№41 (138) от 27 ноября 2024 г.
Депутаты профильного комитета горсовета согласовали предложение администрации по увеличению на 4 рубля платы за проезд в общественном транспорте. Реакция на эту новость у рядовых орловцев в социальных сетях и у депутатов при обсуждении вопроса была довольно схожей. Каждый раз при обсуждении повышения платы за проезд возникает вопрос: будет ли улучшаться качество работы общественного транспорта? Жители хотят видеть соблюдение графиков, маршрутов и просто иметь возможность не опаздывать на работу из-за давки в тесных «ГАЗельках». Мы подробно писали об этом в статье «В людской толпе, на остановке, проходит молодость моя!» в №35 (132) от 16 октября 2024 г https://orelsredaplus.ru/v-lyudskoj-tolpe-na-ostanovke-prohodit-molodost-moya/ Но при обосновании повышения платы за проезд речь о наведении порядка, увы, не идет.
Плюс четыре рубля за поездку
Сейчас в Орле действует тариф – 25 рублей по безналичному расчету и 28 – при оплате наличными. В городскую администрацию обратились ИП, работающие в сфере пассажирских перевозок, которые предоставили все необходимые расчеты и обоснования. Так, за минувший год существенно подорожали расходы на износ ТС, материалы для ремонта, ГСМ, техническое обслуживание и еще целый ряд параметров, таких как зарплата, износ шин и еще целый ряд статей. При этом учитывалась специфика работы различных видов городского транспорта – просчитывалась работа ЛИАЗов, ПАЗиков, ГАЗелей, работающих как на дизельном, так и на газомоторном топливе. Считалась как цена новых автобусов, так и амортизация, которая для разных видов машин различна. Мэрия произвела необходимые расчеты, и выяснилось, что экономически обоснованная плата должна быть 38 рублей при наличном расчете и 35 – при безналичном. Увеличение платы более чем на треть было решено не принимать и ограничиться 16% – на уровне роста МРОТ, по данным официальной статистики.
Заммэра Алексей Степанов рассказал, что аналогичный тариф на городские пассажирские перевозки, принятый в других областных центрах ЦФО, превышает предлагаемый размер тарифа в Орле. Так, в Липецке при наличной оплате стоимость проезда в общественном транспорте составляет 34 руб., при безналичной оплате — 29 руб.; в Смоленске – безальтернативно – 38 руб.; в Воронеже – 33 руб. и 31 руб., в Ярославле – 38 и 34; в Калуге – 35, в Брянске – 30; в Курске – 33 руб. и 27 руб.», – отметил Алексей Степанов. Хотя в ряде городов (Смоленске, Калуге, Брянске) цена проезда не зависит от способа оплаты, в Орле решили оставить сложившуюся систему, так как оплата по карте быстрее, и водитель меньше отвлекается на подсчет купюр и монет, чтобы отдать пассажиру сдачу. Это влияет на безопасность движения и уменьшает время оплаты. Это же тему развил в своем выступлении и председатель комитета Владимир Бутусов. Он предложил администрации города развивать на остановках транспорта систему терминалов безналичной оплаты: «Чтобы можно было безналично оплачивать и одну поездку, и многоразово, как в Москве – там вообще запрещено принимать наличку в транспорте». Руководитель МУП «ТТП» Игорь Косолапов подтвердил, что уже сегодня доля безналичных платежей в муниципальном транспорте значительно превышает долю монет и купюр – порядка 90% орловцев предпочитают платить за проезд «пластиком». «Для этого мы продолжаем ставить терминалы оплаты в салонах», – сказал руководитель транспортного предприятия.
Когда же будет порядок?
Депутат Сергей Елесин отметил, что обоснование тарифа, увы, никак не увязано с качеством предоставляемых населению услуг.
Сергей Елесин
«Динамика роста тарифов есть, а качество поездок не только не улучшается, но наоборот становится только хуже. Графики движения по вечерам исполняет только ТТП. После 7-8 вечера добраться на маршрутке до тех мест, где не ходит транспорт ТТП, практически невозможно. Мы идем на встречу перевозчикам и учитываем все затраты, обоснованные методиками Минтранса. Тут все обосновано. Но вот по качеству исполнения муниципальных контрактов – большие вопросы. Если бы перевозчики выводили на линию автобусы согласно заключенным контрактам по выигранным им аукционам, то ситуация была бы совершенно иной. У наших властей нет механизма, чтобы наладить работу перевозчиков? Почему-то в соседних областях, которые тут упоминались по размеру тарифов, ситуация сильно отличается от орловской. Я был в некоторых из упомянутых городов – там все ходит минута в минуту и до самого позднего вечера. Я в полдвенадцатого уезжал на маршрутке в Туле, когда там был в последний раз. У нас после восьми уехать невозможно, не то что ближе к полуночи. Почему депутаты должны идти навстречу перевозчикам и повышать тариф, но никто не спрашивает с перевозчиков за качество их работы, за соблюдение графиков?» – задал вопрос Сергей Елесин.
По словам Степанова, комитет по транспорту мэрии взялся за вечернюю работу маршруток, и уже как минимум три претензии частным перевозчикам написаны. При принятии решения о повышении тарифа основной упор делался на МУП ТТП, чтобы поддержать работу муниципалов. Что же касается частников и влияния на их работу, то сейчас рассматривается вариант перевода штрафов с фиксированной суммы (как сейчас) на процент от суммы контракта. Такой штраф, выплачиваемый за каждый зафиксированный срыв графиков и маршрутов движения, по мнению чиновников, уже будет гораздо эффективнее. Но это лишь один из инструментов, которые сейчас рассматриваются.
Также на комитете отметили, что не все частники нарушают графики движения, поэтому увязывать повышение тарифа с нарушителями было бы некорректно по отношению к тем, кто в полном объеме исполняет условия муниципального контракта.
Цена поездки
Депутат Сергей Швалов отметил, что все представленные расчеты увязаны с автобусами. Между тем, у ТТП имеются контактные линии, подстанции и ряд других важных для тарифа моментов. Рельсы, как и контактную сеть, необходимо регулярно ремонтировать и менять по мере выхода из строя. Поэтому интересно – какова себестоимость поездки конкретно на транспорте ТТП?
Руководитель предприятия Игорь Косолапов отметил, что в среднем одна поездка обходится в 58 рублей. Но стоимость колеблется в зависимости от вида транспорта: 37 рублей – троллейбус, порядка 50 с лишним – трамвай и самая высокая на автобусах – 77 рублей. Председатель комитета удивился, что автобусы самые дорогие. Ведь они большой вместимости, и пассажирооборот выше, да и частники вполне справляются с содержанием автобусного парка. К тому же у частников нет ни подстанций, ни другого сложного путевого хозяйства. Да плюс устаревшие технологии – те же подстанции.
Игорь Косолапов ответил, что затраты на организацию движения троллейбуса и трамвая существенно выше только на начальном этапе – когда надо прокладывать пути и устанавливать опоры контактной сети. «А в дальнейшем, в ходе самой эксплуатации по запчастям и по обслуживанию выходит гораздо дешевле автобусов. Да и в целом электротранспорт ломается реже автобусов. Плюс у нас автобусы стоят на территории троллейбусного парка. А вся инфраструктура не предназначена для обслуживания автобусов. Нам приходится исходить из того, что есть, и расходники, и газовое оборудование требуют больших затрат. Плюс зарплата водителей автобусов выше, чем у водителей трамваев и троллейбусов», – пояснил Игорь Косолапов.
Депутат Сергей Швалов предположил, что в городе просто эксплуатируют имеющиеся сети и подстанции без надлежащего обновления. Если посчитать все необходимые затраты на обновление контактных сетей и подстанций и пересчитать тариф с учетом этих вложений, то себестоимость поездки на электротранспорте выйдет уже совершенно иной.
В результате обсуждения профильный комитет поддержал согласование тарифа на разовый проезд, провоз багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Орла:
– при наличном способе оплаты проезда в размере 32 рублей;
– при безналичном способе оплаты проезда в размере 29 рублей.
После согласования на заседании городского Совета 27 ноября администрация города планирует ввести данный тариф на орловском транспорте в начале 2025 года.
Льготный муниципальный проездной
Тесно связанным с предыдущим оказался и вопрос о цене льготного муниципального проездного билета. Напомним, кому предоставлено право на покупку городского проездного:
– Пенсионерам, имеющим страховую пенсию по старости, зарегистрированным в городе Орле, не имеющим ежемесячной денежной выплаты из федерального или областного бюджетов; учащимся очных отделений общеобразовательных и специальных учебных заведений, находящихся на территории города Орла, а также студентам очных отделений высших учебных заведений, находящихся на территории города Орла. Всем перечисленным категориям пассажиров с 1 января будет продаваться муниципальный проездной билет стоимостью 600 рублей, дающий право на 50 поездок. Таким образом, с нового года льготный проездной билет подорожает на 50 рублей.
Кроме того, транспортная льгота доступна проживающим в Орле членам семей (супруги, родители, дети, дети супругов, несовершеннолетние полнородные и неполнородные братья и сестры) участников СВО. Они имеют право на бесплатный проездной с лимитом в 50 поездок.
Муниципальный льготный проездной остается на 50 рублей дешевле единого социального проездного билета (ЕСПБ), действующего в регионе.
После этого комитет рассмотрел предложение по стоимости льготного проездного на сезонные (дачные) маршруты. Его предлагается в 2025 году оценить в 350 рублей.
Председатель комитета Владимир Бутусов предложил администрации города проработать вопрос отмены лимита на бесплатные поездки для членов семей орловцев, участвующих в СВО.
Решение по льготным проездным городской Совет примет на ближайшем заседании 27 ноября.
Сергей МИЛЯХИН
Когда верстался номер
На заседании депутатской группы по Железнодорожному району жители Выгонки обратились с просьбой добавить им транспорта. Орловцы говорили о невозможности доехать до Выгонки или уехать из этого района в часы «пик». Приводили в пример случаи, когда водитель высаживал пассажиров на остановке общественного транспорта «Гипсовый комбинат», объясняя это поломкой автобуса, и те вынуждены были ждать другой транспорт более часа.
Председатель комитета по транспортному обслуживанию населения и связи Роман Юшин рассказал, что Выгонку обслуживает три маршрута: №№ 15, 47, 48. «15 маршрут обслуживает МУП ТТП. Там есть автобусы большой вместимости. Но… немного страдает выпуск. Это связано с непростой финансово-экономической ситуацией на предприятии», – пояснил Роман Юшин.
Пожаловались жители и на работу ГЛОНАСС. Они говорят, что система показывает, что транспорт прибудет условно через 4 минуты, а он приезжает на остановку через 24 минуты.
Учитывая вышеизложенное, народные избранники просят городскую администрацию усилить контроль за исполнением перевозчиками контрактных обязательств в части соблюдения графика перевозок, требований к санитарному состоянию салонов пассажирских транспортных средств, за отображением транспортных средств на интерактивных картах, сервисах и приложениях. Также депутаты настоятельно рекомендуют при выявлении нарушений направлять перевозчикам претензии об их устранении, а в случае неустранения принимать решения о расторжении контрактов.
«Провести мониторинг потребности транспортного обслуживания населения района Выгонки», – говорится в решении депутатской группы.
(…) По всем вопросам, касающимся работы городского общественного пассажирского транспорта, горожане могут обращаться непосредственно в комитет по организации транспортного обслуживания населения и связи администрации города по телефону 43-36-02.
Контроль за работой пассажирского транспорта осуществляется как при помощи системы ГЛОНАСС, приборами которой оснащены все транспортные средства, обслуживающие городские маршруты, так и путем проведения выездных проверок. С перевозчиками-нарушителями ведется как разъяснительная, так и претензионная работа. В течение последнего месяца шести перевозчикам, обслуживающим маршруты, схемы которых проходят по территории Железнодорожного района, были направлены письменные претензии за нарушение условий заключенных с ними муниципальных контрактов.
Пресс-служба Орловского городского совета