№36 (88) от 18 октября 2023 г.
Варварское уничтожение деревьев в городе Орле не останавливается. Вырубка зеленых насаждений, безжалостное кронирование, после которого на месте деревьев остаются обрубленные стволы, что ведет к их неизбежной гибели, – смотреть на всё это не просто тяжело — больно. Чиновники, изворачиваясь, придумывают разные причины для уничтожения деревьев: ремонт территорий, создание новых, по факту «лысых», общественных «тематических» пространств, но уже доходит и до того, что живые и здоровые деревья уничтожаются просто так. Хотя, как мы можем убедиться на многочисленных примерах, в этом городе «просто так» не делается ничего.
Несколько дней назад жители переулков Маслозаводского и Ботанического заметили неладное: возле прекрасной ивы, которая растет у дома №29 по пер. Ботаническому, были раскиданы ветви. Приглядевшись, люди обнаружили, что у дерева кольцом снята кора в нижней части ствола, причем не просто снята: кто-то дополнительно «потрудился» и подрубил в этом месте ствол так, чтобы у дерева не осталось никаких шансов на выживание. То же самое проделали с растущей рядом молодой березкой, еще несколько молодых деревьев срубили.
Причем этому «кому-то» не помешали американские клены, которые через год-другой расползутся по всей территории, – помешали здоровые ива и береза. Из-за густых ветвей, каскадом свисавших до самой земли, сразу разглядеть то, что сделано с ивой и другими деревьями, трудно. Видимо, на это и расчет. Во всех отношениях подлый и бесчеловечный. Потому что, когда живой человек уничтожает живое, да еще с таким садистским удовольствием, наверное, это не совсем человек.
– Даже если допустить, что ива помешала жителям дома, — она создавала тень для нескольких квартир на первом и втором этажах, можно было аккуратно её подрезать, разве не так? – недоумевают жители соседних домов, которые летом, каждый раз проходя мимо, попадали в прохладную тень «обнимавшего» их дерева.
Но аккуратность и орловские «лесорубы» – это нечто несовместимое. Еще несколько лет назад, до того, как началась повальное уничтожение живых деревьев в Орле, наши «улучшатели» «помогли» пострадавшей от сильного ветра липе возле дома №47 (корпус 1) по улице Горького. Взрослое дерево, единственное дававшее тень во дворе этого дома, было обрезано самым безжалостным образом. «Специалисты» не оставили на нём ничего: единственная ветка, пробившаяся из единственной боковой почки, не смогла питать дерево, и оно погибло.
– Причем не было сделано ничего, чтобы подлечить липу, её можно было спасти, – говорят жители дома.
Впрочем, к чему приводит «лечение» деревьев в Орле, жители города наблюдают на примере 162-летнего дуба, посаженного на Бульваре Победы в честь отмены в Российской империи крепостного права. Недавно часть дуба откололась, скорее всего, от того, что образовавшуюся в стволе дуба трещину в ноябре 2021 года местные умельцы додумались залить монтажной пеной.
В 2015 году этому дубу присвоено звание «Дерево – памятник живой природы», однако представитель администрации Орла, в частности, главный специалист производственно-технического отдела МКУ «ОМЗ г. Орла» Николай Коташевский, сейчас указывает лишь на то, что с 2001 года дуб не является объектом культурного наследия. Значит ли это, что его судьба предрешена, и исторической реликвии в неживом уже виде могут найти полезное для какого-нибудь чиновника применение?
Как указал Коташевский, сорок процентов дерева повреждено, однако оставшаяся его часть достаточно крепка. Сейчас решается — снести дуб или провести технические мероприятия, правильно провести опиловку, заделать разлом и оставить. При этом степень поражения ствола должны оценить … студенты аграрного университета имени Парахина.
Как видим, уровень квалификации специалистов по дубам с каждым годом всё выше. Напомним, около полувека назад дерево было механически повреждено. Тогда рану удалось «залечить» при помощи бетона. Однако спустя десятилетия, когда проблема вновь дала о себе знать, «специалист» Коташевский из администрации города Орла, посоветовавшись с другими специалистами, конечно же, из ОГАУ им. Парахина, решил произвести запенивание дерева. С этим был категорически не согласен замначальника отдела госнадзора в области внутреннего карантина растений ТУ Россельхознадзора Юрий Семечев. Он настаивал на том, что дуб следует обработать фунгицидами и затем заделать глиняным раствором. Но профессионала Семечева никто не послушал. И теперь состояние памятника живой природы оценивают студенты.
Своей «историей» на всё ту же тему недавно поделился гражданский активист, дизайнер Виктор Панков. Вот что он написал 6 октября на своей странице в соцсети ВКонтакте:
– Вчера, в свой День учителя, возвращались в училище с детьми (4 курс) из мемориальной мастерской Г.В. Дышленко, где кроме постоянной экспозиции посмотрели прекрасную фотовыставку Андрея Легостаева с нетронутыми красотами Камчатки. «Уставшие, но довольные» решили пройти кратчайшим путем – мимо 24-й школы, через двор высотных домов по ул. Новикова, о ремонте которого я писал совсем недавно, меньше месяца назад… И чувствую, что что-то не то в этом до боли знакомом пространстве. И тут меня буквально перемкнуло, потому что я не готов был поверить, что та огромная ива, что стояла себе и никого не трогала, теперь снесена.
После стольких мук, которые доставили ей садисты-асфальтисты, её все-таки спилили.
Чтобы пощадить вас, друзья мои, показываю этапы короткого, но воистину мучительного пути этого Дерева к насильственной смерти в обратном порядке. Так называемое «отрицательное воскрешение», как теперь принято величать любой позор и негатив.
Не знаю, в курсе ли администрация «столицы эффективного улучшайзинга территорий», или это не то событие, которым там вообще заморачиваются, но хотелось бы смотреть им прямо в лицо, когда они лепечут что-то про неуместность или нестандартность очередного, законно утилизованного ими «зеленого насаждения».
На следующий день – 7 октября — жительница Орла Ольга О. показала в соцсети, «что сейчас творится на улице Бурова»:
Уничтожено порядка двадцати крепких и крупных деревьев, украшавших улицу, дарящих прохладу и кружевную тень в жару, выделяющих кислород и поглощающих пыль и выхлопы от транспорта.
Теперь их нет. Но будет расширенная асфальтированная пешеходная дорожка. Которая, простите, никому не сдалась на той улице: даже в час пик там проходит совсем немного людей.
А, может, дело не только в появляющихся на месте деревьев дорожках и «пространствах» и не в стоимости сноса взрослых деревьев – ведь кто-то же получает за это немалые деньги? Может, дело и в древесине? Куда она в таких количествах отправляется? И кто главный организатор этого мероприятия?
Ольга Рождествина