№29 (81) от 30 августа 2023 г.
Людмила Парицкая
Каждый день, гуляя по городу, обращаю внимание на назойливый, упрощённый до предела рекламный слоган «За развитие Орловщины». Что наш юный губернатор понимает под этим, неясно! Ведь развитие – это изменение, а оно бывает и «отрицательным». Поразмыслив, решила, что он имеет в виду то, что я вынесла в заголовок этой статьи. А что? Разве кто-нибудь будет против?
Вот и мне пришла в голову мысль внести свою лепту в тему плохого и… хорошего.
Конечно, теперь уже сомневаться не приходится: разрушение «Дворянки» необратимо! Гип-гип-ура!!! Казалось бы, надо успокоиться и принять сей факт как должное, но как-то не хочется. Вот не хочется – и всё тут. Спросите, почему? Прежде всего, невероятно удивляет поведение прокуратуры, которая озабочена лишь недостаточно быстрым темпом осуществления «бестактного благоустройства «Дворянского гнезда» с подачи Управления по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области, которое во всех ответах настаивает на законности проводимых работ по СОХРАНЕНИЮ объекта культурного наследия регионального значения «Ландшафтный сквер «Дворянское гнездо».
Удивляет только абсолютное непонимание руководством Управления значения слова «СОХРАНЕНИЕ», жонглируя которым при каждом удобном случае, руководство всё время ставит себя в сомнительное положение.
Говорят, закон обратной силы не имеет, но, похоже, только не в Орле!
Управление, имея на руках охранное свидетельство, в котором чётко и ясно указано отсутствие определения предмета охраны, означающее, что предметом охраны является всё, что находилось на территории памятника на момент постановки на охрану, и зная, что в этом случае на территории объекта культурного наследия НЕЛЬЗЯ осуществлять даже МЕЛКИЙ ТЕКУЩИЙ ремонт, позволяет муниципальному казённому учреждению «Объединённый муниципальный заказчик города Орла» заключить с обществом с ограниченной ответственностью «Торгово-строительная компания «Элитный сад» муниципальный контракт на выполнение работ по объекту «РЕМОНТ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации «Ландшафтный сквер «Дворянское гнездо» и прилегающей территории (в рамках благоустройства)».
Здесь уместно разъяснить значение слова «ремонт» как исправление повреждений, поломок, изъянов и т.п. Ремонт ни в каких случаях не предусматривает УНИЧТОЖЕНИЯ чего-либо.
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ же (в данном случае) означает УНИЧТОЖЕНИЕ объекта культурного наследия под воздействием мнимого благоустройства!
Смею усомниться в существовании утверждения, что архитектурными и объёмно-планировочными решениями в рамках контракта предусмотрено строительство ротонды и балюстрады, так как строительство предполагает ДЕМОНТАЖ прежних, что в работы по ремонту включено быть не может.
Странно, что им это неизвестно!
Как неизвестно и то, что Управление по охране объектов культурного наследия по Орловской области не располагало полномочиями издавать приказ от 2 августа 2022 года №113, которым утверждён предмет охраны, в состав которого входят: пешеходная дорога «Липовая аллея» и пешеходная дорога «Дубовая аллея».
Во-первых, если бы этот приказ был легитимен, то его бы обнародовали сразу же, как только начались народные протесты. Этого не произошло потому, что документ (№ 106-01. 1-39-01 от 11 апреля 2017 года) накладывает запрет на изменение ранее утверждённых предметов охраны (или их отсутствие) с помощью государственной историко-культурной экспертизы. Поэтому изменение предмета охраны объекта культурного наследия путём подготовки экспертизы, целью которой является уточнение сведений об объекте культурного наследия, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВОМЕРНЫМ.
А во-вторых, никто никогда об этих «липовых» аллеях не слышал, и с какого перепуга они вдруг стали такими ценными? Скорее всего, потому, что именно их не успели уничтожить.
Возникает законный вопрос: так чьё же задание за бюджетные миллионы выполняет компания «Райский» сад»? СОХРАНЕНИЕ или УНИЧТОЖЕНИЕ? Но только в том, что при этом нарушен закон, сомнения не возникает!
А кому до этого есть дело? Правильно, НИКОМУ!
Последние 30 лет наше общество неизлечимо болеет. Наряду с алкоголизмом и наркоманией оно всё больше заражается чумой XXI века – БАБЛОМАНИЕЙ! Поражает эта болезнь, как правило, людей с рабской психологией и полным отсутствием морали и нравственности, что неудивительно при теперешнем уровне образования и культуры.
Самое страшное, что баблоголики проникают во все структуры и стараются установить свои бабломанские порядки. Говорят, что никакое дело не будет даже начато, если не светит откат! Не хочется верить, а заставляют!
Вот все сейчас заняты развитием внутреннего туризма. Хорошее дело? Да, конечно! Кто б сомневался? Только развивают его как-то уж очень убого, примитивно и там, где нечего смотреть. Ну, нельзя же жить по разнарядке! Приказано развивать туризм! А если нет в Орле достойных туристических объектов (потому что никто даже то немногочисленное наследие не берёг), то зачем сейчас в спешном порядке высасывать из пальца какие-то мемориалы и недоношенные кольца, только чтобы получить средства на очередной распил? Неужели не стыдно?
Наш муниципалитет взахлёб занят проектированием «туристического кода» центра города Орла. Просто мозг вскипает от «восторга». Вырубили деревья, закатали в асфальт и плитку все дворы и прилегающие территории. В планах строить гостиницы с созданием новых рабочих мест. Но почему-то все забывают, что все это – места обслуживающего труда. А созидательный труд кому-нибудь будет нужен? Может, правильнее строить мини-заводы?
За довольно круглые суммы разрабатываются вывески, указатели, карты-схемы, пешеходная навигация, установка и обустройство туристических центров, фотозоны, ярмарки, и всем кажется, что именно это будет привлекать приезжих (можно подумать, что у них в городе нет того же самого). А ещё большие надежды возлагаются на архитектурную фасадную подсветку. О ней отдельный разговор, так как до конца года непременно надо освоить все средства, выделенные на неё. Иначе… Опять признаки баблоголизма!
Подсветка – это самостоятельный и очень сложный вид дизайна среды! К проектированию и осуществлению подсветки на пушечный выстрел нельзя подпускать дилетантов. Пока всё, что сделано в Орле, вызывает только горький смех, а «ночная» крыша банка и «световые лохмотья» дома возле ЗАГСа заставляют просто онеметь. Ужель наша архитектурная начальница, милая послушная девочка, приняла эту работу и никого не оштрафовала? Если это так, то ей надо немедленно подыскивать другую должность.
И неужели хоть кто-то думает, что туристы наперегонки помчатся смотреть историческое место слияния двух рек, где возник древний город Орёл, униженное блатным словечком, которым бандиты всех мастей обозначают место их жестоких разборок, «стрелка»?!
А уж само глупо-огромное, «вырубленное топором», слово, ужасно непрокрашенное, с отлетающими досками, в котором буквы перемешаны в гарнитурный винегрет оскорблённой кириллицы, по-настоящему позорят это святое место.
Зачем (туда) на фестиваль цветов притащили комбайн, знает, наверное, только наш главный дизайнер мэр Ю. Парахин. Почему именно этот несчастный сквер с обелиском и храмом второй год превращается в свалку, часто не имеющую никакого отношения к цветам, тоже загадка. Существует же такое забытое понятие – УМЕСТНОСТЬ!
Не пойдёт же мэр на приём к королеве в семейных трусах. Впрочем, как знать. Не удивлюсь, если в следующем году ему придёт в голову счастливая мысль вырубить все деревья и вместо них занять весь сквер гигантским океанским лайнером с искусственными цветами в каждом иллюминаторе. Публика будет визжать от восторга.
Вообще буйной, но все же регламентированной фантазии наших чиновников можно только позавидовать. Они смело внедряют в жизнь то, от чего уже отказываются в других городах и странах. Нигде не прокладывают велосипедные дорожки в парках и скверах, а мы планируем их в крошечном сквере Гуртьева. Зачем они там? Или электросамокаты в тех же парках? Страшно первыми отказаться? Конечно, проще осторожно это сделать, как всегда, последними.
Мы во всех отношениях удивительные люди, у нас уникальный менталитет. В стране, где я родилась после войны, если при прокладке новой дорожки на её пути окажется дерево, его обойдут этой же дорожкой. Если это же случится в моей любимой стране, где я живу, дерево непременно срубят! Почему?
Этот вопрос я задаю сама себе уже много лет и ответа на него, наверное, уже не дождусь!
С глубоким уважением ко всем ветвям власти,
гражданка России Людмила Парицкая