№11 (108) от 27 марта 2024 г.
Довольно бурным получилось обсуждение судьбы перехода через железнодорожные пути в створе улицы МОПРа в Орле на профильном комитете горсовета. Дело в том, что существовавший не один десяток лет переход с улицы МОПРа на Скульптурную внезапно демонтировали. Железнодорожники настаивают, что орловцам не составит никакого труда добраться до соседнего настила на путях – 800 метров туда и еще столько же обратно. Местные жители просят дооборудовать привычный им старый переход как положено, чтобы там не было трагедий. Но, как оказалось, именно людские жертвы могут стать единственным аргументом для обустройства прохода по рельсам (как это произошло в районе Новой Ботаники). За чудесными кульбитами бюрократизма в отдельно взятом «медвежьем углу» наблюдал наш корреспондент.
Версия города
Вопрос касается технического перехода через ж/д пути в районе улицы МОПРа и стыка двух улиц – Скульптурной и Линейной. Как заявил руководитель управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства мэрии Никита Митряев, в этом месте пешеходного перехода, оборудованного по всем правилам безопасности, официально никогда не было и не планировалось. Раньше там был служебный проход, который использовался работниками РЖД. Но из-за удобства и жители рядом расположенного частного сектора стали использовать эту переправу через пути. Чтобы вернуть настил туда, где привыкли переходить пути люди, нужно либо вкапываться в насыпь и делать подземный туннель, либо ставить надземную конструкцию, чтобы максимально обезопасить жителей. Но денег ни на один из этих вариантов в бюджете Орла нет. Как вариант – объединить усилия города и РЖД. По словам Никиты Митряева, областной центр мог бы организовать пути подхода и восстановить бетонную лестницу по склону насыпи. Но эта земля выделена под обустройство железной дороги, а значит, и тратить бюджетные средства город на этом участке не может.
Версия депутатов
Депутат Сергей Елесин рассказал, что вопрос тянется не один год – после того как там разобрали настил, по которому ходили люди.
Сергей ЕЛЕСИН
Если же отойти от формализма, то был ли там официальный переход или нет, – для людей не важно. Еще с советских времен (то есть не один десяток лет) местные жители в этом месте могли из одной, весьма отдаленной, части города перейти в другую часть. Где и магазинов гораздо больше, и транспорт ходит лучше. Для многих было критично ждать на Скульптурной (и с огромной вероятностью так и не дождаться) вечером транспорта – или же потратить десять минут и спокойным шагом дойти по ул. МОПРа до остановки «Пединститут», где маршрутки (да и троллейбусы) ходят куда чаще. Жителям не интересна техническая составляющая. У них был настил, по которому они могли спокойно перейти пути, а сейчас его нет. И при этом жители продолжают в привычном им месте перебираться через железнодорожную насыпь. Поскольку район довольно старый, то и пешеходы в подавляющем большинстве – люди почтенного возраста, и об этом тоже нужно не забывать. Каким именно образом будет решен вопрос, жителей не волнует. Возьмет ли все расходы на себя город, поделит ли траты пополам с РЖД, или вообще будет обращение к губернатору – чтобы область помогла с финансированием – ведь на парки и скверы в региональной казне деньги есть, а отдельные части города оказываются недоступны, – отметил депутат Сергей Елесин.
Депутат областного совета Виталий Рыбаков добавил, что на переходе не было написано, что он технический или что там могут ходить исключительно сотрудники РЖД.
Без объяснения причин РЖД убрала настил, но люди как ходили, так и продолжают в этом месте перебираться через пути, подвергая свою жизнь опасности. Даже если поставить забор – местные жители все равно будут форсировать ж/д ветку в этом месте, просто потому что переход расположен очень удобно. Если речь зашла о финансировании, то, поскольку земля принадлежит РЖД, и приоритет финансирования должен быть за РЖД в рамках обеспечения безопасности жителей города. А администрация Орла может помочь железнодорожникам в силу своих возможностей и полномочий, – отметил Виталий Рыбаков.
Версия РЖД
Как рассказал главный инженер Орловской дистанции пути Сергей Морковин, железнодорожная станция Кромская, где эти переходы расположены, не является пассажирообразующей. Там не останавливаются пригородные поезда, то есть станция с пассажиропотоком не работает. Следовательно, это транзитная станция. Существует ряд технических регламентов, по которым работает РЖД. Был проход для работников самой железной дороги, и жители близлежащих домов его использовали. В результате многочисленных жалоб и после проверки транспортной прокуратуры руководство РЖД приняло решение демонтировать служебный переход, чтобы избежать несчастных случаев. На станции Кромской в 800 метрах от данного места имеется более безопасный переход. Там нет такой высокой насыпи, не нужно ни подниматься, ни спускаться по лестницам. Переход оборудован резинокордовым покрытием, и там все безопасно, – заявил представитель РЖД.
При этом представитель РЖД обратил внимание городских властей на такой важный момент, как безопасность пешеходов уже на территории города. В частности, на улице Скульптурной, ведущей к демонтированному переходу, нет ни тротуаров, ни уличного освещения. Люди идут к переходу фактически по проезжей части. В темное время передвигаться безопасно просто невозможно. И если речь зашла про организацию перехода, то необходимо оборудовать тротуары и сделать нормальное освещение в темное время суток. То есть в генплане не предусмотрено, что по Скульптурной будут ходить люди. В итоге получается, что все движение (и не только через пути) – это личный риск жителей города. Поэтому предложение РЖД – ходить через безопасный переход в 800 метрах от демонтированного. При этом городу все равно необходимо дооборудовать тротуары и наладить освещение на подходах к этому месту. А старый переход предложено вообще оградить, чтобы физически там никто не мог попасть на ж/д пути.
Интересные детали
Депутат Игорь Коновалов поинтересовался, как тогда были оборудованы переходы на этой же железнодорожной ветке в районе Новой Ботаники и возле ГРИННа?
Ведь там точно так же нет никаких пассажирских станций, там просто люди переходят железную дорогу к жилым кварталам. По словам Сергея Морковина, два упомянутых перехода на ГРИННе и Новой Ботанике были организованы «во избежание травмирования граждан». На этих участках погибло несколько жителей, и поэтому руководство РЖД приняло решение оборудовать переходы через пути. Игорь Коновалов поразился такой логике: «Вы себя слышите? Вы ждете, когда на МОПРа задавят несколько человек, чтобы оборудовать там безопасный переход?»
Также Игорь Коновалов предложил действовать сообща: пусть город оборудует безопасные тротуары и установит освещение, но и РЖД пойдет навстречу людям и не будет ждать человеческих жертв, чтобы устроить переход там, где людям привычно, удобно и комфортно. Ведь очевидно, что никто не будет бегать 800 метров туда, а потом еще 800 метров обратно. Морковин был непоколебим: позиция РЖД – искать источники финансирования извне.
«Вы не считали примерно, сколько этот переход будет стоить?» – спросил зампред горсовета Владимир Негин.
«Около 7 миллионов со всеми лестницами, подъемами, настилами и пандусами, с освещением и сигнализацией», – заявил Морковин.
«Ско-о-о-лько?» – протянул от неожиданности депутат Александр Головин. Примерно такие же эмоции были и у других депутатов. Шестизначная сумма за настил даже со светофорной сигнализацией и всеми прочими деталями – что-то нереальное.
Прелести бюрократизма
В качестве решающего аргумента представитель РЖД зачитал депутатам разъяснение, которое пришло из головного офиса по поводу оборудования железнодорожных переходов. Позиция касалась как раз железнодорожных станций транзитного характера. В документе указано, что «в РЖД систематически поступают обращения граждан, органов власти по вопросам строительства пешеходных мостов, тоннелей, переходов, принятия мер по снижению уровня шума и вибрации ЖД-транспорта на территории жилой застройки. (…) При размещении жилой застройки, торгово-развлекательных и иных объектов вблизи ж/д путей необходимо проводить мероприятия, обеспечивающие допустимые уровни шума (…) в том числе по безопасному проезду транспорта и переходу людей через железнодорожные пути. Таким образом, внесенными правилами конкретизировано, что указанные мероприятия должны выполняться при размещении жилой застройки вблизи ж/д путей местными властями, а не владельцами ж/д путей после осуществления строительства жилой застройки. Просим использовать данную информацию при рассмотрении обращений граждан и органов власти», – зачитал документ Морковин.
Депутаты и жители не поняли, каким образом документ о новом строительстве можно приплести к давно существующей застройке по улице Скульптурной. Но представители РЖД были абсолютно уверены, что эта бюрократическая бумага защищает их от любых вопросов со стороны граждан и депутатов.
На этом обсуждение вопроса о переходе прекратилось. Депутаты договорились вновь поднять проблему в ближайшие два месяца. Вероятно, тогда представители РЖД смогут подготовить все документы и определятся, что же было раньше – построены дома на Скульптурной, или организован переход для жителей. Хочется верить, что до того времени там никого не задавят.
Сергей МИЛЯХИН