№32 (84) от 20 сентября 2023 г.
На прошлой неделе в Орловском облсовете обсуждали проблемы работы орловского общественного транспорта, которые – ни для кого ни секрет – приобретают уже вечный характер. О транспортной доступности городов и поселков Орловской области, а также об проблемных вопросах в сфере транспортного обслуживания граждан на заседании комитета по градостроительной деятельности и транспорту депутатам докладывали руководитель департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области Алексей Субботин и председатель комитета по организации транспортного обслуживания населения и связи администрации города Орла Алексей Шалиманов.
Алексей Субботин начал свое выступление с перечисления основных транспортных проблем, характерных для региона:
– Удорожание подвижного состава, острый дефицит водителей, общая тенденция к снижению пассажиропотока (в 2022 году в области перевезено 45 млн пассажиров, в 2019-м – 51 млн), высокий процент изношенности и нехватка транспортных средств. Причем, данные проблемы характерны как для межмуниципальных, так и для муниципальных перевозок в Орловской области, – уточнил Субботин. – Наибольшее количество вопросов по теме работы общественного транспорта отмечается в Орловской городской агломерации.
По словам Субботина, среди таких вопросов, помимо вышеперечисленных, – вместимость транспортных средств, дублирование маршрутов, большая интенсивность движения в центральной части города (то есть, проще говоря, пробки. – Прим. ред.).
Зачитав перечень проблем, Алексей Субботин приступил к перечислению путей их решения. Этот перечень оказался куда короче. Естественно, начал он с самого главного – с денег.
– Одним из основных вариантов решения данной ситуации является выделение дополнительного бюджетного финансирования на субсидирование пассажирских перевозок, – сообщил Субботин. – В 2023 году правительством области при поддержке депутатского корпуса практически в два раза увеличен объем финансирования по выполнению пассажирских перевозок по маршрутам межмуниципального сообщения.
Кроме того, как проинформировал Субботин, за счет средств инфраструктурного кредита в 2022-2023 годах приобретены 48 низкопольных ЛИАЗов большой вместимости на сумму 824 миллиона рублей. Как известно, эти автобусы пополнили парк ТТП г. Орла и работают в областном центре. При этом в малых городах и районах области пассажирам приходится ездить на автобусах весьма преклонного возраста. Менять их на новые, по словам Субботина, предполагается за счет федеральных средств в рамках проектов Минтранса по обновлению общественного транспорта. В настоящее время одобрена заявка Орловской области на выделение за счет средств специального казначейского кредита 400 миллионов рублей для закупки 80 автобусов, в том числе и для муниципальных образований. Новые автобусы планируют поставить в Ливны и Ливенский район, Мценск и Мценский район, Орловский муниципальный округ, часть автобусов будет работать на межмуниципальных маршрутах.
Отвечая на вопрос председателя комитета Виталия Рыбакова о сроках закупки автобусов, Алексей Субботин пояснили, что предельный срок предоставления кредита – 1 февраля 2024 года.
– Но, безусловно, будем стремиться раньше.
– Вы знаете, что сейчас идет к тому, что будет дефицит водителей? – продолжил Виталий Рыбаков. – Купи хоть тысячу автобусов, новых, с кондиционерами, если нет кадров, вы их ниоткуда не привлечете, даже с других областей. Поэтому я вас попрошу, как руководителя департамента, рассмотреть вопрос о привлечении женщин в качестве водителей новых комфортабельных автобусов, – выдвинул Рыбаков неожиданное предложение, – организовать какие-то курсы, какую-то материальную заинтересованность. Естественно, их будут волновать вопросы, как заменить колесо, лампочку и тому подобное. Выход есть: организовать слесарные бригады, специальную экстренную службу. Спустило колесо – женщина-водитель не меняет колеса, этим занимается ремонтная бригада. Она (водитель. – Прим. ред.) только нажимает педали и переключает передачи. Это выход из положения: женский коллектив водителей не только троллейбусов и трамваев, но и автобусов. И мы проблему решим, даже в краткосрочной перспективе, – заявил депутат.
Субботин признал, что дефицит водителей, действительно, одна из ключевых проблем, но вот отбор водителей по гендерному признаку на сегодняшний день не проводится.
Следующим к трибуне вышел Алексей Шалиманов, председатель комитета по организации транспортного обслуживания населения и связи администрации города Орла, выступивший с докладом о работе общественного транспорта в областном центре, изобиловавшим статистическими данными о числе маршрутов, автобусов, частных перевозчиков и прочее, и прочее… Так же, как и предыдущий оратор, Шалиманов заговорил о самых главных проблемах в сфере городского транспорта: о дефиците водителей, о переполненных салонах маршруток в часы пик, о несоблюдении перевозчиками расписания движения автобусов (особенно в вечернее время). Но при этом отметил, что администрация Орла ведет постоянный контроль за выполнением перевозчиками условий муниципальных контрактов. С нарушителями ведется как разъяснительная, так и претензионная работа. Первый же вопрос, заданный докладчику вице-спикером облсовета Михаилом Вдовиным, показал, что толку от этой работы немного.
– Все присутствующие, наверное, подтвердят, что после 20 часов в городе практически уехать невозможно. Мы эту тему поднимали неоднократно. А если до 21 часа человек задержался, то вообще пешком идти надо или такси вызывать, – проинформировал Вдовин начальника транспортного цеха мэрии. – Когда мы наведем порядок для того чтобы общественный транспорт, в том числе и коммерческие маршрутки, ходил ритмично, в 20 часов, в 21 час, и когда люди смогут пользоваться общественным транспортом после 20 часов? – потребовал ответа вице-спикер.
– Проблема такая есть, – признал Шалиманов. – В вечернее время пассажиропоток уменьшается, и количество автобусов и маршруток уменьшается соответственно…
– А почему? – перебил его Вдовин.
– В связи с тем, что возить меньше людей становится…
– Нет, но техзадание у вас есть же? – не поддался Михаил Вдовин. – Что, в конкурсной документации написано, что после 20 часов снимаются с маршрутов половина маршруток? Там так написано?
– Есть утвержденное расписание, по которому, соответственно, один автобус работает до стольки, – начал пояснять Шалиманов, – второй до стольки, третий там до 23-х…
– Ну и когда люди уедут после 20 часов? – настойчиво добивался внятного ответа зампред облсовета. Но не тут-то было.
– Если случаи такие появляются, меры, естественно, принимаются, – заученно затвердил чиновник мэрии. – Проблема есть, проблему знаем, решаем.
Вдовин недоуменно пожал плечами и задал второй вопрос:
– Я не часто езжу в общественном транспорте («А надо бы», – вставил ремарку Виталий Рыбаков), но в ужасающем состоянии муниципальный транспорт, – констатировал депутат. – Троллейбусы – ну просто вообще… В другие регионы едешь, там троллейбусы закупаются, автобусы и так далее. Когда мы приведем в порядок общественный транспорт муниципального уровня? И что для этого необходимо сделать?
Шалиманов ответил расплывчато. Дескать, правительство РФ разрабатывает программу по обновлению подвижного состава городского транспорта, и мэрия планирует в ней участвовать. Вдовин снова пожал плечами.
Далее к «допросу» чиновника приступил Виталий Рыбаков:
– Автобусы вы купили. Что у вас с троллейбусами и трамваями? Сейчас откроется Красный мост, и вы должны будете обеспечить транспортом центральную часть города в плане троллейбусов и трамваев, – напомнил Рыбаков.
Шалиманов ответил, что идет подготовка к восстановлению трамвайных путей.
Виталий Рыбаков опять же напомнил Шалиманову о проблеме кадрового голода и так же, как и Субботину, предложил подумать о привлечении к работе женщин-водителей. Кстати, это предложение было вынесено в официальное решение комитета, равно как и ряд других. Областным чиновникам, в частности рекомендовали учитывать потребности граждан при организации работы транспорта как в областном центре, так и в районах. Кроме того, комитет рекомендовал активизировать подготовку документов для участия в федеральной программе обновления пассажирского транспорта, а также создать систему контроля работы общественного транспорта. Рекомендации, безусловно, правильные и нужные – другой вопрос, станут ли «транспортные» чиновники их исполнять. Ведь куда проще объяснять, почему что-то не работает, чем сделать так, чтобы это что-то заработало. Как говорится, чиновник спит – зарплата идет…