№38 (90) от 1 ноября 2023 г.
Острота проблем с вывозом мусора в Орловской области не снижается уже который год. В октябре сразу на нескольких депутатских группах, профильном комитете и на основной сессии горсовета депутаты обсуждали сложившуюся ситуацию. Областные власти, имея все рычаги влияния на регоператора, предпочитают делать вид, что все нормально и ничего менять не надо. Ситуация в сфере обращения с ТКО дошла до того, что суд был вынужден приостановить работу одного из сортировочных комплексов. За работой которого вообще-то и должна была следить «Зеленая роща». На сессии горсовета прозвучало предложение создать еще одну компанию-регоператора (кстати, подобная схема действует в некоторых регионах), чтобы конкуренция подвигла операторов выполнять ту работу, за которую им ежемесячно платят жители. Может быть, хоть второй регоператор сможет сдвинуть с мертвой точки мусорную реформу, которая на Орловщине буксует самым безнадежным образом.
А регоператора всё устраивает
Интересное обсуждение проблем вывоза бытового мусора (ТКО) прошло на заседании профильного комитета горсовета. Напомним, вывоз отходов с мест накопления организуют компании-перевозчики на основании договора с региональным оператором «УК Зеленая роща». В Орле их четыре: в Железнодорожном и Заводском районах – ООО «Экологистик», в Северном районе – ЗАО «Чистый город», в Советском районе ООО – «Эко-Транс». Вопросов и претензий больше всего возникло к «Экологистику». Впрочем, и другие также допускают сбои в графике вывоза, из-за чего на площадках в городе собираются горы отходов. Обсуждение вышло бурным.
По словам первого заместителя директора «Зеленой рощи» Сергея Мартюхина, первенство в антирейтинге перевозчиков – у ООО «Экологистик»: «Трижды за этот год были серьезные сбои по своевременному вывозу мусора, в локальном режиме все устраняли». Сергей Мартюхин также рассказал, что количество необходимой техники у этого перевозчика постоянно снижается, жалобы от населения растут, а вывоз мусора осуществляется из рук вон плохо. Между тем депутаты отметили, что регоператор почему-то не расторгает с ним контракт, а лишь выставляет штрафы за нарушение графиков (3 млн рублей в 2023 году). И на очередном комитете от регоператора последовало обещание, что в конце года будет проведен новый конкурс по транспортировке твердых коммунальных отходов по зонам ответственности. Вот только повлечет ли это наведение порядка на контейнерных площадках? Рядовые орловцы на это уже не надеются.
Не очень верят в хэппи-энд и депутаты. Зампредседателя горсовета Сергей Швалов отметил: «Очевидно, что это комплексная проблема, которая длится не один год. На заседании депутатской группы по Заводскому району мы были очень удивлены, когда услышали от представителя УК «Зеленая роща» о том, что нет оснований для расторжения контракта со специализированным перевозчиком ООО «Экологистик». Если невозможно расторгнуть с ним контракт, хотел бы попросить об ужесточении контроля и ответственности за этим перевозчиком».
Еще одна странная проблема – вывоз крупногабаритных отходов (КГО). Когда в Орле работала одна-единственная «Спецавтобаза», она умудрялась как-то вывозить весь крупногабаритный мусор из дворов жителей города, – напомнил экс-руководитель МУПа, а ныне депутат горсовета Сергей Себякин. После реформы (когда тариф на вывоз мусора взлетел в несколько раз, а денег теоретически должно быть в избытке) с вывозом КГО внезапно возникли проблемы.
И вот на какую особенность в принятии управленческих решений обратил внимание депутат Алексей Усов. «Зеленая роща» внесла изменения в схему вывоза отходов для «Экологистика». Раньше организация, которая обслуживает Заводской район, везла отходы на сортировку в рядом расположенный комплекс «ЭкоСити» (в том же Заводском районе) – это всего пара километров. А по новому маршруту мусоровозы (которых у «Экологистика», по их собственному признанию, не хватает) катаются в Урицкий район для выгрузки в «ЭкоГрад», что гораздо дальше – порядка 20 км. Увы, ответа – в чем была гениальность решения заставить перевозчика возить дальше – депутаты так и не получили. Но это лишь один из многочисленных штрихов, показывающих неэффективность работы регоператора.
Горожанам нужен результат
На октябрьской сессии горсовета депутаты вновь подняли ворох проблем с вывозом мусора. Вопрос был включен в раздел «Разное» сессии и вызвал бурные обсуждения. Практически каждый народный избранник высказывал претензии к регоператору «Зеленая роща» по вопросам соблюдения графиков и перенакопления отходов, вывоза крупногабаритных отходов. Депутаты высказали недоумение из-за того, что зачастую мусор вывозят только после их звонков, а на просьбы горожан перевозчики не реагируют.
Свои нарекания в адрес перевозчиков высказали и председатель городского совета Василий Новиков, и мэр Юрий Парахин. В частности, они обратили внимание на плохое отношение перевозчиков к контейнерным площадкам и самим контейнерам, которые на них находятся. Руководители города говорят о том, что зачастую контейнеры просто ломают и бросают, в том числе те, которые были приобретены за счет бюджета, и после этого регоператор еще требует финансировать их ремонт из средств городской казны.
Как пишут наши коллеги с сайта «ОрелГрад» https://orelgrad.ru/2023/10/27/zelenojj-roshhe-prigrozili-vtorym-regoperatorom-i-paradom-nedovolnykh-grazhdan/, «мэр коснулся острой темы вывоза строительных отходов и порубочных остатков. По его мнению, в соответствующем квалификаторе растительные и древесно-кустарниковые остатки относятся к ТКО. Их необходимо внести в нормативы, а не пытаться переложить вывоз на муниципалитеты. Аналогично со строительным мусором: отходы от капремонта – это вынос в контейнеры части стены или балки. В реальности же это линолеум и иные отходы от текущего ремонта в квартирах, что также подходит под ТКО», – пишет издание.
Кстати, о постоянном изменении «правил игры» уже неоднократно говорилось на разных уровнях. Так, при расчете нормативов потребления для жителей частного сектора был заложен больший объем образуемых отходов как раз за счет веток и ботвы. Однако потом жителям запретили выносить ветки и ботву к контейнерам. Только вот нормативы почему-то пересчитать «забыли» или просто не захотели. То же самое во многом относится и к строительным отходам. Мало кто ломает несущие стены. А остальное все вполне попадает под категорию КГО, о чем также неоднократно говорилось. В итоге Василий Новиков и Юрий Парахин попросили «Зеленую рощу» найти механизм по классификаторам отходов – это касается веток и строительных отходов.
Василий Новиков заявил: «Нашим жителям все равно, кто перевозчик и кто должен вывозить мусор. Для них главное, чтобы в их дворе было чисто, контейнеры – пустые. За это орловцы платят деньги и хотят увидеть результат. Мы, депутаты, в случае необходимости еще вернемся к этому вопросу, но хотелось бы, чтобы все наши предложения были учтены». Кроме того, от депутатов было высказано предложение создать в Орле еще одного муниципального оператора для конкуренции.
Суд да дело
Еще одним ярким штрихом, характеризующим работу регионального оператора отнюдь не с лучшей стороны, стало опубликованное 20 октября решение Мценского районного суда в отношении ООО «Русресурс». Напомним, это один из четырех комплексов, который занимается сортировкой отходов. Но, судя по документам, рассмотренным в суде, назвать происходящее там сортировкой довольно сложно. И об этом, кстати, также неоднократно говорили на заседаниях профильного комитета, правда, уже не городского, а областного совета.
О чем же идет речь в решении суда? Все началось с проведения внеплановой выездной проверки Росприроднадзора, которая прошла с 17 июля по 7 августа. В итоге в деятельности «Русресурса» были выявлены многочисленные нарушения. А именно: в нарушение закона складирование отходов велось не только на самой территории комплекса, но и по его периметру, на соседнем участке, и, самое главное, было допущено захламление прилегающей территории, чем создается значительная угроза окружающей среде.
Кроме этого, «Русресурсом» в нарушение положений 51-ФЗ на протяжении 2,5 года хранились отходы, не внесенные в реестр отходов. Представьте, что будет, если 2,5 года не утилизировать отходы переработки зерна, траву, ветки, пропавшие напитки, отходы организаций общественного питания – читатели могут сами при желании изучить весь список. Он доступен на сайте суда. Самое важное, что все это лежало (и пахло!) годами.
Но самое интересное даже не в горах мусора (к ним мы еще вернемся). В ходе выездной проверки инспекторы решили посмотреть, как именно работает «сортировочный» комплекс. 18 июля выяснилось, что на комплексе идет прием отходов. Однако автоматическая мусоросортировочная установка не работала. «Сортировка» (мы намеренно берем это слово в кавычки) осуществлялась всего ОДНИМ рабочим – и то вручную. Территория, на которой установлен комплекс сортировки, имеет бетонное основание. На остальной же части «Русресурса» твердое основание отсутствует. Отходы повсеместно сброшены на почву по всему периметру. Прилегающая к мусоросортировочному комплексу территория частично захламлена отходами.
Замдиректора «Русресурса» отметил, что по решению Арбитражного суда обязанность по вывозу остатков от сортировки отходов ТКО с территории мусоросортировочного комплекса возложена на регионального оператора. И вот тут выяснился самый интересный момент: по решению суда «Зеленая роща» должна была вывезти чуть более 26 тысяч тонн, а по факту вывезла всего около 3 тысяч тонн отходов. В итоге остатки сортировки, образованные еще в 2020-2021 годах, в полном объеме с территории мусоросортировочного комплекса ООО «Русресурс» региональным оператором не вывезены до 25 августа 2023 года, – говорится в официальных документах. Причем поводом для отказа вывозить мусор стало вполне логичное объяснение: регоператор обязуется вывозить отсортированные отходы. А то, что свалено на территории «Русресурса», никак отсортированными отходами назвать не получается.
Все это было учтено инспекторами Росприроднадзора, которые посчитали, что выявленные нарушения не устранены, являются существенными и создают серьезную угрозу для окружающей среды. В итоге суд посчитал, что административный штраф в отношении сортировочного комплекса «Русресурс» будет являться недостаточной мерой, и приостановил работу предприятия-нарушителя на 60 суток.
Увы, за рамками дела остался вопрос, почему «Зеленая роща» так долго смотрела на действия «Русресурса» и не расторгла договор с предприятием, которое так явно и грубо нарушало нормы и правила? Ситуация совершенно зеркальная с тем, что происходит в Орле с «Экологистиком» – вроде как формально штрафы нарушителю выписываются. Вот только ни порядка от этого больше не становится, ни местным жителям не легче.
Осталось за кадром
Увы, ни на сессии, ни на комитетах не были затронуты другие многочисленные перекосы и провалы в организации мусорной реформы. Например, передача новых полномочий всегда должна сопровождаться передачей необходимого финансирования. И если власти обязывают муниципалитеты (или УК) строить контейнерные площадки, это необходимо подкреплять финансированием. Невозможно требовать добывать деньги из воздуха. Расходы либо должны быть заложены в тариф, либо каким-то образом финансироваться за счет субвенций из вышестоящих бюджетов.
Вообще вокруг мусорных тарифов творится много непонятного. О завышенных объемах мусора, прописанных в территориальной схеме и послуживших основой для расчета платы для жителей, не писал только ленивый. Но и с другими составляющими платы за вывоз и утилизацию ТКО чудес не меньше. Так, тарифы для сортировочных комплексов (о чем неоднократно говорилось на комитетах областного совета) составлены просто вне какой-либо логики. Например, предприятия, отбирающие больший процент вторсырья, получают за свою работу меньше, чем те, где не налажена качественная сортировка и процент «хвостов», переполняющих полигоны, существенно выше. И таких примеров можно приводить еще много. Поэтому в ближайшем будущем шансов на то, что мусорный кризис каким-то образом начнет разрешаться в пользу жителей, не густо. Возникшие вопросы нужно решать скоординированно и сразу на многих уровнях, а не только на уровне регоператора.
Сергей МИЛЯХИН