№36 (178) от 15 октября 2025 г.
В Орловской области чиновники придумали необычную схему. В начале отопительного сезона вместо работы напрямую с жалобами жителей «отцы региона» запустили чат-бот, который принял на себя весь гнев жильцов из холодных квартир. Об этом зашла речь на заседании профильного комитета по ЖКХ Орловского облсовета. Теоретически тот самый чат-бот должен был сортировать заявки и жалобы, направляя их напрямую исполнителям. Практически – никто не проконтролировал, что делают с заявками жильцов те самые исполнители, которым переадресовал заявки новомодный чат-бот. И это далеко не единственное, чем «отличились» в начале отопительного сезона профильные чиновники. Так, например, часть необходимых работ к вообще не выполнена. И оказалось, что никому (кроме прокуратуры) нет никакого дела до того, будет ли тепло в домах и в учебных заведениях.
Все идет по плану?
С ситуацией депутатов знакомил руководитель областного управления реализации программ ТЭК и ЖКХ Сергей Шелехов. По его словам, проблем не отмечено – ко всем объектам тепло пущено, хотя холода еще не пришли. То есть сезон начался раньше нормативных значений на термометрах. Он напомнил о ремонтах, которых проведены накануне сезона. Паспорта готовности, по заверению выступающего, будут получены до 20 ноября. Что касается долгов перед тепловиками, то по состоянию на 1 сентября просроченная задолженность составляет почти миллиард. Предприятия ЖКХ (львиная доля) задолжали 707 миллионов, УК – 53 миллиона, муниципальные бюджеты – 216 миллионов, областной бюджет – 2,3 миллиона. «Газпроммежрегионгаз» согласовал подачу газа по всем объектам, несмотря на долги. Повлиять на ресурсоснабжающие организации департамент не может и пересылает информацию о должниках в прокуратуру. По поводу долгов УК информация предается в департамент контрольной деятельности. Проведен ряд совещаний, подготовлены графики погашения долгов. На перспективу идет работа по включению объектов ЖКХ в действующие программы Минстроя, что позволит организациям снизить затраты на эксплуатацию сетей и сократить долги. Также подготовлено 10 программ по модернизации сетей водоснабжения. С судебными приставами и ресурсоснабжающими организациями налажено взаимодействие в электронном виде, что сокращает время и позволяет оптимизировать затраты. Из проблем был назван кассовый разрыв (порядка 500 миллионов), который возникает по причине того, что население оплачивает тепло в течение 12 месяцев, а тепло подается лишь во время отопительного сезона. Но здесь ведется работа по переходу на ранее существовавшую схему, когда жители платят только во время холодов. Часть муниципалитетов уже перешла на прежнюю систему. Ведется работа с другими районами. С января останется всего 8 муниципальных образований, которые работают по схеме 1/12. Долги в сентябре расти перестали, и наметилась тенденция с погашением задолженностей.
Департамент не вмешивается
Вице-спикер Михаил Вдовин оказался недоволен докладом и обратил внимание, что в этом году возникли ровно те же самые проблемы, что и раньше. В частности, после объявления о старте отопительного сезона от жителей идет настоящий шквал жалоб на несвоевременную подачу теплоносителя. Депутат вынужден был лично вмешиваться и разбираться в ситуации. Одна из самых частых причин недовольства – тепло к дому подано, но сантехники управляющих компаний не справляются с объемом работы и не могут оперативно стравить воздух либо устранить другие причины, из-за которых в квартирах людей холодно. При этом никто не вмешивается в ситуацию – чиновники просто наблюдают со стороны, так как повлиять на УК они не в состоянии (наше издание неоднократно писало о неуправляемости орловских УК, например, в последнем номере в статье «Игнор и отписки как региональный вид спорта» https://orelsredaplus.ru/ignor-i-otpiski-kak-regionalnyj-vid-sporta/ отмечено, что областная жилинспекция вообще игнорировала жалобы жителей и не проводила никаких проверок по поводу поступивших сообщений). По мнению депутата, именно областной профильный департамент и должен координировать работу по пуску тепла и следить, чтобы жалобы людей не игнорировались. Но получилось, что именно депутат взял на себя работу по обзвону УК. В итоге на момент проведения комитета один из многоэтажных домов (по сообщениям самих жильцов) все еще оставался без тепла. В УК объяснили это тем, что уволился слесарь-сантехник. Вице-спикер напомнил, что в этом году ряд многоэтажек вообще оказались на грани серьезной беды, так как УК «Умный дом» бросила обслуживаемые многоэтажки накануне пуска тепла. Также в упрек профильному управлению было высказано, что чиновники самоустранились от разрешения ситуации с договорами на обслуживание газового оборудования. По мнению депутата, раньше чиновники активно участвовали в сборе информации и следили за тем, чтобы УК отрабатывали поступившие жалобы. Сейчас люди остались с УК один на один. При этом многие «управляшки» заменили слесарей, которые досконально знали свои дома, на «хаусмастеров». И при этом существенно сократили число работников. Если раньше на полтора-два дома было по одному слесарю, то теперь один «хаусмастер» приходится на 15 многоэтажек и чисто физически не успевает отрабатывать все заявки.
Сергей Шелехов в ответ отметил, что в этом году был запущен специальный чат-бот, который распределял поступающие заявки непосредственно по исполнителям, минуя промежуточные этапы. Благодаря боту, число обращений удалось заметно снизить, – заявил руководитель управления. Что касается пуска тепла – это процесс длительный. И задача слесарей в первую очередь не бегать по квартирам и устранять завоздушивание, а подключать дома. У слесаря всегда есть выбор – взять в работу жалобу на холодные батареи в одном подъезде или пойти подключать целый дом. И, естественно, в первую очередь слесаря работают по подключению целых домов. Оставляя холодные стояки на потом. Здесь депутаты отметили неудовлетворительную работу по информированию жителей. Людям необходимо было объяснить, что после заявления о старте отопительного сезона нужно подождать хотя бы 5 дней. А потом уже запускать сбор жалоб. Жители же начали писать уже в первый день. И здесь недоработка по информированию людей о том, как стартует отопительный сезон.
Что касается сокращения числа слесарей, то, по мнению Шелехова, УК оставили в штате необходимое число сотрудников, сколько позволяет тариф. Большое число людей требуется лишь раз в год – для запуска тепла. В остальное время один сантехник вполне справляется с 15 домами, и обязать УК брать в штат людей ради успешной работы осенью, чтобы потом весь год они сидели сложа руки, никто не сможет. Депутаты возразили, что раньше сантехники знали свой дом, как пять пальцев, и обслуживание велось по установленным нормам, а не только когда жареный петух клюнет. На это начальник профильного управления возразил, что раньше и люди жаловались меньше. А сейчас у каждого есть телефон. «Ага. Давайте телефоны у людей отберем, чтобы не жаловались?» – предложил логичное завершение мысли чиновника депутат Михаил Вдовин.
Стоит отметить еще один момент. Михаил Вдовин уже в который раз поднял тему договоров с газоснабжающими организациями, которые заключили не все УК. В случае отключения газа при какой-либо аварии повторная подача газа в дом без договора возможна только по решению областной комиссии по КЧС. Сергей Шелехов парировал, что департамент не может вмешиваться в отношения УК с газовиками и УК с жителями. Но если жители видят, что УК не исполняет свои полномочия, то «жители всегда могут сменить эту компанию и выбрать другую. Ведь если УК не подписывает договор, то наверняка не делает и другую работу по дому». Наше издание подробно писало о проблеме незаключения договоров в статье «Жители в заложниках у газовиков?» в №19 (161) от 28 мая 2025 г. https://orelsredaplus.ru/zhiteli-v-zalozhnikah-u-gazovikov/ И ситуация вовсе не такая однозначная, как ее рисует областной чиновник.
Кто ответит прокурору?
Еще одна интересная мысль выступавшего заслуживает особого внимания. Несколько раз в своем докладе Сергей Шелехов акцентировал внимание депутатов на том, что морозы ведь не пришли! И температура на улице выше установленных норм для пуска тепла! Как будто, если бы Орловщину завалило снегом, то за спинами «хаусмастеров», как у сказочных Карлсонов, выросли бы пропеллеры, и они начали бы летать от дома к дому в несколько раз быстрее? Или «управляшки» вдруг начали бы брать трубки и отвечать на звонки жителей? Или областная жилинспекция внезапно начала бы не игнорировать жалобы людей, а стала бы выполнять ту работу, за которую им платят зарплату? Что принципиально изменилось бы в случае морозов? К сожалению, депутаты не стали уточнять, что именно, по мнению господина Шелехова, пошло бы по-другому с приходом ранней зимы.
Зато к разговору подключилась представитель прокуратуры Елена Коробова – и тут ситуация заиграла совсем иными красками. Хрупкая девушка поинтересовалась, в чем конкретно проявляется руководящая функция профильного департамента при подготовке к зиме? Объяснить это попросили на примере Глазуновского района. Даже не всего района, а конкретно сельскохозяйственного техникума и нескольких жилых домов. Для тех наших читателей, кто не в курсе, поясним: вопрос с отоплением техникума поднимался ровно год назад. И тогда была высока вероятность, что студенты просто замерзнут. Речь идёт о главном учебном корпусе, ещё о двух учебных корпусах, а также об общежитии и столовой. Плюс о нескольких домах, расположенных в поселке Техникумовский. Осенью 2024-го называлось несколько вариантов решения проблемы. Год прошел. Что изменилось? – поинтересовалась прокурор.
Сергей Шелехов отметил, что в поселке есть источники, которые в конкурсном управлении, и есть проблема с их передачей в муниципалитет, плюс ряд источников в ненормативном состоянии, а техникум собирается строить свою котельную. Что касается жителей, то им планируется установить индивидуальное отопление. По техникуму выступающий переадресовал вопрос в департамент образования. Мы детально рассказывали о проблеме, когда главврачи и директора учебных заведений вынуждены решать вопросы строительства котельных. И вот очередное подтверждение сложившейся на Орловщине практики.
Впрочем, представителя прокуратуры интересовала не точка зрения департамента образования, а как именно департамент ЖКХ координирует всю работу по подготовке к отопительному сезону? Ведь именно сюда, в ведомство господина Шелехова, должна стекаться информация и от главы Глазуновского района, и от того же департамента образования. Из ответа стало понятно, что в Орловской области пуск тепла координирует как раз прокуратура, а не профильный департамент. Потому что на комитете назвали конкретные шаги, которые предприняты надзорным ведомством и в отношении главы района, и в отношении других структур. А вот что сделано департаментом ЖКХ, увы, так и осталось непонятно – кроме проведения межведомственных комиссий ни о каких реальных действиях речи не шло. А от заседаний упомянутой комиссии толку не видно. «Надо в Глазуновке отдельный чат-бот запустить», – озвучил логичное предложение в духе уже принятых решений Михаил Вдовин. В итоге учащиеся многострадального техникума уже второй год будут переведены на дистанционное обучение, так как котельную только планируется строить, а морозы уже на подходе.
«Добила» выступающего Елена Коробова вопросом: какие еще муниципальные образования (помимо Глазуновского района) рискуют не получить паспорт готовности к предстоящему отопительному сезону? И здесь начальник профильного управления ответил, что вопрос не к нему. Поскольку паспорта готовности выдает Ростехнадзор, то и спрашивать, дескать, необходимо у этого ведомства. Позиция прокуратуры была принципиально иной – раз управление ЖКХ отчитывается о готовности к отопительному сезону, то именно в этом подразделении и должна аккумулироваться информация о рисках неполучения паспорта готовности. Ведь тогда еще можно будет что-то исправить, доделать, докупить, донастроить. В середине ноября уже поздно будет узнавать от Ростехнадзора, что какой-то район завалил подготовку к пуску тепла. Напомним, в отличие от областного управления, на городском комитете профильные городские чиновники обратили внимание на опасность подготовки к сезону десятков МКД, брошенных накануне отопительного сезона УК «Умный дом». И в отличие от областной структуры, в городе начали сразу принимать меры, а не ждали «волшебного пенделя» от Ростехнадзора. Михаил Вдовин отметил, что представитель облуправления ЖКХ не дал ни одного ответа на вопросы прокуратуры, и это о многом говорит.
Депутат Евгений Косогов предложил в ноябре вернуться к теме по котельной для глазуновского техникума и уже заслушать конкретно: что сделано, что планируется сделать – с указанием реальных сроков и исполнителей. И точно так же изучить вопрос с отоплением жилья. Так как по нему ситуация совершенно непонятная: сколько квартир переведено на газовое отопление, сколько будет отапливаться электричеством и когда будет полностью завершен перевод на альтернативные виды топлива?
Еще одна интересная тема была поднята депутатом Александром Макаровым. Малоимущие жители получают компенсацию за часть средств, потраченных на оплату коммунальных услуг. Но схема выглядит так: сначала люди должны заплатить всю сумму, а потом им компенсируют часть затрат. У некоторых просто нет средств, чтобы нести весь платеж. Не логичнее ли сделать скидку сразу? – поинтересовался депутат. Оказалось, действующая схема оплаты прописана в законах. И если закон сказал, что вначале 100% оплаты, а потом компенсация, то так тому и быть! Менять механизм вряд ли кто возьмется.
Также на комитете обсуждали еще массу важных нюансов. Но, в рамках одной статьи описать все достаточно сложно. Наверняка, зимой еще будут затрагивать этот вопрос, и мы обязательно познакомим читателей с обновленными данными.
Сергей МИЛЯХИН