№4 (101) от 7 февраля 2024 г.
Областной департамент информационных технологий опубликовал запись довольно большого вебинара, в ходе которого разбирались реальные истории жертв мошенников. На конкретных примерах выступающие показывали, как именно работают жулики. С помощью расшифровок звонков и скриншотов переписок из мессенджеров аудитории объясняли, почему жертвами становятся даже высокопоставленные чиновники. И если на удочку преступников попадают даже люди с профильным образованием, знающие на все 100% устройство финансовых структур, то что уж говорить о простых обывателях? Поэтому гражданам стоит внимательно изучить опубликованную ниже информацию, запомнить, как надо себя вести, если вам звонят с незнакомых номеров, и рассказать об этом родным и близким – особенно пожилым людям.
Возьмите мои пароли!
Логично предположить, что злоумышленники в первую очередь захотят собрать о будущей жертве как можно больше информации. И здесь, как оказалось, граждане нередко сами предоставляют преступникам сведения о себе и своих близких. Как это происходит? Через подставные сайты с голосованием! Это так называемые «фишинговые» ссылки (от английского слова «фишинг» – рыбалка). Как рассказал представитель ГУ МВД Москвы Дмитрий Киселев, наверняка многие сталкивались в социальных сетях или мессенджерах с просьбами перейти по прикрепленной ссылке и проголосовать, к примеру, за ребенка (друга, знакомого, родственника), участвующего в том или ином конкурсе. Ссылки ведут на мошеннические сайты, где, как правило, требуется ввести логин и пароль. Или же просят ввести код, который будет прислан вам в СМС. Таким образом злоумышленники получают доступ к вашим мессенджерам и начинают изучать вас как будущих жертв. Естественно, они не могут прочесть вашу старую переписку. Но вот все новые сообщения становятся доступны криминальным элементам. Таким образом мошенники получают возможность для дальнейших действий с учетом реальных имен, фамилий, деталей из личной жизни. При этом жертвами можете стать как вы сами, так и ваши знакомые. Преступники будут рассылать сообщения по мессенджеру с просьбой одолжить денег. Нередко к таким сообщениям даже прикладывается снимок банковской карты, – отметил Дмитрий Киселев. Сейчас с помощью фотошопа не составляет особых проблем наложить на изображение карты другую фамилию, полностью совпадающую с ФИО взломанного аккаунта. В итоге жертвы обмана думают, что пересылают деньги знакомому, а на самом деле отправляют средства на счет злоумышленников. Правда, суммы не катастрофические – никто не просит в долг сотни тысяч. Гораздо опаснее другие схемы, для реализации которых как раз и необходимо изучить вашу переписку или профиль в соцсетях, где люди сами выкладывают для мошенников все необходимые сведения.
Внимание! Начальник звонит!
Очень результативным оказывается мошенничество с использованием данных о руководителях жертвы. Как мы уже упоминали, из взломанной с помощью фишинга переписки злоумышленники часто узнают всё необходимое для этой схемы. Например, в какой конкретной организации работает жертва, как зовут руководителя. Дальше мошенники действуют следующим образом. От имени руководителя создается поддельный аккаунт, с которого человеку поступает сообщение. Напрямую лже-начальник не действует. Его задача убедить жертву, что сейчас с вами свяжется сотрудник ФСБ или полиции. Тут же поступает сообщение (или звонок) от якобы силовика, который уже доводит жертву «до кондиции» и побуждает снять деньги с банковского счета и отдать злоумышленникам. Именно наличие звена в лице руководителя является в этой схеме ключевым. Если звонкам с незнакомых номеров люди доверяют в меньшей степени, то, когда звонит (пишет) непосредственный руководитель, элементарная логика очень часто не срабатывает. На семинаре разбирали случай, когда с помощью поддельного аккаунта руководителя злоумышленники смогли похитить 12 миллионов рублей! И это только у одной жертвы! Самое характерное, что мошенникам удалось вовлечь в схему не только самого мужчину, которому писал лже-руководитель, но и его супругу. Только когда дело дошло до продажи квартиры, пострадавшие заподозрили неладное.
Здесь важно помнить, что кроме мессенджера существуют и другие способы связи с настоящим руководством. Начиная с личной встречи и заканчивая звонком на телефонный номер. Ситуации в жизни бывают самые разные. И одного звонка в большинстве случаев оказывается вполне достаточно, чтобы прояснить ситуацию и не стать жертвой мошенников. Кто бы и о чем вас ни просил – всегда перезванивайте сами по известным и проверенным вами номерам – будь то звонок от начальника или из банка! Но лучше и надежнее всего личная встреча. Возьмите в привычку решать финансовые проблемы только при личном визите, – отметили ведущие семинара.
Очень часто мошенники звонят от имени сотрудников Центробанка. При том, что финансовый регулятор вообще никак не касается счетов граждан и даже в принципе не может зачем-либо звонить рядовым жителям. Финансовая грамотность населения находится на таком низком уровне, что жертвами лже-сотрудников Центробанка становятся даже работники финансовой сферы, которые в силу специфики своей работы должны иметь четкое представление о том, что может и чего не может ЦБ.
Несите ваши денежки!
Способов обмана существует великое множество. Не обязательно для этого собирать информацию о людях. Зачастую мошенники звонят на удачу – ведь у большинства жителей есть вклады в банках. И если звонивший сообщает, что вклад человека находится в опасности (например, счет арестован из-за подозрительных операций), то потенциальные жертвы очень часто теряют остатки здравого смысла. Важно понимать: только в банке деньги находятся под защитой. Все вопросы по финансам необходимо решать также исключительно при личном визите в банк! Ни один банк никогда и ни при каких обстоятельствах не будет решать финансовые вопросы по телефону. Только во время личного визита вы можете убедиться, что происходит с вашим счетом и средствами, которые на нем находятся.
Важная деталь: если мошенники действительно взломают счет в банке, то это точно не проблемы рядового жителя, – рассказал представитель ГУ МВД Москвы Дмитрий Киселев. Банк должен защищать средства вкладчиков. И ни одно кредитное учреждение не захочет портить себе репутацию, рассказывая о случаях взлома. Поэтому, даже если такое чудо случится, и средства будут похищены хакерами, то банк постарается возместить вкладчикам все потери без лишнего шума и привлечения внимания СМИ. Скорее всего, эта история даже не будет известна самому вкладчику. Поэтому никогда не реагируйте на звонки с рассказами о том, что вашему вкладу что-то угрожает! Только мошенники заинтересованы в том, чтобы человек снял средства или перевел их на счета злоумышленников. Никаких «безопасных» счетов не существует, как бы вас в этом ни пытались убедить звонившие!
Вечная история – жертвы ДТП
Одной из самых распространенных схем остается звонок от имени родственника, якобы попавшего в аварию. Несмотря на то, что людей предупреждают и проводят массу профилактических акций, до сих пор немало россиян твердо убеждены, что с помощью взятки можно прекратить любое уголовное дело. Так, на семинаре разбирался случай, когда пожилому человеку позвонили от имени его дочери, якобы попавшей в ДТП, и объяснили, что дело можно «замять» за определенную сумму. Пострадавшего не смутило даже то, что звонивший согласился резко снизить ценник и взять гораздо меньшую сумму, которая и была в наличии у жертвы.
Противостоять таким звонкам достаточно просто – необходимо лишь перезвонить тому самому родственнику, который якобы попал в ДТП и который просит перевести деньги, чтобы не возбудили уголовное дело. Мошенники, естественно, пытаются себя обезопасить и поэтому всегда предупреждают жертв, чтобы они никуда не звонили. Или говорят, что в аварии разбили телефон, и поэтому родственник не может ответить на звонок. Ведущие семинара отметили, что всегда нужно перезванивать самому. И, естественно, нужно перестать верить телевизионным сериалам про продажных полицейских.
Также достаточно эффективно действует мошенническая схема, когда людям сначала присылают некое бесплатное лекарство. А потом сообщают, что они стали жертвой мошенников. Но теперь звонившие могут помочь якобы пострадавшим в суде. Для этого нужно лишь оплатить услуги адвоката и пошлину. Любая попытка выудить деньги должна настораживать. Однако в реальной жизни граждане соглашаются платить, даже не попытавшись разобраться что к чему. Особенно часто в такие ситуации попадают пожилые люди.
Деньги любят тишину
Просьба никому не сообщать о разговоре – это первое, что должно насторожить, если вдруг вам звонят от имени официальных ведомств (неважно, кто это: «полиция», «ФСБ», «следственный комитет» или «налоговая»). В реальной жизни все серьезные вопросы решаются только при личном визите. Никто и никогда не будет уточнять заочно важные детали ни о финансах, ни об уголовных делах. Увы, эту прописную истину почему-то многие забывают, как только услышат в телефонной трубке страшные слова «вам звонит следователь»! Мне лично недавно позвонили от имени следователя и грозно сообщили, что наш разговор записывается и что я не должен никому сообщать о разговоре. Как только я ответил, что также пишу все телефонные звонки с незнакомых номеров, у лже-следователя почему-то пропало желание со мной общаться, и он бросил трубку. Даже не попрощавшись.
Повторим еще раз: никакие действия по уголовным (либо финансовым) делам не проводят дистанционно – ни по телефону, ни с использованием мессенджеров. Сотрудники правоохранительных органов никогда не высылают юридически важные документы в чатах в соцсетях или мессенджерах. Все важные документы пересылаются заказным письмом по почте. Для самих сотрудников существует ответственность за потерю важных документов, поэтому вариант, что вам прислали повестку в чате – на грани абсурда. Если у вас возникли хоть какие-либо сомнения, всегда перезванивайте сами. Номера телефонов указаны на сайтах всех силовых ведомств. Очень важно перезванивать именно самим. Ни в коем случае не стоит звонить на номер из того мессенджера, откуда вам пишет якобы человек в погонах! Ведь если аккаунт липовый, то вполне понятно, что вы звоните тому же мошеннику, который вам ранее писал.
Кроме того, следует помнить, что существуют специальные программы, которые позволяют подменять номер. Некоторые жертвы параллельно с общением по телефону «пробивают» по компьютеру, откуда звонок. И тут их ждет большой сюрприз. Увидев, что звонят действительно из силового ведомства, люди начинают паниковать и совершают необдуманные шаги. Защита от такого действия проста и прозаична – сбросьте звонок и позвоните сами по номеру, который, как вы выяснили, принадлежит силовому ведомству. Тут вас ждет второй большой сюрприз, когда вы узнаете: никто с этого номера вам только что не звонил!
Еще одно ведомство, под которое очень часто маскируются мошенники, – это Пенсионный фонд. На семинаре разбирали ситуацию, когда от жертвы просили просто сообщить код, который ей придет в СМС. Жертве обещали, что ее ждет перерасчет пенсии и существенное увеличение выплат. В итоге с помощью кода из СМС злоумышленники получили доступ к счету пострадавшей и сняли все накопления. Помните простое правило: если вам на ЛИЧНЫЙ телефон присылают какие-либо СМС, коды и т.д., то ни в коем случае нельзя сообщать эти коды и прочую информацию посторонним лицам. И опять же помните о перепроверке. Позвоните сами в то ведомство, от имени которого вам поступил звонок, и вы очень удивитесь услышанному от реальных сотрудников Пенсионного фонда.
Жилищный вопрос
Иногда мошенники не ограничиваются средствами на счетах своих жертв, но и пытаются отобрать недвижимость. В Москве в прошлом году только одному (!) риэлтерскому агентству удалось предотвратить более 80 попыток отобрать недвижимость мошенническим путем. Практически все пострадавшие – пожилые люди. Здесь очень важна связь с родственниками – именно они могут повлиять на решение пенсионера о продаже квартиры. Объясните, что, если человек предлагает вам решить какие-то проблемы с помощью продажи жилья, – это наверняка мошенники. Увы, люди «золотого возраста» порой бывают настолько упрямыми, что не слушают даже родных. Зато охотно верят мошенникам. При том, что вернуть недвижимость оказывается гораздо сложнее, чем украденные с банковских счетов средства.
Насторожить в такой ситуации должно требование продать квартиру как можно быстрее. Мошенники давили на пострадавшую, чтобы та продала жилье по цене гораздо ниже сложившейся по рынку на квартиры такого же метража. Одним из требований мошенников была передача денег наличными. Напомним, банковские операции можно отследить, поэтому мошенники очень часто просят снять деньги с банковских счетов и отдать именно наличкой. Также зачастую от жертв требуют оформить кредиты в банках, опять же чтобы снять недостающую сумму денег наличкой и отдать аферистам.
Также в ходе семинара практикующие психологи разбирали конкретные ключевые психологические моменты, которые используют мошенники, чтобы наиболее эффективно воздействовать на своих жертв. Желающие могут посмотреть запись вебинара на странице департамента информационных технологий. https://vk.com/ditobl57?z=video-147412495_456239442%2F31ef782c909521b327
Сергей МИЛЯХИН