№31 (128) от 28 августа 2024 г.
Ситуацию с вывозом ТКО ритуально обсудили на заседании профильных комитетов городского и областного советов. Один из самых ярких тезисов – сейчас вывозу мусора не мешают ни сугробы, ни зауженные проезды во дворах, ни сезонные простуды водителей. И при этом контейнерные площадки во многих дворах просто утопают в невывезенных отходах. По мнению депутатов, это означает только одно – зимой ситуация с вывозом мусора многократно ухудшится. Так что орловцам придется и дальше за свои деньги терпеть бардак в этой сфере. Ответы чиновников о том, почему не удается навести порядок, не отличаются оригинальностью. Раз за разом они приводят кучу отговорок и оправданий собственного бездействия, вместо того чтобы назвать реальные шаги – что планируется сделать для наведения порядка. Правда, всплывают и новые штрихи, которые очень органично укладываются в общую картину мусорного хаоса.
Проблемы на любой цвет и вкус
Среди самых болезненных проблем – несвоевременный вывоз отходов с площадок и следующее за этим захламление мест накопления ТКО. Выступающие по традиции рассказывают, что убирать контейнерные площадки должен не регоператор, а собственник земли, на которой они расположены. При этом депутаты также по традиции отвечают, что если мусор вывозить вовремя, то никакого захламления земли и не будет. А если перевозчики не выдерживают график, то зачем перекладывать с больной головы на здоровую?
Спустя несколько лет после старта «мусорной реформы» по-прежнему остро стоит проблема с обеспечением площадками для сбора крупногабаритных отходов. Здесь черепашьим шагом вопрос решается, но такими темпами до порядка еще очень и очень далеко. В ряде районов до сих пор не хватает даже стандартных контейнеров. Хотя их было закуплено куда больше необходимого, о чем мы писали в статье «Абсурд за бюджетные деньги» в №7 (59) от 1 марта 2023 г. https://orelsredaplus.ru/absurd-za-byudzhetnye-dengi/ В чем проблема перераспределить контейнеры по районам и закрыть дефицит за счет тех, которые оказались не нужны в Орле? На этот вопрос, увы, опять ответа никто не дал.
Перечисление недостатков на областном комитете получилось довольно внушительным: это и нехватка транспорта у перевозчиков, и недостаток перегрузочных станций, который непосредственно связан с проблемами логистики. Но особо в этой череде выделяется следующий парадокс. С одной стороны, мощностей мусоросортировочных предприятий больше, чем необходимо для нашего региона. Напомним, в области образуется 200 тысяч тонн отходов в год. А с другой стороны, главные по мощностям сортировки сконцентрированы под Орлом (из-за чего мусор приходится возить со всех концов региона). И с третьей стороны, львиная доля отходов идет только на один из двух имеющихся под Орлом комплексов. В итоге на бумаге сортировочных мощностей в избытке. А в реальности «Экополис» не справляется в полном объеме с поступающими отходами и сваливает их на карты захоронения вообще без сортировки (о чем неоднократно писало наше издание).
Начинать нужно со схемы
Перечисление проблем в сфере обращения с ТКО председатель комитета по ЖКХ облсовета Сергей Кутенев связал с низким качеством действующей территориальной схемы, которая является для регоператора «Зеленой рощи» основным документом. Депутаты считают, что терсхема требует детальной и неформальной переработки. Дальнейшее игнорирование необходимости внесения корректировок в этот документ чревато социальными проблемами, – отметили депутаты. С 1 января 2025 года вносятся новые правила работы с терсхемой. Уже сейчас нужно готовиться к этому нововведению и скорректировать все цифры исходя из реальных данных. (Напомним, мы неоднократно писали, что даже объем мусора в орловской территориальной схеме на протяжении нескольких лет был указан неверно). Не говоря уже о реальных возможностях сортировочных комплексов – которые, опять же, по мнению депутатов, надо прописывать исходя из реальной штатной численности предприятий и реальной производственной мощности. А не как получилось с «Экополисом», который уже полгода не может выйти на заявленные мощности сортировки из-за кадрового дефицита. Также в терсхеме необходимо указывать реально имеющиеся полигоны и действующие комплексы. Необходимо оптимизировать и логистику потоков ТКО. Это влияет на множество параметров, начиная от износа дорог (а весной и осенью вводятся ограничения на грузоподъемность техники, которая двигается по основным трассам) и заканчивая работой оборудования на сортировочных комплексах, которое изнашивается, ломается и нуждается в плановом ремонте.
Необходимо прописать в территориальной схеме потенциальные места размещения новых полигонов, сортировочных комплексов и станций перегрузки как для привлечения бизнеса, так и для возможности области самостоятельно создавать такие объекты на базе регионального оператора. Причем все детали должны быть взаимосвязаны. А с взаимосвязью у чиновников беда-беда. По заявлению руководителя комплекса «ЭкоСити» Юрия Парахина, один только его завод вполне успешно сортировал по 120 тысяч тонн отходов в год. На 2024-й предприятию выделили «квоту», согласно территориальной схеме, всего на 9 тысяч тонн отходов. Как при таком отношении можно завлекать инвесторов? Ведь бизнесмены прекрасно видят, что власти могут задушить любое начинание одной строчкой в схеме. И тут вдруг предпринимателям говорят: приходите, развивайте свой бизнес! Вы бы пошли? Ведь информация о происходящем на «ЭкоСити» находится в свободном доступе! Любой вменяемый инвестор прочтет, как уничтожают работающее производство, и примет прочитанное к сведению, прежде чем принимать решение о вложении своих средств в создание новых мощностей в нашем регионе. И это лишь одна из рукотворных проблем, лежащих в основе мусорного коллапса. При этом на комитете руководитель облдепартамента ЖКХ, ТЭК и энергосбережения Сергей Латынин не стал рассказывать, за какие тяжкие грехи «ЭкоСити» урезали объем переработки и фактически поставили предприятие на грань закрытия.
Новый полигон
Также на комитете затронули и беду, о которой говорилось и писалось неоднократно практически с самого старта «мусорной реформы». В Орловской области острая нехватка полигонов для захоронения так называемых «хвостов» (отходов, которые прошли сортировку и из которых удалось извлечь все возможное для повторной переработки и использования). Здесь же рядом проблема дефицита предприятий, которые бы использовали вторсырье в своем производственном цикле. Мы очень подробно описывали проблему таких заводов в статье «Орлу не хватает мусора?» в №4 (42) от 19 октября 2022 г. https://orelsredaplus.ru/orlu-ne-hvataet-musora/, так что повторяться не будем. Тем более что со времени выхода материала ничего кардинально в этом направлении не поменялось – новых заводов по переработке вторсырья в регионе не прибавилось. Напротив, реализовать отобранное стало гораздо сложнее. Из-за чего предприятие «ЭкоСити» даже снизило процент отбора вторсырья с 60% до 15%. На этом же уровне – 15% (по бумагам!) – работает и новый завод «Экополис». То есть даже имеющиеся полигоны заполняются гораздо быстрее расчетных цифр. А это означает, что региону не просто остро нужны новые места захоронения «хвостов» – их нужно гораздо больше изначально запланированного, ведь и процент отбора вторсырья не удается довести до плановых значений.
Пару слов о новом полигоне рассказал на комитете руководитель облдепартамента ЖКХ, ТЭК и энергосбережения Сергей Латынин. Область не оставляет надежду построить еще один полигон по концессионному соглашению. Сейчас в работе как раз такой проект. Земельный участок уже подобран, и сейчас идет оценка возможностей передачи земли под будущим полигоном из муниципальной собственности в областную, чтобы была возможность реализовать проект. Увы, никаких подробностей насчет того, где именно появится новый полигон, не прозвучало.
Также надежды на улучшение ситуации связывают с изменением федеральных законов. В частности, в регионе могут появиться перегрузочные площадки. «Почему «Зеленая роща» не смогла реализовать свои предложения по инвестициям? Потому что перегрузка не вошла в тариф. Законодательство по тарифу формировалось после того, как отбирался регоператор, и никто не мог предположить такую ситуацию. Сейчас этот вопрос, я надеюсь, должен скоро решиться. Кроме того, в тарификации будут и другие изменения. И пока не будет единой организации, которая и вывозит отходы, и отвечает за чистоту контейнерных площадок, мы не сможем навести порядок», – пояснил Сергей Латынин.
Еще один важный момент – это запрет на движение большегрузного транспорта по дорогам области во время весенней и осенней распутицы. Сейчас мусоровозы дважды в год вынуждены свозить отходы со всей области под Орел на сортировку полупустыми. Иначе они нарушат запрет на проезд большегрузов. На федеральном уровне, по словам Латынина, прорабатывается норма, которая позволит тяжелым мусоровозам ездить круглый год. При этом по этой теме пока так и не пришли к единому мнению – ведь запрет вводится, чтобы сохранить трассы. И тяжелые мусоровозы просто добьют и без того не самые ровные и качественные дороги. Остаться без дорог или вовремя вывозить весь мусор – пока еще идут споры. Однако расчет количества и грузоподъемности транспортных средств при проведении последующих конкурсов на отбор перевозчиков необходимо будет проводить с учетом этих ежегодных ограничений, – напомнил Сергей Латынин.
Смысл в полигонах, если нет сортировки?
Неожиданное продолжение получила тема полигонов после вопроса депутата Руслана Перелыгина. Он поинтересовался, почему профильный департамент усиленно пиарил открытие нового сортировочного комплекса «Экополис», в составе которого есть и «высокотехнологичный полигон»? По факту же депутаты видят, что на «высокотехнологичный» полигон сваливаются отходы, не прошедшие сортировку. Да и сама технология не имеет ничего общего с презентациями, которые показывали накануне открытия. В частности, на картах захоронения нет никаких брикетов – мусор сваливают как попало.
Сергей Латынин ответил, что контролировать все процессы должны соответствующие федеральные структуры. Ни его департамент, ни регоператор не могут вмешиваться в этот процесс. Довольно странное заявление. Особенно если учитывать, что работу соседнего сортировочного предприятия «ЭкоСити» почему-то тот же регоператор вполне может контролировать. О чем шла речь на одном из предыдущих комитетов и о чем мы также писали в своих статьях. Удивительная выборочность в применении одних и тех же законов. Тут полномочия и все рычаги воздействия есть, а тут внезапно только федеральные надзорные органы могут проводить контроль!
При этом Сергей Латынин настаивает на том, что «Экополис» получит денежные средства лишь за тот объем, который был отсортирован и захоронен согласно утвержденной технологии. А была ли соблюдена технология, будет проверять соответствующий надзорный орган. При этом в территориальной схеме прописан процент сортировки 35%, именно этот показатель и будут требовать от «Экополиса», – подчеркнул Латынин. Но итоговый процент (сколько по факту отсортировали на «высокотехнологичном» предприятии) по необъяснимой причине можно будет посмотреть лишь по завершении года.
Перераспределение потоков
Очень характерный штрих – это тот факт, что некоторые проблемы с вывозом отходов могут быть отрегулированы профильным департаментом. На это в своем выступлении обратил внимание депутат Евгений Косогов.
Евгений КОСОГОВ
Именно облдепартамент внес корректировку в схему обращения с ТКО, согласно которой львиная доля мусора пошла на сортировку «Экополису». При этом точно такое же предприятие «ЭкоСити» оказалось загружено по минимуму. Если разделить поток, то удастся решить сразу несколько серьезных проблем. Во-первых, возрастет качество сортировки. Уже более полугода завод «Экополис» не справляется с тем объемом мусора, который туда поступает. Очевидно, что эту проблему необходимо решать, и решение лежит на поверхности – просто перенаправить часть отходов на соседний завод. Но департамент с невероятным упорством продолжает «прессовать» «ЭкоСити», не давая ему работать в полную силу. И при этом «Экополис» явно не в состоянии выдержать хлынувший на новое предприятие поток мусора. Почему департамент упорно не хочет слышать предложения депутатов? Этот момент мусорного бардака – целиком и полностью рукотворная часть происходящего. И также может быть исправлен одним росчерком пера.
Во-вторых, разделение потоков на два равных позволит решить еще одну давнюю и серьезную беду, о которой не раз говорилось на разных уровнях. И Евгений Косогов еще раз об этом напомнил. Направление львиной доли мусоровозов на один из сортировочных заводов приводит к образованию очереди. Так было на «ЭкоСити», теперь такую же картину можно наблюдать на «Экополисе». Машины тупо стоят в очереди на разгрузку, теряя драгоценное время. Водители могли бы совершить еще один рейс и не допускать мусорных завалов. Но вместо этого они выполняют волю чиновников из департамента и стоят-стоят-стоят. Опять же одним росчерком пера можно было бы решить эту проблему и разделить поток, тем самым существенно сократив время ожидания в очереди на сортировку и увеличив число рейсов мусоровозов. Но чиновники, как бетонные цитадели, стоят на страже беспорядка и не хотят использовать имеющиеся у них рычаги исправления ситуации.
«Старые песни о главном»
Руководитель облдепартамента ЖКХ, ТЭК и энергосбережения Сергей Латынин в своем объемном выступлении отметил, что ситуация в разных муниципальных образованиях разная. Есть районы, где с вывозом ТКО проблем не возникает: Глазуновка, Покровское и ряд других. Среди проблемных – Мценск и Орел. По мнению Латынина, это говорит не о неправильном подходе регоператора или департамента, а о комплексной проблеме всех служб. Чиновник вкратце рассказал, что на федеральном уровне прошел штаб, посвященный проблеме ТКО. Ведь многие беды удалось бы решить, если закрыть имеющиеся в законах дыры и противоречия. Анализ, проведенный на уровне министерства, показал, что, если в крупных городах за вывоз ТКО и за содержание контейнерной площадки отвечает одна организация, а именно регоператор, – в этих населенных пунктах проблем нет. В Орловской области пока в этой сфере иллюстрация к басне про лебедя, рака и щуку. Латынин подробно рассказал очевидные вещи, забыв пояснить: когда же у нас произойдет чудо и за все будет отвечать один регоператор? В который раз чиновник вспомнил про то, что на контейнерные площадки привозят строительный мусор, покрышки и прочие отходы, которые к ТКО не относятся. Эти отходы ложатся на плечи муниципалитетов, которые должны вывозить такие отходы за свой счет. Однако бюджет того же Орла не позволяет заключить контракт на вывоз «лишнего» мусора. По словам Латынина, весной регоператор взял на себя вывоз таких отходов со смешанных свалок.
Еще один момент, на который указал в своем выступлении господин Латынин, – это нехватка уже установленных контейнеров и бункеров. В качестве примера была приведена площадка на Авиационной при выезде на Комсомольскую. Там стоят и контейнеры для мелкого мусора, и бункеры для КГО. Анализ показал, что окрестные дома образуют столько мусора, что его надо вывозить не один раз в день, а два раза в день. Нужно либо расширять уже существующую, либо строить новую площадку. Для расширения нужно снести расположенные по соседству незаконные гаражи. И практически по каждой точке возникают такие вопросы, и прорабатывать их приходится совместно. Но средств бюджета на все не хватает, – отметил Латынин.
Сергей Кутенев отметил, что на людей вину переложить нельзя, так как жильцы платят за вывоз. И если они не могут положить пакет с мусором в битком набитый контейнер и просто вынуждены его класть рядом, то в этом нет ни вины жильцов, ни вины муниципалитета. Именно переполненность контейнеров вызывает волну негатива. В качестве примера председатель комитета вынужден был привести свой личный опыт общения с регоператором. Подписан договор на вывоз мусора. Однако в соответствии с графиком мусор не вывозится. Приходится звонить в «Зеленую рощу» и решать вопрос. Например, требовать не начислять плату за невыполненную работу по вывозу мусора. При этом отказаться от услуг «Зеленой рощи» невозможно. И каждый раз при обсуждении проблем с отходами с трибун рассказывают о том, что плохие граждане несут на площадки тот мусор, которого там быть не должно. Но почему не навести порядок с регоператором? Почему не наладить вывоз того мусора, который входит в тариф и за который люди исправно платят? На августовской сессии облсовета «мусорный вопрос» еще раз озвучат в рамках «часа контроля».
Плюс городские беды
Продолжение жаркой дискуссии (правда, уже совсем иным составом участников) развернулось на городском комитете по ЖКХ. В этот раз народные избранники обсуждали ситуацию с представителем самого регоператора – с главным консультантом «УК «Зеленая роща» Александром Филатовым. Он напомнил, что вывоз мусора в Орле осуществляется четырьмя перевозчиками. «Ситуация с вывозом мусора несколько различается по разным районам города. Так, минимальное количество обращений поступает по Советскому району. Несколько больше по Заводскому и Железнодорожному. В Северном районе ситуация промежуточная», – рассказал Александр Филатов. По его мнению, в основном проблемы в состоянии территорий, прилегающих к контейнерным площадкам частного сектора. Которые используются для складирования разнородного мусора, в том числе не относящегося к ТКО.
«Регоператор «Зеленая роща» делает вывоз мусора и составляет акт о том, что на территориях, прилегающих к контейнерным площадкам, находятся смешанные отходы, не относящиеся к ТКО. Составлено уже порядка 70 таких актов. Они переданы в адрес органов местного самоуправления. Но практических мероприятий по актированию данных фактов со стороны администрации города пока нет. Соответственно, «УК «Зеленая роща» не имеет полномочий (оснований тарифных и правовых) заниматься организацией вывоза отходов, которые к ТКО не относятся. Сейчас ситуация довольно сложная в Заводском и Железнодорожном районах именно по этой проблематике», – вкратце рассказал Александр Филатов.
Слово взял председатель профильного комитета Илья Жуков. Он отметил, что в некоторых районах дошло до того, что невозможно отсыпать края дороги (конкретно – на округе Жукова по улице Лазо) из-за того, что там свален мусор. Городской парламентарий в очередной раз задал вопрос: «Когда в городе будет чисто?»
Отвечая на вопрос народного избранника, Александр Филатов рассказал, что в первой половине лета на основании актирования многие десятки адресов подобных скоплений разнородных отходов были вывезены регоператором. Основанием стали подписанные администрацией Орла акты о признании отходов смешанными коммунальными. Они были вывезены, минуя сортировки, непосредственно на полигон для захоронения. Со второй половины лета актирование по данному направлению свалок, назовем их так, прекращено. Регоператор оснований вывозить не имеет.
Илья Жуков возмущен, что в жару, когда температура достигает более 30 градусов, весь невывезенный мусор источает ужасный запах.
Представитель регоператора пытался объяснить это тем, что администрация не согласна считать эти отходы некоммунальными и полагает, что регоператор за счет «непонятных ресурсов» должен вывозить их самостоятельно. У «Зеленой рощи» нет средств, чтобы вывозить эти отходы, – раз за разом повторял Александр Филатов.
Брянск – как другое государство
Зампред горсовета Сергей Себякин также отметил неудовлетворительную работу регоператора. Он напомнил, что вместе с депутатами делает объезд контейнерных площадок, и каждый раз пред ними предстает одна и та же картина. Лежит неубранный мусор. Причем не КГО, не строительный (по которому нужны дополнительные акты). Депутат отметил, что не вывозятся ТКО, вывоз которых оплачен жителями. Депутата интересовало, почему не пересматриваются схемы вывоза? Ведь очевидно, что существующих рейсов не хватает для того, чтобы убрать все контейнерные площадки вовремя и в полном объеме. Сергей Николаевич рассказал собравшимся, что вместе с коллегами и с сотрудниками городской администрации побывал в Брянске, чтобы посмотреть, как у них обстоят дела с вывозом мусора. Народный избранник подчеркнул, что такого безобразия, как в Орле, там нет, и задал вопрос «Зеленой роще» о предпринимаемых мерах по улучшению ситуации в городе. Также Сергей Себякин попросил администрацию города последовать опыту соседей из Брянска и подать в суд на регоператора, в нашем случае – на «Зеленую рощу». В частности, соседям в Брянске удалось обязать регоператора вывозить листву, ветки и смет с улиц.
Александр Филатов отметил, что в сравнении с Брянском в нашей области очень мало полигонов. Он отмечает, что там 13 полигонов, в то время как в нашем регионе два с половиной. Брянский регоператор в итоге получает возможность как раз и направлять часть средств на вывоз разнородных отходов, организовывать собственную инвестиционную деятельность. На Орловщине львиная доля средств уходит на ГСМ, так как возить приходится со всей области на имеющиеся два полигона. В связи с чем наши перевозчики вынуждены отправлять мусор за десятки километров от мест накопления – средств на другие цели просто не остается. Также не удается и найти допсредства на то, чтобы заплатить побольше перевозчикам. В итоге кто-то (как «ЭкоТранс») справляется путем гениального менеджмента, но большинство не выдерживает. В этом принципиальное различие ситуации в Орле и в Брянске – изначально неправильный «скелет», на который уже крепится все остальное, – отметил Филатов.
Секреты большие и маленькие
Еще один показательный момент: Александр Филатов часть вопросов переадресовал в профильный департамент. В частности, что касается изменения графиков и схемы вывоза отходов, поскольку, по мнению выступающего, сам регоператор заставить перевозчиков делать больше рейсов не может. Внезапно в поддержку регоператора выступил и депутат Владимир Букалов. Он отметил, что во многом вина в происходящем лежит на профильном облдепартаменте, где не смогли за столько лет создать работающую систему по вывозу отходов. Везде говорят, что ветки и строительные отходы орловцы должны вывозить самостоятельно. Но почему не объяснят людям, что же делать? Жечь запретили, а куда девать все, что накапливается в частном секторе – у многих жителей ответа нет. Пожилые люди не пользуются интернетом и не могут найти координаты перевозчиков, которых можно нанять для вывоза образовавшихся отходов.
Также в облдепартамент Александр Филатов переадресовал и все вопросы касательно нормативов образования ТКО в частном секторе и в многоквартирных домах. Ни по структуре отходов, ни по их количеству данных у регоператора нет. Соответствующие исследования заказывал облдепартамент. Что в итоге вошло в замеры и что жители вправе требовать вывозить – знают только областные чиновники.
Еще одна беда, о которой ранее уже говорилось на областном комитете, что в регионе, по сути, создана система ручного управления. Перевозчики не выполняют условия договоров, подписанных с юридическими лицами. Руководителям предприятий приходится лично звонить руководителю «Зеленой рощи» и напоминать о необходимости вывозить отходы. По-хорошему, как отметили депутаты, с такими перевозчиками нужно было бы давно порвать все отношения, но альтернативы им нет. Ответа по этой ситуации не последовало.
В итоге народные избранники предложили создать комиссию из числа перевозчиков, сотрудников городской администрации, депутатского корпуса для решения первоочередных вопросов, сложившихся с вывозом мусора. Планируется, что комиссия будет собираться еженедельно. Пока же городские парламентарии вновь признали работу регоператора неудовлетворительной.
Сергей МИЛЯХИН
Фото автора, ул. Комсомольская, 191, 16.08.2024