№32 (84) от 20 сентября 2023 г.
Начался новый учебный год, первые недели которого «сопровождались» песнями и маршами, звучащими из школьных дворов. Как мы видели, школьники под руководством своих опытных наставников были привлечены даже к проведению выборов: дети создавали праздничную атмосферу для электората. И всё бы ничего, если бы за кулисами такого «театра», как школьная жизнь с её праздниками и буднями, не происходили настоящие драмы. Вчера в редакцию нашей газеты пришло письмо от мамы ученика начальных классов одной из орловских школ. К сожалению, полное обиды и возмущения. Не столько от несправедливости произошедшего, сколько от понимания того, что с этим придётся жить и мириться еще несколько школьных лет.
«А, это опять эти склочники пришли!»
«Здравствуйте, уважаемая редакция!
Благодарю вас за то, что даете своим читателям возможность рассказать о наболевшем, высказать на страницах вашего издания свою позицию, не всегда удобную для властей, но от этого не теряющую свою актуальность.
Это письмо я планировала написать ещё в прошлом году, но в надежде, что что-то всё-таки изменится, не стала этого делать. Но прошёл год. Ничего не изменилось, значит, то, что происходит, – это уже система, и с этим надо что-то делать.
Совсем недавно прозвенел первый школьный звонок, начался новый учебный год. 1 сентября моя знакомая прислала мне открытку, где в поздравлении с 1 сентября родителям ещё и предлагают разные успокоительные средства. Я в тот день посмеялась про себя, думаю, ну какие успокоительные, всё будет нормально, ведь уже столько всего в школе пережили. Что ещё?
Ещё – оказалось «замечанием» учительницы начальной школы в отношении моего ребёнка, после которого он наотрез отказывался идти в школу.
А все случилось из-за того, что в первый день учёбы, когда у ребёнка случайно на уроке зазвонил телефон, она так на него наорала, что сильно испугала его. Как мне потом она сказала – сделала замечание. Как красиво это звучит: сделала замечание. Но как она его сделала, это она не уточнила. Ведь даже если школьник не прав, и телефон действительно не должен звонить на уроке, замечание можно сделать по-разному: можно позвонить родителям и сказать о том, что это произошло, можно самой помочь испуганному ребенку выключить телефон, если у него не получается, можно попросить помощи у других школьников, которые хорошо разбираются в таких устройствах, чтобы они помогли выключить звук. Но нет! Вместо этого ничем не контролируемый крик на прилежного школьника, который ни в чем подобном ранее замечен не был, и в его действиях не было злого умысла.
Уже дома у нас встал вопрос: переводить ребёнка в другой класс или нет? Основания были. Целую неделю до и после уроков он плакал: он боялся идти в школу, хотя проблему с телефоном, изменив настройки, мы решили, он боялся учителя, боялся того, что любое его действие вызовет гнев учителя и она опять будет на него кричать. Ведь в отношении других детей она не церемонится. И как это часто бывает в таких ситуациях, память услужливо стала подкидывать разные картинки и информацию. Я могу путаться в деталях, но сути это не меняет.
Вспомнилась история, когда двое орловских школьников, выйдя из дома, в школу не пришли, да и домой вовремя не вернулись. Их искали всем миром. Нашли детей в одном из торговых центров. Почему они так поступили?
А новости о нападении бывших и нынешних учеников на школы… Что стало причиной таких поступков?
И какие бы версии потом не писали в СМИ, уверена, правды мы не узнаем. Широкой общественности лучше не знать, что где-то с попустительства учителя ребенка просто затравили одноклассники, или учитель применял такие методы воспитания, которые на юридическом языке иначе как истязаниями не называются.
Но у системы виноваты все вокруг: сам ученик, его родители, но только не сама система. И тогда логопеду в качестве меры воспитания можно отвешивать ребёнку подзатыльники. Тогда директору школы можно сказать ученице, которая несколько лет успешно выступала за школу на различных спортивных соревнованиях, а потом по состоянию здоровья и рекомендации врача не смогла этого дальше делать, «предательница!». Сказать так, чтобы это слышали те, кто раньше с нею выступал. И тогда учителю физкультуры можно сказать ученику начальных классов со слабым здоровьем, о чем ей достоверно известно, когда он на уроке от усталости прилег на лавку, чтобы просто отдышаться: «Что ты тут разлёгся, вставай!» Вместо того, чтобы спросить: «Что случилось? Ты себя нормально чувствуешь?». И тогда, когда родители придут к учителю или директору, чтобы защитить интересы своего ребёнка, можно сказать: «А, это опять эти склочники пришли!». А потом отыграться на ребёнке по полной программе за то, что пожаловался родителям. Благо у учителей таких рычагов достаточно.
И потом эта система удивляется, почему ученик, став подростком, проявляет агрессию по отношению к учителям и своим одноклассникам. Потому что он не видит другого способа себя защитить, как бы страшно это ни звучало.
И ещё. У нас в школе были замечательные учителя, которым я до сих пор благодарна за знания, которых я помню и всегда буду уважать.
И вот тут главное – уважать.
Уважение, учителя и преподаватели, любовь ребёнка ещё заслужить надо. Уважают не за должность, а за дела и поступки, за отношение к детям. Помните об этом.
И очень бы хотелось (хотя о чем это я?), чтобы директора школ на собраниях коллектива напомнили своим педагогам о том, что буква закона на стороне детей. Напомнили ФЗ «Об образовании», в котором обозначены обязанности педагогов и 21-ю статью Конституции РФ, которая говорит об уважении к личности. Никто не должен быть подвергнут унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
И ваш крик может иметь последствия не только для конкретного ребёнка, но и для вас самих».
Главное — это счастье ребёнка
«Педагоги Орловской области наметили курс нового учебного года», проинформировал телеканал Первый областной в канун нового учебного года. Речь шла о ежегодной августовской конференции учителей с участием педагогов всех школ региона. Мы внимательно изучили представленные в СМИ материалы конференции и не нашли ничего, что бы указывало на обсуждение нравственных обязательств, которые должны быть у учителя перед своими учениками. Или хотя бы напоминало об этом. Ведь речь шла не только о ЕГЭ, кванториумах, профессиональных конкурсах и нацпроектах, но и о воспитании, как любят говорить педагоги и чиновники, молодого поколения. И, наверное, начинать нужно с себя? Ведь если проблема, о которой говорит наша читательница, существует до сих пор, в современной школе 21-го века, значит, это действительно система? Может, всё-таки есть смысл напоминать учителям на ежегодной августовской «планёрке» об элементарной профессиональной этике, о том, что такое хорошо, а что такое плохо, в конце концов. Что в школе допустимо, а что категорически – нет, о том, что может навредить ребёнку и даже разрушить его психику. Проблема замалчивается, а это значит, что в случае выявления единичных случаев буллинга со стороны учителей, виноваты будут… Как там написала наша читательница? «У системы виноваты все вокруг: сам ученик, его родители, но только не сама система»?
Разве у наших детей, живущих в соцсетях, не достаточно буллинга? Разве у всех благополучные семьи? Разве у них нет проблем со сверстниками? Может, школе не стоит увеличивать объём негатива, который ежедневно льётся на головы маленьких граждан нашей страны?
«Каждый второй ребенок в стране сталкивался с буллингом», – констатирует детский омбудсмен Анна Кузнецова.
Как сообщила «Российская газета» со ссылкой на Кузнецову, более половины детей в России (55%) сталкивались с буллингом, при этом более трети (39%) из них боятся рассказывать о случаях интернет-травли. «То есть основная беда травли – это ее латентность, когда взрослым не хватает времени, может быть, профессионализма и желания увидеть, что ребенок страдает. Это может обернуться большой бедой», – заявила уполномоченный по правам ребенка при президенте России Анна Кузнецова. Детский омбудсмен сообщила, что после получения такой статистики были проведены проверки во всех регионах России. «Мы проверили службу медиации. К сожалению, порой они оказались абсолютно формальны», – сказала она.
Кузнецова считает, что помочь в решении проблемы буллинга может закон об укреплении воспитательной составляющей в системе образования. «Это подразумевает, что школьная жизнь должна быть наполнена не только стремлением сдать ЕГЭ на 100 баллов, – заметила детский омбудсмен, – но и чтобы она стала более комфортной, принимающей и человечной. Ведь образование – это обучение и воспитание, здесь нужно единство и школы, и семьи, чтобы мы достигли главного результата – это не 100 баллов по экзамену, а счастье ребенка».
«Силы тратятся, а результатов нет»
Школьная жизнь должна быть комфортной, принимающей и человечной — разве это не позиция нашего государства? И разве нашим учителям, которые получают деньги налогоплательщиков в государственных учреждениях образования, не нужно об этом знать?
Жизнь современных школьников осложнена настолько, что их учителям, учившимся по советским учебникам, такое и не снилось. Это нужно признавать. «Дети так устали от домашних заданий, что хотят только есть и спать», – говорят родители. И все больше семей принимают непростое решение: перевести детей на домашнее обучение. У детей становится больше времени для отдыха и дополнительных занятий по душе, а также они автоматически ограждаются от школьного буллинга. Им больше не нужно бояться вызова к доске, неудовольствия педагога, его плохого настроения.
Вот что рассказал «Правмиру» Денис Собур, отец четырех дочерей: «У меня четверо дочерей. И я не знаю, что делать с домашними заданиями в школе.
Первый класс пройти несложно: домашние задания и оценки запрещены законодательно. Даже если учителя их задают, выполнение их остается добровольным. Но когда начинается второй класс, мы встречаемся с бесконечными заданиями.
Со старшей дочерью мы не были готовы к такой учебной нагрузке. По старинке думали, что дети ходят в школу учиться. Оказалось, что там просто проверяют то, как их научили дома.
Мы не догадывались, что к началу второго класса английский уже надо знать. Я приезжал с работы и в девятом часу сменял уставшую супругу в битве с домашним заданием. Ведь это так «просто» — выучить за неделю восемь букв, их произношение и слова, начинающиеся с этой буквы.
Во втором классе мы дважды в неделю по часу учили написание слов к словарному диктанту. С такими затратами времени можно было бы к концу школы научить ребенка свободно разговаривать на английском. Но мы тратили время и силы на навык, который уже устарел после появления автоматической проверки правописания. К тому же, тратили бессмысленно, ведь выученные слова школьники забывают вскоре после диктанта.
Но если я все равно занимаюсь с ребенком дважды в неделю по часу, то зачем ходить на уроки английского? Чтобы вместо интереса к языку вырабатывался страх получить двойку?
Со второй дочерью мы начали заранее готовиться ко второму классу и учить английские слова. Но даже этих знаний не хватало, чтобы выдержать школьную нагрузку.
Сейчас второй класс проходит третья дочь. И опять большую часть школьной программы она знает. Но этого недостаточно, чтобы школьник справился со школьной нагрузкой. Весь день семьи выстраивается вокруг учебы и отслеживания домашних заданий. И это, повторюсь, с девочками, хорошо подготовленными и знающими программу.
На выполнение домашних заданий мы тратили полтора-два часа в день. Причем именно родители, а не ребенок. Но простая арифметика показывает, что примерно столько же дети учатся в школе. В лучшем случае 15-20 минут от урока они занимаются. Итого около часа на русский, математику и английский. Мы дома занимаемся в два-три раза больше.
Как решить эту проблему в рамках обычной школы, я так и не придумал. Ведь не могу же я прийти в школу и потребовать привести объем домашних заданий в соответствие с научными данными. С другой стороны, если все обучение идет дома, то зачем тогда ребенку полдня сидеть в школе? Это отнимает силы, время, но не сильно влияет на полученный уровень образования.
В середине второго класса мы перевели дочерей на семейное обучение. В школу они уже походили, этот опыт есть в их жизни. У них есть свой класс, первая учительница, одноклассницы. Общаться с другими детьми можно на кружках и секциях. Для проверки тестов, написания слов, арифметики живой учитель не нужен. С этим справляются и роботы.
Сегодня даже проверку домашних заданий можно поручить специализированным дистанционным школам. Школьные учителя проверят домашнюю работу, поставят оценки, — все, как в обычной школе. Только не нужно никуда ходить и срочно доделывать уроки на завтра. Все задания на четверть уже расписаны и можно выполнять их в удобное для родителей и ребенка время.
Когда мы перевели детей на семейное обучение, все спрашивали, где мы находим столько времени заниматься с детьми. Но на уроки у нас уходит даже меньше времени, чем в обычной школе. Не надо каждый вечер вталкивать знания в головы уставших детей. Можно учиться в своем темпе. А инфографика легко объясняет большинство правил. Для оставшихся есть видеолекции. Получить знания сегодня не проблема.
Главная проблема семейного обучения вовсе не в том, что там много учебы. Школьную программу за целый класс можно освоить за два-три месяца. Проблема обратная: у детей появляется много свободного времени, которое раньше они просто высиживали. Когда ребенок не копает «от забора и до обеда» каждый день, то у него появляются силы, и их нужно направлять в развитие: и интеллектуальное, и физическое, и социальное.
Пока дети перегружены учебой, у них остаются только простые человеческие желания: есть и спать. На остальное сил уже не остается.
Я не призываю всех переводить детей на семейное обучение. Этот путь подходит не всем. Но мне грустно видеть наших подростков в воскресной школе. Они постоянно уставшие, и им ежедневно нужно делать домашние задания.
Я бы мог это принять, если бы в этой учебе был смысл. Если бы большая нагрузка давала результат. Пусть бы дети тратили силы, нервы, здоровье, но получали бы отличное образование. Но даже этого не происходит.
Силы тратятся, а результатов нет», – заключает отец четырёх детей.
Из рассказа Дениса Собура и его нового опыта следует, что даже при современных усложненных школьных программах (по мнению многих экспертов, весьма спорных) можно организовать жизнь школьников так, что они будут всё успевать. И речь здесь не обязательно о семейном обучении, речь о той самой школьной жизни, которая, по мнению детского омбудсмена Кузнецовой, «должна быть комфортной, принимающей и человечной». Может, нашим многочисленным чиновникам от образования и самим педагогам (безусловно, не всем) пора задуматься, как организовать школьную жизнь так, чтобы она оставляла детям время не только на сон и еду, а темы уроков были понятны детям на самих уроках? Может, пора переключиться с бесконечных «требую» на «отдаю»? И тогда детям перестанут требоваться репетиторы в первом классе? Может, пора уже остановиться в своих педагогических экспериментах и обратиться к опыту выдающихся, признанных во всём мире педагогов-гуманистов? Может, чтобы сохранить школу как организацию образования, воспитания и социализации, нужно что-то менять? В первую очередь в себе. Начать можно с желания накричать на ребёнка.
Наталья Зарубина
К сведению:
«Аргументы и факты». 02.09.2022
Как бороться с учительским буллингом?
В школе дети часто сталкиваются с проявлениями агрессии, травлей и издевательствами. Чаще всего инициатива исходит от таких же школьников — причины могут быть самые разные: внешний вид, поведение, непохожесть на других. Однако буллинг встречается не только среди детей — бывают ситуации, когда учителя намеренно задевают и всячески унижают учеников. Что такое буллинг и как пресечь неподобающее поведение педагога, aif.ru рассказала юрист.
Какое поведение учителя можно считать буллингом?
Юрист Анастасия Попова определила для aif.ru буллинг как одну из форм морального насилия. «Конкретного понятия “буллинг” в законе нет, но из судебной практики можно сформировать список действий, которые суды считают моральным насилием независимо от того, в школе ли они совершаются или в другом месте:
демонстративная неприязнь;
агрессия и грубость;
необоснованная критика;
постоянные замечания;
повышенные требования, не соответствующие общим требованиям, возрасту или уровню образования ребенка;
конкретные агрессивные действия: угрозы, запугивания, обзывания, унижение, настраивание других против ребенка», — заявила aif.ru юрист.
Эксперт пояснила, что уважение чести и достоинства любого человека — в первую очередь конституционная обязанность каждого. Аналогичные требования предъявляет и закон об образовании к каждому участнику образовательного процесса. Любые действия, совершаемые систематически, которые нарушают этот принцип уважения других людей, могут быть в итоге признаны буллингом.
Как бороться с учительским буллингом?
Первое и главное правило в борьбе с буллингом — фиксировать прецеденты такого поведения. Лучший способ — вести аудиозапись. «Такой способ фиксации более предпочтителен, поскольку видеозапись можно вести только с согласия присутствующих. Важно доносить о случаях неподобающего поведения со стороны педагога. Здесь работает правило “кто первый пожаловался, тот и прав”, потому что молчание — знак отсутствия претензий. Первое, что может сделать родитель, — обсудить ситуацию с преподавателем, например, в чате мессенджера. Переписка может стать доказательством систематичности неподобающего поведения педагога в случае повторения ситуации. Если педагог не реагирует — жаловаться руководству школы, при необходимости в письменной форме. Если руководство никаких мер не предпринимает, то жаловаться в органы образования, что школа никак не реагирует на происходящее», — прокомментировала юрист. Эксперт также акцентировала внимание на важности обсуждения с детьми конфликтных ситуаций — нужно учить детей не молчать и рассказывать о таких случаях родителям, объяснять разницу между ябедничеством и защитой своих прав и интересов, личных границ.
«Педагоги должны уважать честь и достоинство учеников и других участников образовательных отношений. Учителя должны соблюдать нравственные и этические нормы и требования профессиональной этики. Любые комментарии не по учебе, не связанные с образовательным процессом, — нарушение профессиональной этики. Если педагог периодически и систематически допускает такое поведение, то да, это нарушение этики, нарушение профессиональных обязанностей. В Трудовом кодексе даже существует отдельное основание для увольнения для работников, выполняющих воспитательные функции (сюда относятся и учителя): совершение аморального поступка. Травля, безусловно, может сюда относиться», — объяснила юрист.
Юрист обратила внимание, что все перечисленные меры воздействия могут и должны быть применены только при условии, что это не разовый комментарий, а действия систематические и абсолютно недопустимые и ненормальные.
По статистике, приведенной в интервью «Российской газете» уполномоченным по правам ребенка при президенте России Анной Кузнецовой, 55% школьников подвергались буллингу. Детей унижают и проявляют агрессию в их сторону не только сверстники и старшие школьники, но и учителя.
Юрист Анастасия Попова так прокомментировала эту ситуацию aif.ru: «Речь идет об учителях, которые действительно допускают в отношении учеников ужасные вещи. Безусловно, такие прецеденты бывают. Но нужно также не забывать, что есть множество хороших и адекватных педагогов, и они не позволяют себе неподобающих действий, которые можно отнести к таким серьезным вещам, как травля и издевательство. Они страдают гораздо больше от детей, которые ведут себя неподобающе, нарушая свои обязанности, от родителей, которые не воспитывают своих детей. Информацией по борьбе с буллингом нужно пользоваться добросовестно и помнить, что права и обязанности есть у всех участников образовательного процесса. Уважать учителей, которые по закону имеют особый статус — педагогический работник, — это обязанность учеников и их родителей. Случаев, когда педагоги страдают от родителей и детей, еще больше, чем эпизодов издевательств учителей над детьми».