№34 (176) от 1 октября 2025 г.
Откровенный и жесткий разговор о накопившихся проблемах на заседаниях комитетов облсовета удается услышать довольно редко. В этот раз, как говорится, «прорвало» главврача стоматологической поликлиники, где, собственно, и проходило выездное заседание комитета облсовета по здравоохранению. Причем проблемы, о которых услышали депутаты, характерны не только для этого лечебного учреждения. Если их удастся решить, то спасибо скажут и в других поликлиниках. Впрочем, речь шла не только о бедах людей в белых халатах. Звучали и предложения, как улучшить ситуацию для пациентов. Тем более, что обозначенные предложения вполне по плечу областному бюджету.
Море бюрократии
Главный врач областной стоматологической поликлиники Сергей Болгов начал с проблемы, от которой стонут не только медики, но и учителя, тонущие в море бюрократии. Заполнение бумаг отнимает столько времени, что просто ужас. И самое главное – это море бюрократии никак не улучшает качество оказания медпомощи. Например, только прием пациента требует оформления ШЕСТИ различных бумаг с подписью самого заболевшего.
«За мою карьеру количество бумаг, которые не относятся к медицинской деятельности учреждения, составляет порядка 50%. Мы отвечаем за все. Если раньше бумаги были медицинской направленности, то сейчас они приходят из всех организаций, и все требуют немедленного ответа, исполнения. Все ресурсы, которые есть в медучреждении, отвлекаются на ответы в бесчисленные ведомства. И главврач персонально отвечает в итоге за все! Такая ответственность привела к тому, что по области у нас, если не ошибаюсь, не хватает 15 главврачей. Люди, которые отвечают за здравоохранение, просто не хотят такой ответственности. Все говорят о главврачах как о большой зарплате. У нас в районах есть врачи, которые имеют по 50 тысяч. Просто как врачи. Зачем ему идти главврачом? По майским указам – 90 тысяч. Если мы сейчас поднимем приглашенных на комитет главврачей из районов и зададим вопрос нескромный – они наверняка получают меньше, чем рядовые врачи. С кем вы собираетесь поднимать здравоохранение по области? Я раньше много ездил по области и видел больницы. Сейчас стоят 3-4-этажные здания, где на первом этаже 5-10 человек. Поэтому разговор о том, чем у нас заняты главврачи – надо к этому внимательно прислушаться. Складывается впечатление, что государственная медицина уходит если не в яму, то в глубокое пике», – отметил Сергей Болгов. Напомним, речь перед его выступлением зашла о том, что на главврачей возложили обязанность контроля за стройками и ремонтами медицинских учреждений. Мы уже рассказали читателям об этой теме в номере №33 (175) от 24 сентября 2025 г. в статье «Главврач на прораба не учился» https://orelsredaplus.ru/glavvrach-na-proraba-ne-uchilsya/
Жесткая конкуренция
Что касается поликлиники, где проходил комитет, то она имеет три филиала, а коллектив насчитывает более 400 человек, в том числе более 100 врачей. Кроме стоматологической, здесь оказывают и ортопедическую помощь (на платной основе). Стоматологическая поликлиника является клинической базой для медицинского института ОГУ – только за последние несколько лет штат пополнили 24 выпускника нашего учебного заведения. Разговор с молодого пополнения перешел еще на одну проблему – мало кто из выпускников остается работать в государственной медицине.
«Молодые врачи не всегда остаются в поликлинике. Факторов здесь много. Новое поколение – не плохие и не хорошие. Они просто другие, потому что привыкли жить в комфортной среде. Плюс мы не забываем, что работаем в самой конкурентной среде. Более 100 частных кабинетов стоматологических в городе Орле. Это очень жесткая конкурентная борьба. Практически все стоматологи совмещают. В жесткой борьбе мы занимаем свою нишу, хоть и небольшую, но довольно значимую, и оказываем медпомощь населению Орла. Поликлиника имеет возможности для физиолечения, для ортопедического лечения. У нас есть все современные методы лечения и протезирования – и виниры, и металлокерамика. Практически все врачи имеют категорию. Хирургия широко представлена. Мы также оказываем помощь пенсионерам. К сожалению, программа не очень широко представлена – только для пенсионеров по старости, которые не имеют никаких льгот. Сейчас рассматривается вопрос по поводу оказания медпомощи участникам СВО. Вы знаете, выделены средства на каждого участника СВО, и мы ждем получения этих денег. Надеемся, где-то в октябре начнем принимать первых пациентов – там контингент сложный, непростой. И раненые есть. Но будем оказывать помощь. На что бы еще хотелось обратить внимание – на молодые кадры. У нас много молодых, которые обучаются на разных направлениях, и вы знаете, я несколько лет назад не поверил бы, что у нас будет свой институт. А сейчас я возглавлю там кафедру. У молодых людей есть все шансы стать специалистами в родных пенатах. В районах практически закрыта потребность в стоматологии. Все районы имеют по 2-3 стоматолога – все это благодаря нашему институту», – рассказал Сергей Болгов.
«Хотели как лучше, а получилось как всегда»
Чтобы каждого пациента принять, нужно заполнить 6 различных бланков! – отметил Сергей Болгов. Макулатуру сдают тоннами. И тут вскрылась одна из самых болезненных для системы здравоохранения проблем. В жизнь начали активно внедрять компьютерные технологии. И то, что было гладко на этапе проектов, при реализации оказалось вовсе не гладким. Вот как описал ситуацию от первого лица главврач поликлиники:
«Самая большая проблема, это, наверное, проблема записи через Госуслуги. Масса пациентов, которые молодые, они легко записываются и также легко не приходят. А масса пожилых пациентов, которые приезжают из районов, попадают в ситуацию, что нет ни одного окна – все в электронной записи закрыто. Проблемы приходится решать в ручном режиме. У меня было обращение к предыдущему руководителю депздрава, чтобы снизили порог электронной записи. Но, к сожалению, есть приказ Минздрава, который обязывает находиться в определенном соотношении – 65% электронной записи. Определенная дилемма. Хочется помочь людям, но ты не можешь этого сделать, так как запись на день вперед вся расписана. Может быть, выступить с инициативой, чтобы дать возможность медучреждениям самим решать, какой процент отдавать под электронную запись. Или сделать какой-то механизм влияния. У нас даже обзвон есть. Сотрудники обзванивают пациентов, спрашивают: «Вы записались – придете или нет?» – и все равно не приходят. Мы теряем время. Мы теряем деньги. Ведь ждем – вдруг человек опоздал. Но следующего уже не успеваешь принять. Процент тех, кто не приходит, очень большой. Раньше была возможность заблокировать запись человека. Если два раза записался и не пришел, программа позволяла блокировать. Сейчас такого нет. Есть пациенты, которые сразу к трем врачам записаны. Думает, что он успеет, поэтому записывается на три времени – через каждый час. Может быть, депутатский корпус поддержит нас в этом вопросе и сделает так, чтобы мы в нашей программе могли ставить блоки на пациентов, которые записываются и не приходят», – описал ситуацию Сергей Болгов.
Присутствовавший на комитете и. о. руководителя депздрава Владимир Николаев подтвердил, что процент записи в электронном формате прописан на уровне министерства, и департамент никак на него повлиять не может. Департамент не раз задавал вопрос и всегда получал ответ: контролируйте обзвонами. Никаких санкций к людям, которые не приходят, применить нельзя. Равно как и не удается снизить тот процент, который необходимо оформлять в электронном виде. Также департамент вряд ли может выступить с инициативой о внесении изменений в программное обеспечение. Но проблема существует, и необходимо искать решение.
Депутат Светлана Ковалева предложила для понимания масштаба проблемы и разработки решения все же предоставить руководству стоматологической поликлиники конкретные цифры – сколько именно пациентов записались на прием и затем не явились. Дело в том, что очень сложно решать проблему без конкретных цифр на руках. Также депутаты предложили штрафовать человека, если он записался к врачу и не пришел на прием. В ряде стран, например, существуют баллы, которые отражаются на страховке. Если пациент пропускает прием, то в следующий раз стоимость лечения, покрываемая страховкой, будет существенно ниже, и это дисциплинирует.
Но самым эффективным для решения данной проблемы является внесение предоплаты. Когда человек вносит определенную сумму за запись к врачу, и эта сумма не возвращается пациенту в случае пропуска визита к специалисту. Правда, с государственной клиникой это вряд ли сможет сработать. А вот широко распространенная в Европе технология «листа ожиданий» может дать определенный эффект. Пациентов обзванивают за час до визита. И если человек отказывается приходить на прием, то вместо него приглашают человека из «листа ожиданий». То есть, по сути, не надо внедрять ничего нового – достаточно «доработать напильником» уже действующую сейчас систему. И опять же вместо штрафов можно внедрить практику «черных списков», куда попадают люди, неоднократно пропускавшие прием по предварительной записи. В следующий раз им будут предлагать только самое неудобное и невостребованное время, например в конце дня, или же вносить их в тот самый «лист ожидания», о котором говорилось чуть выше. В любом случае, есть проблема и есть несколько вариантов ее решения. А вот захочет ли депздрав заниматься решением – это пока открытый вопрос.
Новая реальность
Еще одна беда, на которую попытался обратить внимание депутатов главврач, это закупка оборудования и расходных материалов. Впрочем, эта проблема далеко не новая, и характерна не только для стоматологии. После введения санкций большинство крупных европейских, американских и японских брендов заявили об уходе с российского рынка. С учетом того факта, что до санкций российский стоматологический рынок был сильно зависим от импортного оборудования и материалов, уход ключевых игроков создал системный кризис, затрагивающий как государственные, так и частные клиники. Причем речь не только о закупках нового оборудования, но и о ремонте, а также запчастях для уже поставленных импортных аппаратов. Здесь же стоит учесть тот факт, что государственные клиники более зарегулированы в плане госзакупок, и им сложнее перестроиться на новые каналы поставок, а также учесть все новые требования, которые необходимо прописывать в конкурсной документации. Но тем не менее помощь пациентам даже в таких непростых условиях не останавливается.
«Оборудование 10 лет назад и сейчас – это совершенно разные цифры, если покупать. К сожалению, не все позиции представлены сейчас в РФ. Плюс оборудование стало, к сожалению, недолгослужащим. 3-5 лет – и оно выходит из строя. Мы вынуждены тратить значительные средства на замену. У нас в стране всего два завода по анестезии. И когда госконтракт заключают, они сразу говорят, что будет задержка поставки. Это сложности мелкие по сравнению с другими, но эти сложности сказываются на людях, которые хотят получать качественную услугу», – отметил Сергей Болгов.
На комитете прозвучали и конкретные предложения – что поликлиника со своей стороны могла бы сделать для орловцев. Так, главврач предложил расширить список лиц для льготного протезирования, включив туда дополнительные категории граждан, помимо пенсионеров по старости. Например, в советские времена были такие очереди. И сейчас можно просто возродить уже существовавшую систему помощи. Ведь протезирование зубов сейчас – очень недешевая услуга. И многим она в прямом смысле «не по зубам». На комитете конкретные группы льготников не назывались, но примерно была обозначена сумма, которая потребуется из бюджета области, – около 10-15 миллионов на эту строку. Депутаты поддержали инициативу, тем более что сумма вполне по силам региональной казне.
Сергей МИЛЯХИН