа согласительной комиссии.
Депутат Сергей Елесин обратил внимание на проблему нехватки велодорожек в городе. По его словам, кроме как в общем транспортном потоке, перемещаться по областному центру на велосипеде практически негде. Но при этом то тут, то там появляются велопарковки. Может быть, как-то увязать процессы – и строить параллельно с дорогами велосипедные дорожки? Отдельно депутат упомянул отвратительное уличное освещение, которое автомобилисты еще компенсируют за счет света фар. А вот велосипедистам приходится совсем несладко. Чиновники утверждали, что новые дороги идут уже с учетом велодорожек. Как пример назвали улицу Комсомольскую, которая сейчас в ремонте.
Второй вопрос касался исследования потоков транспорта, чтобы создать по городу так называемую «зеленую волну», когда автомобили с определенной скоростью могут максимально долго ехать без остановок на каждом перекрестке. Для этого нужно всего лишь перенастроить светофоры. При этом депутаты напомнили, что чиновники администрации еще три года назад уверяли депутатов, что трафик уже исследован, и все возможности для настроек «зеленой волны» в городе имеются. Вот только воз и ныне там. Увы, выступающий не касался вопроса работ по ИТС, поэтому не смог пояснить, когда это чудо технической мысли (в которое влили уже несколько сотен миллионов бюджетных рублей) наконец-то заработает.
Депутат Сергей Швалов уточнил вопрос включения в программу подготовки водителей категории Д (для общественного транспорта). Увы. Оказалось, что в действующие программы транспортного планирования подготовку водителей для общественного транспорта включить нереально.
Когда же заработает система?
Еще одно событие, которого ждут многие автовладельцы и пассажиры, – это запуск в полном объеме интеллектуальной транспортной системы. Заключен уже не первый контракт на внедрение этого ноу-хау. В этот раз победителем аукциона (кстати, подана была всего одна заявка) было признано ЗАО «Единая национальная диспетчерская система». Ей и заплатят за работу 62,3 млн рублей из бюджета. Итак, что же предстоит сделать? Подрядчик проведет экспертизу уже созданной интеллектуальной транспортной системы Орловской городской агломерации, а именно обследует светофоры (можно ли ими управлять дистанционно); спроектирует удаленное управление ими; заменит оборудование для нормальной работы ИТС; обеспечит работу ситуационного центра, куда будет стекаться вся информация не только о том, какой свет сейчас горит на каком светофоре, но и какая дорожная обстановка (есть ли пробки) на том или ином отрезке дороги. Соответственно, в рамках контракта предусмотрена замена дорожных контроллеров на светофорах и установка камер видеонаблюдения. Во избежание хакерских атак все каналы связи, по которым будет идти сигнал от камер, должны быть защищены от несанкционированного доступа. Также предполагается поставка программно-аппаратных комплексов, которые будут мониторить параметры транспортных потоков. По итогам работ подрядчик еще обязуется провести инструктаж пользователей – как именно им работать с новой системой.
Наши коллеги с сайта «Орловские новости» сделали важное дополнение к тем документам, что опубликованы на портале госзакупок: журналисты пробили по платным базам данных информацию о победителе аукциона. Компания зарегистрирована в Орле в 2007 году. Уставный капитал – 30 тыс. рублей. Учредитель – Александр Семкин, гендиректор – Владислав Игошин. Чистая прибыль фирмы за 2021 год составила 7,5 млн рублей. newsorel.ru/fn_1334045.html
Второе важное дополнение, которое посчитали необходимым указать журналисты «ОН»: в апреле 2023 года Советский райсуд Орла приговорил к 4 годам условно бывшего и. о. начальника УКХ города Орла Дмитрия Фролова. Он признан виновным по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Дело касалось внедрения первой очереди ИТС Орловской городской агломерации. Контракт выиграло ООО «Научно-производственное объединение «Интеллектуальные технические системы». Эта же фирма и подготовила техническое задание. Оно не соответствовало ранее утвержденному эскизному проекту. Это привело к невозможности использования первой очереди интеллектуальной транспортной системы Орловской городской агломерации. Несмотря на это, работы по контракту были приняты МКУ «УКХ г. Орла» и оплачены в полном объеме», – напомнили наши коллеги с сайта «Орловские новости».
В связи со всем вышеперечисленным невольно возникает вопрос: как будет внедряться новый этап ИТС, если предыдущий был сделан, мягко говоря, «не по эскизному проекту»? Ведь, судя по описанию госзакупки, подрядчику необходимо настроить уже установленное оборудование.
Порядка больше не становится
Созданное не так давно новое подразделение «Организатор перевозок» сразу стало одним из ведущих «ньюсмейкеров» региона, так как в группе https://vk.com/kuooop регулярно выкладываются отчеты о проводимых проверках и о том, какие удается выявлять нарушения. Увы, проверки затрагивают лишь так называемые трехзначные маршрутки. Поэтому о том, какие «чудеса» вытворяют городские двузначные автобусы, орловцы узнают не из виртуальной реальности, а на собственной шкуре. Справедливости ради отметим, что многие нарушения одинаковы у автобусов с любым количеством цифр на лобовом стекле. Например, проезд мимо остановки, где стоят (или сидят, укрывшись от дождя, на скамеечке) пассажиры – вполне рядовое явление как для двузначных, так и для трехзначных автобусов. Можете просто стать на остановке «АПК «Орловская нива» и посчитать, сколько маршруток проедет мимо вас, даже не снижая скорость и не перестраиваясь из дальнего левого ряда. А такая остановка по городу далеко не одна – просто с нее мне лично крайне редко удается уехать с первой попытки.
По данным «Организатора перевозок», постоянно в ходе рейдов попадаются маршрутки с выключенным прибором ГЛОНАСС или с «глушилками», которые делают автобусы невидимыми как для пассажиров, так и для конкурентов. В итоге стоящие на остановке орловцы просто не знают (особенно в вечернее время), стоит ли ждать транспорта, или быстрее получится дойти до дома пешком? Хотелось бы и от городских властей видеть регулярные телодвижения (как это делает «Организатор перевозок») по наведению порядка в работе общественного транспорта. Может быть, тогда водители начнут хотя бы притормаживать на остановках, а не проскакивать их на полном ходу? Или все будут ездить с включенными передатчиками ГЛОНАСС, как это прописано в контракте, – чем черт не шутит?
Увы, никто не дает ответа на ряд вопросов, которые просто не поддаются логическому объяснению. Например, почему водители упорно не хотят заезжать для посадки-высадки пассажиров в специальные заездные карманы на некоторых остановках? Самый яркий пример – напротив завода «Орлэкс» в сторону Герценского моста. Или почему водители становятся так, чтобы мешать движению следующих за ними автобусов, а не проезжают до конца остановки? В итоге подъехавшие первыми просто не дают возможность коллегам посадить-высадить пассажиров. Такая «игра в чехарду» нередко приводит к созданию аварийных ситуаций – ведь второй маршрутке приходится объезжать первую (не заехавшую в специальный заездной карман). А кроме того, из-за такой «чехарды» водители высаживают пассажиров из второго ряда, что прямо запрещено Правилами дорожного движения. Напомним, после трагического ДТП на остановке «Дворец спорта» власти даже пытались навести с этим порядок. Увы, запала хватило на несколько недель. Потом все вернулось на круги свои.
Денег нет, но вы держитесь!
Как сообщают наши коллеги с сайта «ОрелГрад», администрация города Орла обнародовала информацию о проверке полноты и достоверности отчетности реализации муниципальных программ по итогам 2022 года. Проверка проводилась сотрудниками контрольно-ревизионного отдела мэрии. Как пишут журналисты, «обращает на себя внимание, в частности, программа «Поддержка муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа городским наземным электрическим транспортом в городе Орле». В прошлом году, по оценкам ревизоров, она была исполнена всего на 26,4 процента от предусмотренного объема. Это самый низкий процент реализации среди всех программ. Причинами срыва исполнения запланированных целей в отчете названы отсутствие финансирования из бюджета Орловской области и изменение порядка начисления субсидий за перевозку льготных категорий пассажиров», – пишет издание. https://orelgrad.ru/blog/2023/07/29/v-orle-prakticheski-sorvali-programmu-podderzhki-perevozchikov/
Интересен еще и следующий момент: «Муниципальная программа «Комплексное развитие улично-дорожной сети города Орла» была исполнена на 92,3 процента. Здесь специалисты указывают на то, что в рамках исполнения мероприятий национального проекта «Безопасные качественные дороги» удалось достичь экономии, а сэкономленные на торгах средства были возвращены в Дорожный фонд Орловской области», – пишет «ОрелГрад».
Чем интересен этот абзац? Просто, когда жители просят им отсыпать хотя бы гранулятом окраинные улицы, они получают стандартный ответ от властей: «денег нет, но если вдруг деньги появятся, то тогда обязательно и всенепременно». Вместе с тем отчет КРУ показывает, что сэкономленные деньги вовсе не идут на нужды жителей (например, на отсыпку тех же окраинных улиц), а возвращаются в Дорожный фонд области. И это как минимум странно. Уж чего-чего, а мест, куда можно было бы потратить сэкономленные средства, в Орле более чем достаточно.
Сергей МИЛЯХИН